Проповедь в Неделю 33-я по Пятидесятнице. Евангелие о Закхее Лк. гл 19, ст . 1-10.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. Кандидат богословия.. .

Проповедь в Неделю 33-я по Пятидесятнице. Евангелие о Закхее Лк. гл 19, ст . 1-10. Неделя подготовительная к Великому Посту. Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца. Собор Костромских святых.

           По- видимому, простое любопытство побудило Закхея, о котором мы слышим в нынешнем, читаемом за Литургией Евангелии, влезть на смоковное дерево, чтобы лучше увидеть мимо ходящего «учителя праведности» Иисуса. Но Сердцеведец видел, что в этом любопытстве Закхея уже зарождалось сознание нечистоты и неправд своих дел, что душа его прониклась к Спасителю все превозмогающей благодатью Божией. Слова Христа: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», производят в душе этого богатого, но всеми презираемого человека, стремительный переворот. Старейшина мытарей (мытарь, евр., - сборщик налогов), муж грешный, как называли его сограждане, с которым не только не хотели, но и боялись иметь какое-либо общение, раскаивается прилюдно, перед всеми, исповедует свои неправды и дает обет перед Господом совершенно изменить весь образ своей жизни: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

             Имя «Закхей», в переводе с еврейского, означает- «праведность, справедливость». Как несуразно оно было в контексте с жизнью этого человека, с какой горькой насмешкой люди думали о том, как назван этот человек и как он живет. Сборщика подати почитались грешными потому, что сама обязанность приучала их к несправедливым и излишним поборам. При этом даже законный сбор, производимый по постановлениям языческой, римской власти, казался несправедливым, т. к. по мнению ревностных иудеев, народ Божий должен был платить дань только Богу. Закхей, более других мог казаться грешным человеком, потому что был старший над мытарями. Многие люди им были унижены, обездолены, притесняемы и вероятно, произносили его имя, принимая его как насмешку и оскорбление, глумление над справедливостью и праведностью.

           Милостивый Господь заглянул в глубину сердца этого человека и показал всем, что не напрасно тот назван святым именем справедливости и праведности. И Закхей, вглядевшись в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия и Божественной правды, бесконечной жалости и сострадания. Взгляд Богочеловека и человека- грешника встретились и человек, сбросив ношу недостойной жизни, предстал перед глазами Правды и Истины способный на покаяние. Он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все эти годы – недостойно предназначения и имени, которое дал ему Бог и его родители. Не побоявшись людского суда, Закхей поверил в свое истинное призвание, а поверив, раскаялся и дал слово исправить свою жизнь, стал действительным Сыном Авраама – отца веры.

           Блажен, кто отзовется на голос Господа, призывающего нас с готовностью принять Его всем сердцем своим, искренним отвращением от греховной жизни и твердой решимостью ходить путем Его спасительных заповедей, не возвращаясь вспять. Сам Господь пришедший взыскать и спасти погибшего скажет ему: «ныне пришло спасение дому сему».

         Сегодня Св. Церковь вспоминает имена новомучеников и исповедников Российских во времена гонений в XX в. жизнь свою за веру отдавших, а так же сонм святых Костромской земли. Вспомним, что они, святые нашей земли, были предками нашими по крови, по Отечеству земному. Образовали, обучили, воспитали, расселили русский народ. Землю нашу они полили потом трудов своих, непрестанной молитвой, они созидали образ русского человека – человека веры и святости, милости и жалости. Человека высокой нравственности и твердости своих убеждений. Молитвой, уподоблением Богу, подвигом исповедничества, примером покаяния, они хранили «Русь златоглавую». «Русью святой» желали видеть свое Отечество и воспитали достойных преемников святости – новомучеников XXстолетия, исповедовавших и запечатлевших свою веру кровью.

         «Кровь мучеников является семенем христианства», - говорил муж церковный Тертуллиан. Царская семья, епископы и священники, миряне и монахи, князья и простолюдины – все явиляются молитвенниками за нас, живущих на этой земле.

Будем же достойны их памяти. Достойными преемниками своих, верных Богу предков. И их призыв: «Русь Святая! Храни веру Православную», поднимем как знамя своего сердца, своей жизни, своих убеждений.

                                                     Прот. Дмитрий Сазонов. Кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

Подробнее...

Статьи

О СНИЛСах

Вопрос:  Отец Дмитрий, обратилась к нам одна женщина и требует, чтобы мы выпустили статью о СНИЛСах. О том, чтобы люди начали массово отказываться от них. Будто бы из-за наличия СНИЛСа человек гарантированно попадёт после смерти в ад. Особенно женщину беспокоит посмертная судьба своих детей и сейчас она собирается добиваться, чтобы пенсионный фонд вычеркнул их из своей базы.
Женщина эта воцерковлена и убеждает, что именно из православных источников почерпнула приведённую информацию. Будьте добры, выскажите хотя бы кратко-кратко своё мнение о проблеме. 

Подробнее...