Проповедь в Неделю 33-я по Пятидесятнице. Евангелие о Закхее Лк. гл 19, ст . 1-10.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. Кандидат богословия.. .

Проповедь в Неделю 33-я по Пятидесятнице. Евангелие о Закхее Лк. гл 19, ст . 1-10. Неделя подготовительная к Великому Посту. Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца. Собор Костромских святых.

           По- видимому, простое любопытство побудило Закхея, о котором мы слышим в нынешнем, читаемом за Литургией Евангелии, влезть на смоковное дерево, чтобы лучше увидеть мимо ходящего «учителя праведности» Иисуса. Но Сердцеведец видел, что в этом любопытстве Закхея уже зарождалось сознание нечистоты и неправд своих дел, что душа его прониклась к Спасителю все превозмогающей благодатью Божией. Слова Христа: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», производят в душе этого богатого, но всеми презираемого человека, стремительный переворот. Старейшина мытарей (мытарь, евр., - сборщик налогов), муж грешный, как называли его сограждане, с которым не только не хотели, но и боялись иметь какое-либо общение, раскаивается прилюдно, перед всеми, исповедует свои неправды и дает обет перед Господом совершенно изменить весь образ своей жизни: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

             Имя «Закхей», в переводе с еврейского, означает- «праведность, справедливость». Как несуразно оно было в контексте с жизнью этого человека, с какой горькой насмешкой люди думали о том, как назван этот человек и как он живет. Сборщика подати почитались грешными потому, что сама обязанность приучала их к несправедливым и излишним поборам. При этом даже законный сбор, производимый по постановлениям языческой, римской власти, казался несправедливым, т. к. по мнению ревностных иудеев, народ Божий должен был платить дань только Богу. Закхей, более других мог казаться грешным человеком, потому что был старший над мытарями. Многие люди им были унижены, обездолены, притесняемы и вероятно, произносили его имя, принимая его как насмешку и оскорбление, глумление над справедливостью и праведностью.

           Милостивый Господь заглянул в глубину сердца этого человека и показал всем, что не напрасно тот назван святым именем справедливости и праведности. И Закхей, вглядевшись в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия и Божественной правды, бесконечной жалости и сострадания. Взгляд Богочеловека и человека- грешника встретились и человек, сбросив ношу недостойной жизни, предстал перед глазами Правды и Истины способный на покаяние. Он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все эти годы – недостойно предназначения и имени, которое дал ему Бог и его родители. Не побоявшись людского суда, Закхей поверил в свое истинное призвание, а поверив, раскаялся и дал слово исправить свою жизнь, стал действительным Сыном Авраама – отца веры.

           Блажен, кто отзовется на голос Господа, призывающего нас с готовностью принять Его всем сердцем своим, искренним отвращением от греховной жизни и твердой решимостью ходить путем Его спасительных заповедей, не возвращаясь вспять. Сам Господь пришедший взыскать и спасти погибшего скажет ему: «ныне пришло спасение дому сему».

         Сегодня Св. Церковь вспоминает имена новомучеников и исповедников Российских во времена гонений в XX в. жизнь свою за веру отдавших, а так же сонм святых Костромской земли. Вспомним, что они, святые нашей земли, были предками нашими по крови, по Отечеству земному. Образовали, обучили, воспитали, расселили русский народ. Землю нашу они полили потом трудов своих, непрестанной молитвой, они созидали образ русского человека – человека веры и святости, милости и жалости. Человека высокой нравственности и твердости своих убеждений. Молитвой, уподоблением Богу, подвигом исповедничества, примером покаяния, они хранили «Русь златоглавую». «Русью святой» желали видеть свое Отечество и воспитали достойных преемников святости – новомучеников XXстолетия, исповедовавших и запечатлевших свою веру кровью.

         «Кровь мучеников является семенем христианства», - говорил муж церковный Тертуллиан. Царская семья, епископы и священники, миряне и монахи, князья и простолюдины – все явиляются молитвенниками за нас, живущих на этой земле.

Будем же достойны их памяти. Достойными преемниками своих, верных Богу предков. И их призыв: «Русь Святая! Храни веру Православную», поднимем как знамя своего сердца, своей жизни, своих убеждений.

                                                     Прот. Дмитрий Сазонов. Кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Павел Острогский (1877-1937)

Протоиерей Павел Острогский родился 7 июля 1877 г. в с. Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельский р-н Костромской обл-ти) в семье потомственных священнослужителей. В 1892-1898 гг. он обучался в Костромской духовной семинарии, после окончания которой два года работал учителем церковно-приходской школы в своем родном Прискоково.

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...