Проповедь в Неделю 33-я по Пятидесятнице. Евангелие о Закхее Лк. гл 19, ст . 1-10.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. Кандидат богословия.. .

Проповедь в Неделю 33-я по Пятидесятнице. Евангелие о Закхее Лк. гл 19, ст . 1-10. Неделя подготовительная к Великому Посту. Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца. Собор Костромских святых.

           По- видимому, простое любопытство побудило Закхея, о котором мы слышим в нынешнем, читаемом за Литургией Евангелии, влезть на смоковное дерево, чтобы лучше увидеть мимо ходящего «учителя праведности» Иисуса. Но Сердцеведец видел, что в этом любопытстве Закхея уже зарождалось сознание нечистоты и неправд своих дел, что душа его прониклась к Спасителю все превозмогающей благодатью Божией. Слова Христа: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», производят в душе этого богатого, но всеми презираемого человека, стремительный переворот. Старейшина мытарей (мытарь, евр., - сборщик налогов), муж грешный, как называли его сограждане, с которым не только не хотели, но и боялись иметь какое-либо общение, раскаивается прилюдно, перед всеми, исповедует свои неправды и дает обет перед Господом совершенно изменить весь образ своей жизни: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

             Имя «Закхей», в переводе с еврейского, означает- «праведность, справедливость». Как несуразно оно было в контексте с жизнью этого человека, с какой горькой насмешкой люди думали о том, как назван этот человек и как он живет. Сборщика подати почитались грешными потому, что сама обязанность приучала их к несправедливым и излишним поборам. При этом даже законный сбор, производимый по постановлениям языческой, римской власти, казался несправедливым, т. к. по мнению ревностных иудеев, народ Божий должен был платить дань только Богу. Закхей, более других мог казаться грешным человеком, потому что был старший над мытарями. Многие люди им были унижены, обездолены, притесняемы и вероятно, произносили его имя, принимая его как насмешку и оскорбление, глумление над справедливостью и праведностью.

           Милостивый Господь заглянул в глубину сердца этого человека и показал всем, что не напрасно тот назван святым именем справедливости и праведности. И Закхей, вглядевшись в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия и Божественной правды, бесконечной жалости и сострадания. Взгляд Богочеловека и человека- грешника встретились и человек, сбросив ношу недостойной жизни, предстал перед глазами Правды и Истины способный на покаяние. Он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все эти годы – недостойно предназначения и имени, которое дал ему Бог и его родители. Не побоявшись людского суда, Закхей поверил в свое истинное призвание, а поверив, раскаялся и дал слово исправить свою жизнь, стал действительным Сыном Авраама – отца веры.

           Блажен, кто отзовется на голос Господа, призывающего нас с готовностью принять Его всем сердцем своим, искренним отвращением от греховной жизни и твердой решимостью ходить путем Его спасительных заповедей, не возвращаясь вспять. Сам Господь пришедший взыскать и спасти погибшего скажет ему: «ныне пришло спасение дому сему».

         Сегодня Св. Церковь вспоминает имена новомучеников и исповедников Российских во времена гонений в XX в. жизнь свою за веру отдавших, а так же сонм святых Костромской земли. Вспомним, что они, святые нашей земли, были предками нашими по крови, по Отечеству земному. Образовали, обучили, воспитали, расселили русский народ. Землю нашу они полили потом трудов своих, непрестанной молитвой, они созидали образ русского человека – человека веры и святости, милости и жалости. Человека высокой нравственности и твердости своих убеждений. Молитвой, уподоблением Богу, подвигом исповедничества, примером покаяния, они хранили «Русь златоглавую». «Русью святой» желали видеть свое Отечество и воспитали достойных преемников святости – новомучеников XXстолетия, исповедовавших и запечатлевших свою веру кровью.

         «Кровь мучеников является семенем христианства», - говорил муж церковный Тертуллиан. Царская семья, епископы и священники, миряне и монахи, князья и простолюдины – все явиляются молитвенниками за нас, живущих на этой земле.

Будем же достойны их памяти. Достойными преемниками своих, верных Богу предков. И их призыв: «Русь Святая! Храни веру Православную», поднимем как знамя своего сердца, своей жизни, своих убеждений.

                                                     Прот. Дмитрий Сазонов. Кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Беликов Василий Иванович (1867 – 1943)

Беликов Василий Иванович родился в с. Хреново, Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1884 г. закончил Костромское духовное училище, В 1888 году Костромскую духовную семинарию. В 1893 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Прослужив три года в Томской духовной семинарии в 1896 году вернулся в Казань, и поступил на должность преподавателя Казанской семинарии.

Подробнее...

Статьи

Брежневские гонения на Церковь. По материалам Центральной России.

Аннотация. Считается, что брежневский период «застоя», в отличие от реформ «хрущевской оттепели», является периодом стабильности и даже некоторого потепления в государственно-церковных отношениях. Но несмотря на некоторое изменение формулировок, отразившееся в законодательстве о религии и новой Конституции СССР 1977 года, суть политики государства и партийных органов оставалась прежней: выдавливание Церкви из всех сфер общественной жизни: запрет на обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, заперт на благотворительность, дискриминация верующих в образовательных учреждениях и на производстве, разложение исполнительных органов церкви с целью закрытия прихода, тотальный контроль за деятельностью и финансами церковной организации, регистрация священнослужителей как инструмент давления на неугодных, администрирование на местах в отношении церковных приходов. Закрепление за Советом по делам религий прав последней инстанции при закрытии приходов. Использование ренегатов и негативных явлений в церковной среде в качестве примеров для дискредитации религии. Антирелигиозная пропаганда. Все перечисленное в совокупности и явилось фактом нарушения конституционных прав и прав свободы совести. Государство провозглашая свое отделение от Церкви беззастенчиво вмешивалось в ее жизнь. История показала тщетность усилий по ликвидации Церкви. После смерти Брежнева и ухода «сталинско-хрущевской номенклатуры», наметились тенденции к возрождению церковной жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси дало мощный импульс к восстановлению религиозных прав и свобод.

Ключевые слова: гонения на Церковь, верующие, двадцатка, приход, регистрация, религия, уполномоченный.

Подробнее...