Проповедь в Неделю о блудном сыне. Воскресенье. Евангелие Лк. 15, 11-32.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

В эту неделю, Евангельской притчей, от которой она получила свое название, святая Церковь, для призвания к покаянию тех, кто, находясь в закоренелости греховной привычке не могут и не хотят освободиться от нее, изображает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога. Для утешения и ободрения, всех нас, кто впадает в отчаяние осознавая глубину своего падения, представляет Господь образ покаяния отступившего от заповедей отца – сына и неисчерпаемое милосердие Отца Небесного, который принимает всякого кающегося грешника.

Младший из двух братьев, говорится в притче, просит у отца своего, причитающуюся ему долю наследства. Получив ее, удаляется из родительского дома в далекую страну и там, ведя развратную жизнь, тратит все свое состояние. В той стране наступает голод, и легкомысленный юноша доходит до крайней нищеты. Он нанимается к одному из жителей той страны в услужение: пасет свиней и бывает рад, если удается питаться кормом, который дают этим животным. В отчаянии несчастный вспоминает об отцовском доме и о том, каким достатком пользуются даже наемники, служащие у отца. И решает он: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Когда он только приближался к родному селению, «увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Сын, сознавая свою виновность перед отцом и все недостоинство отцовской милости, восклицает: «отче! Я согрешил против неба и перед тобою и не могу называться сыном твоим». А отец все забывает, все прощает: он видит перед собой только сына и приказывает слугам облечь его в первую его одежду, дать ему в знак власти на руку перстень и сапоги на ноги. Приказывает заколоть упитанного теленка, говоря: «станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Не живая ли эта история про каждого из нас? Ведь мы дети в доме Отца Небесного. Мы получили от Него известную долю имения – разнообразные духовные дарования – и удаляемся от Отца в далекую область греха и духовной темноты. Растрачиваем таланты, служа своим страстям и похотям своего сердца, ослабляем и губим жизненные силы и способности: здоровье тела, ясность ума, доброту сердца, чистоту совести и проч., в этой стране духовного голода поступаем на службу духа тьмы, исполняя его нечистые повеления. Так унижаем в грехах свою человеческую природу, до того растрачиваем свои богоподобные силы, что опускаемся на низшую ступень развития и этим подтверждаем слова псалмопевца: «человек уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними, одобряют мнение их» (Пс. 48, 13,14).

Но и там – на последних ступенях нравственного падения, говорится в притче, возможно покаяние. Нужно только чтобы грешник, подобно блудному сыну, пришел в себя – осознал всю глубину греха и свое жалкое положение, вспомнил об Отце небесном и неисчерпаемом Его милосердии. Вспомнив, решился идти к Нему с искренним раскаянием, говоря: встав, иду…

Отец, едва мы только решаемся возвратиться к Нему из области греха, видит наше доброе намерение - Сам спешит к нам и раскрывает перед нами Свои отеческие объятья. Мы каемся, исповедуем свое крайнее унижение и окаянство, не дерзаем назвать Его своим Отцом, - а Он, неистощимый в милостях, отпускает нам нашу виновность и снова, через Таинство Покаяния, усыновляет нас Себе: возвращает через Таинство одежду чистоты и невинности, в которую мы обличены были в Таинстве Крещения, снова дает обручение Духа в сердца наша (2кор. 1,22) и тем укрепляет нас к твердому хождению по пути заповедей Его. Он призывает нас, едва только покаявшихся, к пиру веры – небесной трапезе, к приобщению Тела и Крови Божественного Агнца, закланного на кресте за грехи мира. И бывает тогда радость на небе о раскаявшемся грешнике у всех ангелов (Лк. 15,10).

Так ли мы поступаем? Когда к нам приходит человек, который когда-то был дорог и нас оскорбил - возвращаем ли мы ему все, что у нас с ним было раньше – дружбу, любовь, теплоту отношений? Если, нет – примирение не прочно. Потому то и страшно бывает человеку идти мириться, потому что знает – отца он не встретит, а встретит ложную добродетель и высокомерие, ложную праведность и напыщенность, которая унижает. Оскорбительную праведность того, кто скажет - ты мне не брат, даже если тот, который, как и меня, признает тебя сыном - прощает тебя, милует тебя, любит тебя.

Не чаще ли мы ведем себя как тот сын, который ничем не был виновен перед своим отцом и когда вернулся с работы и услышал, что радость торжествует и ликует в отчем доме, прежде чем стать причастником этой радости, захотел узнать, по какому поводу радость, на которую не пригласили его? И когда узнал, что его младший брат, который погибал - вернулся, он войти не захотел, потому что не было у этого праведника радости о том, что погибший спасся.

Скоро грядет Прощеное воскресенье – как бы не оказалось, что мы не умеем прощать, что мы отвергаем того, кого в покаянии простил и принял Господь.

                     Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009)

Родился Алексей Сергеевич 20 июня 1920 года  в семье музыканта С. Н. Буевского и А. И. Козловой, воспитывался в семье деда - И. Г. Козлова, старосты Преображенской церкви Спаса в Подвязье в Костроме, с 6 лет прислуживал в храме.

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...