Проповедь в Неделю 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Евангелие Мк. 15,43 -16,8.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Минувшей субботе, Мария Магдалина и
и Мария Иаковля и Саломия купиша
ароматы, да пришедше помажут
Иисуса» (Мк.16,1).

В эту неделю церковные службы наполнены содержанием евангельского повествования о явлении воскресшего Господа свв. женам-мироносицам, пришедшим рано утром в третий день, после смерти Его на Кресте помазать ароматами и миром (благовонное вещество), тело погребенного Спасителя. Святые жены-мироносицы и обстоятельства явления им воскресшего Господа прославляются в тропарях канона и стихирах всю третью неделю по Пасхе, поэтому она и называется Неделей жен-мироносиц. Кроме свв. жен, в песнопениях прославляются тайные ученики Христовы – Иосиф Аримафейский и Никодим. По объяснению Синаксария, свв. жены-мироносицы были «первые и неложные свидетельницы воскресения, Иосиф и Никодим – погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы».

Вспомним обстоятельства этого явления воскресшего Господа, раскрытые нам в Евангелии. На рассвете первого дня иудейской недели, по окончании субботнего покоя, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Соломия и другие женщины, всегда следовавшие за Христом, взяв приготовленное благовонное миро, пошли к гробу своего Божественного Учителя, чтобы помазать Его тело (по иудейскому погребальному обычаю), т. к. они не успели совершить это при погребении Спасителя. Подойдя к пещере, где лежало тело Иисуса, они увидели, что большой камень, закрывавший вход в пещеру, отвален. С трепетом войдя внутрь пещеры они обнаружили вместо тела Господа сидящего в белой одежде юношу-ангела, который сказал им: «не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал из числа учеников), что Он встретит вас в Галилеи, там вы Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16,6,7). Когда они еще стояли в недоумении, перед ними явились два ангела в блистающих одеждах и сказали им: « что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил Вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки грешных людей, и быть распятым и в третий день воскреснуть» (Лк. 24, 5-7). Выйдя из пещеры, со страхом и великой радостью жены-мироносицы пошли и рассказали ученикам Господа о Его воскресении.

Только любовь может сделать человека верным до конца. О женах-мироносицах мы знаем только то, что одна из них – Мария Магдалина была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости, другие следовали за Ним слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась Христовой заповеди о любви, о той любви, о существовании которой они не знали в своей прежней жизни. Эти женщины не опасались стоять возле Креста, на котором умирал их Учитель, когда и ближайшие ученики, кроме ап. Иоанна, объятые страхом и ужасом, разбежались. Они не побоялись прийти и помазать тело Иисуса, отверженного и людьми и власть имущими, преданного своими и осужденного. Так и Иосиф Аримафейский с Никодимом, при жизни Спасителя тайные ученики Его, не побоялись просить тело Учителя, и уже никогда не отреклись от Него.

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз и опасности что-то потерять, чего-то лишиться кроме любви. И там, где рассудок и убежденье не спасают от страха, любовь преодолевает все. Премудрый Екклезиаст писал, что « крепка как смерть любовь» (Песн. 8, 6). Св. апостол любви - Иоанн говорит, что «совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 3,18). Вся история мира свидетельствует нам о том, что только любовь может сразиться со смертью и победить ее. У кого найдется сердце полное любви, верное и непоколебимое, тот устоит против страха, против пыток и угроз и останется верным Богу, Церкви и людям.

В пасхальном послании святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, содержится призыв ко всем нам вспомнить о своем призвании, вспомнить о заповеди любви, содержится призыв к деятельной любви: « Возлюбленные! Подобно женам- мироносицам и Апостолом Христовым, принесем радостную весть о Христе Воскресшем всем окружающим нас людям. Мы призваны проповедовать Евангелие Царства Божия искренним словом, творением благих дел, христианским образом жизни. Принесем свет воскресения Христова туда, где люди пребывают во тьме безверия. Принесем любовь туда, где царит ненависть. Принесем милосердие ожесточенным, заботу страждущим, мир враждующим. Пусть наши слова и наши дела умягчают злые сердца, спасают людей от разрушительных пороков, помогают им в трудный час жизни».

Мы Христовы. Будем же просить у Него этот дар хрупкой, может быть где-то слабой, но верной и непобедимой любви. Любви такой, как у жен-мироносиц, как Иосифа и Никодима, как у ап. Иоанна.

                                                    Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Иван Сусанин: Святой мученик или легенда?

К 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина

           Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

                                                                                                                       ( Ин.15:13)  

 

Аннотация. Раскрывая различные гипотезы и оценки подвига Ивана Сусанина автор приходит к выводу о христианских мотивах подлинного подвига народного героя, мотивом действий которого была евангельская любовь, о которой говорил Спаситель.

Ключевые слова: Сусанин, миф, патриотизм, святость, Смута, любовь, святой.

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...