Наша проповедь современному миру.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

Приходится с сожалением констатировать, что мы не умеем обращаться с проповедью к современному нам обществу. Очевидно, что каждый православный священник, выполняя свой пастырский долг, обращается с проповедью к своим прихожанам после службы в храме. К великому сожалению, эти обращения имеют, скорее всего, общий характер рассуждения – пересказывается суть праздника или евангельской притчи, далее следует краткое обличение и наставление. Для многих эти слова носят характер отвлеченного и недостижимого идеала. Со стороны проповедника нет серьезного приготовления к проповеди, которое заключается в молитвенной настроенности, длительном обдумывании, записи проповеди. Нет систематической системы воспитания своих прихожан. Используется один только прием проповедничества – импровизация.

У современного нам проповедника нет смыслового разделения проповеди на проповедь педагогическую, церковно-богослужебную, внебогослужебную и миссионерскую. Каждое из этих направлений необходимо использовать к месту и ко времени. Использовать, зная духовные нужды и потребности людей. К сожалению, мы забываем о том, что звание проповедника Слова Божия, высокое само по себе и важное по своему значению, требует от него высоких духовных, умственных и нравственных качеств, которые служат одним из главных условий успеха его проповеднической деятельности. Необходимость для пастыря обладать такими качествами, особенно ясно и обстоятельно раскрыта св. Григорием Богословом в его словах о том, что «мы должны прежде сами быть чистыми и затем уже очищать других; быть наученным, чтобы учить других; быть светом, чтобы просвещать других; приблизиться к Богу сами и затем побуждать других приближаться к Нему; освятить себя самих и затем уже других делать святыми». Прот. А. Недельский, еще в конце 19 века, в своей книге «Братский совет новорукоположенному священнику» писал, что «никакие улучшения нашего быта, никакие оклады жалованья не смогут нас поднять выше уровня холодного требоисправителя, если мы сами, усиленной работой над собой и ревностным подражанием Христу Спасителю, не станем крепко утверждаться Духом Святым во внутреннем человеке».

Для выполнения задач, предъявляемых к современной проповеди, надо быть проповедником не только по названию или по необходимости – надо быть истинным пастырем своих прихожан, главная задача проповеди которого состояла бы в том, чтобы дух веры и Церкви стал духом тех, кто еще может услышать Слово Истины. При несовершенстве и незрелости мышления, проповедник, даже обладающий значительными дарованиями, будет не в состоянии, в достаточной мере, владеть логической направленностью мысли – и как следствие, проповеди его будут отличаться множеством отступлений, ненужных повторений и общих мест, мысли запутаны, туманны и неопределенны. К проповеди надо готовиться!

Для того, чтобы иметь успех в проповеди, проповедник должен искать предмет своего слова в душах слушателей, искать темы для проповедей не только раскрывая перед ними идеальную истину, но и отвечать на насущные нужды и тревоги человека. Он просто обязан чувствовать и замечать, что соответствует и что необходимо для духовных нужд и потребностей прихожан, чего они желают и ожидают и «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр.3,15).

Сегодня происходит непонимание обществом, а так же некоторыми пастырями и прихожанами тех целей и задач, которые ставит перед всеми нами Церковь в духовной, социальной, экологической, культурной и иных сферах. Многие из нас еще не знают «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» и «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви». А их необходимо знать для правильного ответа на те задачи и условия, которые ставит перед нами современная действительность.

По-прежнему, тоталитарные секты зазывают в свои собрания людей, пользуясь их духовной безграмотностью и доверчивостью. Особенно при этом страдает молодежь, духовным воспитанием которой мы себя не особенно утруждаем. Зазывают сектанты изучать Библию, манипулируя высокими понятиями о Боге и спасении, проявляя якобы участие в духовных нуждах - духовно калечат и зомбируют людей. Несмотря на неоднократные протесты Православной Церкви, игровые автоматы не убраны с наших улиц. Духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров, наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельных людей, но и всего общества. По-прежнему, даже прослушав проповедь, исцелять свои болячки, а уж тем более «сглазы и порчи», люди бегут к шарлатанам, которые улавливают их души наличием у себя икон и церковных книг. Жажда пророчеств и гаданий охватило духовно безграмотных людей. Вспомним слова Христа о всех этих явлениях: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим» (Мф. 24,4).

А ведь изучение христианином Священного Писания – его долг. Социальное служение – долг пастыря. Обширное поле для его проповеди ( да и проповеди каждого христианина) о любви Божией к человеку.

Должен ли проповедник являться лишь смиренным свидетелем духовно-нравственной деградации общества или в противоположность этому быть суровым обличителем язв его?

Как нам нести проповедь христианства в современном мире?

«Молчанием предается Бог!», - будем помнить об этом. Будем помнить и о том, что Господь, «пришедший грешников призвать к покаянию» (Мф. 10,13), призывает их с любовью (Мф. 17,26). «Мир потому не знает нас, потому что не знает Его», - учит св. апостол и евангелист. Иоанн Богослов, - потому что Бог есть любовь, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Ин.3,1; 4,7-8).

«Единственный язык, на котором мы должны говорить, это язык любви, язык жизни. Говоря на этом языке, мы будем понятны для всех. Это язык пламени Духа Святого» - говорит прот. Дмитрий Дудко в своей проповеди «Каким языком заговорить с современным миром». Далее он продолжает,- «Нужно гореть любовью к людям, чтобы быть понимаемым ими». Мы забываем, что на пастырей Церкви возлагается, в первую очередь обязанность не только обличать, но и духовно и нравственно воспитывать и врачевать словом вверенных нам Богом людей. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай со всяким долготерпением и назиданием» - с такими совами обращается св. ап. Павел к ученику своему Тимофею (2 Кор. 4,2). «Кто пастырь, тот и учитель», - пишет блаж. Иероним Стридонский. «Епископ или пресвитер, нерадящий о притче и о людях и не учащий их благочестию да будет отлучен», - говорится в 58-м правиле свв. апостолов.

В числе условий успеха и действенности проповеди, вместе с всепобеждающей силой внутреннего убеждения, нужно поставить полное согласие жизни проповедника с проповедуемым им учением. «Пустота внутренняя, - пишет      св. Григорий Богослов, - не может быть долго скрываема внешней оболочкой от глаз, ищущих в проповеди духовного назидания и веяния благодати, утешающей и укрепляющей нравственную волю».

Наша проповедь о Христе современному миру должна быть словом, делом и свидетельством жизни каждого православного христианина, ведь всякий, «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,20). Свидетельством обИстине жизнью, словом и делом, мы произносим самую нужную и самую современную и своевременную проповедь о Христе. Наш приход в больницу, тюрьму, для оказания помощи страждущим – это наша проповедь о Христе.

Кроме этого необходима подготовленная церковно-богослужебная проповедь в храме. Необходимы внебогослужебные беседы с прихожанами, которые бы разъясняли насущные духовные потребности их, а так же имели собою цель наставления верных в Истине. Крайне важна проповедь пастыря, именно пастыря в школах (духовно- педагогическая проповедь), ведь именно на пастыря, как духовного руководителя можно возложить ответственность за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Наша духовная миссия, православное свидетельство, не должно ограничиваться паломническими поездками по святым местам. Православное свидетельство (миссионерская проповедь), должно словом Истины, свидетельством Правды жечь сердца людей, бороться против духовной экспансии тоталитарных сект и современных неоязычников. Наша миссия особенно необходима молодежи, с ее еще формирующимся сознанием. Для них мы должны выделить время, быть интересными и полезными им. Им мы передадим знамя Православия после себя. Во всем, сказанном выше - нет ничего нового – все это – накопленный столетиями опыт Православной проповеди!

Это свидетельство без боязни мы должны донести до слуха тех, на кого возложена обязанность воспитания и ограждения наших граждан от тлетворной пропаганды деструктивных и тоталитарных сект, а так же пропаганды насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной розни, эксплуатации человеческих инстинктов.

«Молчанием предается Бог!», - эти слова обращены к каждому из нас, потому что все мы – Церковь Христова. Мы не должны замыкаться каждый в своем мирке, каждый в своем подвиге но исповедовать Сына Божия пришедшего в мир, распятого и воскресшего. Ведь все мы – исповедники Христа (Мф. 10,32) и проповедники слова об Истине в этом мире «все что в мире:   похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (!Ин.2,16).

Мы должны помнить, что проповедуем вечные, незыблимые истины, которые никогда не потеряют своей актуальности и насущности.

Будем помнить, что не все примут слово о Христе. Но если хоть кто-то, когда- то, вспомнит слово о любви Божией, произнесенное нами – значит мы на верном пути исполнения Его заповеди (Мф. 28, 19). Если мы, даже «юродством проповеди» (! Кор. 1,21), духовным горением, спасем кого-либо от греха – значит исполняем Его волю – «и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию, пребывает вовек» (1 Ин. 2,17).

Мир жаждет живого Слова о Боге-Исцелителе, Боге – Любви, Боге - прощающем. Дадим ему (миру), услышать это слово!

 

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

Подробнее...

Статьи

История Костромской епархии

С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси.Здесь на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.

Подробнее...