Монахиня Ангелина (Борисова, 1886-1924)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. Верхний Березовец.

Александра родилась в 1886 в дер. Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии в семье благочестивых крестьян Владимира и Варвары. Окончила церковноприходскую школу. В 13-летнем возрасте упала, последствием чего стала продолжительная болезнь и хромота. С детства любила молиться в храме, не пропускала ни одного богослужения. В 1913 г. с согласия родителей и по благословению митр. Московского святителя Макария (Невского) поселилась на Кавказе под духовным руководством старца Стратоника. Вела суровую жизнь, основой которой были пост и молитва. В 1916 г. старец сказал ей: «Иди на свою родину, там ты будешь нужна». Александра Владимирвона image002вернулась в родное село, родитель выстроил ей келью в лесу, и она подвизалась там до конца своей жизни. В 1918 г. старец Стратоник был убит, духовным наставником отшельницы стал иером. Иоасаф (Сазанов), насельник Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря Костромской епархии.

В 1922 г. А. В. Борисова приняла постриг с именем Ангелины. После нескольких лет полного затвора, она стяжала дары прозорливости, и по благословению иеромонаха Иоасафа стала принимать людей для духовного окормления. Вскоре возле нее образовалась община, насчитывавшая около 100 человек. В июне 1923 г. монахиня Ангелина была арестована в деревне Красниково, Обвинение при аресте: "религиозная пропаганда среди населения, распространение клеветнических слухов о скорой кончине мира и пришествии антихриста". Письмо иеромонаха Иоасафа было найдено в ее келье при аресте и послужило одним из пунктов ее обвинения. В день ареста, когда матушку вели в Солигалич, население деревень выходило на улицу ее встречать. Вскоре она была освобождена по болезни.

Из протокола допроса:

« - Скажите, почему у Вас нет никаких документов? Подумаешь, что вас совсем не существует на свете!

— Я не знала, что нужны документы...

— Вы знали в Сумароковском монастыре монахиню "Верочку" [Веру (Меркулову)], которая вела агитацию против власти Советов?
— Верочка ведь была сильная, она боролась против Советской власти, а я-то ведь слабенькая..."

image003

Обвинение "создала к/р церковную группу "Духовных", а/с религиозная агитация". Вскоре, ввиду болезни, она была освобождена. После освобождения она прожила 7 месяцев. Перед кончиной Ангелина наставляла духовных детей: «Дети, я сегодня от вас отхожу, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа. Если найдет на вас испытание, призовите вы меня, и я утешу вас в скорбях... Скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас». Упокоилась 17.06.1924 г. Похоронена на кладбище с. Верхний Березовец Солигаличского р-на, недалеко от храма святителя Николая, на погребении присутствовало около 2 000 человек. Память о матушке Ангелине сохраняется до настоящего времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

Из письма иеромонаха Иоасафа монахине Ангелине: «Ваше преподобие, сестра о Господе и мати Ангелина! Любезнейшее чадо мое, узница Христова! Друг мой, не унывай в части сей, но пленися Христовою Любовию, за Христа бо терпиши... Мы же земля и прах, не постыдимся Его ради претерпети малое поношение, тогда в будущей жизни сей с ним прославимся во веки и благих насладимся. Еще повторяю, не стыдися пребыти в части сей, но паче радуйся. Я, убогий, лобызаю честную и умную головку твою. Прошу тебя не унывать, но распорядись, чтобы твои духовные из остатков твоего хлеба напекли хлеба дали нищим, и просили бы их молить за тебя Бога, ибо нищие наши господа и самые надежные наши заступники. Я пока нахожусь в покое, еще меня не тревожат".

В день кончины своей она сказала: «Дети! Я сегодня отхожу от вас, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа; если найдут на вас испытания, призовите вы меня, и я принесу вам благодать и успокою в скорбех; скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас. Еще повторяю вам, не забудьте мои слова, не потопчите их ногами, но постарайтесь, чтобы семя, посеянное в сердцах ваших, возрастало и приносило бы плод».

image004Спустя 9 месяцев после смерти матери Ангелины одной ее попечительнице по имени Мария Павловна было видение в день Святой Пасхи. Мария Павловна, очень религиозная женщина, по семейным делам в день Святой Пасхи не была в церкви, при всем ее желании не удалось быть. Об этом очень скорбела она и плакала и в то же мыслила: «Если бы была жива матушка, я сходила бы к ней и утешилась бы». Деревня Марии Павловны находится от пустыньки в верстах двух-трех. В такой скорби и слезах вышла она в сени своего дома и вдруг слышит за воротами сеней голос: «Мария Павловна! Сегодня день не плача, а радости и веселия!» Мария Павловна отворила ворота и видит покойную мать Ангелину в монашеском одеянии. Она сказала: «Мир тебе!» и стала невидима. Мария Павловна испугалась и сделалась как будто без чувств и легла на сено. Очнувшись, она почувствовала себя покойной, радостной, веселой и часто размышляла, и теперь вспоминает об этом видении (явлении матери Ангелины) и словах, сказанных ею.

image005

Монахиня Ангелина погребена вблизи храма св. Николая Чудотворца села Верхний Березовец, Солигаличского района. Могила расположена в трех метрах от северо-восточной части стены алтаря. Представляет собой металлическое надгробие из кровельного железа увенчанного крестом. Под крестом памятная табличка повествующая го том, что монахиня Ангелина умерла в 37 лет в 1924 году, дата рождения на табличке не указана. Дата смерти вызывает сомнение, ввиду расхождения с другим источникам, в котором смерть датируется 1929 годом. Также, исходя из рассказов старожилов следует полагать, что дата смерти монахини Ангелины была в конце 20-х годов, но никак не в 1924 г. Рядом с монахиней Ангелиной находится еще одна аналогичная могила. На могиле не имеется надгробной таблички, и кому она принадлежит не известно. Могила расположена с северной стороны о захоронения монахини Ангелины. С южной стороны расположена еще одна могила, на которой стоит один большой металлический крест. Кому принадлежит эта могила, также не известна. Одна из этих могил предположительно принадлежит монахине Татьяне из д. Федьково. Все три могилы огорожены железной оградой, состояние удовлетворительное.

Память о монахине Ангелине сохраняется до настоящее времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

image006 

Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович, +1994). Родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контр-революционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. С 1946 года – настоятель Воскресенского собора в г. Костроме, затем, клирик храма.

http://www.histor-ipt-kt.org/KNIGA/yaroslavl.html

 

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Дмитровский Пимен (Извеков, 1910-1990). Временно управляющий Костромской епархией 1 ноября 1959 по 16 марта 1916 гг. С 1971 по 1990 Патриарх Московский и всея Руси.

Святейший Патрирх Архиепископ Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней.. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии[1]. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья Патриарха.

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...