Социо-просветительский проект Костромского церковно-исторического общества «Костромская Голгофа»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

DSC06339Проект «Костромская Голгофа» прошедший в семи школах г. Костромы поднимает большой пласт общественной жизни Костромской земли первой половины двадцатого века. Своей целью он полагает возвращение исторической памяти, и в частности, имен священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений, что является актуальным в юбилейный год 100-летия Февральской и Октябрьской революций 1917 года, и важным для восстановления связи поколений.

Вовлечение детей, молодежи, в процесс изучения истории своей «малой Родины» - это живая интересная работа, которая стала частью большой программы совместного проекта Администрации Костромской области и Костромской митрополии Русской Православной Церкви «Открывая двери храма», которая также реализуется на территории Костромской области.

Параллельно с ним, в рамках проекта «Костромская Голгофа» созданы и представлены: передвижная мобильная выставка (15 стендов в формате roll up), буклеты «Новомученики и исповедники Костромского края», слайд- презентация проекта «Костромская Голгофа», с показом посвященных, пострадавшим в годы гонений на Церковь.

В течение учебного года выставка и буклеты становятся наглядным пособием историко-краеведческой работы с участием школьников в форме открытых уроков, бесед, интересных тематических встреч, сочинений, поисковой работы. С точки зрения возрастной психологии подростки крайне нуждаются в героях, а тем более им близки и понятны судьбы людей, живших на земле их малой Родины, их предков, которые являли примеры мужества, терпения и любви.

Данный проект наглядно показывает, что духовно-нравственное воспитание столь же осязаемо, как и любой другой предмет общеобразовательного курса нашей школы.

Процесс работы проекта выглядит так. За неделю до приезда проекта «Костромская Голгофа» в школу, учащимся 8-11 классов организаторы предлагают написать тематическое сочинений-эссе, которые пишутся до начала «Недели выставки»:

- «Положение Православной Церкви в России в первой половине ХХ-го века»;

- «Жизнь и судьба наших земляков, за веру в 20-м веке пострадавших»;

- «Каким может быть подвиг верующего человека»;

- «Как вера в годы Великой Отечественной войны помогала».

Параллельно готовятся доклады и выступления, составляется поэтапный план мероприятий. Собранный организаторами классные наставники и школьный актив знакомят учащихся с итогами подготовительной работы. Всю неделю проводятся тематические классные часы, проходит знакомство с материалом, проводятся экскурсии.

Затем проходит школьная конференция, на которой организаторы и победители конкурса сочинений-эссе проводят совместные выступления.

В конце недели подводятся итоги работы «Недели выставки «Костромская голгофа» в школе». Отмечаются лучшие учащиеся и педагоги. По итогам городского проекта определяются и награждаются победители проекта, которые премируются подарками, призами и поездкой по храмам и монастырям Костромской епархии.

Предполагаемый охват целевой группы, на которую направлен проект (программа)

200 школьников в каждой школе, итого 2000 человек только за первый год работы проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта (программы):

Подбор и обучение основам исследовательской, историко-архивной работы актива из числа учащихся школ. Дети получат сведения о малоизвестных фактах истории страны и судьбах людей, что несомненно вызовет интерес и побудит их к исследовательской работе: поиску информации и сведений о репрессированном духовенстве в архивах, библиотеках, написанию рефератов, сочинений, оформлению стендов памяти. Сведения о репрессированном духовенстве поможет некоторым восстановить память о своих родственниках. Разовьет навыки исследовательской и архивной работы, что несомненно подготовит их к самостоятельному творчеству и поможет в освоении выбранной специальности.

Фотогалерея

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Никон (Софийский, 1861 - 1908), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.

Принято считать, что трагедия Русской Церкви началась в 1917 году. Это не совсем верно. В 1905 году в Ялте, на глазах жены и троих маленьких детей, был заколот кинжалами священник о.Владимир Троепольский. Революционеры не простили ему обличений в свой адрес. Последними словами батюшки, обращёнными к убийцам, были: «Бог простит!» 30 ноября 1906 г. в приволжском селе Городищи был убит отец Константин Хитров. Вместе со священником мученическую кончину приняли его матушка и малолетние сыновья, Сергей и Николай, – все они были найдены с проломленными головами.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...