Ответ протоиерею Олегу Митрову, и иеромонаху Платону (Рожнову) на их критику статьи «Критерии канонизации репрессированного духовенства применительно к осмыслению источников», опубликованную на сайте Богослов.ру

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

4 апреля 2017 года на сайте «Богослов.ру» была опубликована моя статья «Критерии канонизации репрессированного духовенства применительно к осмыслению источников» http://www.bogoslov.ru/text/5297810.html. В ответ на нее, почти буквально сразу, 11 апреля опубликовал свою статью иеромонах Платон (Рожнов) «Некоторые аспекты изучения материалов судебно следственных дел в контексте прославления святых». http://www.bogoslov.ru/text/5319358.html, где он выступает за причисление к лику святых лиц лишь непогрешимых священнослужителей, непогрешимость которых отображена в следственных делах. Член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров также представил свой комментарий на мою статью, указывая, что Дух Святой говорит устами мучеников, и что несомненно, следственные дела, являясь несомненными научными и базовыми источниками для канонизации святых отображают, где Дух Святой говорит, а где говорит человеческая воля, преобладая над Духом, что ведет к падению человека и непризнанию такового Комиссией по канонизации святых в качестве мученика.

Считаю необходимым ответить многоуважаемым пастырям и высказать свои соображения, а также сомнения в непогрешимости их позиции.

Уважаемые о. прот. Олег и о. Платон (Рожнов)! На Вашу критику моей статьи полагаю отметить мою позицию в озвученном вопросе, а также, не могу не обратить Ваше внимание на неправильное истолкование и понимание вами некоторых аспектов моей статьи. Понятно, что являясь учениками одного учителя (о. игумена Дамаскина (Орловского), которого и я несомненно уважаю за титанический труд по озвучиванию темы новомучеников и исповедников, а также предпринятому объему изучения следственных дел, хочу сказать следующее: Я абсолютно не утверждал в своей статье, что следственные документы не надо изучать, и что я являюсь противником работы с ними. Где Вы в моей статье нашли такое утверждение, дорогие отцы? Я лишь озвучил свою позицю о том, что необходимо осторожно и вдумчиво подходить к документам следственных дел. Их необходимо изучать в комплексе других, в том числе, и устных источников (воспоминаний очевидцев, тщательного изучения церковных источников).

Не понятен мне и тон, напр. о. Платона, который с легкостью, невозможной для серьезного исследователя, приписывает мне слова о том, что перед органами следствия была поставлена задача дискредитации священнослужителей всеми имеющимися способами? Во- превых, эти слова принадлежат митр. Ювеналию, и сказаны им, на что имеется соответствующая ссылка, а во-вторых, что тут неверного?

Мне понятен посыл Синодальной комиссии, что образец должен быть образцом, пример для подражания - примером для подражания. Но среди живых, во-первых, отцы вы же совершали отпевание умершего: «Всякое согрешение, соделанное им [или: ею] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина» (Требник. Отпевание мирян) и вот: "нет человека который бы не согрешил" (Пс. 142:2), а во-вторых как увязать позицию, видимо, в том числе и Вашу, что в отношении монахини Ангелины (Борисовой), как раз судимой за свою религиозную деятельность, СК (Синодальнаая комиссия по канонизации) не увидела таковой? А увидела в почитаемой народом (десятки тысяч людей до сего до приходят на могилу и просят матушкиного ходатайства перед Богом), подвижнице знахарку? Sic!!!

Может уважаемые оппоненты укажут на безгрешного святого? Есть ли безгрешные люди? Не только ли Бог безгрешен? И о Спасителе, имеющем две природы – божескую и человеческую, сказано в апостольских посланиях: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Иоан. 3:5); «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:2).

Вот, например, Павел говорит о том, что он делал до встречи с Господом: Деян.26:10 "...получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос..."

Мы знаем, что Павел преследовал и убивал христиан, только потому, что они являются христианами. Однако здесь он называет их святыми, а не по именам, не счету, не по их свидетельствам, а по их вере. Анания, возражая Господу, когда Господь повелел ему встретиться с Павлом, высказывает свое недоумение: «Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме...» (Деян.9:13).

Однако, не смотря ни на что, мы апостола Павла считаем святым. Убийцу и гонителя! Ведь в показаниях он гонитель Церкви? Покаявшийся, но гонитель!

Потом, простите, как вы можете утверждать на основании следственных дел (Семинарский курс догматики), что через одних говорил Дух Святой, а другими руководила лишь воля человеческая? На основании записей следователя ОГПУ-НКВД? Странное утверждение! Если не сказать большего…

Конечно же, понимаю, что и мной и Вами руководит только желание Истины. Но, считаю, что не надо вам, дорогие отцы (думаю, вы одинаково мыслите) свое мнение выставлять как единственно правильное.

С братскими пожеланиями пасхальной радости от воскресшего Спасителя Христа

прот. Д. Сазонов

18.04.2017 год.

 

Уважаемый о. Олег! Честно говоря, не хотел вступать в полемику с Вами в связи с явным нежеланием определенного круга людей (в том числе видимо и Вас, может ошибаюсь), слушать и уважать другое мнение, кроме своего, собственного, несмотря на явную богословскую необоснованность и шаткость своих позиций (если же конечно, человек сам понимает их). Я Вам, и о. Платону (Рожнову), ответил на своем сайте.

Вместе с тем, попытаюсь ответить на Ваши вопросы на Богослов.ру.

Во-первых, Ваше утверждение о том, что Дух Святой говорит, а не мученики, и ссылка на Евангельский тест Мф. 10:19,20, очень скользка, ибо, мы же с Вами знаем, о неверности утверждения Ф. М. Достоевского: «там дьявол борется в Богом, а поле битвы – сердца человеческие». Человек выбирает не между дьяволом и Богом, а между Богом и своей волей, впрочем, Вы правы в том, что часто выбирает путь вне Бога - страсть и ложь, и ее отца – дьявола (Иов 2:1-6; Ин.8:44). Но, вчитайтесь в слова кн. Иова: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6).

Господь не отдает сатане душу человека! Вы считаете, что в случае искушений, истязаний и пыток, Бог даст на растерзание сатане душу человека? Никак (Пс.8:1-5)! В таком случае, следует ли понимать Ваше утверждение таким образом, что одних – праведников и чистых, Господь спас, других погубил? Значит Бог одних определил ко спасению, других к осуждению (Рим. 8, 29–31; Еф. 1, 5, 11)?

Насколько я помню из курса Семинарии (правда давно это было) Карфагенским Собором 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), а пелагианство было окончательно признано ересью.

Думаю, что Вы согласны с тем, что Бог желает, чтобы все спаслись. (1-Тим. 2:3-4, Иез. 33:11, Деян.17:30-31, 2Кор. 5:15, Тит. 2:11, 1Ион.2:2 и др.)

А позвольте Вас спросить, чистота и непорочность праведника определяется по протоколу, который вел следователь ОГПУ-НКВД? Значит, мы следователю НКВД должны доверять, и затем, обосновывая канонизацию, говорить, что через этого человека говорил Дух Святой, а через этого (я не касаюсь тех, кто ради спасения себя обвинил других) - дьявол? Сомнительная логика.

Церковь никогда не провозглашала безгрешность святых, но всегда почитала их духовный подвиг. Занимаясь исследованием следственных дел (простите, не имею такого опыта как Вы), хочу Вам задать вопрос: Если Вас спрашивает следователь, общались ли Вы с Вашими подчиненными, и Вы отрицаете (ложь), следует ли, что в Вас говорит Дух Святой? На мой взгляд, вряд ли, как и не о всяком, канонизированном святом мы можем сказать, что от него требовалось отречься от Христа. Хотел бы в связи с затронутой теме обратить Ваше внимание на рассказ, в котором есть любопытные аналогии. Я случайно в интернете его обнаружил, кстати, он принадлежит авторству человека, участвующего в нашей полемике http://aalfedotov.ru/news/son-razuma/iskushenie-ottsa-damiana

По поводу матушки Ангелины (Борисовой) – чтобы нам с Вами не загромождать портал Богослов.ру, прошу Вас написать мне на почту sazonow63.12@gmail.com и я Вам пришлю сканы резолюции СК по канонизации, может тогда поверите в то, что там написано. Хотя впрочем, если потребуется, можно вынести на всеобщее обсуждение. Вот тогда мы и проверим, чей дух говорил с писавшим такую резолюцию?

А по существу. Я в своей статье «Критерии канонизации» предлагал, чтобы при канонизации святого, присутствовал представитель той епархии, от которой была подана канонизация, чтобы по- возможности, все решалось публично. Надеюсь быть услышанным.

20.04.2017г.

Братски обнимаю прот. Дмитрий Сазонов

 

IMG
IMG 0001
IMG 0002

Следственное Дело иеромонаха Иоасафа(Сазанова) и монахини Ангелины (Борисовой).
№ 20711 (архивное 2398с). pdf

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...