Открытие выставки

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

12 июля в Никольской церкви с. Саметь Костромского района, в которой располагается музей Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества открылась выставка «Костромская Голгофа», посвященная памяти новомучеников и исповедников ХХ века, священно и церковнослужителей Костромской епархии, репрессированных с 1918 по 1952 гг. На выставке представлены ценные фотографии и архивные документы, а также, вещественные материалы, собранные в результате исследовательских экспедиций в Унжлаг, а также, пожертвованные для выставки родственниками пострадавших в годы гонений священнослужителей их вещи и принадлежности.

На сегодняшний день открыты сведения о 500-х репрессированных с 1918 по 1952 гг. священно и церковнослужителях Костромской епархии. Среди них 176 священнослужителей были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Более 20-ти было прославлено в лике святых на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000 года. Их имена включены в Собор Костромских святых (празднование 5 февраля).

В ходе исследовательской работы были обнаружены места расстрелов костромского духовенства: Унжлаг (Костромская обл.), п. Селифонтово (Ярославская обл.), уроч. Сандормох (Республика Карелия), полигон Бутово (Московская обл.). Рассказу об местах расстрела духовенства посвящен отдельный стенд выставки.

На выставке находится ковчег с частицами мощей святых преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары.

В своем слове на открытии выставки Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт отметил важность памяти о тех, кто «верой и любовью стал причастником страданий за имя Христово и Его Церковь», и далее в своем слове приветствия, обращаясь к присутствующим на открытии выставки прихожанам церкви и приехавшим посетителям сказал, что «непреходящие ценности христианской жизни: любовь к Богу и людям, вера, стояние в правде и истине - дают радость жизни в Царстве Жизнодавца-Христа», и что «страдальцы, взошедшие на свою Голгофу, упокоившись со святыми, стали молитвенниками за нас на небесах». Со словами приветствия к собравшимся обратились глава Шунгенской сельской администрации Н. А. Старикин, настоятель Никольской церкви председатель Костромского отделения ИППО профессор протоиерей Дмитрий Сазонов, председатель Костромского отделения Общества «Мемориал» Н. В. Сорокин, председатель правления Костромской областной краеведческой организации «Костромская старина» М. В. Ворошнин. Правнук репрессированного и пропавшего на просторах ГУЛАГА настоятеля Никольской церкви с. Саметь в 1910-1934 гг о. Сергия Введенского, Г. Ю, Шульпяков преподнес в дар музею свою поэму «Саметь», напечатанную в №7 2014 года в журнале «Новый мир».

Протоиерей Дмитрий Сазонов заверил собравшихся, что Костромское отделение Императорского Палестинского Общества и впредь будет работать над поиском и распространением сведений о репрессированных священно и церковнослужителях Костромской епархии.

Выставка продолжит свою работу до 31 сентября. Желающие могут посетить ее в воскресные и праздничные (церковных праздников) дни с 9.00 до 12.00.

Доехать до церкви можно на пригородных автобусах №№ 105 и 107 «Кострома-Саметь». Автобус отправляется с Калиновского рынка.

Фото с выставки можно посмотреть здесь

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Федор (Поздеевский), архиепископ Волокламский (1876-1937)

Память 10/23 октября

Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский); родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское, Ветлужского уезда, Костромской губернии, в многодетно йсемье священника (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 гг.— профессорский стипендиат по кафедре патрологии. В 1903 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина» (удостоена Макарьевской премии). В 1900 году пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 24 июля 1900 — иеромонах. С 17 октября 1901 года — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 году — инспектор Казанской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...