Обращение Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества в День трезвости 11 сентября 2014г

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

01Братия и сестры, сограждане!

В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости – 11 сентября (по новому стилю). Дата была выбрана не случайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. Священники в проповедях вспоминают об Усекновении главы Крестителя Господня Иоанна, который был трезвенником и пострадал в результате необдуманного поступка царя Ирода на пьяном пиршестве.

02Трезвость - естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкогольных напитков и прочих одурманивающих веществ и действий, через умеренность в употреблении пищи и пития, непрестанной бдительности над собой, в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел.

 

Российская общественность не мирилась с этим и развивала народное трезвенное движение – так был создан в 1911 году в Петербурге Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников со справедливым девизом - «В трезвости - счастье народа». В дореволюционной России, в день Всероссийского дня трезвости закрывались все винные лавки, прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником. При многих епархиях и церквах Русской Православной Церкви были созданы Общества трезвости.

Для нашего времени проведение дней трезвости гораздо актуальнее, чем в дореволюционные годы. От отравления алкоголем каждый год умирают тысячи человек. Согласно стандартам Всемирной Организации Здравоохранения границей потребления спиртного, после которой начинается деградация общества, является потребление алкоголя в количестве 8 литров на человека в год. В 1913 году, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых, количество алкоголя на душу населения составило 4,7 литра в год. В дореволюционные годы 43% мужского населения в стране оставались абсолютными трезвенниками.

В настоящее время количество спиртного на душу населения, включая несовершеннолетних, составляет 18 литров в год, что выходит далеко за пределы нормы. Сегодня Всероссийский День трезвости как никогда актуален. Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни – одна из основных задач, стоящих перед современным обществом. И в этот день силами различных общественных и молодежных организаций проводятся тематические акции, выставки и другие мероприятия во многих российских городах.
Ведь мы подошли к черте, когда только трезвость может остановить наш стремительный бег к неизбежной гибели! Ибо алкоголь, по сути, являясь оружием массового поражения, страшнее и коварнее любого самого беспощадного врага.

Многие люди уже осознали эту истину – в деловом мире не принято злоупотреблять алкоголем. Трезвость становится частью успешного образа жизни. Трезвость – залог счастливой семьи.

Братья и сестры!  Обращаемся к вам с призывом поддержать проведение Дня трезвости. Пусть этот день станет ступенькой на пути к здоровому и трезвому образу жизни. Научитесь культурно и бережно относиться к своему здоровью и побуждайте к этому своих родных и друзей. Откажитесь от алкоголя и табака! 03Наградой вам за это будут физическое и душевное здоровье, крепкая семья, уважение близких, материальное благосостояние. Только трезвый и здоровый российский народ сможет ответить на вызовы сегодняшнего дня, быть духовно богатым, сделать Россию сильной и процветающей.

В настоящее время проведение Дня трезвости стало доброй традицией.

В храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Призываем вас провести этот день в действительной помощи страждущим от алкогольной зависимости – сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

04Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества всегда была направлена в первую очередь на духовное просвещение и оздоровление русского народа. Мы верим, что наш народ услышит слова пророка Исийи и откроет для Бога сердце свое:  "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близок. Да оставит нечистивый путь свой и беззаконник помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (Ис. 55:6, 7).

Мы будем молиться о выздоровлении болящих алкогольным недугом!

«Молитесь друг за друга, - поучает святитель Тихон, - ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть единое духовное теол, едину преблагословенную главу имеющие – Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые (Рим. 12:5). Свет с Голгофского креста всегда сияет для каждого обращающего сердце свое к Богу в светлых, ярких лучах, отрывая Христа - нашу Жертву за грех. С безграничным состраданием и безграничной любовью Сын Божий склоняется к грешнику, чтобы «он не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:15). Бог ждет обращения и исправления. И когда оно произойдет, тогда уже на земле "милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются" (Пс. 84:11).

Бог нам помощник!

Правление Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Сергий (Моряков 1898 – 1967)

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

Подробнее...

Статьи

Николушка. Повесть

Дедушка и внук

Стоящие у подъезда бабушки, которых даже произошедший год назад демонтаж лавочек не заставил изменить своему призванию регулярно как на работу, собираться на этом месте, чтобы «перемывать кости» всем проходящим мимо, вдруг затихли. Их взгляды с интересом впились в седого мужчину в длинном плаще с коротко подстриженными волосами и небольшой бородой, который вел за руку мальчика лет семи.

- Здравствуйте, батюшка! – услужливо улыбнулась Вера, которая обычно никому не улыбалась и первая никогда не здоровалась.

- Здравствуйте, - спокойно и доброжелательно ответил мужчина.

Все остальные, включая мальчика, тоже сказали «здравствуйте». Когда дверь подъезда за вызвавшими такой интерес спутниками закрылась, Зина, которой явно не терпелось высказаться, оживленно затараторила:

- Вот ведь, священник отец Николай, казалось бы все хорошо должно быть у него, ведь молиться постоянно, а надо же какая беда!

- Что за беда? – заинтересованно спросила Лида, которая лишь недавно была принята в это почетное сообщество и еще не обладала должным для его представителей уровнем информированности.

Подробнее...