30 октября 2024. Молитва памяти

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

30 октября в День памяти «всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении» в Пантелеимоновско-Елисаветинском храме г. Костромы после совершения Божественной Литургии и панихиды у мемориальной стены храма, где расположены мемориальные доски посвященные подвигу милосердия святой преподобномученицы Елисаветы (+1918), прошло мероприятие «Молитва памяти» с чтением имен пострадавших в годы лихолетья.

На панихиде были помянуты репрессированные священнослужители и миряне Костромской епархии. Как заявил настоятель храма протоиерей Дмитрий Сазонов: «Поминовение имён должно быть делом любви, сострадания, примирения, объедения людей темой исторической памяти и милосердия, внутреннего преображения».

В Молитве памяти смогли участвовать люди вне зависимости от их вероисповедания и политических взглядов.

Все пришедшие смогли подойти к микрофону и прочитать вслух имена земляков, пострадавших в годы репрессий, а также, имена своих репрессированных родственников.

По окончании чтения имен костромичи поставили свечи и возложили цветы к памятному знаку жертвам репрессий на площади Мира, а вечером того же дня, в 21:00 зажгли свечу на окне в память о всех погибших и пострадавших.

Молитва памяти проводится в России начиная с 2007 года по инициативе общественности и при поддержке Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям с обществом и СМИ. Смысл Дня памяти безвинно богоборцами убиенных направлен на заупокойное поминовение православных христиан не причисленных к лику святых, но ставших жертвами репрессий, «страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших».

На заседании Священного Синода 23-24 сентября 2021 года решено благословить ежегодное совершение 30 октября заупокойных богослужений «о всех православных христианах, безвинного богоборцами убиенных или пребывавших в заключении» журнал заседания Священного Синода от 23-24 сентября 2021 года № 70).

Проведение Молитвы памяти в Костроме благословил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

Приведем высказывания людей, помогающие понять смысл Дня памяти:

Сергей Лапенков, основатель движения «Бессмертный полк»: «В истории нашей страны было то, о чем нельзя забывать. Нельзя делать вид, что ничего не происходило, думать, что это было чем-то обусловлено. Конкретные имена – это искалеченные судьбы, большое человеческое горе, о котором надо помнить».

Алексей Наумов, один из организаторов Молитвы памяти: «Эта акция не политическая, это принципиально, на ней не выступают какие-то партии со своими лозунгами, не звучит никаких обращений к власти, это о другом. Это поминовение погибших и пострадавших, это молитва, это усилие памяти, которое очищает от зла, ненависти и работает на примирение, исцеление, на преображение людей и общества».

Организатором «Молитва памяти» в Костроме является Костромское церковно-историческое общество (КЦИО) – научная и историко-просветительская организация, основанная в 1912 году, закрытая в 1919 году и возрожденная в 2006 году. Общество издает книги, организует выставки, проводит конференции и открытые лекции, устанавливает мемориальные доски и памятные знаки.

Наш город впервые присоединился к чтению имен в 2019 году, а в прошлом 2020 году вместе с Костромой в Молитве памяти участвовали 32 города России и мира. Имена пострадавших от репрессий читают у Соловецкого камня в Москве, у памятников жертвам репрессий и в местах массовых расстрелов в других регионах России.

На заседании Священного Синода 23-24 сентября 2021 года решено благословить ежегодное совершение 30 октября заупокойных богослужений «о всех православных христианах, безвинного богоборцами убиенных или пребывавших в заключении». День памяти отмечается ежегодно 30 октября и установлен постановлением Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от 18.10.1991.

Видео мероприятия: https://www.youtube.com/live/D_P6CPNrtAU?si=4zLju9qVb-5OOEIq

Фото мероприятия: https://disk.yandex.ru/d/VMAlzOKNTAi9lg

Костромская областная общественная организация «Костромское церковно-историческое общество»

facebook.com/kcio.org | vk.com/kcio_org | ok.ru/kcio.org

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фрязинов Василий Гаврилович (1859 – 1922)

Родился Василий 18 июня 1859 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии. В 1919 году Церковный совет сообщал: двухэтажная каменная церковь была построена на средства прихожан в 1824 году на месте сгоревшего деревянного храма. Также есть упоминание о том, что её окружала каменная ограда, покрытая тёсом. О внутреннем убранстве говорится следующее: «Иконостас совершенно новый, но в каком году писан – неизвестно, так как в Записи его нет. Старинных вещей, икон, одежд и архива при церкви нет, так как оное всё что было, то погорело в бывшей деревянной церкви, а сейчас что имеется при церкви, то приобретено вновь и нечего старинного не напоминает».

Подробнее...

Статьи

И.И. Вознесенский как паремиолог

Взаимоисключающие высказывания Владимира Ивановича Даля о том, что «пословица большею частию является в мерном или складном виде» [1] и – через три страницы – что «большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера»[2], заставили его последователей заняться собственными подсчетами и типологическими исследованиями, одно из которых принадлежало преподавателю церковного пения Костромской духовной семинарии и составителю сборника пословиц и поговорок Костромской губернии протоиерею Иоанну Иоанновичу Вознесенскому (1838-1910).

Подробнее...