Новый год

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0021 января Новый год по григорианскому календарю (в отличие от юлианского – 14 января). Строго говоря, Православным Новым годом является Пасха Христова. Но в церковном календаре содержится пять новогодних праздников: один — собственно православный — Пасха Христова, и четыре светских, относящихся к разным историческим эпохам: один в марте, один в сентябре и два в январе: по новому и старому стилю. Январский Новый год по юлианскому календарю следует логике – Рождество Христово, за ним - Новый год. Новый год — это повод ещё раз оглянуться на прожитую жизнь, критически взглянуть на свои дела, слова, мысли и чувства, оценить пройденный путь и сделать выводы. Это повод молитвенно поблагодарить Бога за то, что Он дал нам возможность прожить ещё год, повод попросить у Него прощения за совершённые в этот отрезок времени грехи, а также благословения и сил на год наступающий.

image003image004 Символами Нового Года являются символы Рождества: зеленая новогодняя ель символизирует блаженную вечность, звезда на вершине ели — Вифлеемская звезду, по которой волхвы нашли путь к колыбели Младенца Иисуса, свечи украшающие ель  — символ Христа, ставшего Светом миру. Новогодние подарки, которыми мы одариваем друг друга в Новый год, восходит к дарам волхвов Богомладенцу Христу, которые принесли Ему золото, ладан и смирну.

Даже образ Санта Клауса - Деда Мороза имеет христианский смысл - он восходит к  образу святителя Николая Чудотворца, спасшего от бедности детей с помощью тайной благотворительности (память святого отмечается 19 декабря). Вся новогодняя символика — своеобразный синтез христианских и светских традиций. Поэтому Новый год можно по праву назвать преддверием Рождества.

image005  Не запрещено ли православному праздновать Новый год? Нет, не запрещено. Дело тут в том, как праздновать. Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо. Главное ведь, чтобы все было в меру. Помните, идет Рождественский пост. Воцерковленные люди знают, что конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и над нашей слабой верой, испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. Поэтому надо помнить, что не только Новый год, но и любой праздник можно наполнить различным содержанием и смыслом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее. Возрождается старая дореволюционная традиция, когда в начале новогодней ночи вся семья становится на молитву, в которой просит Бога мира и помощи во всех делах.

Принято 31 декабря посетить церковь и помолиться за новогодним молебном, в полночь пригубить бокал шампанского, покушать фруктов, вместо обычных тостов прочитать отрывок из Евангелия. Входит в обиход традиция встречать Новый год в храме, где можно исповедоваться и причаститься, чтобы начать новолетие чистой душой и с Богом.

image006Не надо забывать о том, что утром 1 января мы должны проснуться с чистой совестью, без сожаления о том, как мы провели прошедшую ночь. Недаром, 1-го января воспоминается память св. муч. Вонифатия, которому молятся о помощи в избавлении от с пьянства.

Разница между Дедом Морозом и Санта Клаусом.

Происхождение Деда Мороза связывают со славянской мифологией и фольклором. Именно в те незапамятные времена, согласно легендам, суровые зимние морозы стали персонифицироваться и нашли своё воплощение в мощном и сильном герое по имени Морозко. Впоследствии он стал называться Дедом Морозом. Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей. Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Санта-Клаус (Santa Claus) — сказочный (фольклорный) персонаж, приносящий подарки детям на католическое Рождество. Прообразом Санта-Клауса стал один из самых почитаемых христианских святых Николай Мирликийский (Санта — "святой", Клаус — "Николай"). Этот святой известен, прежде всего, своей благотворительной деятельностью: при жизни он помогал беднякам, делая подарки их детям, при этом, не афишируя добрые дела.

В детстве Дед Мороз представлялся довольно-таки небезопасным: он и птичек-белок на лету морозит, и плохих Ленивиц жабами пугает, а хорошей Падчерице дает всякие материальные блага только после суровых испытаний.

Санта-Клаус же, он же, св. Николай, детишек хотя и попугивал розгами (как в замечательной, чудесной книге нашего детства "Серебряные коньки"), но подарки все равно дарил всем, по носкам раскладывал. А кроме того, он передвигался, летая на оленях, иногда проникал в дом через трубу и приятно наигрывал Джингл Беллз. Санта Клаус ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Имя "Санта Клаус" впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай Мирликийский (см. далее). Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus". Годом позже появился целый стихотворный отчёт о визите Санта Клауса вышедшее из под пера Климента Кларка Мура (профессионального стоматолога). Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома - американского художника. 

Как Дед Мороз, так и Санта-Клаус имеют мало общего со святым, которого некоторые считают их прототипом. Скорее всего, имеет место смешение различных легенд в одну.

Святой Николай жил в 4 веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их для блуда, Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

image007Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.

Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.

Поэтому на праздник Святого Николая, который православная церковь отмечает 19 декабря (по новому стилю), а католическая 6 декабря, дети всегда получают подарки от Святого Николая.

Как видите, Санта-Клаус (изначально возникший как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально бывший просто Морозом – покровителем зимы) имеют мало общего со Святым Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

31 декабря совершается память священномученника  Фаддея, архиеп. Тверского

 Дни памяти священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского: 18 (31) декабря - день его мученической кончины, 13 (26) октября - обретение его святых мощей,  В дни - Собора Тверских святых и Собора святых новомучеников и исповедников Российских.

  Святой священномученик Фаддей, в миру Иоанн, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского и его супруги Лидии. В 1892 году Иван Успенский окончил Нижегородскую Духовную Семинарию, в 1896 году — Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия за работу «Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода» и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. Юноша довольно долго колебался в выборе дальнейшего жизненного пути. Первоначально он предполагал стать сельским учителем, чтобы потом принять священный сан и быть, как он сам писал, «ближе к пастве». Ректором Академии в ту пору был архимандрит Антоний (Храповицкий; †1936), с которым Иван Успенский сблизился и впоследствии подружился. Еще в студенческие годы будущего новомученика отец Антоний порекомендовал ему обращаться за духовным советом к подвижнику Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры иеромонаху Герману.

image008 Ректор не единожды говорил своему студенту, что тот — настоящий, уже готовый монах. Однако Иван Васильевич колебался, ожидая указания Божия относительно пострига. Окончательное решение было принято после беседы с посетившим Троице-Сергиеву Лавру святым Иоанном Кронштадтским.

  15 августа 1897 года он был пострижен в монашество с именем Фаддей в честь святого апостола от 70-ти, в конце августа посвящен в сан иеродиакона, через месяц рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем логики, психологии, философии и дидактики в Смоленской семинарии.  19 ноября 1898 года переведен инспектором Минской семинарии с исправлением обязанностей преподавателя Священного Писания в V классе. С 1900 года — преподаватель Уфимской семинарии, ректором которой в сане архимандрита был святой Андроник (Никольский), будущий новомученик, архиепископ Пермский (†1918). В 1901 году отец Фаддей защитил магистерскую диссертацию «Единство книги пророка Исаии». На каждом этапе своей жизни он усугублял подвиги и посты, совершествуясь в кротости и незлобии.

 С июня 1901 года он — преподаватель педагогических и певческих курсов для учителей церковных школ. В 1902 году отец Фаддей опубликовывает «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка)», в которых подчеркивается, что основой обучения и просвещения является христианство.

15 марта 1902 года иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором семинарии. 8 сентября того же года переведен на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии. В его обязанности входило также редактирование официального церковного органа епархии — «Олонецких Епархиальных Ведомостей». Он выступает на религиозно-нравственных чтениях в Петрозаводске. Внимательный к своей душе, ведет ежедневные записи в дневнике.  20 декабря 1908 года произошло его наречение, а на следующий день — хиротония во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Он регулярно объезжает приходы своей обширной епархии. В сентябре 1916 года он был переведен на Владикавказскую кафедру, в связи с болезнью епископа Антонина (Грановского; †1927). По совету епископа Фаддея тот отслужил литургию и, причастившись, выздоровел.

 В 1917 году владыка вернулся в Волынскую епархию, которая вскоре стала оккупироваться немецкими, польскими, петлюровскими войсками. В 1919 году он становится правящим архиереем Волынской епархии. После захвата власти большевиками, в ноябре 1921 года он был арестован. 25 февраля постановлением ВУЧК выслан в распоряжение Патриарха Тихона. 9 марта он был освобожден и выехал в Москву, где принимал участие в работе Священного Синода.

image009 Еще 6 июля 1919 года большевиками были расстреляны Астраханские архиереи — правящий святой Митрофан (Краснопольский) и викарный Леонтий (фон Вимпфен). С того времени Астраханская кафедра вдовствовала, поэтому 21 сентября 1921 года святой Патриарх Тихон возводит епископа Фаддея в сан архиепископа и назначает на Астраханскую кафедру.После ареста святителя Тихона управление Православной Церковью было передано митрополиту Ярославскому святому Агафангелу (Преображенскому; †1928), который составил воззвание, и передал его Владыке Фаддею в Москву. Вскоре оно было отпечатано в типографии и появилось на стенах московских храмов, в связи с чем в конце июня 1922 года Владыку Фаддея и протопресвитера Димитрия Любимова арестовали. В сентябре он был осужден на год ссылки в Зырянскую область. Вместе с митрополитом Казанским святым Кириллом (Смирновым) его перевели в тюрьму города Владимира. Митрополит Кирилл так вспоминал об этом:

 - Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе… Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился.Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал:

 - Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами. Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, и я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно.  Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник” (8, с. 302 – 303)».

 Владыка не только продукты раздавал в тюрьме, но и все, что получал из одежды или из постельных принадлежностей. Одному из заключенных он отдал свои сапоги и остался в шерстяных носках.

image010 Летом 1923 года срок ссылки закончился, и архиепископ Фаддей уехал в Волоколамск. Здесь он жил, а служить ездил в московские храмы. Осенью 1923 года Владыка вновь назначается Астраханским архиереем. 20 декабря он выехал в Астрахань.

Только лишь поезд остановился, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Все подходили к нему под благословение, искали глазами багаж и с удивлением обнаруживали, что никакого багажа у Архиепископа не было. Владыка смутился торжественностью встречи; выйдя на перрон, он смутился еще больше, увидев толпу встречающих, а на вокзальной площади – людское море. У вокзала Архиепископа ожидала пролетка, но она не смогла проехать через толпу, и он в окружении людей пошел пешком. Расстояние до церкви было небольшое, но потребовалось около двух часов, чтобы дойти до нее. Моросил мелкий холодный дождь, было грязно, но это нисколько не смущало Архиепископа. Около одиннадцати часов дня он дошел до храма, и началась литургия. Был воскресный день, праздник иконы Божией Матери “Нечаянная Радость”.

 Поскольку архиерейская ризница была захвачена обновленцами, то для первого богослужения Владыке привезли облачение из Покрово-Болдинского монастыря, оно принадлежало архиепископу Тихону (Малинину), посох святого священномученика Митрофана (Краснопольского), а один из монахов Иоанно-Предтеченского монастыря передал Владыке хранившуюся у него мантию новомученика епископа Леонтия (фон Вимпфена). Литургия закончилась в три часа дня, но до пяти часов вечера он благословлял молившихся в храме и собравшейся вокруг храма народ. Ему показали могилы расстрелянных в 1919 году священномучеников Митрофана и Леонтия, и он часто потом приходил сюда служить панихиды.

Где бы Архиепископ ни жил, он не имел ничего своего. Давали ему чай или обед – он пил и ел, если не давали – не спрашивал. Он всегда считал себя гостем и зависимым от того, кто ему прислуживал и помогал.

 Архиепископ Фаддей приехал в разгар обновленчества. У православных осталось десять церквей; обновленцы захватили девять церквей и два монастыря и намеревались захватить остальные. Власти, в свою очередь, спешили передать эти храмы обновленцам. Затем, спустя какое-то время, обновленцы отдавали эти храмы властям для закрытия, как не имеющие прихожан.

Служение владыки  Фаддея было ознаменовано широкой благотворительностью и нестяжательностью. Владыка ходил в старенькой заплатанной рясе, в стареньких чиненых сапогах, имел одно облачение. 3 сентября 1924 года святой Фаддей ко дню своего тезоименитства был удостоен Патриархом Тихоном права ношения бриллиантового креста на клобуке. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году обновленцы, добиваясь участия православных епископов в обновленческом соборе, обратились к Архиепископу Фаддею с приглашением принять участие в работе по подготовке собора. Владыка ответил:

 - Имею честь сообщить, что на принятие участия в организационной работе по созыву третьего Всероссийского Поместного собора я не имею канонически законного полномочия (6,с.196).

image011  За все время своего пребывания в Астрахани Архиепископ Фаддей ни одного слова не сказал против обновленцев публично, но пример его личной жизни был красноречивее любых слов. Идеолог обновленчества в Астрахани священник Ксенофонт Цендровский, принося публично покаяние в грехе раскола, сказал:

 – Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах (6,с.196).

 ...Рассказывают, что однажды, когда Волга вышла из берегов, грозя затопить дома и поля, крестьяне пришли к Архиепископу Фаддею просить о помощи. Он вышел вместе с народом на берег реки, отслужил молебен, благословил воду, и после этого она начала быстро спадать (2,с.II).

 29 октября 1926 года ГПУ арестовало заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В права заместителя вступил архиепископ Иосиф (Петровых); 8 декабря он издал распоряжение, в котором назначил себе заместителей по управлению Церковью: архиепископов — Екатеринбургского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского святого Серафима (Самойловича). . С 18 октября 1926г. по 31 декабря 1926 г. он числился Костромским и Галичским.

image012Предчувствие ареста не обмануло Владыку Иосифа — 29 декабря 1926 года он оказался под стражей. Архиепископ Корнилий был в ссылке и не мог выполнить возложенное на него поручение, и поэтому в середине января 1927 года архиепископ Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к возложенным на него обязанностям по управлению Церковью. Однако в Саратове святитель был по распоряжению начальника VI отделения СО ГПУ Е. А. Тучкова задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено. Только в марте 1928 года власти разрешили ему выехать из Кузнецка. Митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил Владыку Фаддея архиепископом Саратовским и Петровским. Находясь в Саратове без права выезда, Владыка в это время совершает тайные монашеские постриги.

15 июня 1928 года святитель был назначен архиепископом Тверским и Кашинским, однако до ноября 1928 года он еще жил в Саратове. В ноябре 1928 года владыка Фаддей поселился в Твери. Рассказывают, что Владыка носил вериги, всех приходящих к нему принимал с любовью, обладал даром прозорливости и исцеления.

 Всех приходящих к нему Архиепископ Фаддей принимал с любовью, не отказывая никому. Он знал, что сейчас время скорбей, и кому, как не архипастырю, утешать свою паству.  Многие, видя его праведную жизнь и веря в его молитвенное предстательство перед Богом, ходили к нему за благословением на те или иные начинания. И он всегда в этих случаях благословлял, определенно говоря “да” или “нет” и никогда не говоря: “Как Бог благословит” (11,с.6).

 Проповеди владыка говорил за каждой литургией; они были лишены светских примеров и житейских слов: из глубины души он извлекал только тот святоотеческий дух назидания, который жил в нем самом.

 По свидетельству всех знавших владыку, в его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским святым. Каждую среду владыка читал акафист святому Михаилу Тверскому и проводил беседу.

 В Твери православные люди любили владыку. Часто его карету сопровождало много верующих, и люди, завидя издали Архиепископа, кланялись ему, а он, остановив пролетку, благословлял народ. Властей раздражала любовь народа к Архиепископу Фаддею.

image013Летом 1937 года начались массовые аресты. Многие из духовенства и мирян во главе с жившим на покое епископом Григорием (Лебедевым) были арестованы в городе Кашине и расстреляны. Было арестовано почти все духовенство Твери и области. Следователи расспрашивали об Архиепископе Фаддее. Многих вынуждали дать ложные показания на архиепископа Фаддея. И некоторые соглашались. Обновленцы – охотно, «тихоновцы» – под давлением невыносимых пыток.

 29 сентября 1936 года власти лишили Архиепископа Фаддея регистрации, и Владыка продолжал служить в последнем незакрытом храме — единоверческом храме на Волынском кладбище за Волгой. В декабре 1936 года под давлением богоборцев святой Фаддей был уволен на покой, но службы в храме он не оставил. С 18 октября 1936г. по 31 декабря 1937 г. он числился Костромским и Галичским.

image014 Летом 1937 года начались массовые аресты. Многие из духовенства и мирян во главе с жившим на покое епископом Григорием (Лебедевым) были арестованы в городе Кашине и расстреляны. Было арестовано почти все духовенство Твери и области. Следователи расспрашивали об Архиепископе Фаддее.

20 декабря 1937 года Владыка был арестован. При обыске у него изъяли панагию, кресты, потир, дароносицу, облачение, двадцать семь штук свечей, тридцать четок, духовные книги, тетради с записями архиепископа, официальные циркуляры Московской Патриархии, фотографии, два архиерейских жезла.

Он обвинялся в том, что «является руководителем к-р церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной к-р церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к ВМН – расстрелу), давал задания участникам на организацию и насаждение к-р церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, во вновь организованном Карельском национальном округе через своего посланца Орлова Митрофана, арестованного и осужденного к ВМН – расстрелу. Осуществлял свое руководство к-р организацией в г. Кашине по сбору средств на построение нелегального монастыря и направления в проводимой к-р агитации участников организации».

 Недолго пробыл владыка в тюрьме, но и в эти последние дни ему пришлось претерпеть множество унижений. Тюремное начальство поместило владыку в камеру с уголовниками. После многочисленных издевательств над владыкой, Сама Божия Матерь заступилась за Своего праведника. Ночью Она явилась главарю уголовников и грозно сказала ему:

  – Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибните. 30 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священномученика к расстрелу. Он был казнен на следующий день; сохранилось свидетельство, что вместо расстрела палачи убили святого, утопив его в яме с нечистотами.

 После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре владыку повезут хоронить. 2 января 1938 года. Около четырех часов дня со стороны тюрьмы через замерзшую Волгу двигались сани по направлению к кладбищу.

На кладбище были в это время две женщины. Они спросили: — Кого это вы привезли?

 — Фаддея вашего привезли! — ответил один из них.

 Тело владыки было завернуто в брезент, но в выкопанную неглубокую яму его опустили в нижней одежде.

image015  Весной после Пасхи 1938 года женщины вскрыли могилу и переложили тело Архиепископа в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На месте могилы был поставлен крест и на нем сделана надпись, но вскоре он был уничтожен властями (6,с.202).

Прошло много лет. Храм, стоящий на кладбище, был разрушен, снесена и уничтожена большая часть памятников и крестов, и точное место могилы Архиепископа Фаддея было забыто. Все эти годы верующие Твери хранили память о владыке Фаддее и о его могиле.

По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора иеромонах Дамаскин (Орловский) предпринял попытку обнаружить останки владыки Фаддея. Одна из верующих, долгое время занимавшаяся этими поисками, Ю. Е. Топоркова, осенью 1990 года нашла точное место захоронения владыки. Экспертиза, проведенная в Москве, подтвердила, что найденные останки принадлежат владыке Фаддею (16).

  В 1991 году Синодальная Комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, получила сведения из Тверской прокуратуры о реабилитации Архиепископа Фаддея (Успенского) (2,с.II).  26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери. Прославление архиепископа Фаддея (Успенского) состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве 18 – 23 февраля 1997 года.

  «Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших».

image016  Тропарь святому священномученику Фаддею, глас 1:  Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиях крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

 Кондак святому священномученику Фаддею, глас 4:  Духа небоязни, силы, любве и упования даде Пастыреначальник ти, святителю Фаддее, во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси и в гонениях страждущия утешал еси, глаголя: не унывайте, Христос бо с нами есть.
 Величание: Величаем тя, священномучениче Фаддее, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси.

 Молитва священномученику Фаддею

 О великий и преславный угодниче Христов, священномучениче Фаддее! Светильниче пресветлый, на свещнице Церкви Православныя возженный, сосуде чистоты и избранное селение Духа Святаго!  Молим убо тя: сохрани под кровом молитвенных крил твоих Православное Отечество наше и паству, юже собрал еси, да не закоснеем в окаменении сердец и нерадении о спасении нашем.  О пастырю добрый и ближний друже Христов! Сподоби и нас, путем покаяния шествуя, возлюбити Бога всем сердцем и помышлением нашим и ближняго яко себе, и тако по неложному слову апостола: приближитесь Господу, и приближится вам, — сподобитися вожделенных селений райских, идеже ты с лики святых пребываеши, прославляя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Священномучениче Фаддее, моли Бога о нас.

Сочинения

Единство книги пророка Исайи / [соч.] Иером. Фаддея.- [Сергиев Посад], 1901; Записки по дидактике (общей и методике закона божия и славянского языка): Для учителей церковно-приходских школ / [соч.] Иером. Фаддея.- Уфа, 1902; Конспект образцового урока по закону Божию в младшем отделении, данного на педагогических курсах для учителей и учительниц церковных школ 12-го июля 1903 года.- Петрозаводск, 1903; Конспект урока по старославянскому языку в старшем отделении данного на педагогических курсах для учителей и учительниц церковных школ 26-го июля 1903 года.- Петрозаводск, 1903; Речь перед открытием курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ.- [Петрозаводск, 1903]; Слово в день св. равноапостольной Марии Магдалины / [соч.] Архим. Фаддея.- Петрозаводск, 1903; Слово к окончившим курс воспитанникам Олонецкой духовной семинарии, сказанное на молебне по окончании учебных занятий в 1902-3 учебном году.- Петрозаводск, 1903; Характер и значение церковно-школьного просвещения: (Речь на акте по окончании занятий в церковных школах 11 мая 1903 года).- Петрозаводск, 1903; Слово в неделю св. жен мироносиц / [Архим. Фаддей].- Петрозаводск, 1908; Конспекты уроков по закону Божию, данных на Педагогических курсах (13 июня – 14 июля 1911 года) для учителей церковных и министерских школ в г. Житомире преосвященнейшим епископом Фаддеем: Житомир, 1911 года 14 июля.- Житомир, 1911; Конспекты уроков по славянскому языку, данных на Педагогических курсах (13 июня – 14 июля 1911 года) для учителей церковных и министерских школ в г. Житомире преосвященнейшим епископом Фаддеем.- Житомир, 1911; Конспекты уроков по Закону Божию, данных на Педагогических курсах в Житомире (17 июля – 20 августа 1911 года) для учительниц церковных и министерских школ преосвященнейшим епископом Фаддеем: Житомир, 1911 года 20 августа.- Житомир, 1911; Конспекты уроков по славянскому языку, данных на Педагогических курсах для учительниц церковно-приходских школ в Житомире (10 июня – 12 июля 1912 года) преосвященнейшим епископом Фаддеем.- Житомир, 1912; Конспекты уроков по славянскому языку, данных на Педагогических курсах для учительниц церковно-приходских школ в Житомире (27, 29 и 31-го июля 1913 года) преосвященнейшим епископом Фаддеем.- Житомир, 1913; Конспекты уроков по славянскому языку, данных на Педагогических курсах для учительниц церковно-приходских школ в Житомире (19-24 июля 1914 года) преосвященнейшим епископом Фаддеем.- Житомир, 1914; Конспекты уроков по закону Божию, данных на Педагогических курсах (1, 2 и 3 июля 1913 года) для учителей церковно-приходских и земских школ в г. Житомире преосвященнейшим епископом Фаддеем: Житомир, 1913 года 3 июля.- Житомир, 1913; Конспекты уроков по закону Божию, данных на законоучительских курсах (18-21 июня 1914 года) для законоучителей и на педагогических курсах (7-10 июля 1914 года) для учительниц церковно-приходских школ в г. Житомире преосвященнейшим епископом Фаддеем: Житомир, 1914 года 20 июня.- Житомир, 1914; Речь преосвященного Фаддея на акте по случаю 50-летнего юбилея Житомирского женского училища духовного ведомства.- [Житомир, 1914]; Радуйтесь!: [Сборник] / Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский).- М., 1998; Творения священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского: в 2 т.- Тверь, 2002.Неоскудный источник милостей // Журнал Московской Патриархии., 1990. — № 5. — С. 39-41; В день Воздвижения Животворящего Креста Господня // Журнал Московской Патриархии., 1990. — № 9. — С. 56-58; «Гора Божия, Гора тучная…» (Пс. 67,16) // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 4. — С. 41-42; Помощница в скорбях // Журнал Московской Патриархии. 1992. — № 11/12. — С. 50-51; О смысле жизни // Журнал Московской Патриархии. 1997. — № 4. — С. 64-68; Творения. Проповеди. Кн. 1. — Тверь: Булат, 2002; Творения. Записки по дидактике. Кн. 2. — Тверь: Булат, 2003. 

Литература

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2 ч. / сост. М.Е. Губонин.- М., 1994.- С. 900; Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной Иерархии на 1911 год.- СПб., 1911.- С. ?; Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной Иерархии на 1912 год.- СПб., 1912.- С. ?; Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной Иерархии на 1913 год.- СПб., 1913.- С. 40-41; Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной Иерархии на 1914 год.- СПб., 1914.- С. 42-43; Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной Иерархии на 1915 год.- Пг., 1915.- С. 116-117; Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной Иерархии на 1916 год.- Пг., 1916.- С. ?; Энциклопедический словарь / под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского.- СПб., 1907.- Т. II доп. а.- С. 932; Губонин М.Е. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты: в 2 кн.- СПб, 1994.- Кн. 1.- С. 338-357; Дамаскин [Орловский В.А.], иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним.- Тверь, 1999.- Кн. 3.- С. 481-565, 613-619; Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): в 6 т.- Эрланген, 1989.- Т. VI.- С. 325-327; Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917-1997.- М., 1997.- С. 766; Дамаскин [Орловский В.А.], иером. Архиепископ Фаддей (Успенский) // Москва.- М., 1996.- Июль.- С. 196-206; Август.- С. 192-203; Дамаскин [Орловский В.А.], иером. Смерти не надо бояться. Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской // Московский церковный вестник.- М., 1991.- Июнь.- С. 11; Дамаскин [Орловский В.А.], иером. Светильники веры. Фаддей // Тверские ведомости.- Тверь, 1994.- 2/8 сентября.- № 65.- С. 6.
Архивы: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 89.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ХХ ВЕКА ЦЕРКВИ РУССКОЙ СОБОРА КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ

Подробнее...

Статьи

Романовы и Салтыковы

«Ни из одной фамилии не было столько бояр, столько фельдмаршалов и столько главных начальников Москвы, как из Салтыковых», - отметил еще Петр Владимирович Долгоруков, но и в костромской истории их было немало.

Подробнее...