Некролог по поводу кончины Павла Петровича Резепина 25.06.1956. – 20.07.2023

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

6С прискорбием сообщаем, что ушёл из жизни известный костромской краевед и биобиблиограф, член Костромского церковно-исторического общества Павел Петрович Резепин.

Павел Резепин родился в Челябинске, учился в Магнитогорске и Белой Калитве, которой посвятил тёплые страницы воспоминаний. В 1978 году окончил факультет филологии и журналистики Ростовского государственного университета.

На рубеже 1980-1990-х переехал в Кострому. Нашел свое призвание в качестве экскурсовода по историческим местам Костромы, глубоко занимался краеведением. Уже через десять лет его картотека насчитывала свыше 5 000 имён замечательных уроженцев и деятелей Верхневолжья.

Он автор сборников «Костромской Вертоград» (1995, 1998) и книг «Костромской текст» (2012), «А. Н. Островский и его костромское окружение» (2020), «Книга Почета Костромской области» (2022). Соавтор книг «Градоначальники Костромы» (2003), «Костромские инскрипты XVIII-XX вв.» (2015), «Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.» (2015), «Костромские купцы» (2018), «История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, 1898-2020 гг.» (2020). При участии Павла Петровича Резепина опубликованы книги А. А. Григорова «Без Костромы наш флот неполон…» (2002), П. П. Свиньина «Американские дневники и письма (1811-1813)» (2005) и др.

Многочисленные биобиблиографические работы исследователя выходили в костромских журналах и альманахах «Губернский дом», «Костромская старина», «Светочъ», «Страницы времен», «Энтелехия».

Общий список публикаций Павла Петровича Резепина насчитывает свыше пятисот наименований: https://proza.ru/avtor/02022020

Работая много лет в костромских и столичных архивах и библиотеках, являясь инициатором и соорганизатором Бочковских семинаров, он гордился званием Почётного читателя Костромской областной универсальной научной библиотеки.

Одной из последних работ исследователя стал справочник о дореволюционных членах Костромского церковно-исторического общества, который будет опубликован.

«Он был настоящим подвижником дела, которому посвятил свою жизнь. Костромское краеведение и Костромское церковно-историческое общество потеряло своего истинного рыцаря. Мы все благодарны ему за труды, которые, надеюсь, многим поколениям костромичей будут открывать душу и личность Павла Петровича»,  - отметил в своем слове на скорбную весть председатель КЦИО протоиерей Дмитрий Сазонов.

Соболезнуем всем, кто знал и любил Павла Петровича Резепина.  Вечная ему память!

Костромское церковно-историческое общество

Костромская областная общественная организация «Костромское церковно-историческое общество»

kcio.org | vk.com/kcio_org | ok.ru/kcio.org

1
10
2
3
4
5
6
7
8
9

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Разница понимания и смыслов при принятии реформы приходского управления 1961 года со стороны Церкви и государства. Дисскурс истории.

Статья посвящена принципиальным отличиям в понимании реформы приходского управления принятой Русской Православной Церковью под давлением государства в ходе компании по возвращению к «ленинским нормам» в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Принятие внешних форм соборного утроения прихода обернулось экклезиологической и канонической катастрофой из-за разницы понимания и целей государства и Церкви. На основании исследования и сопоставления различных смыслов, вложенных идеологически атеистическим партийным и государственным аппаратом с одной стороны, и церковным священноначалием с другой, удалось определить границы различного понимания и целей государства и Церкви. На основании изученных документов удалось выяснить и определить выводы, о форме и содержании реформы, которые из-за различия смыслов и  возникших противоречий, привели к кризису церковной приходской жизни.

Подробнее...