Некролог по поводу кончины Павла Петровича Резепина 25.06.1956. – 20.07.2023

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

6С прискорбием сообщаем, что ушёл из жизни известный костромской краевед и биобиблиограф, член Костромского церковно-исторического общества Павел Петрович Резепин.

Павел Резепин родился в Челябинске, учился в Магнитогорске и Белой Калитве, которой посвятил тёплые страницы воспоминаний. В 1978 году окончил факультет филологии и журналистики Ростовского государственного университета.

На рубеже 1980-1990-х переехал в Кострому. Нашел свое призвание в качестве экскурсовода по историческим местам Костромы, глубоко занимался краеведением. Уже через десять лет его картотека насчитывала свыше 5 000 имён замечательных уроженцев и деятелей Верхневолжья.

Он автор сборников «Костромской Вертоград» (1995, 1998) и книг «Костромской текст» (2012), «А. Н. Островский и его костромское окружение» (2020), «Книга Почета Костромской области» (2022). Соавтор книг «Градоначальники Костромы» (2003), «Костромские инскрипты XVIII-XX вв.» (2015), «Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.» (2015), «Костромские купцы» (2018), «История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, 1898-2020 гг.» (2020). При участии Павла Петровича Резепина опубликованы книги А. А. Григорова «Без Костромы наш флот неполон…» (2002), П. П. Свиньина «Американские дневники и письма (1811-1813)» (2005) и др.

Многочисленные биобиблиографические работы исследователя выходили в костромских журналах и альманахах «Губернский дом», «Костромская старина», «Светочъ», «Страницы времен», «Энтелехия».

Общий список публикаций Павла Петровича Резепина насчитывает свыше пятисот наименований: https://proza.ru/avtor/02022020

Работая много лет в костромских и столичных архивах и библиотеках, являясь инициатором и соорганизатором Бочковских семинаров, он гордился званием Почётного читателя Костромской областной универсальной научной библиотеки.

Одной из последних работ исследователя стал справочник о дореволюционных членах Костромского церковно-исторического общества, который будет опубликован.

«Он был настоящим подвижником дела, которому посвятил свою жизнь. Костромское краеведение и Костромское церковно-историческое общество потеряло своего истинного рыцаря. Мы все благодарны ему за труды, которые, надеюсь, многим поколениям костромичей будут открывать душу и личность Павла Петровича»,  - отметил в своем слове на скорбную весть председатель КЦИО протоиерей Дмитрий Сазонов.

Соболезнуем всем, кто знал и любил Павла Петровича Резепина.  Вечная ему память!

Костромское церковно-историческое общество

Костромская областная общественная организация «Костромское церковно-историческое общество»

kcio.org | vk.com/kcio_org | ok.ru/kcio.org

1
10
2
3
4
5
6
7
8
9

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Места заключения и расстрелов костромских священно и церковнослужителей

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...