Возрождение Костромского Церковно-Исторического Общества

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в КоЦИО

image004По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Александра, Архиепископа Костромского и Галичского 19 июня 2006 г. состоялось первое заседание возрожденного Костромского Церковно-Исторического Общества.

Современное Костромское Церковно-Историческое Общество является прямым наследником Общества, существовавшего в нашем городе в начале ХХ века. Первое Общество, своим возникновением обязано инициативе костромских церковных историков – преподавателя Костромской Духовной Семинарии И.В. Баженова, прот. И. Студицкого, ректора Костромской Духовной Семинарии прот. В.Чекана, свящ. М. Раевского и других выдающихся деятелей церковной и гражданской истории и краеведения своего времени. Свое благословение на создание Общества дал Архиепископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский), попечитель и непосредственный участник работы Общества, И. В. Баженов был избран председателем Общества. 21 декабря 1911 г. Святейшим Синодом был утвержден Устав Костромского Церковно-Исторического Общества.

image007Общество имело своей целью изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии, в ее исторической и настоящей действительности, исследование сохранение и собирание памятников местной церковной древности и истории. Для достижения намеченной цели Общество предпринимало следующую работу:

-           нахождение, описание, систематизация архивов церквей, монастырей и других епархиальных учреждений;

-           изучение местных религиозных обычаев, преданий, церковных обрядовых особенностей;

-           историческое исследование церковно-религиозной жизни, в частности, возникновение расколов и сектантства;

-           распространение в обществе церковных, историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-исторического и церковно-археологического характера;

-           публикация материалов и научных исследований по церковной истории и археологии Костромского края.

image010Следует отметить, что вскоре после начала своей деятельности Общество достигает серьезных результатов. В стенах Ипатьевского монастыря, в помещении «Романовских палат» был создан церковно-археологический музей, а при нем архив и библиотека. В 1914 г. вышел в свет подготовленный членами Общества юбилейный сборник, посвященный 300-летию Дома Романовых. Церковно-Историческим Обществом неоднократно собирались съезды научной общественности, на которых присутствовали светила исторической науки Москвы и Петербурга: профессора А.П. Голубцов, Д.И. Иловайский, Н.В. Покровский, Ф.И. Успенский, искусствовед В.К. Лукомский, историк С.Ф. Платонов.

Общество развернуло широкую научно-просветительскую деятельность, которая приносила неоспоримую интеллектуальную и духовную пользу государству, Церкви, людям. Революционные события 1917 г. нанесли серьезный удар по деятельности Общества. В 1919 г. Костромское Церковно-Историческое Общество прекратило свое существование. А год спустя 9 февраля умер его бессменный председатель и организатор Иван Васильевич Баженов.

image014Наступили иные времена, прошли мрачные годы воинствующего атеизма и государственных гонений на Церковь. И вот уже второе десятилетие каждый желающий может получить уроки жизни у «лет древних». Острую потребность в работе организации, которая могла бы собирать разного рода церковный археологический и исторический материал, обрабатывать, анализировать, популяризировать и доносить его до широких кругов общественности, ощущали и священнослужители, и деятели костромской исторической науки, и краеведы, и все, кому небезразличны исторические судьбы нашего края, малой Родины, и Отечества в целом. Непростой, кропотливый труд по созданию, а точнее по воссозданию Общества, завершился утверждением 6 апреля 2006 г., уже в начале XXI века, «Положения о Костромском Церковно-Историческом Обществе», - Архиепископ Александр дал свое архипастырское благословение на начало организационной и научной деятельности.

Первое заседание Общества 6 июня 2006 года имело своей целью утвердить состав организации и донести до каждого неравнодушного человека, интересующегося историей родного края, его цели и задачи. Председателем возрожденного КЦИО был избран клирик Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора г. Костромы протоиерей Дмитрий Сазонов.

image019Возрожденное Общество став наследницей идей КЦИО продолжило труды покойного И. В. Баженова, его соработников и возглавляемого им Общества, которое внесло неоценимый вклад в исследование и сохранение памятников церковной и народной культуры, создало знаменитый музей церковных древностей, своей просветительской деятельностью оставила много наследников и продолжателей своего дела. В первую очередь приоритетными были признаны просветительская, научная и архивно-музейная деятельность. Уже 19 ноября 2006года, в актовом зале image022Костромской духовной семинарии состоялся вечер памяти прекрасного поэта, священника Валерия Бурдина, почившего в 5 февраля 2002г. и похороненного в ограде Иоанно-Богословской церкви, а 7 декабря, состоялся вечер посвященный личности основоположника церковной археологии, доктора церковной истории, почетного члена КЦИО, профессора С.-Петербургской духовной академии, директора археологического института Н. В. Покровского (1848-1917). На нем председатель Общества, протоиерей Дмитрий Сазонов, представил доклад, в котором была дана оценка жизни и трудов, знаменитого земляка.

image016Костромское церковно-историческое общество выступило организатором международных и региональных научно-практических конференций, проходивших с 2007 по 2015 гг. «Путь святости земли Костромской», «Романовские чтения» (выросшие до размеров Романовского фестиваля), «Царские дни в Костроме», «Твои века Кострома» Работа конференций проходила в ВУЗах г. Костромы при участии большого количества студенческой молодежи. Конференции с каждым годом собирают все большее количество исследователей со всех уголков России - светских и церковных. По материалам конференций печатались сборники. С 2008 г. по 2010 гг., в актовом зале Костромской духовной семинарии, с участием профессорско-преподавательского корпуса, студентов ВУЗов г. Костромы, воспитанников Костромской духовной семинарии, регулярно проходили круглые столы под общим названием «Русская идея». 5 февраля 2007года в актовом зале Костромской духовной семинарии при активном сотрудничестве КОЦИО с «Фондом 400-летия Дома Романовых» была открыта выставка «История государства Российского в памятниках Костромы», затем 22 апреля там же состоялся художественно-поэтический вечер «Весна духовная» с участием костромских художников и поэтов.

image025image028Организованный КЦИО круглый стол «Монархическая идея в XXI веке» 20 февраля 2013 года прошел накануне визита в Кострому Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны, который состоялся 8-10 марта. Он открыл празднования юбилейного года «400-летия Дома Романовых» в России.

Кроме выходившего регулярно альманаха КЦИО «Светочъ» (2007-2012 гг. 7 номеров), трудами КЦИО был возрождены «Костромские епархиальные ведомости», выпущены издания краеведческого и просветительского характера: сборник избранных стихов священника Валерия Бурдина «От Черного моря до Черной речки» (2006), Ю. В. Смирнова «Судиславский Преображенский собор» (2008), О.С. Куколевской «Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря» (2008) справочно-методическое пособие «Святыни Ивановского края» (2013) и др.

На средства, собранные Обществом, появился крест-памятник на могиле приснопоминаемого священника-поэта о. Валерия Бурдина в ограде Иоанно-Богословской церкви в Ипатьевской слободе.

image031Члены Общества А. В. Шихов и диакон М. Л. Мостовой с 2006г. активно участвовали в восстановлении ансамбля Знаменской церкви (XVII в.) г. Костромы, проводили инспекционную и консультативную работу с реставраторами и рабочими, занимающимися восстановительными работами. Инициатором возрождения церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, строительством которой в 1795 г. руководил дед знаменитого драматурга А. Н. Островского, священник Федор Островский (в которой был крещен отец драматурга, сын Федора - Николай, впоследствии настоятель церкви), был член КОЦИО протоиерей Сергий Бесчастный.

О многогранной деятельности КЦИО за прошедшие годы можно подробно посмотреть на сайтах КЦИО kocio.mrezha.ru и kocio.narod.ru, в журналах собраний Костромского церковно-исторического общества kocio.mrezha.ruindex.php/2010-09-02-15-16-05/65…

image034Деятельность Костромского церковно-исторического общества подало пример и соседним регионам, которые стали создавать подобные общества у себя. Так, в 2012 году было создано Ярославское церковно историческое общество, председателем которого был выбран проректор по научной деятельности Ярославской духовной семинарии прот. Дмитрий Сазонов.

image03718 мая 2016 года Костромское церковно-историческое общество стало Костромской областной общественной организацией и получило статус юридического лица.

Благослови Господи труды возрожденного Костромского Церковно-Исторического Общества во славу имени Твоего, к духовной пользе людей Костромского края и Отечества Российского!

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Акафист Святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, апостолу Сибири и Америки

Подробнее...

Статьи

Попытки церковных реформ в царствование Святого Императора Николая II

Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране, которые в целом не увенчались успехом. Половинчатость и непоследовательность отличала и реформы в сфере церковного устройства. Однако, как справедливо отмечал на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий « церковная политика Императора не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью. Однако именно в царствование Императора Николая II дотоле два века официально безмолвствовавшая церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.»1 Широко распространен и рассказ о том, что император Николай II якобы хотел сам стать Патриархом, с целью чего планировал по соглашению с императрицей оставить престол своему сыну и учредить при нем регентство из императрицы Александры и великого князя Михаила, и неофициально беседовал об этом с членами Синода2, но официально данный вопрос не обсуждался.

Подробнее...