12 июня. Память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00212 июня в день Независимости России совершается память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского. Жил в ХV веке подвизался в Паисиево-Галичском и Никольском монастырях г. Галич.

Иаков Галичский был пострижен в монахи в Паисиевом Галичском монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы Паисием Галичским, который был его родственником. Через несколько лет после принятия монашества был рукоположён во иерея. В Житии преподобного Паисия приводится рассказ о том, как Иаков спас главную святыню монастыря Овиновскую икону Божией Матери по время сильного пожара Успенского собора. Он был заперт, и поэтому когда начался пожар, священник Иаков разбил бревном церковные двери, вошёл сквозь пламя в церковь и, взяв икону, вышел обратно. От огня оклад икону, сделанный из серебра и золота, весь расплавился, но у самого Иакову даже волосы не обгорели. Прожив ещё какое-то время в обители, Иаков основал Никольский Староторжский монастырь близ галичского Староторжья (на месте старого торга). Иаков скончался схимником и был там погребён на кладбище для странников у монастыря. Впоследствии у его могилы больные исцелялись от «лютых трясавиц» (лихорадка). Позднее над могилой преподобного была выстроена деревянная церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. Когда началось чествование преподобного Иакова, и в каком виде оно выражалось: молебнами ли, или панихидами – об этом сведений не имеется. Но уже в ХVII веке, как видно из упоминаемой выше рукописи, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских, преподобный Иаков считался святым. Существуют два его образа: один в церкви Бориса и Глеба, а другой – на его гробе. В ХVIII веке была уже его служба.

image003В 1925 году Староторжский монастырь был закрыт, в начале 1930-х годов мощи преподобного извлечены и утеряны. В начале XXI века в уцелевших монастырских зданиях располагается Галичское педагогическое училище.

Канонизация Иакова подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование которому установлено в 1981 году.

В 2016 году Галичское благочиние подало заявку на участие в проекте партии Единая Россия «Историческая память». Программа, работающая уже много лет, направлена на сохранение культурной и духовно-нравственной среды и традиционных российских ценностей. 12.02.2017 ход реставрационных работ в Троицком соборе Николаевского Староторжского монастыря обсудили в Галиче подрядчики, приступившие к ремонтным работам, глава Галича и представители городской администрации, духовенство Галичской епархии, сотрудники надзорных организаций.

Надежда, что молитвами преподобного Иакова Никольский Староторжский монастырь будет восстановлен, а Троицкий его собор будет кафедральным собором Галичской епархии есть!

image001Николаевский Староторжский монастырь в г. Галич. По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским предположительно в кон. 15 - нач. 16 вв. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. Согласно писцовым книгам 1635 г. в монастыре находилось две церкви - Никольская и архидиакона Стефана. В документах 2-й половины 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая, обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана.

В 1833 г. к востоку от монастырской стены на месте упокоения прп. Иакова была сооружена каменная одноглавая двухэтажная церковь. Верхний престол был освящен во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а нижний в честь св. ап. Первомученика и Архидиакана Стефана. На левой стороне от входа была устроена гробница и на нее положен образ прп. Иакова. В 1884 г. престол в нижней церкви был устроен новый. На антиминсе к имени архидиакона Стефана присоединено имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая (день преставления прп. Иакова).

В 1839-59 гг. на территории монастыря строится каменный Троицкий собор. Престолы: а) в честь Животворящей Троицы, б) Покрова Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца. После сооружения Троицкого собора, Богоявленскую церковь разобрали.

К монастырю была приписана церковь прп. Серафима Саровского в усадьбе Сокорово, что в 12 верстах от г. Галича по левую сторону торгового тракта Галич-Кинешма.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Гробовиков Александр Константинович (1876-1941)

Родился в Ярославле в 1876 г.  С 1876 г. работал учителем. В 1900 г. рукоположен в сан священника. В 1917 г. служил священником в церкви с. Красное Ярославского уезда. В 1920-х гг.  служил в церкви с. Шарна, Любимского р-на. Благочинный. Арестован 05.11.1930 г. Обвинен в антисоветской агитации. 09.01.1931 приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По окончании срока служил в с. Контеево Буйского района. 07.07.1941 года повторно арестован органами НКВД. 06.10.1941 г. осужден по ст. 58 пп.10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян 15.11.1941 года.

Подробнее...

Статьи

«Трагическое непонимание» России и Руси. Смысловые категории жизни Русской Церкви в СССР и ее миссия в 1960-1970-е годы.

Аннотация. В статье на исторической канве рассматриваются смысловые понятия России и Руси, формулы «Третеьго Рима» и «Второго Иерусалима», их различия и противоречия. Методом исторического анализа и сравнительных характеристик достигается вывод о могущем быть единстве существования светской (внерелигиозной) культуры и религии в одном государстве, при их автономности и наличия непонимания их и неприятия в смысле их разных природ –  атеизма и теизма. На основании опыта проведения попыток ликвидации церковных структур в СССР в 1960-1970-е годы делается вывод о безуспешности поглощения или «перевоспитания» усилиями атеистической пропаганды религиозных убеждений.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: