12 июня. Память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00212 июня в день Независимости России совершается память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского. Жил в ХV веке подвизался в Паисиево-Галичском и Никольском монастырях г. Галич.

Иаков Галичский был пострижен в монахи в Паисиевом Галичском монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы Паисием Галичским, который был его родственником. Через несколько лет после принятия монашества был рукоположён во иерея. В Житии преподобного Паисия приводится рассказ о том, как Иаков спас главную святыню монастыря Овиновскую икону Божией Матери по время сильного пожара Успенского собора. Он был заперт, и поэтому когда начался пожар, священник Иаков разбил бревном церковные двери, вошёл сквозь пламя в церковь и, взяв икону, вышел обратно. От огня оклад икону, сделанный из серебра и золота, весь расплавился, но у самого Иакову даже волосы не обгорели. Прожив ещё какое-то время в обители, Иаков основал Никольский Староторжский монастырь близ галичского Староторжья (на месте старого торга). Иаков скончался схимником и был там погребён на кладбище для странников у монастыря. Впоследствии у его могилы больные исцелялись от «лютых трясавиц» (лихорадка). Позднее над могилой преподобного была выстроена деревянная церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. Когда началось чествование преподобного Иакова, и в каком виде оно выражалось: молебнами ли, или панихидами – об этом сведений не имеется. Но уже в ХVII веке, как видно из упоминаемой выше рукописи, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских, преподобный Иаков считался святым. Существуют два его образа: один в церкви Бориса и Глеба, а другой – на его гробе. В ХVIII веке была уже его служба.

image003В 1925 году Староторжский монастырь был закрыт, в начале 1930-х годов мощи преподобного извлечены и утеряны. В начале XXI века в уцелевших монастырских зданиях располагается Галичское педагогическое училище.

Канонизация Иакова подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование которому установлено в 1981 году.

В 2016 году Галичское благочиние подало заявку на участие в проекте партии Единая Россия «Историческая память». Программа, работающая уже много лет, направлена на сохранение культурной и духовно-нравственной среды и традиционных российских ценностей. 12.02.2017 ход реставрационных работ в Троицком соборе Николаевского Староторжского монастыря обсудили в Галиче подрядчики, приступившие к ремонтным работам, глава Галича и представители городской администрации, духовенство Галичской епархии, сотрудники надзорных организаций.

Надежда, что молитвами преподобного Иакова Никольский Староторжский монастырь будет восстановлен, а Троицкий его собор будет кафедральным собором Галичской епархии есть!

image001Николаевский Староторжский монастырь в г. Галич. По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским предположительно в кон. 15 - нач. 16 вв. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. Согласно писцовым книгам 1635 г. в монастыре находилось две церкви - Никольская и архидиакона Стефана. В документах 2-й половины 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая, обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана.

В 1833 г. к востоку от монастырской стены на месте упокоения прп. Иакова была сооружена каменная одноглавая двухэтажная церковь. Верхний престол был освящен во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а нижний в честь св. ап. Первомученика и Архидиакана Стефана. На левой стороне от входа была устроена гробница и на нее положен образ прп. Иакова. В 1884 г. престол в нижней церкви был устроен новый. На антиминсе к имени архидиакона Стефана присоединено имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая (день преставления прп. Иакова).

В 1839-59 гг. на территории монастыря строится каменный Троицкий собор. Престолы: а) в честь Животворящей Троицы, б) Покрова Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца. После сооружения Троицкого собора, Богоявленскую церковь разобрали.

К монастырю была приписана церковь прп. Серафима Саровского в усадьбе Сокорово, что в 12 верстах от г. Галича по левую сторону торгового тракта Галич-Кинешма.

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Рязановский Федор Алексеевич (1887-1935?)

   Родился в семье священника Троицкой церкви Алексея Рязановского на ст. Ержа Галичского уезда Костромской губернии. Выпускник Галичского духовного училища (1901), окончил Костромскую духовную семинарию (1907) по первому разряду, Московскую духовную академию (1912), учился в московском Коммерческом институте, потом преподавал в Волынской и Казанской губерниях, до 1918 — во Владимирской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: