12 июня. Память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00212 июня в день Независимости России совершается память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского. Жил в ХV веке подвизался в Паисиево-Галичском и Никольском монастырях г. Галич.

Иаков Галичский был пострижен в монахи в Паисиевом Галичском монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы Паисием Галичским, который был его родственником. Через несколько лет после принятия монашества был рукоположён во иерея. В Житии преподобного Паисия приводится рассказ о том, как Иаков спас главную святыню монастыря Овиновскую икону Божией Матери по время сильного пожара Успенского собора. Он был заперт, и поэтому когда начался пожар, священник Иаков разбил бревном церковные двери, вошёл сквозь пламя в церковь и, взяв икону, вышел обратно. От огня оклад икону, сделанный из серебра и золота, весь расплавился, но у самого Иакову даже волосы не обгорели. Прожив ещё какое-то время в обители, Иаков основал Никольский Староторжский монастырь близ галичского Староторжья (на месте старого торга). Иаков скончался схимником и был там погребён на кладбище для странников у монастыря. Впоследствии у его могилы больные исцелялись от «лютых трясавиц» (лихорадка). Позднее над могилой преподобного была выстроена деревянная церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. Когда началось чествование преподобного Иакова, и в каком виде оно выражалось: молебнами ли, или панихидами – об этом сведений не имеется. Но уже в ХVII веке, как видно из упоминаемой выше рукописи, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских, преподобный Иаков считался святым. Существуют два его образа: один в церкви Бориса и Глеба, а другой – на его гробе. В ХVIII веке была уже его служба.

image003В 1925 году Староторжский монастырь был закрыт, в начале 1930-х годов мощи преподобного извлечены и утеряны. В начале XXI века в уцелевших монастырских зданиях располагается Галичское педагогическое училище.

Канонизация Иакова подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование которому установлено в 1981 году.

В 2016 году Галичское благочиние подало заявку на участие в проекте партии Единая Россия «Историческая память». Программа, работающая уже много лет, направлена на сохранение культурной и духовно-нравственной среды и традиционных российских ценностей. 12.02.2017 ход реставрационных работ в Троицком соборе Николаевского Староторжского монастыря обсудили в Галиче подрядчики, приступившие к ремонтным работам, глава Галича и представители городской администрации, духовенство Галичской епархии, сотрудники надзорных организаций.

Надежда, что молитвами преподобного Иакова Никольский Староторжский монастырь будет восстановлен, а Троицкий его собор будет кафедральным собором Галичской епархии есть!

image001Николаевский Староторжский монастырь в г. Галич. По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским предположительно в кон. 15 - нач. 16 вв. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. Согласно писцовым книгам 1635 г. в монастыре находилось две церкви - Никольская и архидиакона Стефана. В документах 2-й половины 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая, обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана.

В 1833 г. к востоку от монастырской стены на месте упокоения прп. Иакова была сооружена каменная одноглавая двухэтажная церковь. Верхний престол был освящен во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а нижний в честь св. ап. Первомученика и Архидиакана Стефана. На левой стороне от входа была устроена гробница и на нее положен образ прп. Иакова. В 1884 г. престол в нижней церкви был устроен новый. На антиминсе к имени архидиакона Стефана присоединено имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая (день преставления прп. Иакова).

В 1839-59 гг. на территории монастыря строится каменный Троицкий собор. Престолы: а) в честь Животворящей Троицы, б) Покрова Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца. После сооружения Троицкого собора, Богоявленскую церковь разобрали.

К монастырю была приписана церковь прп. Серафима Саровского в усадьбе Сокорово, что в 12 верстах от г. Галича по левую сторону торгового тракта Галич-Кинешма.

 

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Места заключения и расстрелов костромских священно и церковнослужителей

Подробнее...

Статьи

К 400-летию окончания Смуты, восстановления российской государственности, и 400-летию Дома Романовых протоиерей Дмитрий Сазонов посвятил две монографии

В конце апреля 2013 года вышли в свет две монографии протоиерея Дмитрия Сазонова – «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» - 2-е издание, иллюстрированное и дополненное одноименной монографии вышедшей в 2011 году, и  «Моделирование здоровья, интеллекта, образования, карьеры и духовности», которую автор написал  совместно с д-ром экономических наук, профессором О. К. Платоновым и к. экономических наук, доцентом  ГАМП М. Н. Мимясовым.

Монография «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» прослеживает историю «царского» монастыря, «колыбели династии Романовых» от его основания до событий современности. Истории, которая тесно связана с развитием, сохранением, и восстановлением российской государственности. Провидит аналогии и параллели между местным и универсальным развитием российской истории. В отличие от 1-го издания (325с.) она уже занимает 388с. В ней 121 иллюстрация, многие из них уникальны и впервые доступны широкому пользователю, такие как «Реконструкция Ипатьевского монастыря XVII в.» «Реконструкция Ипатьевского монастыря XXI век», выполненная архитекторами в конце XX и начале XXI cтолетия.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: