2 - 7 апреля 2018. Страстная седмица

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Со 2 го апреля начинается Страстная неделя, последняя неделя Великого поста. Такое название она имеет потому, что посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданиям, крестной смерти и погребению.

В понедельник, вторник и среду этой недели Церковь раскрывает для нас назидательный смысл последних дней Господа, проведенных Им на земле. В эти дни верующим предписывается строгий пост. Сухоядение без масла.

image003По значимости воспоминаемых событий все дни Страстной недели именуются Великими. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Великий Понедельник. воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

image006В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

В 2015 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на Великий Вторник.

В этот день престольный праздник в Благовещенском соборе г. Буй, в с. Игодово, Островского р-на, в с. Ферапонт, Буйского р-на, с. Протасово, Нерехтского р-на

Мы навсегда потеряли Благовещенскую церковь г. Костромы, Благовещенскую церковь с. Пушкина, с. Леглова, Костромского р-на, одноименную церковь пог. Логари, с. Ваганово, Галичского р-на, г. Нерехты, с. Хрипелова, Благовещенскую ц-вь на р. Монзе, с. Мышкина, на Унорже, Буйского р-на, с. Скоробогатова, Макарьевкого р-на, г. Судая.

В день праздника Благовещения совершается память преставления (смерти) святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). В Костроме, в память святителя Патриарха Тихона сооружен храм в микрорайоне Давыдовский. Храм был освящен в 2002году.

В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

image008Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисусом, в знак смирения, ног своих учеников, Тайной Вечери, а также, молитвы Христа в Гефсиманском саду и предательстве Иуды. В Четверг, на Литургии, христиане обычно все причащаются Святых Таин, в знак того, что Христос на Тайной Вечери установил Таинство Причащения. Накануне четверга, вечером в середу, во всех церквах по традиции совершается т. н. «Общая исповедь», во время которой священник называет наиболее распространенные грехи, а присутствующий народ кается в совершении их и разрешается от них священником, читающим над каждым кающимся разрешительную молитву.

Служба Великой Пятницы посвящена памяти крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения начинается накануне вечером, в Великий Четверг. Перед Крестом, вынесенным на середину храма читаются 12-ть «страстных Евангельских чтений» повествующих о страданиях Христа: начиная с последней беседы Его на Тайной вечери и заканчивая Его погребением во гробе. Во время чтения Евангелия, верующие стоят с зажженными свечами. По традиции, свечи Великого Четверга несут домой и пламенем знаменуют крест на притолках и косяках дома. Хозяйки готовят по особым рецептам т.н. «четверговую соль» (черную).

В Великую Пятницу Литургия не совершается, т.к., этот день посвящен воспоминанием Крестной Смерти Спасителя. Утром, вместо литургии читаются т. н. «Царские часы». В Пятницу совершается также память снятия с креста Тела Христова и погребение Его, поэтому на богослужении вечерни, из алтаря (как бы с Голгофы), на середину храма выносится Плащаница с изображением Христа лежащего в гробе, и полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Этими действиями показывается сошествие Христа во ад, и победа Его над смертью. Все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и целуют раны лежащего на ней Господа – прободенное ребро, руки и ноги. В конце богослужения Пятницы Плащаница обносится вокруг храма.

image011Богослужения Великой Субботы посвящены сошествию Спасителя во ад: пребыванию Христа «плотью в гробе, душой во аде», а так же, воскресению Спасителя. Утром в Великую субботу, после Литургии, в храмах совершается освящение пасхальной трапезы: яиц, куличей, пасох. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

В двенадцатом часу ночи совершается богослужение полунощницы, в конце которой, Плащаница заносится в алтарь и полагается на престоле в память сошествия Христа в ад, и победы Его над смертью. На престоле остается до праздника Вознесения Господня. После этого, обычно в 12 (в 24ч.) часов ночи, совершается крестный ход вокруг храма, по завершении которого, в полночь все заходят в храм, и наступает светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Христова, богослужение Пасхи – пасхальной утрени и Литургии. С этого момента сорок дней до праздника Вознесения, мы все радостно приветствуем друг друга гимном победы жизни над смертью: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Традиции: В течение всей недели шла подготовка к главному празднику Пасхи: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Священник Аполлос Алексеевич Благовещенский (1845-1931)

К памяти всех за веру Христову пострадавших в ХХ веке…

Аполлос родился 13 декабря 1845 года в семье Алексея Степановича Благовещенского, дьякона церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пречистое  Любимского уезда Ярославской области.

Подробнее...

Статьи

Никитушка

Никитушка проснулся сегодня рано: бабушка поведет его в большой красивый храм в центре Костромы. Они часто там бывают. Мальчику еще пять лет, поэтому обычно они идут не к началу службы, а ближе к моменту, когда начнут причащать.

Никитушке хотелось бы приходить на все богослужение, но бабушка говорит ему: «Подрасти немного. Ты пока еще не готов. А если возьмешь на себя больше, чем можешь понести, то ничего хорошего из этого не получится. Посмотри на Машу».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: