30 октября. Перенесение в 898 г. мощей праведного Лазаря Четверодневного из Кипра в Царьград.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00230-го октября Церковь празднует перенесение в 898 г. мощей праведного Лазаря Четверодневного из Кипра в Царьград. Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом, а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых.

Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскресший Лазарь. Прожил праведный Лазарь Четверодневный на острове Кипре около тридцати лет.Долгое время могила Лазаря была неизвестна. Но на месте погребения праведника стали происходить удивительные события.image001 В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. В конце VIII века здесь решили построить храм. И тогда под землей были обнаружены руины древней церкви. Были раскопаны древние саркофаги, надпись на одном из которых гласила: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Место, где был найден храм, назвали Ларнака (гроб Лазаря). Император Лев Мудрый, правивший тогда, решил перенести святые останки Лазаря в Константинополь. На протяжении многих веков православные христиане были уверены, что мощи святителя Христова утрачены в Константинополе при разгроме его крестоносцами. Но в 1972 году при реконструкции храма Лазаря в Ларнаке был разобран каменный престол, в основании которого и обнаружили белого мрамора ковчег с частицами мощей. На крышке была надпись о том, что внутри святые мощи Лазаря Китийского.К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются image003многие, особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Святой Лазарь вместе со своими святыми сестрами — праведными Марфой и Марией, является также покровителем странноприимства и других дел милосердия. Суббота 6-ой недели Великого поста именуется Лазаревой в память воскрешения Господом праведного Лазаря.

Церкви, обычно посвященные праведному Лазарю обычно устраивались на кладбище. В Костроме мы знаем Лазаревскую церковь, которая расположена в подклети Троицкого собора Ипатьевского монастыря. До устройства этого храма здесь находилась кладовая с сенями. Главный вход в Лазаревскую церковь сделан со стороны монастырского кладбища. Внутри храм - небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он был устроен в 1768 году епископом Дамаскиным и имел назначение служить усыпальницей для костромских архипастырей. image005Небольшой иконостас Лазаревской церкви - первоначально деревянный - позднее заменили на каменный; при этом image004иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В 1888 году вместо каменного в храме установили металлический чугунный иконостас. В Лазаревской церкви находились гробницы Костромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; +16 июля 1769), епископа Виталия (Щепотова; +29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; +16 декабря 1888). На окраине Костромы, вдоль Кинешемского тракта в XVIII веке было устроено Лазаревское кладбище. В Богородицерождественской церкви, стоявшей на кладбище имелся придел во имя праведного Лазаря Четверодневного. Церковь была построена усердием купца Федора Ознобихина в 1810 г. Еще в 1920-х годах там хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост (в 1929 году), на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. В 1930 году закрыли церковь и разрушили. В 2010 году на бывшем кладбище был установлен мемориал памяти умершим в блокаду детям Ленинграда.

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахиня Ангелина (Борисова, 1886-1924)

Монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. Верхний Березовец.

Подробнее...

Статьи

Проблемы Российской государственности и просветительская роль Русской Православной Церкви в их разрешении

История мировых цивилизаций и государств показывает, что религиозная составляющая оказывала определяющее влияние на изменение общественной их психологии, морали и ценностей. История России, русской цивилизации, на протяжении более чем тысячелетия связана с Русской Православной Церковью, которая всегда являлась важнейшей опорой российской государственности. Ее функции в государственной административной системе были значительными. Само существование Российского государства в течение практически всей его истории невозможно представить без православного мировоззрения.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: