9 октября. Прославление в лике святых Святейшего Патриарха Тихона

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0019 октября, в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Русская Православная Церковь вспоминает своего первого, после почти 200-летнего Синодального перерыва Патриарха Тихона.

Апостол Иоанн Богослов прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым свидетелем, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Он автор четвертого Евангелия, трех посланий и самой таинственной во всем Новом Завете книги – Апокалипсиса. Церковь назвала его «Богословом» за глубину возвещенных им божественных откровений. На иконах святой апостол Иоанн часто изображен с орлом – символом высокого парения его богословской мысли. Главная мысль в его посланиях – христианам надо научиться любить.

image005По свидетельству церковных источников, обстоятельства его кончины были весьма загадочны. Считается, например, что в могилу, которую по его настоянию выкопали ученики апостола, он вошел сам, приказав присутствующим засыпать его землей. А когда на следующий день могилу раскопали, Иоанна там не оказалось, зримо подтверждая высказанное когда-то Господом пророчество, что Иоанн не умрет, «а пребудет на земле до второго пришествия Христа и обличит Антихриста». Иоанн был единственным апостолом, кто умер не в результате казни.На протяжении многих лет могила Иоанна Богослова источала благоуханное миро. Люди, собиравшие его, получали исцеление от душевных и физических недугов. Сегодня святого апостола считают своим покровителем те, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с письмом: авторы, издатели и редакторы. Это неудивительно, ведь Иоанн Богослов дал человечеству по воле Бога важнейшие письменные источники Господней истины...

image003Святейший Патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Белавин, родился в 1866 г. в г. Торопце, Псковской губернии, в семье священника. По окончании учебы С.- Петербургской академии, он, в 1892 г., после пострижения в монашество с именем Тихона, он в 1898 году, распоряжением Святейшего Синода был послан в Северную Америку, где много сделал для утверждения и расширения Православной Церкви. В 1907 г. архиепископ Тихон был переведен в Ярославль, а в 1913 г. в Вильно. В Ярославле он собрал и объединил вокруг Церкви людей разных политических взглядов и сословий. Церковь стала центром культурной, духовной и общественной жизни губернии. Архиепископ Тихон был избран почетным гражданином города. В 1917 г. он был избран на Московскую и Коломенскую кафедру. 21 ноября 1917г. состоялась его интронизация в Патриарха Московского и всея Руси. С самых первых дней своего возглавления Русской Церковью, он в своих посланиях неоднократно призывал противоборствующие стороны к прекращению взаимного кровопролития. В августе 1921г. в России начался голод, который был наиболее ощутим в Поволжье. Патриарх обратился ко всем главам Церквей и государств, призывая оказать помощь голодающему Поволжью. В феврале 1922г., ввиду того, что голод приобрел характер всенародного бедствия, он разрешил жертвовать в помощь голодающим церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. image007В последующие месяцы, декретом советской власти и силой было произведено изъятие церковных предметов, в том числе, и имеющих богослужебный характер. Сопротивляющихся проведению «компании по изъятию», сажали в тюрьмы и концлагеря, расстреливали. В 1922 г. Святейший Патриарх Тихон был арестован и предан суду. В 1922-23 гг. находился под строгим домашним арестом. 7 апреля 1925 г. - скончался. 9 октября 1989 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви Патриарх Тихон был причислен и прославлен в лике святых. 22 февраля 1992г., в старом соборе Донского монастыря были обретены его мощи.Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

В этот день престольный праздник в храме во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всех новомучеников и исповедников Российских в м-не Давыдовском, освящение которого состоялось 19 ноября 2002г., а так же престольный праздник храма Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, Иоанно-Богословской церкви с. Баран, п. Судиславля. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе каменная, с каменной колокольней была построена в 1681 - 1687 гг. вместо image009двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г.

В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства.На кладбище рядом с церковью находится могила Ф.А Голубинского (1797-1854), известного русского философа-богослова и метафизика первой половины XIX в., основателя первой в России системы теистической православно-христианской философии, создателя школы онтологии в Московской духовной академии.

image011Богослужения в небольшой церкви во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, начались в феврале 1993 года. Закладка нового храма – достаточного для удовлетворения духовных потребностей жителей микрорайона – состоялась 9 мая 1993 года; ее совершил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Кострому и передавший в дар приходу ковчег с частицей мощей святителя Тихона.Начало строительства храма ознаменовалось удивительным событием: в ковше экскаватора, рывшего котлован, строители обнаружили небольшую металлическую икону святителя Николая Чудотворца. Сейчас эта икона пребывает на престоле Свято-Тихоновской церкви.

18 мая 1993 года проживавший во Франции на покое епископ Керамонский Роман (Золотов) передал в дар новому храму наперсный крест святителя Тихона, который будущий Первосвятитель Русской Православной Церкви носил еще в бытность свою архимандритом.

image013Из разрушенных и поруганных святынь в этот день вспомним Богословскую церковь на Каткиной горе (ныне Планетарий), в которой с 1929-43 г. хранилась чудотворная икона Божьей Матери Феодоровская, Богословскую церковь с. Яхноболя, Галичского р-на, на Богословском погосте Нерехтского р-на.

Вспомним в этот день расстрелянного 14.05.1942 г. священника церкви с. Сидоровское А. В. Богословского, репрессированного священника с. Унорож Галичского р-на В. П. Богословского, расстрелянного священника с. Погост Островского р-на Н. П. Богословского, репрессированного священника с. Николо-Шанга М. П. Тихонова.

 

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Александр Венедиктович Богословский (1885 – 1942)

Богословский Александр Венедиктович родился в 1885 году в селе Ильинском на Кубани Ярославской губернии (в настоящее время Костромская область), в многодетной семье священника Венедикта Константиновича Богословского.

Подробнее...

Статьи

«Трагическое непонимание» России и Руси. Смысловые категории жизни Русской Церкви в СССР и ее миссия в 1960-1970-е годы.

Аннотация. В статье на исторической канве рассматриваются смысловые понятия России и Руси, формулы «Третеьго Рима» и «Второго Иерусалима», их различия и противоречия. Методом исторического анализа и сравнительных характеристик достигается вывод о могущем быть единстве существования светской (внерелигиозной) культуры и религии в одном государстве, при их автономности и наличия непонимания их и неприятия в смысле их разных природ –  атеизма и теизма. На основании опыта проведения попыток ликвидации церковных структур в СССР в 1960-1970-е годы делается вывод о безуспешности поглощения или «перевоспитания» усилиями атеистической пропаганды религиозных убеждений.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: