13 апреля. День кончины святителя Ионы, митрополита Московский и всея России чудотворца

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0131 марта (13 апреля) Церковь празднует день кончины святителя Ионы, митрополита Московский и всея России чудотворца.

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы, в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера.

02Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Скончался святитель Иона 31 марта (старого стиля) 1461 года, во вторник Страстной седмицы, и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля. В мае 1472 года при строительстве нового, ныне существующего Успенского собора, произошло обретение нетленных мощей святителя; с того же года было установлено его местное почитание. В 1547 году Церковный Собор, возглавлявшийся святителем Московским Макарием, прославил святителя Иону в лике общероссийски почитаемых святых.

В костромском крае память святителя Ионы более всего почиталась на родной для него солигаличской земле. Примерно в конце XVI – начале XVII века в селе Одноушево (находившемся в одном километре от одноименной деревни – родины святителя) был построен деревянный храм во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы; в 1775 году деревянную церковь сменила каменная. В 30-е годы ХХ столетия этот храм был закрыт; ныне его здание лежит в руинах. В самой деревне Одноушево сохранилась до наших дней часовня, построенная над родником, у которого, по преданию, будущий святитель в детские годы уединялся для молитвы. В Благовещенском Унорожском монастыре, в 1749 году закрытом и обращенном в приходской храм, в 1814 году взамен деревянного был выстроен каменный храм, один из приделов которого посвящался святителю Ионе (в настоящее время – в полуразрушенном состоянии).

03

Примерно с середины XVII века был учрежден ежегодный крестный ход из Солигалича в Одноушево, совершавшийся в первое воскресенье Петрова поста и следовавший на расстояние около 10 верст по берегу речки Светицы.

Память святителя совершается 31 марта (13 апреля), 27 мая на перенесение мощей, 15/28 июня, в Соборах Владимирских святых и Московских святителей.

В день памяти святителя, в среду вечером совершается служба которую называют «Стояние Марии Египетской» или «Мариино стояние». В этот день читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Только если в первые четыре дня Великого поста он разбит на четыре части (в каждый из четырех дней — одна из частей), то теперь его прочитывают полностью. К канону присовокупляется житие преподобной Марии Египетской.

04Мариино стояние — одно из самых продолжительных великопостных богослужений. Такие молитвенные труды — дань уважения преподобной, которая после порочной молодости совершила исключительный подвиг покаяния и, удалившись в египетскую пустыню, достигла святости.

Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

05

 

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Благовещенская, 1898-1938)

Память 26 февраля/11 марта

Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: