2 августа память пророка Илии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

012 августа Церковь чтит память и молитвенно обращается к одному из величайших дохристианских пророков – пророку Илии. Жил он в X-ом веке до Рождества Христова. Пророк Илия был великим подвижником, строгим к себе и другим: ходил в грубой волосяной одежде, жил в пустыне и выходил к людям лишь только для того, чтобы учить народ вере и обличать его нечестие.

В своей пламенной ревности он даже призывал Бога обрушить гнев на народ, отступивший от веры и благочестия. Так он вымолил у Бога продолжавшиеся три года засуху и в связи с ней голод, от которых едва сам не погиб, но не смягчился в своем справедливом гневе, пока, Сам Господь не повелел ему отменить это наказание. Отсюда произошел обычай с молитвой обращаться к пророку Илии с ходатайством о его предстательстве перед Богом для ниспослания дождя во время засухи. По завершении своего земного служения, пророк Илия был живым взят на небо на чудной огненной колеснице, которая явилась видимым образом его огненно духа. Перед вторым пришествием Христа пророк явится на земле обличителем нечестия людей, и будет призывать их к покаянию. В народе бытует поверье, будто пророк Илия посылает на землю молнии громы, что не соответствует истине и является лишь суеверием и обожествлением сил природы.

2 августа престольный день в заволжском Ильинском храме г. Костромы (в 2002г. было 350-летие храма), в с. Ильинское, с. Яковлевское, Костромского р-на, с. Здемирово, Красносельского р-на, с. Кренево, Буйского р-на, с. Ильинское, Парфеньевского р-на, с. Ильинское. Судиславского р-на.

02Впервые село Яковлевское (“Яковлевское малое”) упоминается около 1463-1464 гг., когда Михаил Федорович Сабуров (в иноках – Мисаил) вложил “сельцо Якольское” с деревнями на помин своей души и душ родителей в Ипатиевский монастырь (во владении монастыря село оставалось до 1764 г.). Несомненно, что к 60-м гг. XV в. церковь в Яковлевском, посвященная св. ап. Иакову, брату Господню, уже существовала, т.к. село названо по этой церкви (один из двух престолов церкви посвящен пророку Илие). Храм закрыли в середине 40-х гг. Произошло это при следующих обстоятельствах: в мае 1944 г. скончался его последний настоятель, священник Александр Островский, из-за чего богослужения в храме прекратились. Власти не допустили назначения сюда нового священника, а 19 октября 1945 г. Костромской облисполком отклонил ходатайство общины об открытии церкви, что фактически означало ее закрытие. Вплоть до начала 50-х гг. верующие безуспешно пытались добиться открытия храма, однако в 1952 г. колхоз “Новый путь” занял церковное здание под склад (иконы и утварь частью вывезли в Кострому, частью – в Покровскую церковь в Шунге). Старинный храм был возвращен верующим в 1990 г. Главной святыней храма в новейший период является икона св. блж. Ксении Петербургской, мироточившая с октября 1995 г. до 1999 г.

03Из утерянных святынь вспомним Ильинскую церковь г. Костромы на Русиной (Советской) улице, Ильинскую церковь на Кубани, церковь с. Панина, Костромского р-на, церковь погоста Ильинское, Галичского р-на, Ильинскую церковь с. Олхутова, Нерехтского р-на, церковь с. Старый погост, Макарьевского р-на, с. Немы, Чухломского р-на.

2 августа, в день церковного чествования пророка Божия Илии, православные люди Костромской земля молитвенно обращаются к своему небесному заступнику, Угоднику Божию, преподобному Авраамию Галичскому. По благословению преподобного Сергия Радонежского, он покинул монастырь и посвятил себя подвигу уединенной отшельнической жизни в Галичской земле. Видимым знаком воли и благословения Господня, милости Пресвятой Богородицы, явилось чудесное обретение им на Галичском озере иконы Божьей Матери «Умиление», 04ставшей, впоследствии, одной из наиболее почитаемых святынь Костромского края. На Чухломской земле преподобный Авраамий основал четыре обители, последняя из которых – Городецкая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По мирной кончине святого старца (2 августа 1375г., в день церковного почитания пророка Божия Илии), было явлено множество чудес от его мощей: выздоравливали расслабленные, прозревали слепые, начинали слышать глухие и ходить хромые. Все, кто с молитвой и верой притекал к гробу преподобного Авраамия, получали здоровье душевное и телесное. Последний наместник Авраамиева монастыря до его закрытия советскими властями в 1928г. – архимандрит Серапион, принял мученическую кончину (был расстрелян). С середины 30-х годов в монастыре размещалась МТС. 1 августа 1991г., в день преподобного Авраамия была совершена первая, после закрытия Литургия.

05Работа по восстановлению монастыря была поручена архимандриту Никандру (Ампилогову), благодаря трудам которого монастырь был возрожден. Главной святыней обители являются мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом, а также, крест от его вериг, который хранится в Покровском соборе. В монастыре похоронены представители дворянских родов Лермонтовых, Пушкиных, Салтыковых, Катениных. Список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» находится над царскими вратами Покровского храма.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Макарий (Воскресенский Михаил Федорович, 1866- 19)

Родился 29 июля 1866г. в семье священника Федора Степановича Воскресенского в с.Введенское на Виге, Костромская губ., Чухломской уезда, Введенская волости. Брат матушки Юлии, дядя будущего архимандрита Макария о.Иоанн Антонович Соболев (1829–1909), настоятель одной из церквей г.Петербурга, помогал многодетной семье сестры материально и духовно. Во время учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии о.Иоанн Соболев подружился с будущим святым Иоанном Кронштадтским и, по преданию, св.Иоанн Кронштадтский вместе с ним не раз посещал Введенскую церковь. В семье о.Феодора и матушки Юлии Воскресенских было восемь детей.

Подробнее...

Статьи

Подвиг 40 мучеников Севастийских

22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: