17 июля 2015. Царственные стастотерпцы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0117 июля совершается воспоминание зверского убийства царской семьи. В ночь с 16 на 17 июля в Троицком соборе Ипатьевского монастыря будет совершаться ночная литургия, которую по традиции, возглавляет архиепископ Костромской и Галичский Александр. В начале XX в. страшная по своим кровавым жертвам Смута воцарилась на Русской земле. Русский человек отрекся от служения высшему закону – христианской правде. Революция смутила многих своей стихийной вседозволенностью. Государь не стал проливать кровь соотечественников, жаждущих его отречения. Ведь война с собственным народом, по его разумению, явилась бы насилием над его выбором. Русский царь предпочел принести себя в жертву ради спасения бесконечно любимой России. «Не зло победит зло, а только любовь», - писал он в одном из своих писем, находясь вместе с семьей в тобольском плену. Свобода, равенство, братство…Все мировые революции призывают людей встать под свои знамена, на которых написаны эти, воистину святые слова. Однако, человека верующего в Бога и живущего в ладах со своей совестью, никогда не прельстят эти красивые, но пустые в устах лицемеров и обманщиков призывы. Без воскресшего Христа, ценой собственной крови освободившего мир от оков смерти, не может быть настоящей свободы. Без воскресшего Христа и заповедей Его, призывающих любить Бога всем сердцем, душой и разумением, а ближних, как самих себя, не может быть равенства и братства на земле между людьми. В ночь с 16-го на 17 июля 1918г. в подвале Ипатьевского дома последнего русского императора и его семью без суда и следствия расстреляли… Их тела в восемнадцати верстах от Екатеринбурга разрубили на куски топором, облили серной кислотой и бензином, и подожгли. «Не судите народ русский по тому, как он низко упал, а потому, как высоко он может подняться!» - призывал пророк русской Смуты Ф.М. Достоевский.

02В 2000 г., на Архиерейском соборе русской Православной Церкви царская семья была причислена к лику святых-страстотерпцев. Великий грех богоотступничества исповедала с канонизаций (причислением к святым) Россия. В богослужебной и житийной литературе слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые в строгом смысле не были мучениками за Христа, но завершили свою жизнь от рук гонителей и убийц. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015), Игорь Черниговский (1147), Андрей Боголюбский (1147), Михаил Тверской (1147). Новых небесных предстателей и молитвенников перед Богом обрел русский народ. Уповая на милосердие Бога, просит народ русский у государя страстотерпца мира в Отечестве и милость Божью людям. Царственные страстотерпцы вместе с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой (Романовой,+1918) вошли в сонм Костромских святых. Молитвенная память преподобномученицы Елисавете (Романовой) совершается 18 июля вместе с памятью преподобного Сергия Радонежского.

03В д. Домнино, Сусанинского р-на, действует женский монастырь в честь царственных страстотерпцев.ВВ 1818-1870 гг. настоятелем Успенской церкви служил протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794 г. - после 1871 г.). Будучи уроженцем Домнина, он опубликовал несколько работ по истории села и храма. В 1871 г. в журнале «Русский архив» с предисловием костромского губернатора В. И. Доргобужинова был опубликован труд отца Алексия «Правда о Сусанине», в котором на основании свидетельств местных старожилов он указал, где на приходском кладбище находится могила Сусанина. Протоиерей А. Домнинский был похоронен у алтарной части храма (могила не сохранилась).

В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в деревне Деревеньки, являющейся родиной Сусанина, на месте, где, по преданию, стоял его дом, Александровским братством была возведена памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 октября 1913 г.- накануне 19-й годовщины восшествия на престол императора Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по царю Михаилу Феодоровичу и Сусанину. 3 сентября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной и антиколхозной агитации был арестован клирик Успенского храма священник Константин Сокольский (1896-1937), 2 ноябября тройкой УНКВД по Ярославской области (в то время Домнино входило в ее состав) приговорен к расстрелу, 17 нояб. приговор приведен в исполнение (место расстрела и место погребения священника Константина неизвестны). Храм был закрыт, большая часть икон и утвари уничтожена. Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской церкви обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен рус. народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в Домнино был назначен священник. В середине 50-х годах XX века в часовне в деревне Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни.

04Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров.

88 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской цаеркви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина.

ООпределением Священного Синода от 25 марта 2004 г. Успенское подворье было преобразовано в женский монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

В настоящее время исполняющей обязанности старшей сестры является монахиня Пахомия (Ершова). Число насельниц - 10 человек (4 монахини, 1 инокиня, 5 послушниц).

 

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

140-летию со дня рождения священника Павла Флоренского посвящается

Павел Флоренский родился 9 (21) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Отец – Александр Иванович Флоренский, русский;

мать – Ольга (Саломия, Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) из древнего армянского рода

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: