5 апреля. Вербное Воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

001В церковном календаре воскресенье за которым следует Страстная неделя называется Вербным воскресеньем (Пальмовым воскресеньем, Ндеелй цветоносной). Так оно именуется потому, что накануне, в субботу, за вечерним богослужением освящаются ветви верб (читается молитва и освящаются ветки верб).

Верующие, как некогда жители Иерусалима, приветствуют вхождение Спасителя во Иерусалим как царя - Победителя смерти, въезжающего в «город мира», согласно древним пророчествам держав руках ветки верб с зажженной свечой. Освящаются ветви верб (символ пальмовых ветвей) потому, что у этого древа почки (цветы), распускаются весной раньше, чем у всех других деревьев. Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и они ожидали приход национального освободителя от иноземного господства.

002История события праздника такова. Множество народа, пришло на праздник ветхозаветной Пасхи в святой город Иерусалим, потому что праздник Пасхи служит днем воспоминания исхода израильского народа из Египта. В день праздника в Иерусалим и Иисус с учениками. Люди, услышав о Его приближении, и видя рядом с ним воскрешенного им незадолго до этого Лазаря (умершего и воскрешенного Иисусом), в восторге от того, что они видят победителя смерти – согласно пророчествам - царя Израиля – освободителя, срезали ветви финиковых пальм, снимали верхние одежды и постилали на пути шествия Христа. Восторг охватил всех. Не только взрослые, но и дети в единодушном порыве приветствовали Его. При всеобщем народном ликовании, Христос плакал, предвидя дальнейшую участь «вечного города», за нечестие своих жителей разрушенного впоследствии императором Веспасианом. (Лк.19,41). Плакал о том, что те, кто сейчас в восторге кричит: «Осанна (евр. – спасение) Сыну Давидову, Царю Израилеву, через несколько дней, в ожесточении сердца, в безумии, будут кричать: «возьми, распни Его; нет у нас царя» (Ин.19,15).

На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).

В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Орловский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,).

Богородицерождественская церковь на Лазаревском кладбище в Костроме. Фото 1910 г.

Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, – престольный день храма.

003В березовой роще, что возле пл. Конституции в Костроме, в 19-м – начале 20-го века было Лазаревское кладбище. На Руси существовала традиция церкви на кладбищах посвящать св. праведному Лазарю Четверодневному. Церковь на кладбище была построена в 1810 году на средства костромского купца Федора Матвеевича Ознобихина, а колокольня на средства прихожан. Церковь была каменная обнесенная каменною же оградой с железными решетками. В ней было три престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь праведного Лазаря, в честь великомученика Феодора Стратилата. Храм был закрыт в 1930 году, а вскоре полностью разрушен. Еще в 1920-х годах на кладбище хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост, на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. Где-то в середине ее (место точно неизвестно) есть захоронение костромичей, умерших от страшной болезни – африканской чумы…В 2010 году в нескольких метрах от бывшего торгового киоска был установлен мемориал в память о детях блокадного Ленинграда.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Братья Лихуды Иоанникий (+1717) и Софроний (1730).

«На протяжении многих столетий идет в России спор: по какому пути развития (цивилизации) ей идти, как образовывать себя. Страна, занимающая огромное пространство Земли (1/6 суши) подвергалась и подвергается до сих пор с самого начала своего бытия политическому, религиозному, экономическому и культурному влияниям. Владеть умами этой страны, образовывать ее молодое поколение  в сфере своих духовных ценностей, подчиняя ее своим интересам через просвещение и образование – задача, при которой безкровно, со своей стороны, можно, без оговорок, владеть миром».

         Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 13.

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: