8 июня - День Святой Троицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

8-iunya8 июня в церковном календаре праздник, посвященный Святой Троице - День Святой Троицы, Пятидесятница. Праздник был установлен в память чудесного события сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице в Иерусалиме. По сошествии на них Духа Святого они получили необходимые для проповеди Евангелия дары. Это событие произошло на 50-й день по Воскресении Христа и на 10-й день по Его Вознесении. Поэтому он именуется еще Пятидесятницей. Посвящен праздник Святой Троице потому, что с явлением Святого Духа открылось людям в необходимой полноте понимание соединения Святой Троицы: Бога Отца, пославшего в мир Святого Духа, Бога Сына, воплощенного Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и - Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков на апостолов. Праздник в честь пресвятой Троицы продолжается два дня: первый день посвящен сошествию Святого Духа на апостолов (День Святой Троицы), второй, именно третьему лицу Святой Троицы - Богу Духу Святому. Он называется еще в народе Духовым днем.

Накануне праздника Троицы, в субботу, которая называется Троицкой, совершается поминовение усопших. Мы поминаем в этот день их потому, что во время своей земной жизни они были причастниками Святого Духа.

В богослужении праздника Троицы имеются свои особенности. В день праздника, после Литургии, сразу совершается вечерня, на которой священник (епископ), коленопреклоненно (как и весь народ в церкви), читает вслух семь молитв, разделенных по своему содержанию на три группы. В первых двух молитвах (1-я группа), он исповедует грехи верующих перед Отцом Небесным, и в силу Распятого на Кресте Спасителя, испрашивает помилование всем верующим; в следующих двух (2-я группа), он просит ниспослать Святого Духа, чтобы Он наставлял и укреплял всех верующих в Сына Божьего; наконец, в последних трех (3-я группа) – молится об упокоении душ усопших сродников наших. Существует заблуждение, что в праздник Святой Троицы можно совершать церковное поминовение самоубийц. Это мнение не имеет под собой никакого основания.

Обычай украшать в праздник Святой Троицы храмы и дома ветками берез и цветами служит символом всеоживляющей силы Пресвятого и Животворящего Духа.

В этот День Святой Троицы является престольным праздником Троицкого храма Ипатьевского мужского монастыря в г. Костроме. Престольный праздник также празднуют в Троицкой церкви с. Костеньево, Костромского р-на, с. Есма, Нерехтского р-на, с. Ликурга, Буйского р-на, в одноименной церкви г. Галича, с. Горелец, Парфеньевского р-на.

В этот день мы с болью вспоминаем о разрушенной в 1935г. архитектурной жемчужине не только Костромы, но всего Северного Поволжья – Свято-Троицкой церкви, которая находилась на месте сквера на ул. Комсомольской. Она была построена в 1650г. на средства купца Илариона Постникова. Маковки ее глав, выложенные из кирпича и шатер колокольни покрывала зеленая поливная черепица, переход от стен к главам осуществлялся тремя рядами кококшников, храмовые стены украшались поливными изразцами. После ее разрушения, в 1958г. в сквере был установлен памятник маршалу авиации А. А. Новикову.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Благовещенский Алексей Аполлосович (1870 - ?)

Родился 15.08.1870 г. в с. Успенское-на-Стану Любимского уезда в семье священника. 16.06.1891 г. окончил Костромскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: