18 мая. Обретение мощей преп. Иакова Железноборовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

prep-jeleznoborovsky18 мая Церковь празднует обретение в 1613 году мощей преподобного Иакова Железноборовского. Он родился в 14в. в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. В раннем возрасте окружающие замечали особую наклонность его к богоугодной жизни.

Рано лишившись родителей, раздав имущество и оставив без сожаления все земное, Иаков, отправился в Троице-Сергиеву Лавру, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского и вступил в число братии монастыря. Благочестие, смирение, строгость в иноческой жизни, позволили ему приобрести любовь и уважение окружающих. Стремясь к отшельнической жизни, он отправился в родные костромские пределы, где нашел уединенное место на левом берегу р. Тебзы, вблизи селения Железный Борок, названного так из-за больших залежей железной руды, разработкой и добычей которой занимались местные жители. Во сне он увидел чудный свет, озаривший выбранное им место. Недолгим было уединение преподобного – молва о его молитвенных подвигах распространилась вплоть до княжеского дворца. По его молитвам благополучно рождается сын у великого князя Василия Дмитриевича. В 1420 г., когда Кострома страдает от моровой язвы и голода, обитель преподобного становится пристанищем для всех приходящих и нуждающихся. Железноборовский монастырь пользовался покровительством московскоговеликокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец». В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. монастырь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу.  24 апреля 1442 г. преподобный отошел в вечные обители Господа.

Принимая во внимание древность жизнеописания преподобного Иакова и составленные ему службы, можно сказать, что церковное прославление его состоялось вскоре после кончины. Разнообразны и удивительны случаи чудесных исцелений, происшедших от гроба святого старца. Монах Нифонт был одержим нечистым духом, скитался по лесу, его отыскивали и приводили в обитель, но он снова убегал – удержать его не могли даже цепи. Однажды, его поймали и привели к гробу преподобного Иакова. Коснувшись гробницы, одержимый пришел в себя, долго молился, прося исцеления, и стал совершенно здоров. В записях об исцелениях содержится множество случаев исцелений слепых. Ослепшая Фотиния, привлеченная слухом о чудесах Иакова, просила отслужить молебен и внезапно прозрела. Игумен велел ей пребыть в чистоте сорок дней. Она не исполнила заповеди, и опять закрылись глаза ее. В раскаянии пришла она вместе с мужем спросить себе прощения при гробе Иакова и снова прозрела.

Преподобный становится известным всей России, а обитель, им основанная, не раз будет упоминаться на страницах истории нашего государства. В стенах монастыря будет пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев, боярский сын из Галича. Предание повествует, что у гроба преподобного юный Михаил Романов узнает о грозящей ему опасности. Поляки, идя к Домнину, в бессильной злобе выжгут монастырь до основания. 5 мая 1613 г., при восстановлении монастырских храмов произойдет открытие мощей преподобного Иакова. В этом событии наши предки увидят знак благоволения Божия к умиротворенной России.

В мае 1929г. монастырь был закрыт. Состоялся суд над настоятелем монастыря иеромонахом Серафимом (Борисовым) и почитаемым в народе старцем иеромонахом Сергием. По оглашении приговора, они были отправлены в концлагерь. Монастырь охватила мерзость запустения. Постепенно он превращался в руины. В 1995г. монастырь получил статус подворья Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а 17 августа 2004, указом Священного Синода РПЦ. возрожден Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь. 18 мая 2013 года монастырь праздновал 400-летия обретения мощей преподобного Иакова.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

21 октября. Память священномученика Димитрий (Добросердова),

21 октября совершается память священномученика Димитрий (Добросердова), архиепископа Можайского, который 6 месяцев был Управляющим Костромской епархией (31 декабря 1929 по 25 июня 1930).

Подробнее...

Статьи

Экзегетический анализ книги Иисуса Навина

Адекватное толкование ветхозаветного текста — проблема, с которой столкнулась христианская Церковь с самого начала своего существования. Актуальная проблема экзегетического анализа Священного Писания (и книги Иисуса Навина, как составной части Священного Писания) отсутствие понимания основных методов толкования, а соответственно и малая изученность данных текстов.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: