18 мая. Обретение мощей преп. Иакова Железноборовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

prep-jeleznoborovsky18 мая Церковь празднует обретение в 1613 году мощей преподобного Иакова Железноборовского. Он родился в 14в. в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. В раннем возрасте окружающие замечали особую наклонность его к богоугодной жизни.

Рано лишившись родителей, раздав имущество и оставив без сожаления все земное, Иаков, отправился в Троице-Сергиеву Лавру, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского и вступил в число братии монастыря. Благочестие, смирение, строгость в иноческой жизни, позволили ему приобрести любовь и уважение окружающих. Стремясь к отшельнической жизни, он отправился в родные костромские пределы, где нашел уединенное место на левом берегу р. Тебзы, вблизи селения Железный Борок, названного так из-за больших залежей железной руды, разработкой и добычей которой занимались местные жители. Во сне он увидел чудный свет, озаривший выбранное им место. Недолгим было уединение преподобного – молва о его молитвенных подвигах распространилась вплоть до княжеского дворца. По его молитвам благополучно рождается сын у великого князя Василия Дмитриевича. В 1420 г., когда Кострома страдает от моровой язвы и голода, обитель преподобного становится пристанищем для всех приходящих и нуждающихся. Железноборовский монастырь пользовался покровительством московскоговеликокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец». В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. монастырь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу.  24 апреля 1442 г. преподобный отошел в вечные обители Господа.

Принимая во внимание древность жизнеописания преподобного Иакова и составленные ему службы, можно сказать, что церковное прославление его состоялось вскоре после кончины. Разнообразны и удивительны случаи чудесных исцелений, происшедших от гроба святого старца. Монах Нифонт был одержим нечистым духом, скитался по лесу, его отыскивали и приводили в обитель, но он снова убегал – удержать его не могли даже цепи. Однажды, его поймали и привели к гробу преподобного Иакова. Коснувшись гробницы, одержимый пришел в себя, долго молился, прося исцеления, и стал совершенно здоров. В записях об исцелениях содержится множество случаев исцелений слепых. Ослепшая Фотиния, привлеченная слухом о чудесах Иакова, просила отслужить молебен и внезапно прозрела. Игумен велел ей пребыть в чистоте сорок дней. Она не исполнила заповеди, и опять закрылись глаза ее. В раскаянии пришла она вместе с мужем спросить себе прощения при гробе Иакова и снова прозрела.

Преподобный становится известным всей России, а обитель, им основанная, не раз будет упоминаться на страницах истории нашего государства. В стенах монастыря будет пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев, боярский сын из Галича. Предание повествует, что у гроба преподобного юный Михаил Романов узнает о грозящей ему опасности. Поляки, идя к Домнину, в бессильной злобе выжгут монастырь до основания. 5 мая 1613 г., при восстановлении монастырских храмов произойдет открытие мощей преподобного Иакова. В этом событии наши предки увидят знак благоволения Божия к умиротворенной России.

В мае 1929г. монастырь был закрыт. Состоялся суд над настоятелем монастыря иеромонахом Серафимом (Борисовым) и почитаемым в народе старцем иеромонахом Сергием. По оглашении приговора, они были отправлены в концлагерь. Монастырь охватила мерзость запустения. Постепенно он превращался в руины. В 1995г. монастырь получил статус подворья Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а 17 августа 2004, указом Священного Синода РПЦ. возрожден Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь. 18 мая 2013 года монастырь праздновал 400-летия обретения мощей преподобного Иакова.

 

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Соболев Иоанн Антонович (1829 - 1909)

Иоанн Антонович Соболев родился 12 апреля 1829 г. в семье священника Костромской Епархии села Мироханова Чухломского уезда.

Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса 20 февраля 1854 г. был рукоположен в священники церкви Воскресения Господня при Адмиралтейских слободах. Возведен в степень кандидата богословия 18 апреля 1855 г. Был членом Ревизионной комиссии Санкт-Петербургской Епархии с 1858 г., по назначению Духовной Консистории произносил катехизисные беседы в церкви. По указу Духовной Консистории с 1854 по 1880 гг. назидал арестантов 3-й Адмиралтейской части за «погрешения веры и Священного Писания».

Подробнее...

Статьи

Богоборческий террор 20-30-х гг. XX века (На примере Костромского заволжья)

После революции 1917 г. для Церкви наступили тяжелые времена: большевистская власть объявила войну религиозному «дурману». По сей день некоторые политические ораторы, пытаясь найти оправдание богоборческому террору 20 – 30-х гг. XXвека и преступному уничтожению памятников культового зодчества, назойливо повторяют тезис о том, что русские люди якобы легко и по собственному почину отрекались от веры в Бога, более того – сладострастно глумились над православными святынями. Конечно, это не имеет никакого отношения к истине. Подтверждением тому – история проведения антирелигиозных кампаний и уничтожения православных святынь в костромском Заволжье.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: