6 апреля. 5-я неделя Великого поста. Прп. Марии Египетской. Евангелие Мк. 10,32-45 ст.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов.. .

mariya-egipetskayaСлужба этой недели посвящена воспоминанию и прославлению прп. Марии Египетской, которая «аки солнце просиявши, всем наставница явилась согрешающим» (стихира праздника). Представляя нам ее жизнь, св. Церковь обращает внимание на глубину падения этой женщины и на высоту ее благодатного восстания. Этим указывается, что истинное покаяние вычеркивает и исправляет даже самые тяжкие грехи, и может поднять кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства.

Кратко, о ее жизни можно сказать следующее. Жительница г. Александрии, она, рано оставив родительский дом, так глубоко погрязла в пучине страстей и разврата, что казалось, выйти ей и отмыться от этой грязи, не было никакой возможности. Она стала позором своих сограждан, сосудом погибели и соблазна. Однажды она села на корабль, везущий паломников в Иерусалим для поклонения св. Кресту Господню. В этой поездке она продолжает вести свою пагубную жизнь.

В день торжественного поклонения Кресту, вместе с другими, Мария хочет войти в храм, но для такой грешницы, дом Божий – недоступен. Сколько раз она приближается к вратам его, столько раз уносимая толпой, остается вне храма. Какая-то непреодолимая сила мешает ей войти туда. Вот тут-то и заговорила в первый раз ее совесть, заговорила так сильно и грозно, что Мария ужаснулась, осознав и прочувствовав всю мерзость своих грехов, и, увидев на стене притвора икону Богоматери, в горьких слезах покаяния падает на землю перед усердной Заступницей рода христианского. Просит  прощения и защиты, помощи и милосердия, обещает посвятить Ей и Ее Божественному Сыну всю свою жизнь. Не напрасна ее молитва – она уже свободно входит в храм и поклоняется Кресту Господню.

Покаявшись, она оставила свою греховную жизнь и по зову Божьей Матери удалилась в пустыню, проводя там подвижническую жизнь, жизнь умерщвления плоти, поста и молитвы, где и очистилась от страстей. Через плоть она могла возвратиться к греховной жизни. Удалением от мира и истощением плоти она устояла в борьбе со страстями и одолела грех. Пост, холод и зной истощали ее тело. Главные подвиги ее покаяния были пост и молитва, но какой пост и молитва! Посмотрим на ее воздержание: 47 лет растения пустыни составляют для нее пищу. Она молится дни и ночи, обливаясь слезами, молится под палящим солнцем и под мертвящим холодом, не имея ни крыши над головой, ни обуви, ни одежды. Молится в совершенном одиночестве, молится так, что во время молитвы поднимается от земли.

За победу над собой, за великое покаяние, за пост и молитву, прп. Мария прославлена Богом и имеет дерзновение ходатайствовать за грешников перед Ним.

Какое поучение для себя мы можем извлечь из ее жизни? Да ведь вся наша жизнь подобна ее жизни! Как и она, мы порой хотим поклониться Богу, приблизиться к Его живому присутствию – и из-за своей греховности не можем этого сделать! Молитвы нет, сердце окаменело, мысли разбегаются…

Обратись же к Богу с покаянием, грешный человек, обратись с мольбой за помощью к Той, Которая всем Заступница, всем благая Утешительница! И мольба твоя не останется не услышана, и воскресит тебя Господь Бог, как воскресил Он великую грешницу, ставшую преподобной Марией, возведя ее на высоту святости.

Ее же молитвами Господи, помилуй нас!

                                 

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Парийский Леонид Александрович (1885 – 1931 гг.)

Публикация о Леониде Александровиче Парийском вызвает смешанные чувства. С одной стороны, мы публикуем сведения о краеведе, не лишенном литературных способностей, пусть и бывшем, священнике, с другой стороны, человеке, который сыграл трагическую роль в закрытии костромских церквей в 1929 году.

Подробнее...

Статьи

Воззрения О. Павла Флоренского на имяславие в 20-е годы ХХ столетия.

ВОЗЗРЕНИЯ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО НА ИМЯСЛАВИЕ В 20-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ. МОСКОВСКИЙ ФЛИОСОФСКИЙ КРУЖОК

Аннотация. В статье рассмотрены труды о. Павла Флоренского и его единомышленников собравшихся в московском философском кружке в 20-е годы ХХ столетия в области богословского и философского осмысления учения об Имени Божием. Труды, послужившие становлению научно-богословского обоснования имяславия.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: