6 апреля. 5-я неделя Великого поста. Прп. Марии Египетской. Евангелие Мк. 10,32-45 ст.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов.. .

mariya-egipetskayaСлужба этой недели посвящена воспоминанию и прославлению прп. Марии Египетской, которая «аки солнце просиявши, всем наставница явилась согрешающим» (стихира праздника). Представляя нам ее жизнь, св. Церковь обращает внимание на глубину падения этой женщины и на высоту ее благодатного восстания. Этим указывается, что истинное покаяние вычеркивает и исправляет даже самые тяжкие грехи, и может поднять кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства.

Кратко, о ее жизни можно сказать следующее. Жительница г. Александрии, она, рано оставив родительский дом, так глубоко погрязла в пучине страстей и разврата, что казалось, выйти ей и отмыться от этой грязи, не было никакой возможности. Она стала позором своих сограждан, сосудом погибели и соблазна. Однажды она села на корабль, везущий паломников в Иерусалим для поклонения св. Кресту Господню. В этой поездке она продолжает вести свою пагубную жизнь.

В день торжественного поклонения Кресту, вместе с другими, Мария хочет войти в храм, но для такой грешницы, дом Божий – недоступен. Сколько раз она приближается к вратам его, столько раз уносимая толпой, остается вне храма. Какая-то непреодолимая сила мешает ей войти туда. Вот тут-то и заговорила в первый раз ее совесть, заговорила так сильно и грозно, что Мария ужаснулась, осознав и прочувствовав всю мерзость своих грехов, и, увидев на стене притвора икону Богоматери, в горьких слезах покаяния падает на землю перед усердной Заступницей рода христианского. Просит  прощения и защиты, помощи и милосердия, обещает посвятить Ей и Ее Божественному Сыну всю свою жизнь. Не напрасна ее молитва – она уже свободно входит в храм и поклоняется Кресту Господню.

Покаявшись, она оставила свою греховную жизнь и по зову Божьей Матери удалилась в пустыню, проводя там подвижническую жизнь, жизнь умерщвления плоти, поста и молитвы, где и очистилась от страстей. Через плоть она могла возвратиться к греховной жизни. Удалением от мира и истощением плоти она устояла в борьбе со страстями и одолела грех. Пост, холод и зной истощали ее тело. Главные подвиги ее покаяния были пост и молитва, но какой пост и молитва! Посмотрим на ее воздержание: 47 лет растения пустыни составляют для нее пищу. Она молится дни и ночи, обливаясь слезами, молится под палящим солнцем и под мертвящим холодом, не имея ни крыши над головой, ни обуви, ни одежды. Молится в совершенном одиночестве, молится так, что во время молитвы поднимается от земли.

За победу над собой, за великое покаяние, за пост и молитву, прп. Мария прославлена Богом и имеет дерзновение ходатайствовать за грешников перед Ним.

Какое поучение для себя мы можем извлечь из ее жизни? Да ведь вся наша жизнь подобна ее жизни! Как и она, мы порой хотим поклониться Богу, приблизиться к Его живому присутствию – и из-за своей греховности не можем этого сделать! Молитвы нет, сердце окаменело, мысли разбегаются…

Обратись же к Богу с покаянием, грешный человек, обратись с мольбой за помощью к Той, Которая всем Заступница, всем благая Утешительница! И мольба твоя не останется не услышана, и воскресит тебя Господь Бог, как воскресил Он великую грешницу, ставшую преподобной Марией, возведя ее на высоту святости.

Ее же молитвами Господи, помилуй нас!

                                 

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Гавриил. (Огородников Дмитрий Иванович 1890-)

Будущий архиепископ Гавриил родился 26 октября 1890 г. в г.Солигаличе Костромской губернии, в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого училища в Санкт-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное училище. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения которой эмигрировал (или был эвакуирован – Ред.) в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: