22 марта. Память мученического подвига 40 мучеников Севастийских и Крестопоклонная неделя

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001 22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских и укрепляет нас в подвиге поста Крестопоклонной неделей.

Сорок мучеников были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители  поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на  страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством  верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа.  Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, частицы были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

image003День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.

image005В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском.

     В службе недели, которая начинается с 23 марта, прославляется Святой Крест. Вечером в субботу 21 марта он будет вынесен при совершении богослужения на середину храма для утешения и ободрения постящихся – т.к. ничто не может так вдохновить и утешить ослабевших духом, как напоминание бесконечной Божественной любви Христа, добровольно давшего Себя на крестные страдания ради спасения людей от греха. Крест выносится верующим image007image009для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест при пении молитвы «Святый Боже» полагается  на середине храма на аналое для поклонения в течение недели, до пятницы, когда он,  перед Литургией, вносится обратно в алтарь. По причине выноса и поклонения Креста третье воскресенье и  последующая за ним неделя Великого поста называется «Крестопоклонной».  Во время целования Креста на вечернем богослужении совершается помазание освященным елеем.  При поклонении Кресту поются песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение В этот день читается Евангельский отрывок о ношении каждым из нас нашего жизненного креста,  состоящего из страданий и скорбей. Господь повелевает нам отречься от действующего в нас греха, от греховных желаний, от нашей гордыни. Он предлагает каждому из нас со смирением взять свой крест неизбежных страданий и болезней, и с терпением нести его. Крест нам дан для нашего вразумления, спасения от греховной болезни, для укрепления в добродетели. Проходят века и столетия, но слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и ширится.

На воскресной Литургии в неделю Крестопоклонную читается Евангелие от Марка (зач. 37), в котором Господь говорит о пути самоотвержения ради вечного спасения души. Блаженный Феофилакт Болгарский глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого церковного евангельского Слова.

image011И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8:34–37).

По Уставу положено делать четыре поклонения Кресту на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

image013Святой Кирилл Иерусалимский так говорит о силе креста и его изображении: «с дерзновением изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, и выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути или отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов».

 Люди из уважения к Кресту называют себя крестьянами, крестом украшали и украшают все дорогое для своего сердца: крест венчает храмы Господни, нательный крест согревает нашу грудь. Перед въездом в селение всегда ставились «поклонные кресты». Осеняя себя крестом, мы начинаем и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем дьявола, крестом благословляем детей, крестом осеняем рожденного младенца и благословением крестным провожаем умершего к месту последнего упокоения. Крестом украшаем и саму могилу человека.

image015На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи.

В иконостасе Богоявленско-Анастасиина собора в г. Костроме находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого монастыря, в котором содержатся 278 мощей святых. Поклонный крест находится при въезде в  г.Кострому и Волгореченск.

Крест венчает мемориал жертвам ГУЛАГА  на месте ИТЛ Унжлаг Макарьевского р-на.

image017Тропарь и кондак Сорока Севастийским мученикам

Тропарь, глас 1

Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя.

Тропарь, глас той же

Страстоносцы всечестнии, воини Христови четыредесяте, твердии оружници, сквозе огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте, с ними же молитеся Христови, с верою о хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество.

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак, глас 7: Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах, глас 5: Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

image019Стихиры на поклонение Кресту, глас 2: Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

image021Глас 8: Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Унжлаг, или Унженский ИТЛ — исправительно-трудовой лагерь, занимавший часть Горьковской и Костромской области, с центром на станции Сухобезводное Горьковской железной дороги в Горьковской области (с 1944 года — рабочий посёлок городского типа в городском округе Семёновский Нижегородской области России Сухобезводное). Лагерь состоял из отдельных лагерных пунктов (ОЛП) и при этом занимал болотисто-лесистую местность на огромной территории. Территория, занимаемая Унжлагом, была сравнима с небольшой европейской страной – чтобы добраться от «столицы» лагеря (ст. Сухобезводное), в бывшей Горьковской области, до крайнего северного лаготделения Поеж, по узкоколейной железной дороге ехали всю ночь. Все лагерные пункты были однотипны: четырехугольная зона ограждалась забором из кольев высотой 3-4 метра, внутри располагались бараки, между ними – столовая, баня, больница. По углам ограждения устанавливались вышки 7-8 метров высотой. По периметру – колючая проволока.

image023Унженский лагерь, Унжлаг, (адрес «п/я АЛ-242», позднее «п/я 241/250»), исправительно-трудовой лагерь был организован 5 февраля 1938 года. Название дано по реке Унжа, протекающей в Костромской области. Действовал вплоть до начала 1960-х годов.

Трудно сказать, кого и от чего исправлял Унжлаг, но известно, что заключенные выполняли важную народно-хозяйственную задачу – они обеспечивали страну высококачественным лесным сортиментом, который использовался на угольных шахтах, военных заводах, в тех же лагерях, строивших в тайге и тундре города и железные дороги. Организация таких лагерей, как Унжлаг, была обусловлена, в первую очередь, чисто экономическими причинами:  они не требовали больших капиталовложений. Можно было построить лагерь используя местные материалы, да и рабочая сила была абсолютно бесплатная, неприхотливая, готовая к перегону с места на место, без семьи и не требующая бытовых удобств.

Журналист Александр Нестеров свидетimage025ельствует: «Десятки тысяч невинно осужденных и погибших мужчин и женщин закопаны в тех местах. По свидетельствам бывших узников Унжлага, тела умерших заключенных закапывали в насыпи строящихся дорог. Иногда сваливали в общие могилы и присыпали землей. Ни креста, ни какого-либо другого памятного знака на месте захоронения не ставили. Хоронили поблизости от того места, где заключенные умирали».
А вот что писал об УНЖЛАГе Александр Солженицын: «Незаживающие язвы, эпидемии. Ни белья. Ни медикаментов (1948 - 1949 годы.) Ослабевшие, истощенные. Самый крепкий работяга за сезон выкатки леса доходит в чистую. За зиму большая часть их умирает.

image027Когда-то хоронили в белье, потом было единое распоряжение: не тратиться на белье (его еще можно было использовать для живых) хоронить голыми. Вывозили на санях или подводе - по сезону. Связывали руки, ноги бечевками. Чтобы они не болтались. После этого наваливали как бревна, а потом покрывали рогожей. Копали братские могилы: большие – на многих. Мелкие – на четырех. Белье, обувь, отрепье умерших — все идет в дело еще живым».

Лагерь занимал огромную территорию на левобережье реки Унжи среди дремучих лесов, непроходимых болот, с целой  сетью больших и малых рек и состоял из отдельных лагерных пунктов, которых, по официальным данным, было более 30. Если численность заключенных  в начале 1938 года составляла 15245 человек, то на первое января 1950 года она достигла  максимума и насчитывала 30210 человек. Эшелонами сюда свозили людей разных профессий: были image029здесь и видные военачальники, и ученые, работники культуры и инженеры, а также партийные и комсомольские руководители. Это был один из островов огромного архипелага под названием ГУЛАГ.

Был основан в системе ГУЛАГа и претерпел вместе с ним все переподчинения, за исключением периода с 26 февраля 1941 года по 2 апреля 1953 года, когда был подчинён сначала Управлению, затем Главному Управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) и периода с 2 августа 1954 года по 14 ноября 1955 года, когда был снова подчинён восстановленному ГУЛЛП.

29 апреля 1953 года в Горьковской области был расформирован Варнавинский ИТЛ, после чего все его подразделения перешли в Унжлаг.

Ныне руины Унжлага разбросаны на территории Варнавинского района Нижегородской и Макарьевского района Костромской областей.

Доля политических заключённых в Унжлаге менялась по годам: в 1938 году (данные на 1 октября) их было 53,4 % (8 265 человек), в 1943 году (данные на 1 января) — 44,7 % (10 681 человек) и 1952 по состоянию на 1 мая — 29,5 % (8563 человек). Падение числа политических заключённых, арестованных по 58 статье за так называемые «контрреволюционные преступления», связано с организацией Особых лагерей, куда были помещены осуждённые почти по всем пунктам 58 статьи, за исключением 58-10 (антисоветская пропаганда).

image031  Трагические события 30-50х годов ХХ века не обошли стороной и жителей нашего района. Как и во всей стране, часть населения подверглась репрессиям. Многие из них были объявлены «врагами народа», отправлены в ссылку, посажены в тюрьмы, а некоторые и расстреляны. Но самое страшное, что вместе с ними страдали и члены их семей. За ними велась негласная слежка, перед их детьми закрывались двери учебных заведений, на них смотрели как на пассивных преступников.

image033Макарьевского учителя музыки В.М. Тыричева репрессировали только  за то, что его брат, работающий в Москве  в наркомате внешней торговли, был арестован по ложному доносу. Более того, репрессиям подверглись и те, кто работал вместе с Владимиром Макаровичем в школе – А.М. Лапшин, П.И. Якушев, С.В. Грибин. Вся их вина заключалась в том, что они дружили с Тыричевым. Разговор в те времена был коротким – признали всех четверых опасными для общества людьми и сослали в лагерь. Никто из них оттуда уже не вернулся.

Под машину репрессий, перемалывающую людей без разбора,  попал и директор крупнейшего предприятия в Макарьевском районе – Понизовского леспромхоза – Александр Андреевич Романов, а также главный бухгалтер Александр Львович Палибин.

Был репрессирован и работник лесной промышленности, немец по национальности, Кригер. Его сын, Герман Абрамович, доктор юридических наук Московского государственного университета, рассказывал, что после реабилитации отца ему удалось познакомиться с обвинительным делом. В нем было всего несколько страниц – протокол следователя, приговор «тройки».  На все вопросы в протоколе был один ответ: «Вины за собой не признаю». Приговор же гласил: «Расстрелять. Обжалованию не подлежит».

 Чем мог навредить советской власти начальник Макарьевской пристани Павел Васильевич Постников или председатель промартели «Металлист» Иван Петрович Акиничев, изготовлявший ведра, тазы, умывальники и прочие изделия из железа?

image035Под карающий меч репрессивного аппарата попали представители всех сословий – чиновники, ремесленники, крестьяне, и, конечно большая часть священников. Так в селе Унжа были арестованы настоятели всех храмов. По роду своей службы они сразу попадали под статью об антисоветской агитации.

Настоятель Воскресенского собора Суворов Николай Васильевич первый раз арестован в феврале 1930 г. и приговорён к высылке в Северный край на 3 года. В 1937 г. он был повторно арестован за участие в контрреволюционной организации.

Священник Макарьевского храма Вознесенский Николай Павлович первый раз был арестован в 1932 г., но выпущен. В 1937 г. его снова арестовали за «организацию контрреволюционного группирования церковников», и, приговором от 15 ноября 1937 г. расстреляли (17 нобря 1937 г.). Реабилитирован в 1992 г.

Последний настоятель Вознесенской церкви Ювенский Владимир Андреевич арестован в декабре 1937 г. за антисоветскую пропаганду и расстрелян. В настоящее время он числится в списках Костромских неканонизированных новомучеников и исповедников ХХ столетия. Ювенский Владимир Андреевич 1871 – 1937

image037Священник. 1871. – Родился в селе Кодый Костромской губернии в семье священника. 1890-е. – Окончание семинарии, женитьба. Жена – Любовь Ивановна Ювенская, домохозяйка. Рождение четырех детей. Ранняя смерть жены. 1890-е. – Начало работы священником Вознесенской церкви в селе Унжа Макарьевского уезда Костромской губернии (ныне Ивановская область). 1937, декабрь. – Арест по обвинению в антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации. 1937. – Гибель в застенках НКВД. 1989, 11 апреля. – Реабилитация. 2000-е. – Установка на новом кладбище в селе Унжа памятного камня с надписью: «Место памяти священника Вознесенской церкви отца Владимира Ювенского. Родился в 1871 году – погиб в застенках НКВД в 1937 году. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное».

Сколько их, безвременно ушедших и лежащих в приунженских лесах? Смертность была так велика, что не успевали хоронить. Многих просто скидывали в ямы и присыпали землей. Некоторым «повезло» больше – им досталось место на кладбище, но на табличках только номер … Как тут не вспомнить строчки известной песни: «На этих могилах не ставят крестов…»

Вспоминает Виталий Сахаров. (72 года, житель с. Горки), записал Константин Гусев 12.12.2012 г.: «После расформирования лагеря, приезжали многие родственники умерших сидельцев. Нанимали местных ребятишек показать места захоронения. Расплачивались конфетами. На зековском кладбище кресты вырезали прямо на ближнем к могиле дереве. Лагерное начальство на это глаза закрывало - ведь могила - это последний приют. И никакие политруки ничего сделать не могли».

Источник: “Тайны молчаливых камней” Пургина З.Д.

image039В Унжлаге было и женское лаготделение. В начале 1943 года в нём содержалось 4980 заключённых женщин (20,8 % от общего числа заключённых), а в мае 1952 года — 1428 (4,9 %), то есть доля женщин среди заключённых Унжлага упала в послевоенные годы более чем в 4 раза.

Общее число священников прошедших через лагерь равно 2 тысячам

Узником Унжлага был Геронтий (Лакомкин), епископ Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию)епископ Костромской и Ярославский. В ноябре 1932 г. коллегией ОГПУ еп. Геронтий был осужден на десять лет лагерей по статье 58, п. 10–11.

image041«Отбыл 123 месяца… Работал около трех лет бригадиром и около двух лет на общих работах, пять лет санитаром при больнице. В том числе около трех лет занимался изготовлением хвойного настоя против цинги. Изобрел сам и сконструировал хвоестрогальную машину, «способ» усовершенствования вкуса и полезности хвойного настоя, за что получил особые награды (автобиография). В 1942 г. освободился из лагеря и «был зарегистрирован епископом в Стрельниковской общине».

Епископ Геронтий канонизирован для общецерковного почитания в октябре 2012 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви.

  • Русланова, Лидия Андреевна. Русская и советская певицаЗаслуженная артистка РСФСР. Среди заключённых Унжлага ходила история, что Русланова была в лагере, но пробыла там не долго.
  • Мирек, Альфред Мартинович. Советский и российский учёный, профессор истории. В 1942 году Альфред Мирек вместе со своим отцом Мартином был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, приговорён к 7 годам заключения и отправлен в Унжлаг, работал на лесозаготовке. Из-за тяжёлых заболеваний и получения инвалидности его досрочно освободили в 1944 году. Реабилитирован в 1956 год.
  • Шифрин, Залман Шмуилович. российский и израильский писатель, бухгалтер, мемуарист. Арестован НКВД 19 августа 1938 года. Получил 10 лет лагерей, которые сначала отбывал в Унженском лагере, работая вальщиком леса, раскряжовщиком, на погрузке дров, счетоводом. Отец Ефима Шифрина.

Летом 2009 года в Макарьеве Костромской области был открыт памятник жертвам сталинских репрессий, выполненный в виде поклонного креста. image043Конструктивной основой монумента стали рельсы заброшенной узкоколейной железной дороги, некогда связывавшей различные лагерные пункты и лесозаготовки Унжлага.

В Макарьевском краеведческом музее находится экспозиция, посвящённая Унжлагу. На этой выставке есть экспонаты с экспедиции музея совместно с московской газетой «Культура», поездка состоялась в 2013 году.

В деревне Юрово Макарьевского района Костромской области создан частный музей.

Историю нельзя исправить. Единственное, что остаётся – это честно признавать свои ошибки, помнить о них и не повторять. В этой цепи трагических событий нельзя забывать ни одной даты, ни одного события, ни одной судьбы!

Что построили заключенные в СССР

 

image04511 июля 1929 года было принято постановление Совета народных комиссаров "Об использовании труда уголовно-заключенных", санкционировавшее создание единой системы исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). С 1930 года заключенными ИТЛ, вошедших в систему Главного управления лагерей (ГУЛАГ), велось строительство большинства крупных промышленных и транспортных объектов страны. С 1930 по 1953 год в системе ГУЛАГа одновременно содержалось от 510 тыс. до 2,5 млн человек.

В 1931-1933 годах около 250 тыс. заключенных задействовали на строительстве Беломорско-Балтийского канала протяженностью 227 км. Узниками ГУЛАГа в кратчайшие сроки были построены канал имени Москвы (1932-1937), Волго-Донской канал (1948-1952), десятки гидроэлектростанций: Сталинградская — ныне Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская, Нижнетуломская, Усть-Каменогорская, Цимлянская и другие.

Гигантской строительной площадке под названием СССР в 30-е годы требовалось огромное количество древесины и пиломатериалов. Гражданская лесная отрасль не справлялась с таким спросом. Выход был найден. Для нужд народного хозяйства и оборонной промышленности создали лесные лагеря. И.В. Ежов подписал постановление от 12.08.1937 г. об их создании. Лесных лагерей было семь. Это Усольский, Онежский, Каргопольский, Северо-Уральский, Ивдельский, Вятский и Унженский. А вообще, исправительно-трудовые лагеря и колонии создавались по всей нашей необъятной стране. Каждая область имела свои ИТЛ и ИТК. Вот как пишет А.И. Солженицын: «Лагеря не просто «тёмная сторона» нашей послереволюционной жизни… Экономическая потребность проявлялась, как всегда, открыто и жадно: государству, задумавшему окрепнуть в короткий срок и не потребляя ничего извне, нужна была рабочая сила: предельно дешёвая, а лучше бесплатная, неприхотливая, готовая к перегону с места на место в любой день, свободная от семьи, не image047требующая ни устроенного жилья, ни школ, ни больниц, а на какое-то время — ни кухни, ни бани».

К 1934 году в структуре Байкало-Амурского лагеря (БАМЛАГ) было занято около четверти из более 500 тыс. заключенных лагерей ОГПУ. Они привлекались к строительству Байкало-Амурской магистрали, прокладке вторых путей на Транссибе, лесозаготовке и добыче золота. Силами заключенных также строились Трансполярная магистраль (1947-1953), Кольская железная дорога (1951-1953), Сахалинский тоннель (1950-1953), Печорская магистраль (1937-1950), автострады Москва--Минск, Москва--Киев (1935-1942) и др. По оценкам, из 35,8 тыс. км железных дорог, построенных за годы советской власти к 1941 году, на долю ИТЛ пришлось 6,5 тыс. км. Накануне Великой Отечественной войны заключенные также построили 156 из 254 image049новых аэродромов.

Помимо этого силами заключенных строились города — Комсомольск-на-Амуре, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, подмосковная Дубна, Находка, Волжский, а также промпредприятия, среди которых — Норильский и Нижнетагильский металлургические комбинаты, "Североникель" на Кольском полуострове, "Амурсталь" в Хабаровском крае, "Печенганикель" под Мурманском и другие.

 

Поклонный крест жертвам политических репрессий – узникам Унжлага - установлен на территории бывшего смолозавода 30 августа 2009 г. (теперь уже несуществующего рабочего поселка) в 15 км от Макарьева, основанного в 1938 г.

image051Каждый год к Поклонному кресту приезжают те, кому дорога память о людях, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий. Чтобы возложить цветы, зажечь свечи и сказать только одно слово «помню». Потому что забывать об этом нельзя. Потому как это были простые честные советские граждане, которые выполняли свой долг во всех областях — в социальной сфере, в службе рабоче-крестьянской Красной Армии, простые рабочие и колхозники.

Восьмиметровый крест сделан из рельс взятых с заброшенных узкоколеек соединяющих лагеря. Сохранилось заводское клеймо с именем Сталина и годы выпуска: 1942-й год, 1943-й год, 1948-й год и 1956-й год… Это историческая подлинность, которая придает всему сооружению особое значение, подчеркивая связь времен. На кресте – кованый венец, в котором переплелись тернии и колючая проволока. Он призван подчеркнуть трагизм событий, происходивших в этих местах, и призывать сюда людей для преклонения и молитвы. 30 августа стал для Костромской области днем повиновения всех погибших и пострадавших от политических репрессий.

Начиная с 1990 года ежегодно 30 октября в России и в бывших республиках СССР проводятся дни памяти жертв политических репрессий. В течение трех лет, с 1989 по 1991 год, по инициативе image053общественных организаций по всей стране было установлено более 130 памятников и памятных знаков жертвам политических репрессий, в настоящее время их насчитывается более 1200.

Щипанов Павел Семенович. Десять лет моей жизни. Воспоминания.

 

Свидетельсва: Л. 2 [Инженер-механик, конструктор. Доцент. Осужден за контрреволюционную деятельность].

 

Шел 1944 год, я служил в Советской Армии в качестве преподавателя кафедры танков академии Бронетанковых и механизированных войск Советской Армии в городе Москве.

 

7 апреля у меня не было лекций, [...] только на 17 ч 00 мин было назначено заседание кафедры[...] [...]ко мне подошли два офицера в звании майора и капитана. [...] – Мы вас задержим всего на одну минутку. И эта минутка превратилась в десять лет. [...]

[...] Везли из Лефортово, где помещалась академия, и привезли на Лубянку.

image055Л. 3 Когда меня вводили в здание, то дежурный, проверяющий пропуска, сделал шаг вперед, и я прошел за его спиной. Ввели меня в помещение и внизу на первом этаже посадили в бокс. Бокс – это встроенный в стену ящик размером немного меньше будки телефона-автомата. У задней его стенки внутри сделано сидение. Можно сидеть, но лечь нельзя[...] В двери снаружи закрывающийся глазок для надзирателя, который непрерывно в него заглядывает.

Привезли меня на Лубянку часов в 18 с минутами и тут же посадили в бокс. Примерно через час меня повели в баню, там остригли наголо, белье мое отдали в «прожарку», после тщательного его обыска. Перед баней меня голого положили на скамейку и тщательно просмотрели все мое тело, причем у осматривающего в руках была лупа. Искали на моем теле какие-то шифры. После бани провели опять в бокс.

Примерно через час меня повели снимать отпечатки пальцев, после этой процедуры привели снова в бокс. Примерно через час увели снова из бокса, на этот раз фотографировать[...] Снова бокс. Я стал догадываться, что уже наступила ночь. Через некоторое время открылась дверь моего бокса, и мне бросили на скамейку сумку, ничего при этом не сказав. Я посмотрел на сумку, заглянул во внутрь и увидел там легкое одеяло, полотенце, пару своего белья, и тут я только догадался, что это из дома.

Л. 4 [Затем его перевезли в Лефортовскую тюрьму]

[...]

image057Наступил март 1953 года, и третьего числа радио сообщило о болезни Сталина. Девятого марта его хоронили, и мы из окон КБ видели, как остановилось движение транспорта на пять минут. Все сразу как-то изменилось. Все, затаив дыхание, чего-то ожидали, а о нас, заключенных, и разговора не могло быть, мы ждали худшего.

УНЖЛАГ

Через полтора месяца, т. е. в конце апреля, ликвидировали Четвертый спецотдел МВД и все его шарашки. Нас перевели в Болшево, где мы были по прибытии из Ленинграда. Десятого мая 1953 года нас погрузили в арестантский вагон и повезли с Курского вокзала в неизвестном направлении, а утром одиннадцатого мая мы оказались в Горьком. Перед отправкой нас из Тушино от нас забрали Альбова, ему предстояла ссылка по окончании срока заключения.

В Горьком мы узнали, что везут нас в лесоповальный лагерь в Сухобезводное, в Унжлаг.

 

Источник: notepad.memo.ru/2/1/140/sh...

Хроника лет: vk.com/@unzhlag58-schipanov...

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Константин Васильевич Сокольский (1896-1937)

Константин Васильевич Сокольский родился в 1896 году в селе Кулиги Нерехтского уезда Костромской губернии в семье священника. С 1914 года он участвовал в I-й мировой войне, затем с 1918 года служил в Красной армии, был пулемётчиком, воевал на Восточном фронте, принимал участие в войне с Польшей, в ходе которой попал в плен, где и находился до 1923 года[1].

Подробнее...

Статьи

Духовное завещание

Духовное завещание известно с первых веков существования человечества. Духовным завещанием можно уже назвать заповедь, данную Богом первым людям в раю (Быт. 2, 16), пятую книгу Библии – Второзаконие, египетскую «Книгу мертвых», «Поучение» Владимира Мономаха своим детям и т.д. Вспомним, что одной из функций нотариусов было выполнение роли душеприказчиков. Духовное завещание было официальным документом, признаваемым Российским законодательством до революции 1917г.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: