4 декабря Церковь празднует событие Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона ХХ века.Родители Пресвятой Девы Марии, верные обету посвятить свое дите служению Господу, по достижении трехлетнего возраста, привели ее, окруженную юными девами с горящими свечами и родственниками, в иерусалимский храм. Там, на ступеньках храма их встретил первосвященник Захария, который, руководствуясь внутренним вдохновением ввел ее в Святая Святых храма, куда сам входил лишь два раза в год для принесения жертвы очищения. Происходящее вызвало недоумение не только у всех присутствующих, но даже, как поется в церковном песнопении: «ангелы, увидев вхождение во Святая Святых Пречистой, удивились».

Так исполнилось обещание Бога людям о рождении через чистую Деву Спасителя мира. Юная Дева, как гласит предание, поселившись при храме, проводила все время в рукоделии, домашней Введенская церковь на Виге. С. Введенское, Чухломского р-на. Фото 2012 год.молитве, чтении Священного Писания и богомыслии. Она, по мере взросления помогала нищим, увечным и недужным. Там же, в храме, за чтением книги пророка Исаии, в которой записано пророчество о рождении от Девы Спасителя, явился Ей, архангел Гавриил, который возвестил о рождении от Нее Сына Божьего.

Глубоким, назидательным примером воспитания Богородицы, Церковь поясняет нам наши обязанности по отношению к детям. Необходимо уже в раннем возрасте чаще приводить их в храм Божий, приучать к совершению домашних молитв, развивать в них любовь к ближним и трудолюбие, пробуждать и укреплять в них дух послушания родителям и старшим. Дух смирения, дух благочестия и любви к Богу и людям.

Ансамбль Введенского собора и церкви Василия Великого в г. Галич. Фото 2013 г.В этот день мы с болью вспоминаем уникальную по своей красоте и изяществу разрушенную в 1935г., церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая находилась рядом с Троицкой церковью на месте теперешнего сквера по улице Комсомольской. Она была освящена после строительства в камне в 1786г. Оба храма (Введенская зимняя и Троицкая летняя) составляли один приход. В 1929 г. они были закрыты. Во Введенской церкви устроили клуб поселка «Безбожник», занимавшего строения Богоявленско-Анастасиина монастыря. Свято-Троицкая использовалась под склад фанеры, затем как архивное хранилище.

В 1958г. в сквере по Комсомольской улице на месте Введенской церкви был установлен памятник маршалу авиации А.А. Новикову.

image004 Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы - один из 12-ти великих праздников Церкви. С этого праздника начинается пение рождественских песнопений – ирмосов «Христос рождается». На трапезе разрешается пища с растительным маслом и рыбой.

Престольный праздник во Введенских храмах в с. Красные Пожинки, Красносельского р-на, с. Владычное, Нерехтского р-на (сохранилось надгробие священноиерея Иоанна Павловича Казанского на прицерковном кладбище.). Из утерянных святынь вспоминаем Введенскую церковь с. Буяково, погоста Введенского, Костромского р-на, с. Углево, Галичского р-на, с. Григорьевское, Нерехтского р-на, с. Волков, Макарьевского р-на.

image005В 2008 г. Введенскому кафедральному собору г. Галича исполнилось 200 лет. Под руководством настоятеля прихода о. Александра к юбилею собора были начаты работы по реставрации Алтарных фресок и Иконостаса.

С образованием 27 декабря 2016 года в составе Костромской митрополии Галичской епархии Введенский собор г. Галича стал кафедральным.

Храмовый комплекс: церкви Введения и Василия Великого в Галиче. Вторая половина 18 века. ул. Свердлова 20, 20А (ул. Набережная, 35). Центральный культовый комплекс Рыбной слободы, включающий два храма в формах провинциального барокко, сохраняющих в фасадном декоре ряд запоздалых элементов архитектуры 17 в. Комплекс возник на месте Васильевского монастыря, о котором известно лишь то, что он существовал в 1632 г. и имел церкви во имя Василия Кесарийского и Введенскую с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летняя церковь Василия Великого с Петропавловским приделом и шатровой колокольней, по некоторым сведениям, была заложена в 1768 г. протоиереем Симеоном. Зимняя церковь Введения с приделами Кирилла Новоезерского и Серафима Саровского возведена в 1798 г. В середине 19 века к ней был пристроен двухэтажный западный притвор. В конце 19 столетия при храмах была открыта церковноприходская школа. В 1930-е годы после закрытия церквей были сломаны верхние ярусы колокольни, утрачены малые главки Васильевского храма, а его четверик внутри был разделен на два этажа, пострадал фасадный декор обоих зданий. В зимнем храме Василия Великого располагался рыбокоптильный и перерабатывающий цех Галичского рыбколхоза. Неудивительно, что строение подверглось небольшой переделке, а колокольню вовсе разрушили. В 1970-е гг. церковь Введения отреставрировали, с 1990-х гг. идет восстановление Васильевского храма, к настоящему времени воссоздана его колокольня и первоначальное завершение. Комплекс расположен в центральной части Рыбной слободы. Обширный церковный участок с северо-западной стороны ограничен Набережной ул., идущей по берегу Галичского озера, а с юго-восточной - главной магистралью слободы, ул. Свердлова. Особенностью постановки храмов является ориентация их алтарей, сильно смещенная к югу. Близкие по размеру здания поставлены параллельно друг другу (Васильевская церковь чуть смещена к ул. Свердлова), колокольня Васильевской церкви служит высотной доминантой прилегающего района и играет огромное значение в панораме города с озера.

image006image007Введенская церковь с. Углево Галичского р-на Костромской области имеет два храма, оба каменные; построена в 1771 на средства помещика Петра Даниловича Готовцева как летний храм. Основной объём представляет собой пятиглавый двусветный четверик, интересный сложной формой куполов. Трапезной храм соединен с трёхъярусной колокольней. Приделы Введения Богородицы и Николая Чудотворца. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время пустует.

image008Троицкая церковь г. Костромы летняя церковь и Введенская зимняя – каменныя с каменною колокольней. Первая построена в 1650 г. купцом Илларионом Постниковым, вторая в 1786 г. на средства благотворителей. Ограда каменная с железной решеткой. В летнем храме два престола: во имя Св. Троицы и преп. Илариона Нового; в зимнем также 2 престола: в честь Введения Пресвятой Богородицы и св. благ. кн. Александра Невскаго. Постоянныя средства церкви – в капитале общаго назначения 1193 руб. 50 к.

Ближайшие церкви: Богоявленский жен. монастырь и церкви Цареконстантиновская и Сергиевская. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. - С. 6-7.

http://starina44.ru/troickaya-cerkov

Мы должны быть искренне рады тому, что восстановлена Введенская церковь с. Введенское, Чухломского р-на, Костромской области. Храм знаменит тем, что его посещал сам ныне причисленный к лику святых протоиерей Иоанн Кронштадский. В 1930-е годы все священнослужители Введенского храма были раскулачены, подверглись репрессиям. Первым пострадал священник Александр Птицын. Его забрали где-то в 1932-1933 годах, и батюшка не вернулся. По одной версии - он сгинул в лагерях, по другой был расстрелян. В 1937 году арестовали священника Николая Александровича Наградова, и тот исчез, тоже бесследно. Подвергся репрессиям и Александр Иванович Вигский. В этом же году церковь закрыли.

image009Вспомним светлой памяти священника о. Сергия Введенского (1873-1941) , с 1905 по 1941 гг. настоятеля Никольской церкви с. Саметь. Человека, который воспитал и помогал будущему председателю колхоза «XII Октябрь» П. А. Малининой (приютил ее в церковной сторожке и устроил в трудные годы прислуживать при храме). В 1941 году он был осужден на два года лишения свободы, а через три месяца после вынесения приговора умер в лечебном учреждении мест заключения Ярославской области.

Доска установлена на церковной сторожке Никольской церкви села Саметь, в которой в 1926-1929 годах Прасковья Малинина, тогда еще не Герой соцтруда, не председатель колхоза «12-й Октябрь», жила вместе с мужем. Здесь в 1927 году родился ее первенец, дочь Лидия. В Никольском храме родного села Прасковья была венчана иереем Сергием Введенским, здесь все ее дети и внуки были крещены, а сама она в те времена прислуживала в церкви.

image010image011Приходской совет Никольской церкви с. Саметь посчитал нужным запечатлеть память Прасковьи Малининой, как человека не только трудившейся в храме, но и отстоявшей его от закрытия. В 1946 году, благодаря ходатайствам Прасковьи Малининой, Никольская церковь не была закрыта. Во время ее руководства колхозом храм находился на колхозном «иждивении», за счет колхозных средств в нем проводились ремонты.

К сожалению, доска на частном доме, где позднее проживала Прасковья Малинина, в 2000-х годах была снята новыми владельцами здания. Но жители села Саметь ее помнят.

В 2018 году был реконструирован памятник на ее могиле, к нему добавили христианские символы. В своем слове, обращенном к собравшимся, настоятель Никольской церкви протоиерей Дмитрий Сазонов сказал, что «даже если в памяти людей сотрется образ тружеников и патриотов этой земли, Церковь никогда не забудет людей, вставших на ее защиту, Бог не забудет своих верных чад».

Помянем в этот день протодиакона Нагорно-Преображенской церкви г. Пучеж Костромской губернии Павла Феодоровича Введенского (1884-1934). Родился в с.Кунистино Нерехтинского уезда Костромская губернии. Происходил из духовного сословия. Сын псаломщика Кунистинской церкви. В возрасте 6 лет переехал в Кострому, куда был переведен его отец и служил диаконом-псаломщиком Христо-Рождественской церкви г. Костромы. В 1899 г. окончил Костромское духовное училище. После окончания духовного училища проживал на родине, в с. Кустинино, занимался сельским хозяйством и готовился к экзаменам на звание учителя, выдержал которые в 1905г.

image012 С 1905 по 1907 гг. был псаломщиком Власьевской церкви г. Костромы.

В 1907 г. рукоположен во диакона, в 1928 г. – протодиакон Нагорно-Преображенской церкви с. Пучеж Костромской губ. (Ивановская пром. обл.).

image013По свидетельству современников о. Павел был высокого роста, статный красивый с копной длинных вьющихся волос. Кроме диаконской службы он пел в хоре на клиросе, голос у него был красивый и настолько громкий, что даже родные его из дома, который был напротив напротив храма, слышали, как дрожат храмовые стекла. Прихожане его очень любили и он отвечал им тем же. Они часто утром приходили к его дому со снедью (подношениями), а он все это складывал в корзиночку и раздавал на паперти нуждающимся. В июле месяце 1930г. вместе с другими "лишенцами" был отправлен на лесоразработки. 22 сентября 1930 г. был арестован органами Пучежского РО ОГПУ и проходил по одному делу в составе группы из 5 человек, в которую, кроме него, входили Горохов П.Д., Носова Е.Т., диакон Никольский П.В., священник Страхов И.А. Состав семьи на момент ареста в 1930г.: жена и семеро детей в возрасте от 1 года 4-х мес. до 22 лет.

Обвинение: "а/с деятельность, систематическая а/с агитация против мероприятий Соввласти на селе с призывом населения к свержению существующего строя, отрицательно настроен по отношению к Соввласти, называл ее грабительской" Статьи ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговорен Тройкой при ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной обл. - 5 лет концлагерей, считая срок с 22.09.1930г. Групповое дело "дело протодиакона П.Ф.Введенского и др., Ивановская о., г.Пучеж, 1930г."

Дело Д.7548-П Архива УМГБ по Ивановской обл. (дело N 1/1927 Пучежского РО ПП ОГПУ) Из материалов дела: "В центре Пучежского кулацко-торгового района, известного последними массовыми антисоветскими выступлениями, обвиняемые, представляя организованную группу вокруг церкви, с мая месяца 1930г. развернули широкую а/с агитацию среди крестьян, реагируя буквально на все события и мероприятия Советской власти, как-то: хлебозаготовки, займы, XVI партсъезд, покушение на Полпредство в Варшаве, коллективизация. Использовали для этого посещения в деревнях церкви и очереди...

image014Выступления обвиняемых были рассчитаны на массовое шовинистическое возбуждение крестьян...". Из доносов: "В июле месяце в церковной ограде Введенский среди прихожан агитировал: "Пока живо духовенство, не видать коммунистам колхоза. Вы, мужички, прислушайтесь к нашему голосу и не поддавайтесь на коммунистическую удочку. Без вашего согласия эта голоштанная сволочь ничего не сделает, если вы сами дадите организованный отпор"...

В июле месяце обвиняемые Введенский, Никольский и Носова, мобилизованные на лесозаготовки, среди массы народа на пристани в г. Пучеже агитировали: Введенский: "При этой власти живет свободно только грабитель, умеющий обирать крестьян"....

Из материалов дела о Павле Федоровиче Введенском: "...Будучи человеком фанатично-религиозным, пользуется авторитетом среди бывших людей и церковников из кулацкой прослойки в деревне. В связи с этим, будучи везде принят, как духовное лицо, открыто занимался антисоветской деятельностью...". 23 сентября следствие было закончено, виновность проходивших по делу была "доказана", и Пучежское РО ОГПУ постановило: "Привлечь обвиняемых к ответственности по ст.58–10 и 58–11 УК во внесудебном порядке через Коллегию ПП ОГПУ по Ивано-Промышленной обл.

Меру пресечения — содержание под стражей — оставить без изменения. Принимая во внимание отсутствие арестного помещения, обвиняемых перевести в Кинешемскую колонию для заключенных, содержание последних перечислив за ПП ОГПУ по ИПО".

В справке, полученной из архива Ивановской обл. написано: "Значится в списках лиц, лишенных избирательных прав по г.Пучежу, утвержденным Пучежским горизбиркомом от 23.10.1934г. Исключен из списка в связи со смертью".

Умер в лагере 1930-1934 гг.??? г. Кемь Архангельской области. Реабилитирован Прокуратурой Ивановской обл. 28/04/1989г.по 1930-му годурепрессий.

Церковь Рождества Иисуса Христа, что на речке Суле г. Костромы. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена, в 1692 году, по указу и грамоте Патриарха Иоакима. Престолы: в славу рождества Иисуса Христа, и в честь святителя Митрофана Воронежскаго и великомученика Артемия. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви: 1999 кв. саж., на которую план и межевая книга имеются. Прихожан муж. пола 220, жен. 226, дворов 34. В пользу причта получаются проценты с капитала 750 руб.

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 14:

image015Христорождественская на Суле г. Костромы каменная, с такою же колокольней, построена в 1685 г. на средства прихожан и пожертвования; окружена каменной с железной решеткой оградой по улицам Царевской и Богоявленской. Престолов 3: в честь Рождества Христова (в холодной), во имя вмч. Артемия, во имя святителя Митрофана (в теплой). Церковнаго капитала % бум. 2725 р. (%% 118 р. 22 к.). Ближайшие церкви: Богоявленский Анастасиинский монастырь и Петропавловская. Причт: священник и псаломщик; жалованья не получает. Общий причтовой капитал 8887 р. 85 к. (%% 373 р. 24 к.). Доходов кружечных получается на долю священника 885 р., на долю псаломщика 295 руб. Дома у членов причта свои, и квартирных денег не получается. Всей земли при церкви 1999 кв. саж., занятых домами причта и их усадьбами, а также церковным погостом. План и межевые книги имеются. В приходе 246 д. муж. п. и 368 д. ж.п.; из прихожан многие занимаются на фабриках.

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. - С. 10. http://starina44.ru/hristorozhdestvenskaya-cerkov-na-su

image016Впервые деревянные храмы на этом месте упоминаются в костромской писцовой книге 1628 года. "На Суле церковь Рождество Христово, да церковь другая с трапезою собор Михаила Архангела древяны, клецки". В конце XVII столетия взамен деревянного был построен каменный храм пятиглавый, бесстолпный, с небольшой шатровой колокольней, с тёплым приделом во имя великомученика Артемия, освящённый в 1685 (по другим данным в 1692) году. В 1800 году тёплый придел перестроили на средства прихожан, в числе которых состоял и сосланный в Кострому генерал-майор М.И. Платов. В 1835 году Артемиевский придел был разобран, взамен его возвели два тёплых придела во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Тогда же к церкви пристроили шестиколонный портик тосканского ордера.

В начале XX века причт храма состоял из священника и псаломщика. Из церковных святынь следует отметить икону Параскевы Пятницы с житием (XVII века) и образ святого Иоанна Предтечи с подписью: "1714 писал костромитин Василий Никитин". Христорождественская церковь была закрыта в декабре 1934 года. В 1935 году храм полностью разрушили.

Власьевская церковь (церковь Власия, епископа Севастийского) - недействующий пятиглавый православный храм постройки начала XIX века в исторической части Костромы, на улице Симановского (бывш. Власьевской). Место между центром города и рекой Костромой раньше называлось «вспольем» (открытое место возле границы города), там располагались Кирпичная и Каменщиковая слободки. Сейчас эти территории бывших слободок являются западной окраиной исторической части города.

Первое упоминание о церкви относится к 1628 году. Тогда там стояли два деревянных храма — шатровый Власия, епископа Севастийского и клетский Николая Чудотворца с трапезной. Деревянными они были весь XVIII в., и лишь в 1805 г. заменены нынешним каменным зданием, выстроенным на средства прихожан. К этому времени Кирпичная слобода уже влилась в состав Костромы, и Власьевская улица достигла церкви.

Церковь относилась к типу двухэтажных пятиглавых и бесстолпных храмов с ярусной колокольней, в объемной композиции которых, симметрически четкой и ясной, новые формы классицизма переплелись с прежней барочной традицией. Внутри храма на нижнем этаже размещался престол Николы, а в верхнем -Власия; оба они образуют единое пространство благодаря раскрытию в храм помещений алтаря и трапезной.

После революции в 1924 году церковь закрыли, а 7 ноября того же года в бывшем храме состоялось торжественное открытие клуба. Были сломаны завершение церкви и звон (два верхних яруса) колокольни со шпилем, а остальная часть позже обстроена трёхэтажным зданием. В 1973 году в здании разместились цеха швейной фабрики «Орбита», а затем — профессиональное училище № 18.

В настоящее время в здании располагается государственное учреждение Костромской области «Информационно-аналитический центр».

Церковь Преображения

image017В 1776—1812 годах на возвышенности в центре посада Пучеж попечителем местного купца Петра Ивановича Иконникова возводится церковь Преображения «что на горе» (Приложение № 6) вместе с отдельно стоящей, завершённой шпилем ярусной колокольней конца XVIII — начала XIX века. Массивный двусветный четверик храма имел узкий аттиковый пояс и завершался невысокой барочной кровлей и главой на световом барабане [14]. К основному объёму примыкали пониженные пятигранная апсида и уширенная протяжённая трапезная . Скупой декор имел плоскостной характер и подчёркивал мощь стены.

Церковь имела два молитвенных здания — Зимний и Летний храмы, крытых железом, обнесённых каменной оградой с железными решётками. Внутри обоих храмов стены и потолки были покрыты живописью. Зимний храм имел три алтаря: главный — в честь Преображения Господня, правый — в честь святой Великомученицы Екатерины, левый — в честь Святого Алексея Человека Божия. Летний храм также имел три алтаря.

image018Более ста икон чтимых праздников и святых имелось в обоих храмах. Например, «по левую сторону Царских ворот — икона Казанской Божьей Матери в утробе, шитая золотом, унизанная 15 крупными, 983 средними и 9952 мелкими жемчужинами, с серебряным венцом с разноцветными каменьями. Над царскими вратами — икона Тайной Вечери в золоченом сиянии. Множество икон в серебряных вызолоченных окладах с такими же венцами, в ризах, шитых золотом и серебром, унизанных жемчугом с каменьями разных цветов». В описи указано количество серебра в ризах и венцах с исчислением в фунтах и золотниках. Вошли в опись старинные Евангелие в листе, в серебряном окладе с украшением финифтью 1834 года и Евангелие в серебряном окладе с чеканными изображениями 1698 и 1755 года, серебряные кресты 84-й пробы, вызолоченные, украшенные литыми украшениями, чернью. Имелось в храме большое количество серебряных и медных сосудов, плащаницы, шитые золотом, серебряные подсвечники, люстры 45 лампад, золоченые паникадила и множество шитых золотом облачений с жемчугами, риз и стихарий золоченых.

На колокольне церкви имелось 8 медных колоколов весом в 800 пудов. Самый большой весил 522 пуда (в Московском храме Христа Спасителя самый большой колокол весил 210 пудов), а самый маленький — 1 пуд. Нагорно-Преображенская церковь возвышалась на месте сегодняшнего обелиска воинам — пучежанам, погибшим в Великую Отечественную войну.

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фигуровский Николай Александрович (1901 -1986).

Советский химик и историк науки, в течение 40 лет был профессором химического факультета МГУ, заведовал кафедрой истории химии. Автор публикаций по развитию химии в России, а также биографий известных химиков.

Родился в Солигаличе, Костромской губернии, в семье священника. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу, Солигаличское духовное училище, поступил в Костромскую духовную семинарию, к моменту закрытия в 1918 году окончил 3 класса.

Подробнее...

Статьи

Таинство брака (венчание)

Таинство брака это священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности и любви перед алтарём храма, по молитве священника соединяются в одно существование, в образ союза Христа и Церкви, и в таком единстве любви получают Божие благословение на рождение и христианское воспитание детей. Священное Писание говорит нам о браке, как о Божественном установлении: «Потому оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 11,24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,4-6).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: