21 ноября. Михайлов день

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001   21 ноября Церковь посвящает молитвенное празднование собора Архистратига (предводителя воинства небесного) Михаила (евр.- «Кто, как Бог»), и прочих Небесных сил бесплотных. В народе праздник именуют Михайловым днем.

Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

 Прежде творения видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил духовный мир - ангелов (вестников), бессмертных и бестелесных. Они были сотворены для нашего материального зрения духов, одаренных умом, волей и могуществом.

Ангелы различаются между собой по степени совершенства, по роду своего служения и разделяются на несколько чинов (девять чинов): серафимы (пламенные, огненные), херувимы (разумение), престолы (правосудие), господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Высшими из них считаются: серафимы, херувимы и архангелы.

image003Для исполнения воли Божией ангелы принимают видимый, человеческий облик. Каждому христианину, как и народу, в таинстве Крещения Бог дает Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни и не оставляет его души и по земной кончине.

 В священном Писании некоторые ангелы называются по именам: Михаил. Гавриил, Рафаил (ему возносят молитвы при болезнях глаз), Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, и Иеремиил.

Их имена указывают назначение ангелов, их служение: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Все ангелы были сотворены добрыми, любящими Бога и друг друга. Самым высшим и могущественным из них был ангел по имени Денница (утренняя звезда), который по гордости своей сам пожелал стать богом и соблазнил и увлек многих ангелов, которые после своего отступления от Бога стали называться бесами (злыми духами). Против сатаны выступил архистратиг Михаил (начальник воинства ангельского) с прочими ангелами (почему и празднуется собор небесных сил) и сбросил дьявола и его приспешников в бездну (преисподнюю). Падшие в бездну ангелы, ставшие врагами добра и любви стараются нанести нам вред, привести к гибели человеческой души.

Архангел Михаил несколько раз упоминается в Библии упоминается в пророчестве о Страшном Суде — там он называется князем великим, стоящим за сынов народа.

Еще до Рождества Христова архангел Михаил, по повелению Божию, помогал евреям в борьбе против язычников. Когда Моисей вел евреев из Египта, архангел Михаил сопровождал их, указывая путь. Он явился Иисусу Навину перед штурмом Иерихона. После смерти Моисея архангел Михаил скрыл место погребения его тела, чтобы евреи не стали почитать умершего пророка как Бога.

На иконах Михаил изображается в виде крылатого юноши или молодого мужчины в доспехах и мечом или копьем, с помощью которого он низвергает дьявола.

image005В книге Откровение святого апостола Иоанна Богослова - Апокалипсисе – книге о последних судьбах нашего мира, архистратиг Михаил изображается защитником христиан и победителем дракона.

В иконописных изображениях он обычно предстает юношей с горящим мечем и щитом, с которыми он охраняет рай.

Святая Церковь вспоминает архистратига Михаила вместе с прочими небесными силами 21 ноября и 19 сентября и именует его «заступником верных, путеводителем и учителем заблудших, хранителем людей от зла». 

О чем молятся Архангелу Михаилу

К его молитвенному заступничеству обращаются при различных немощах и болезнях.  К Архангелу Михаилу принято обращаться с молитвами об исцелении от всяческих недугов. Это связано с почитанием Архангела как победителя злых духов, которых считали источником болезней. Именем святого Михаила нередко называли целебные источники.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

image007Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех». 

image009В эти дни престольный праздник в церкви Архангела Михаила в с. Контеево, Буйского р-на.

Храм кирпичный храм в стиле классицизма. Построен на средства прихожан в 1824-1835, в 1870-1879 расширен, из однопрестольного холодного превращен в трёхпрестольный тёплый. В настоящее время представляет собой однокупольный четырёхстолпный храм, боковые и западный фасады украшены шестипилястровыми портиками. Имелись два придела: Николая Чудотворца и Иакова Железноборовского, и Успения Богородицы. В настоящее храм время отремонтирован. В большие праздники далеко по округе разносился колокольный звон контеевских церквей. Последним звонарем перед революцией был П.З.Сытин, искусный мастер в своем деле. Обучался он колокольному звону в Киевско-Печерской лавре. Послушать контеевский колокольный звон приезжали любители из дальних краев.

Из навсегда потерянных святынь мы вспоминаем Михаило-Архангельскую церковь г. Костромы (ул. 1 Мая, между д.6/8 и д.10), построенную в 1745 году.

Наиболее древней святыней в ней являлась икона Архистратига Михаила в деяниях (XVII в.).

Архангельская церковь находилась в городе Костроме на улице Верхней Набережной (ныне 1 мая). Она была построена во имя Архангела Михаила. Впервые эта церковь была упомянута в костромской писцовой книге 1628 года: «У реки Волги церковь древяна клецки Михаила Архангела, да два придела: великаго чудотворца Николы да благовернаго князя Владимира». В 1669 году вместо деревянной церкви возвели каменный храм, часто страдавший из-за весенних разливов Волги.

image011В начале сороковых годов XVIII века храм был разобран.Его возвели вновь на другом месте, немного выше в гору, в квартале между улицами Щемиловка и Молочная гора, на пожертвования купца Ивана Тимофеевича Стригалева. Новый храм был одноглавый, бесстолпный, с шатровой колокольней, освященный в 1745 году. Потом, позднее, были построены два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Трех святителей. С запада, со стороны Волги храм огражден каменной с железными решетками оградой. В храме было три престола: во имя Архангела Михаила, в честь святителя Николая Чудотворца и во имя трех Вселенских Святителей.

В 1784-1785 годах храм был расписан фресковой живописью костромскими иконописцами Сергием Окатовым, Василием Носковым, Петром Гавриловым и Андреем Котокиным, о чем на церковной стене сделана надпись: «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящий и Нераздельный Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при державе благочестивеишия, самодержавнейшия великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России благословением Преосвященнейшаго Павла, епископа Костромскаго и Галичскаго, украсися сей храм в лето от Рождества Христова 1785 года». Икона Архангела Михаила в деяниях (XVII века) являлась самой древней церковной святыней. Причт храма в начале XX века состоял из священника и псаломщика.

В середине тридцатых годов XX века церковное здание снесли; на его месте в начале девяностых годов XX века построили жилой дом.

Храм в погосте Кодобово, с. Куликово, Костромского р-на, Архангельскую церковь на Пойме, в с. Алексеевском, погоста Углеца, Свято-Михайловскую церковь с. Никифора, Галичского р-на, Архангельскую ц. с. Кувакино, с. Ильинское, с. Пронино, с. Игнатовское, с. Зеленово, с. Березниково, с. Михайловское, Нерехтского р-на, с. Крутых, Макарьевского р-на, с. Михайловское, Чухломского р-на.

Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных (тропарь, кондак и величание)

Тропарь, глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы, недосто́йнии, / да ва́шими моли́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия: / от бед изба́вите ны, // я́ко чинонача́льницы Вы́шних сил.

Кондак, глас 2:

Архистрати́зи Бо́жии, / служи́телие Боже́ственныя сла́вы, / А́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, / поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, // я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Величание

Велича́ем вас,/ Арха́нгели, и А́нгели и вся Во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящии Го́спода.

 

Молитва Архангелу Михаилу

О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, поми́луй нас, гре́шных, тре́бующих твоего́ заступле́ния, сохрани́ нас, раб Бо́жиих (имена), от все́х ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би нас непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й, вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би нас та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.

image013  Вспомним в этот день о монахине Ангелине (Борисовой+1924, Ангелина (греч.) - вестница) известная в Солигаличском районе молитвеннице, которая жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. В. Березовец. В июне 1923 г. матушка была арестована. В 1924году она была осуждена комиссией НКВД по административным высылкам на 2 года ссылки в Нарымский край за «проведение религиозной пропаганды среди населения». Освобождена из заключения была по болезни и прожила еще 7 месяцев.

Перед кончиной она наставляла духовных детей: «Дети, я сегодня от вас отхожу, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа. Если найдет на вас испытание, призовите вы меня, и я утешу вас в скорбях... Скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас». Похоронена на кладбище с. В. Березовец Солигаличского р-на, недалеко от храма свт. Николая, на погребении присутствовало около 2 тыс. человек. Память о матушке Ангелине сохраняется до настоящего времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

image015Схиархимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович), родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контрреволюционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. С 1946 года – настоятель Воскресенского собора в г. Костроме, затем, клирик храма. Трагически погиб в 1994 году.

 

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области. В 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

image018В 1949 году его арестовали за религиозные убеждения и, после безуспешных попыток убедить публично отречься от веры, осудили на десять лет по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса. Заключение он отбывал в Казахстане и в Иркутской области.

В 1956 году Михаил Беляев был реабилитирован и освобожден со снятием судимости, однако фронтовых наград, изъятых при аресте, ему так и не вернули. С 1956 года нес послушание певца и иподиакона при костромских кафедральных соборах: Иоанно-Златоустовском, а с 1964 года (в связи с переносом кафедры костромских архипастырей) — Воскресенском на Нижней Дебре.

4 апреля 1971 года архиепископом Костромским и Галичским Кассианом был рукоположен в сан диакона, а через семь дней в сан священника и назначен настоятелем Преображенской церкви села Макарий-на-Письме Буйского района Костромской области. В этом храме отец Михаил служил всю свою жизнь. 21 августа 1996 года протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Михаила Малеина. Постриг совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. В 1997 году отец Михаил был удостоен сана игумена, а в 2005 году – архимандрита.

В феврале 1994 года определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель, священником и духовником которой стал протоиерей Михаил Беляев. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Ангелина (Травина), а храм из приходского стал монастырским.

21 августа 1996 года протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Михаила Малеина. Постриг совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. В 1997 году отец Михаил был удостоен сана игумена, а в 2005 году – архимандрита.

Лишь 30 сентября 2005 года архимандрит Михаил (Беляев) в торжественной обстановке вновь получил свои фронтовые медали.

Отец Михаил имел государственные и церковные награды. Среди них: орден Отечественной войны II степени, орден Почета, орден святого благоверного князя Димитрия Донского III степени и преподобного Сергия Радонежского III степени.

Он скончался 7 ноября 2009 года в возрасте 84 лет. Архимандрит Михаил был похоронен у алтаря Преображенской церкви.

В селе Михайловское Ивановской области есть церковь Архистратига Божия Михаила. По ней село и получило свое название. История храма связана с Костромским Ипатьевским монастырем. По преданию, монахами этого монастыря на месте нынешнего села в 1701 году была построена первая деревянная церковь, которая в 1819 году за ветхостью была разобрана и заменена каменным храмом. Храм с момента основания не прекращал служения.

В XVI-XVII веках по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в волость Емстну.

 В сентябре 1558 года «Се аз князь Дмитрей Федорович Палецкой да князь Семен Иванович Гундоров да князь Иван Борисович Ромодановской дали в дом Живоначальной Троицы и св. апостолу Филипу, священомученику Ипатю по князь Давыде Федоровиче Палецком по его духовной грамоте игумену Васьяну з братею в наследие вечных благ в Костромском уезде в Емсне село Михайловское, да деревни ... со всеми угоди куда плуг, соха, топор, коса ходил, по его отце по кн. Федоре Ивановиче и по его матере по княгине Анисье ... понахида пети и обедни служити собором...». В 1628 году упоминается церковь «архангела Михаила в вотчине Ипацкаго монастыря в селе Михайловском». По 1654 год село «писалось в вотчинах Ипатскаго монастыря».

Каменная Архангельская церковь в селе с колокольней была построена в 1819 году на средства прихожан. Престолов было два: в холодной — в честь Архистратига Михаила, в тёплой — во имя святителя Тихона Амафунтского.

В настоящее время Михайловское — село в Фурмановском районе Ивановской области России, входит в состав Панинского сельского поселения. Расположено на берегу реки Шача в 6 км на северо-восток от центра поселения деревни Панино и в 9 км на север от райцентра города Фурманов.

image020 В храме многие годы служил исповедник архимандрит Леонтий (Стасевич).

 Исповедник ЛЕОНТИЙ (СТАСЕВИЧ), Михайловский архимандрит.

Почитаем 10 февраля

В миру Лев Фомич Стасевич, родился 20 марта 1884 года в польском городе Тарногруде, к югу от Люблина, и был единственным ребенком в крестьянской семье. В 15 лет он стал работать секретарем в тарногрудском суде, а после смерти отца получил от матери благословение идти учиться в Холмскую семинарию.

Окончив курс в 1910 году, он поступил послушником в Яблочинский Онуфриевский монастырь.

В 1912 году пострижен в мантию, в том же году рукоположен в сан иеродиакона.

В 1913 году был рукоположен во иеромонаха и назначен монастырским казначеем.

В августе 1915 г. монастырь был эвакуирован из-за наступления немецкой армии, о. Леонтий переселился в Москву, в Богоявленский монастырь рядом с Кремлем, и поступил в Московской духовной академии, но не успел окончить ее, в 1919 году Академия была закрыта.

Возведен в сан игумена.

В 1922 году назначен настоятелем в Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале.

В 1923 году власти закрыли монастырь, приспособив его помещения под тюрьму. Отец Леонтий был переведен в храм Смоленской иконы Божией Матери, а затем в храм святителя Иоанна Златоуста в Суздале. В приходском храме отец Леонтий восстановил ежедневное уставное богослужение и ежедневную проповедь, чем привлек сердца многих верующих, которые стали приезжать сюда из самых отдаленных мест Владимирской епархии.

В 1924 году он был возведен в сан архимандрита.

image022В 1930 году в ОГПУ был получен донос:

«Архимандрит Стасевич раньше был бело-тихоновской группировки, теперь же какой-то особой; бывает у него массовое стечение в церкви народа, в особенности монашек, – и вообще суздальской интеллигенции; своими выступлениями в церкви он подрывает авторитет советской власти. Вообще все духовенство, за исключением священника Знаменской церкви (он... принадлежит к обновленческой группировке), принадлежит к бело-тихоновской группировке. Указанную группу часто приходится видеть всех вместе. Необходимо разоблачение таковой». 3 февраля 1930 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире. «Звон тогда был запрещен, – рассказывал впоследствии отец Леонтий. – А мне… так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками».

13 февраля следователь допросил священника. Отвечая на вопросы, архимандрит Леонтий сказал:

image024«В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и поясняю, что ни в какие антисоветские группировки не входил и о существовании таких группировок не слыхал. Перечисленных мне в постановлении моих сопроцессников знал, но близкого знакомства с ними не вел. Я сторонюсь от всяких знакомств и живу замкнуто. Ориентации в церковных вопросах я придерживаюсь сергиевской». 15 февраля следствие было завершено. В обвинительном заключении написали:

«В городе Суздале на протяжении ряда лет существовала антисоветская церковная группировка, в которой объединились попы, монашество, бывшие люди и торговцы, для большинства которых Церковь являлась не целью, а крепостью, откуда можно обстреливать советский строй и компартию. На основании этих данных было арестовано и привлечено к ответственности 32 человека служителей религиозного культа и церковников из бывших людей города Суздаля». 2 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила архимандрита Леонтия к трем годам заключения в концлагерь. Заключение он был отправлен отбывать в Коми область. В лагере работал фельдшером.

По освобождении в 1933 году был направлен на приход в Бородино Гаврилово-Посадского района Ивановской области.

5 ноября 1935 года снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Иванове. Ему предъявили обвинение в том, что он

«Входил в состав группы активных церковников… Поддерживал связи с юродствующим элементом… и выдавал последних за “прозорливцев” и “святых”; втягивал в религиозную деятельность детей школьного и дошкольного возраста путем раздачи последним разного рода подарков; распространял провокационные слухи о кончине мира, пришествии антихриста и падении советской власти». Виновным себя не признал. 15 февраля 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, 22 февраля он был отправлен в Карлаг.

В лагере работал фельдшером и на общих работах. Все тюремные скорби отец Леонтий переносил со смирением и кротостью и о том времени впоследствии говорил: «Я в раю был, а не в тюрьме». Когда отцу Леонтию жаловались на скорби, он говорил: «Это еще не страдание. А вот то, как мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: “Сейчас будем расстреливать!” Прицелятся, попугают, а потом опять в барак гонят».

В 1938 году закончился срок заключения, и отец Леонтий вернулся в Суздаль. Жил он то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных детей, совершая в их домах богослужения. К этому времени большинство храмов было закрыто, служить стало негде, почти все духовенство было арестовано.

 В июне 1947 года назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово Пучежского района, а спустя некоторое время — благочинным всех храмов района, которых было тогда на весь район всего четыре.

image0262 мая 1950 года по окончании литургии снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения, отправлен в исправительно-трудовой лагерь в город Братск Иркутской области.

В 1955 году, после смерти Сталина, он был досрочно освобожден.

20 июля 1955 года назначен настоятелем храма Михаила Архангела в село Михайловское Середского района.

Как и многие старцы, отец Леонтий любил шутку и иносказание. Раз такая шутка помогла ему избавиться от чиновников из райисполкома, приехавших проверить деятельность общины, а заодно и посмотреть на священника, о котором шла слава, как о необыкновенном старце. За неделю до их приезда у него были наготовлены щи, которые гости не съели, и из-за сильной жары щи прокисли. Их хотели вылить, но старец строго-настрого запретил выливать, и щи image028стояли на жаре в коридоре и забродили. Увидев приближающихся к дому чиновников, отец Леонтий взял кастрюлю с прокисшими щами и поставил ее на огонь. По всему дому распространился такой запах, что члены комиссии, едва войдя в дверь, тут же поспешили уйти и, не заходя в храм, сразу же уехали.

Летом 1962 года два священника, служившие с отцом Леонтием, в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Иларион (Прохоров), бывший родственником одному из этих священников, не разобравшись в существе дела, запретил архимандрита Леонтия на месяц в священнослужении. Для отца Леонтия, служившего в течение многих лет ежедневно, это стало большой скорбью. «Плачу и рыдаю, – говорил он. – Шило в мешке не утаится, все выйдет наружу, все улетят».

image030По истечении месяца, когда пришло время приступать к совершению богослужения, архиепископ назначил отца Леонтия в один из дальних и глухих в то время приходов – в Введенский храм в село Елховку Тейковского района. В Елховке он прослужил год.

Паства в Михайловском просила вернуть батюшку, но архиепископ Иларион не внял просьбам верующих, а в 1963 году сам был переведен на другую кафедру.

На его место был назначен епископ Леонид (Лобачев). Ознакомившись с положением дела, он тут же вернул архимандрита Леонтия в село Михайловское.

 Вернулся отец Леонтий в Михайловское, когда ему было около восьмидесяти лет. Несмотря на физическую немощь, он всех принимал, исповедовал, беседовал, молился за приходящих. Людей, ехавших к отцу Леонтию, было так много, что иногда из поезда, делавшего остановку на станции Белино, в километре от Михайловского, выходила едва ли не половина всех пассажиров. Чтобы воспрепятствовать людям приезжать к священнику, власти отменили остановку поезда на этой станции.

«Исповедь у него была удивительно плодотворной, очень духовной и очень смиренной, – свидетельствовал архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), – он никогда не обличал человека в его недостатках, а старался говорить так, чтобы человек не обиделся».

7 февраля 1972 года отец Леонтий отслужил свою последнюю Литургию. На следующий день он сильно ослабел и, воздевая руки вверх, радостно стал говорить: «К Богу идем, к Богу идем!».

Скончался 9 февраля 1972 года. Мощи его ныне находятся в храме Михаила Архангела в селе Михайловском.

Канонизован в 1999 году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Член II Государственной думы от Костромской губернии Юницкий Павел Евлампиевич потомственный почётный гражданин (1872-1937).

Родился Павел Евлампиевич в 1872 году в семье священнослужителя села Парское Евлампия Аркадьевича Юницкого.

Фамилия могла быть образована от слова «Юня» — производной формы мужского имени Юний (или Иоанн). Или от названия местности Юнец в Болгарии. Подобные фамилии присваивались учащимся духовных семинарий при поступлении, ведь граждан недворянского происхождения звали лишь по имени, прозвищу. Юницкий — значит «юный», какими и были семинаристы. «Через духовные семинарии прошли десятки тысяч людей. Среди выпускников Костромской духовной семинарии с 1822 по 1911 год 12  человек с  фамилией Юницкий.

Подробнее...

Статьи

Развитие идеи метафизики всеединства у протоиерея Ф.А. Голубинского и священника Павла Флоренского как идеи подлинного воцерковления общества

Аннотация: В статье рассматриваются взгляды двух религиозных философов прот. Ф. А. Голубинского и свящ. П. Флоренского, которые, развивая философскую идею метафизики всеединства, выдвигали веру как акт высшего знания. Тем самым, они раскрывали приверженцам научного и философского методов познания мира и человека ничтожность относительного знания и популяризировали в среде отошедших от своих религиозных корней интеллектуалов возвращение в церковную ограду.

Ключевые слова:   Бог, Абсолют, Церковь, Истина, метафизика, всеединство, мир, ум, общество, человек, синтез, вера, наука, философия, церковность, красота           

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: