27 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Первоначально этот праздник был установлен Церковью в воспоминание об обретении царицей Еленой Креста Господня. По сведениям христианских историков, римский император Константин Великий, чувствуя благоговение к Кресту, благодаря изображению которого он одержал много побед над врагами и в благодарность за достигнутое на 1 Вселенском соборе согласие в Церкви, пожелал отыскать подлинный Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. А, найдя, воздвигнуть на месте распятия – Голгофе, храм.

С этой целью он направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену, снабдив ее большими полномочиями и денежными суммами. Благодаря ее настойчивости и упорству, на месте капища Венеры, после раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня и неподалеку три креста, дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Господне. Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Спаситель, патриарх Макарий предложил поочередно возложить все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, он встал из гроба живым. Таким образом, все убедились, что Животворящий Крест найден. Из-за невозможности, по случаю большого стечения народа, поклониться и приложиться к Кресту, многие просили патриарха поднять (воздвигнуть) Крест над толпой, чтобы хотя бы издали поклониться ему. Тогда патриарх и другие духовные лица, встав на возвышенное место, стали неоднократно высоко поднимать Святой Крест, а все люди в трепетном восторге произносили слова молитвы: «Господи помилуй» и с благоговением поклонялись  святыне. Это торжественное событие произошло в 326 г. Установление празднования Воздвижения относят к времени освящения в 335 г. построенного на месте Гроба Господня и Голгофы храма Воскресения Христова. Празднование Воздвижения было установлено собором епископов, прибывших на освящение храма из всех стран империи, и распространилось во всем христианском мире, поэтому ему дано название всемирного Воздвижения Креста. В YII в., с воспоминанием обретения креста Господня было соединено воспоминание о возвращении Креста из 14-летнего персидского пленения в Иерусалим. В 614 г. персидский царь Хозрой II, во время войны с византийским императором Фокой, захватил Иерусалим и увез Крест Господень и патриарха Захарию в Персию. Пребывание Креста в языческой стране сопровождалось поразительными знамениями и чудесами. Хозрой оказывал христианской святыне честь и уважение; во все время пребывания в Персии Честное Древо оставалось неприкосновенным. В 628 г. Животворящее древо Креста Господня было возвращено приемником Хозроя, Сироесом, по заключении мира с императором Ираклием, в Иерусалим. По внушению патриарха, император на себе нес Крест Господень в смиренной одежде, босой. Святыня вернулась в храм Воскресения, откуда и была похищена. Это событие произошло 14 сентября, по старому стилю (27 сентября по новому). Таким образом, в празднике этого дня соединяются два воспоминания – обретение и Воздвижение Честного и Животворящего Креста и возвращение его из персидского плена.

В церковных песнопениях этого дня святой, «всечестной и живоносный» Крест воспевается как «ангелов слава», «крепость праведных», «хранитель всей вселенной», «оружие непобедимое», «бесов сопротивоборец».

 В конце вечернего богослужения, накануне праздника, Крест, при пении «Святый Боже», выносится священником (в кафедральных церквах архиереем), облаченным во все священнические одежды и держащим его над головой, из алтаря. Затем, при пении тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим», все кланяются и целуют св. Крест, положенный на аналое (в кафедральных церквах происходит чин Воздвижения Креста). Воспевая силу Креста и спасение рода человеческого, на нем происшедшее, св. Церковь призывает нас целовать Крест «с радостью и страхом: страхом, греха ради, потому что недостойные мы, радостью спасения ради, которое подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеющий и подающий великую милость». Украшается Св.Крест венком из цветов в знак того, что через страдания и смерть на нем Спасителя, дарована нам вечная жизнь. В этот праздник Церковью установлен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.

Распятие Христово – это действие свободной, Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. Любовь, преданность, верность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни ради жизни других.

Покланяясь  Кресту Христову, мы покланяемся подвигу любви и надежде воскресения. Когда осеняем себя крестным знамением, мы как бы берем на себя Крест Христов, мы решаемся следовать за Ним. А путь Господь нам указал: Отрекись от себя, возьми крест и иди за Мной.

                                               Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Соболев Иоанн Антонович (1829 - 1909)

Иоанн Антонович Соболев родился 12 апреля 1829 г. в семье священника Костромской Епархии села Мироханова Чухломского уезда.

Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса 20 февраля 1854 г. был рукоположен в священники церкви Воскресения Господня при Адмиралтейских слободах. Возведен в степень кандидата богословия 18 апреля 1855 г. Был членом Ревизионной комиссии Санкт-Петербургской Епархии с 1858 г., по назначению Духовной Консистории произносил катехизисные беседы в церкви. По указу Духовной Консистории с 1854 по 1880 гг. назидал арестантов 3-й Адмиралтейской части за «погрешения веры и Священного Писания».

Подробнее...

Статьи

Не хлебом единым (Мф.4:4). Воспоминания об отце

Американский психолог Вильям Джеймс, проведя ряд исследований, писал в своей книге «Разнообразие религиозного опыта», что вера – это особого рода талант, который дается очень немногим людям. Для них религия является не просто житейской привычкой, но подлинной сердечной святыней, накладывающей отпечаток на всю их жизнь и деятельность. Уже 20 лет прошло со времени трагической смерти отца 11 сентября 1994 года. Оглядывая прожитое без него время, понимаешь, как не хватает его, как не хватает нам таких, как он, людей – смелых, мудрых, отважных, веселых, верящих в справедливость, и живущих по своей вере. И вместе с тем – добрых, человечных, готовых всегда и при любых обстоятельствах прийти на помощь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: