11 сентября. Память Усекновения главы Иоанна Крестителя
11 сентября совершается память Усекновения главы Иоанна Крестителя. Скорбное событие вспоминает в этот день Церковь – среди пира и веселья отсекается глава последнего пророка Ветхого Завета, проповедника покаяния, удостоившегося быть Крестителем Господа нашего Иисуса Христа – святого Иоанна Предтечи, названного так за проповедь, возвещающую пришествие в мир Спасителя. Умерщвляется великий праведник правителем Галилеи Иродом (по воле развратной женщины Иродиады).
Церковь учит нас, что кровь, пролитая за истину – самая красноречивая проповедь о ней. Святой Иоанн Креститель своей смертью показал, что истина должна быть дороже всего в этом мире, даже временной жизни. Своими страданиями и неустрашимостью он показал, как надо любить правду и почитать истину. Своей смертью он напомнил нам, что одна пусть даже маленькая неправда рождает множество неправд, одна уступка беззаконию, учит многих преступать закон.
Прославляя в этот день великого постника и пустынника, Церковь почитает его постом и молитвой. Ради воздержанной жизни святого и пролития крови, в этот день установлен строгий пост (сухоядение, без вкушения рыбы). Устремляя свой взор на святую икону Усекновения главы Иоанна Крестителя люди просят Предтечу и Пророка об исцелении от головной болезни.
В 1769 г. во время войны с турками и поляками Русская Православная Церковь постановила в этот день совершать поминовение православных воинов « за веру и Отечество на поле брани убиенных».
В Костроме, в 1936 г., в начале нынешней ул. Островского (на обрыве между Хлебными рядами и современным зданием кукольного театра) был разрешен стоявший с 1628 г. храм честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (деревянный, с 1762 г. был построен каменный, колокольня в стиле барокко пристроена под руководством С. А. Воротилова). В 1999 г. костромским архитектором Л. С. Васильевым был разработан проект воссоздания Иоанно-Предтеченской церкви, которая станет храмом-памятником ратной славы, местом поминовения жителей Костромского края, павших в ходе военных действий.
Пророку Иоанну, Предтече и Крестителю Господню (тропари, кондаки, молитвы и величания)
Тропарь собору и усекновению, глас 2:
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Кондак собору, глас 6:
Плотска́го Твоего́ прише́ствия убоя́вся Иорда́н,/ стра́хом возвраща́шеся,/ проро́ческое же служе́ние исполня́я Иоа́нн,/ тре́петом спря́ташеся,/ А́нгельстии чи́ни ужаса́хуся,/ зря́ще Тя во струя́х пло́тию креща́ема,/ и вси́ су́щии во тьме озаря́хуся,// воспева́ющеТя, я́вльшагося и просвети́вшаго вся.
Кондак усекновению, глас 5:
Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.
Ин кондак усекновению, глас 4:
И́род, Предте́че, беззако́нновав, / жене́ подаде́ главу́ твою́ честну́ю, / е́йже покланя́ющеся, весели́мся; // Ироди́я же пла́чет и рыда́ет, / и И́род, и пляса́вшая.
Молитва первая
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Молитва вторая
Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Величание усекновению
Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.
В д. Деревеньки, Сусанинского р-на, на месте дома, где жил И. Сусанин, до сих пор находится, сооруженная в 1913 г. стараниями костромского Александровского православного братства часовня в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Ее постройка была приурочена к романовскому юбилею 300-летия династии для «совершения панихид в дни рождения и кончины Михаила Федоровича и об упокоении души приснопамятного Ивана Сусанина». В ней до середины 50-х годов ХХ столетия находились иконостас и литография, изображавшая подвиг Сусанина. В 2004г. в часовне были проведены реставрационные работы.
В д. Коробово в 1855 г. был воздвигнут храм-памятник освященный в честь Собора Иоанна Предтечи. Предтеченская с. Коробово деревянная, с такою же колокольней, построена на каменном фундаменте в 1855 г. Престол в честь Собора Иоанна Предтечи. Приход состоит из одного селения, в котором имеет жительство потомство Ивана Сусанина. Все изготовленные для храма церковные облачения были сшиты из полотна, которое употреблялось при погребении императора Николая I. По статусу он был приравнен к соборам Московского кремля и Петропавловскому собору.
Справка:
Согласно общепринятой версии, крепостной Иван Сусанин (староста деревни) жил в селе Домнино (примерно 75 км от Костромы). Там же, в вотчине, зимой 1613 года находился и новоизбранный царь Михаил Романов с матерью инокиней Марфой. Узнав об этом, литовско-польский отряд отправился к селу, чтобы не дать Романову взойти на российский престол.
По пути в Домнино полякам повстречался вотчинный староста Иван Сусанин. Они заставили его указать дорогу к царю, а тот, в свою очередь, повел отряд в другую сторону. При этом он сумел послать своего зятя Богдана Собинина с сообщением к Михаилу Романову. Когда поляки поняли, что Сусанин их уводит в другую сторону по Исуповскому (Чистому) болоту, они его жестоко пытали, а потом и вовсе «изрубили в мелкие куски». Царь за это время нашел укрытие в Костромском Ипатьевском монастыре. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020417/34028/
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века».
В 1836 году в Большом театре в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В либретто (текст к музыкальному произведению) закрепилась окончательная версия истории об Иване Сусанине как спасителе царя Михаила – основателя династии Романовых. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020417/34028/
В 1835 году указом Николая I центральная площадь Костромы была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. 14 (26) марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест.
У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».
В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году[21]). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов.. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как «дисгармоничный» облику исторического центра Костромы.
Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгороде (1862).
Бронзовая фигура умирающего Ивана Сусанина, над которым склонялась фигура женщины — аллегорическое изображение России, была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбль памятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.
В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».
Разрушенной стоит церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Знаменском (Костромская обл., Островский р-н, ур. Знаменское). Церковь кирпичная, построена в 1905 на капитал в 5000 руб., пожертвованный г. Бороздиным и средства, отпущенные старостой церкви, купцом Иваном Григорьевичем Тихомировым. Основной объём храма - четверик с пятиглавым завершением. Небольшой притвор соединяет четверик с двухъярусной шатровой колокольней. Закрыта не позже 1930-х, пустует.
Часовня Иоанна Предтечи на Поле Памяти между с. Саметь и Петрилово Костромского р-на (1991). Кубическая кирпичная одноглавая часовня. Построена в 1991 на месте деревни Губачево, снесенной в сер. 1950-х при создании Горьковского водохранилища. Сооружена на средства бывших уроженцев Губачево как памятник всем уроженцам этих мест.
Они помнят то, что сейчас под водой Костромского моря. Это 20 населенных пунктов, расселенных ради создания водохранилища в середине прошлого века. Самое легендарное и древнее из затопленных сел – Вежи. Именно ему посвящена музейная выставка. И сегодня на ней самые важные посетители – живые свидетели истории. Уроженцу Вежей Леониду Пискуновууже за 90. Его родное село известно всей стране. Там жил дед Мазай, про которого написал Некрасов. И Леонид Петрович подтверждает: Мазай – он же Гавриил Яковлевич Мазаихин – реальный человек.
Леонид Пискунов, житель с. Вежи: «Наш дом – напротив дома Мазаихиных. Напротив дома деда Мазая был. Через улицу. И потомки там жили деда Мазая - Сергей Василевич и внук его, и Павел Васильевич. Когда переселяли, столько слез было пролито. Сколько людей умерло преселившихся. Не могли выжить. У меня чуть отец не выжил. Тоска забирала!».
Все что писал Некрасов – правда. Костромская низина – уникальное место. Заливные луга были очень плодородны. Как следствие – богатейшие села. У некоторых крестьянских домов низ был каменный, а второй этаж деревянный. В лесах водилось много дичи. Горьковское водохранилище, которое местные называют Костромским морем – уничтожило не только заповедный уголок природы и быта, но и унесло жизни десятков людей. Хотя при затоплении никто и не утонул.
Среди упраздненных населенных пунктов были и такие, которые под воду в конечном итоге не ушли. Деревня Губачево – один из них. Ее жители ежегодно собираются на том месте, где была их малая родина.
Лидия Кислягина, житель д. Губачево: «За Саметью у нас стоит часовня и мы туда все приезжаем. Рядом с часовней посажены 62 березы – как символ, что здесь наша деревня была.
62 березы – по количеству домов. Многие из жителей затопленных сел пришли на вечер воспоминаний со старинными фотографиями своих населенных пунктов. В Музее-заповеднике и костромском отделении Русского географического общества надеются, что снимки или их копии станут частью экспозиции. Это ценнейшие материалы. Рассказы старожилов также войдут в музейную коллекцию. Их запишут и, возможно, издадут.
В в день Усекновения главы Иоанна Крестителя многие костромичи вспомнают безвременно почившего настоятеля Спасо-Запрудненской церкви протоиерея Иоанна Сазонова (+11.09.1994). Образованнейшего и мудрого пастыря, беззаветно преданного церковному делу. Человека, многое повидавшего на своем веку, сохранившего в своем сердце любовь и сострадание к людям. Жизнь любимого всеми батюшки трагически оборвалась в автокатострофе у моста через р. Покшу у д. Большое Андрейково. Напротив места аварии сооружена часовня. Интересен факт связанный с его рождением и жизнью – день Ангела у протоиерея Иоанна приходился на Рождество Крестителя Иоанна, смерть на Усекновение главы Предтечи. Вечная память досточтимому отцу протоиерею!
В 2009г. в Костромской области восстановлено поминовение И. Сусанина в день Усекновения главы Иоанна Крестителя. В Костромском районе, между селами Саметь и Петрилово есть часовня в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, сооруженная в память затопленный в серед. ХХ века деревень.
Во многих храмах, так напр. в костромской Воскресенской на Дебри церкви, и в Никольской церкви с. Саметь Костромского рай-на, на аналое (стол со скошенной верхней частью) обычно в резном из дерева изображении, помещается честная глава Крестителя на блюде.