Успение и празднование обретения Феодоровской иконы Божией Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Место Успения Богороодицы в храме Успения на горе Сион.28 августа Православной Церковью установлено молитвенное воспоминание Успения Пресвятой Богородицы. Окончание земной жизни Богородицы было ознаменовано многими чудесными явлениями: в комнату, где на украшенной постели, окруженная чудесным образом из разных стран собранными апостолами лежала Пречистая, явился Господь с ангелами и святыми, и принял душу Матери Своей, которая телом как бы уснула сном (успение).

Положив пречистое тело Богородицы в пещеру, апостолы и собравшиеся люди закрыли ее вход большим камнем и три дня не отходили от гроба, непрестанно молясь. На третий день, по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при погребении, ему была открыта пещера, чтобы он мог поклониться телу Божьей Матери. К великому изумлению всех, тела в пещере не было – там лежала лишь только Ее верхняя одежда. Вечером того же дня, апостолы были утешены явлением Богородицы, которую увидели окруженную ангельскими силами и сияющую неизреченной славой. Пречистая сказала им: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании XIII век.Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Мирной земной кончиной Божьей Матери, кратковременным пребыванием ее в гробе, воскрешением и вознесением на небо, Церковь учит нас, что смерть не является уничтожением нашего бытия, а лишь переходом от тления и разрушения к вечному бессмертию. В успении Богородицы появилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба – окончание земной жизни, как свидетельство и итог земных дел. У гроба познается человек – вся жизнь его открывается: клевета смолкает, показное разоблачается, добродетель и правда торжествует. «Богородичной Пасхой» называли праздник Успения на Руси, ибо через свое успение Божия Матерь стала еще  ближе христианам как «Заступница Усердная» перед престолом Божиим за всех нас. Праздником Успения заканчивается строгий Успенский пост.

Успенский собор Костромского кремля. Фото ХХ век.Престольный праздник в этот день в Успенской церкви с. Романова, Судиславльского р-на, с. Рубцово, Кадыйского р-на, с. Елкино, с. Михали, Нейского р-на, с. Печенкино, Шарьинского р-на, с. Густомесово Красносельского р-на, в Успенской церкви Паисиево-Галичского и Макариево-Унженского монастырей, в Успенской церкви с. Тетеринское, Нерехтского р-на.

Феодоровская икона Божией Матери.  Фото конца ХХ века.Справка: Успенская церковь с. Тетеринского каменная, построена в 1724 г., вместо деревянной, время построения которой неизвестно, старанием архимандрита Льва, настоятеля Переславского Горицкого монастыря, которому с. Тетеринское было пожертвовано гг. Остеевыми. Колокольня отдельно от церкви, каменная, построена в 1813 г., внутри церковной ограды приходское кладбище. Престолов три: в холодной - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в теплой – во имя св. Николая (устроена в 1724 г.), в честь Рождества Пресвятой Богородицы (устроен в 1805 г.). Местно чтимые святыни: икона Спасителя, икона Скорбящей Божией Матери, перед которой поется много молебнов и ставится много свечей, Боголюбивая икона Божией Матери, в честь которой с 1831 г. каждого 18 июня совершается крестный ход к часовне под селом; Владимирская икона Божией Матери, находящаяся во Владимирской часовне в 4 верстах от села, близ деревни Пятина, в четверти версты от Нерехты. Часовня построена в воспоминание пришествия и сретения чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, что во Владимирской церкви г. Нерехты в 1634 г., вероятно, жителями г. Нерехты, вскоре после прибытия ее в г. Нерехту по р. Волге и Солонице, которая текла тогда близ д. Пятина. В часовню постоянно приходят с больными и, особенно, с младенцами помолиться и «проняться» через отверстие, устроенное в киоте под снимком с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. В ХХ веке Успенский храм не закрывался, однако к началу шестидесятых годов пришел в плачевное, запущенное состояние: постоянного священника здесь не было, храм не отапливался, местные власти запрещали проводить какой-либо ремонт. Ситуация полностью изменилась с назначением в октябре 1963 года на служение в Тетеринское иеромонаха (впоследствии архимандрита, духовника Костромской епархии) Поликарпа (Будаквы; 1926-1996). Насельник Киево-Печерской Лавры в 1951-1960 годах и постриженик этой прославленной обители, отец Поликарп возродил приход, провел масштабные работы по ремонту храма и поместил в его стенах привезенные им из Киева святыни – ковчег с частицами мощей Киево-Печерских угодников Божиих и венец со святых мощей великомученицы Варвары. При храме отцом Поликарпом была создана небольшая монашеская община.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 1993 года в селе Тетеринском был открыт женский монастырь – Успенская Тетеринская женская пустынь. Духовником новой обители до своей кончины в 1996 году оставался архимандрит Поликарп. Сейчас в Тетеринской пустыни завершено начатое еще отцом Поликарпом строительство сестринского корпуса, восстанавливается разрушенная в ХХ веке часовня на месте явления Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы.

image005Святыни монастыря:- местночтимая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери;

- ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых;

- венец со святых мощей великомученицы Варвары.

Праздники:

9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 18 июня / 1 июля – Боголюбской иконы Божией Матери; 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы; 8/21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

Справочная информация:

Настоятельница – игумения Феофания (Ложкина).

Адрес: 157810, Костромская обл., Нерехтский район, с. Тетеринское. Тел.: (49431) 3-41-41, 7-13-98 (факс).

Проезд: от автовокзала г. Костромы или железнодорожного вокзала г. Нерехты междугородным автобусом «Кострома-Нерехта» до поворота на Тетеринское, далее пешком; от железнодорожного вокзала г. Нерехты местным автобусом «Нерехта-Тетеринское».

 image006Успению Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)

Тропарь, глас 1:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2:

В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Задостойник

А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася, / ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на Не́бо.

Побежда́ются естества́ уста́вы / в Тебе́, Де́во Чи́стая: / де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет смерть; / по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́, // спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́.

Молитва

О Пресвята́я Богоро́дице Де́во, Влады́чице, вы́шшая А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри Честне́йшая, а́нгельское вели́кое удивле́ние, проро́ческая высо́кая про́поведь, апо́стольская пресла́вная похвало́, святи́телей изря́дное украше́ние, му́чеников кре́пкое утвержде́ние, и́ноков спаси́тельное наставле́ние, по́стников неизнемога́ющее воздержа́ние, де́вствующих чистото́ и сла́во, ма́терей ти́хое весе́лие, младе́нцев му́дросте и наказа́ние, вдови́ц и си́рых Корми́тельнице, наги́х одея́ние, боля́щих здра́вие, пле́нников избавле́ние, по мо́рю пла́вающих тишино́, обурева́емых небу́рное приста́нище, блужда́ющих нетру́дная Наста́внице, путеше́ствующих ле́гкое прохожде́ние, тружда́ющихся благо́е поко́ище, в беда́х су́щих ско́рая Засту́пнице, оби́димых Покро́ве и прибе́жище, ненаде́ющихся наде́яние, тре́бующих Помо́щнице, печа́льных при́сное утеше́ние, ненави́димых любо́вное смире́ние, гре́шников спасе́ние и к Богу присвое́ние, правове́рных всех тве́рдое огражде́ние, непобеди́мое поможе́ние и заступле́ние! Тобо́ю нам, Влады́чице, Неви́димый ви́дим бысть, и Тебе́ мольбу́ прино́сим, Госпоже́, гре́шнии раби́ Твои́: О Преми́лостивая и Пречу́дная Све́та у́мнаго Цари́це, ро́ждшая Царя́ Христа́, Бога на́шего, Живода́вца всех, от небе́сных сла́вимая и от земны́х хва́лимая, а́нгельский у́ме, светоза́рная звездо́, святы́х Пресвяте́йшая, Влады́чице всех тва́рей, Боголе́пная Деви́це, Нескве́рная Неве́сто, пала́то Ду́ха Пресвята́го, о́гненный Престо́ле Неви́димаго Царя́, небе́сный киво́те, носи́ло Сло́ва Бо́жия, огнеобра́зная колесни́це, поко́ище Жива́го Бо́га, неизрече́нное составле́ние пло́ти Христо́вы, гнездо́ Орла́ Небе́снаго, Го́рлице Богогла́сная, Голу́бице кро́ткая, ти́хая и незло́бивая, Ма́ти чадолюби́вая, ми́лостей бе́здно, разверга́ющая ту́чу гне́ва Бо́жия, неизмери́мая глубино́, неизрече́нная та́йно, несве́домое чу́до, не рук отворе́нная Це́ркве Еди́наго Царя́ всех век, благоуха́нное кади́ло, честна́я багряни́це, Боготка́нная порфи́ро, душе́вный раю́, живоно́снаго са́да о́трасле, цве́те прекра́сный, процве́тший нам небе́сное весе́лие, гро́зде спасе́ния на́шего, ча́ше Царя́ Небе́снаго, в не́йже раствори́ся от Ду́ха Свята́го вино́ неисчерпа́емыя благода́ти, Хода́таице зако́на, зача́ло и́стинныя ве́ры Христо́вы непоколеби́мый сто́лпе, мечу́ я́рости Бо́жия на богопроти́вных, бесо́в устраше́ние, во бра́нех побежде́ние, христиа́н всех нело́жная Храни́тельнице и мира всего́ изве́стное спасе́ние! О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Влады́чице, Богоро́дице, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и яви́ ми́лость Твою́ на люде́й Твои́х, моли́ Сы́на Своего́ изба́витися нам от вся́каго зла и сохрани́ оби́тель на́шу и вся́ку оби́тель, и град, и страну́ ве́рных, и лю́ди, благоче́стно прибега́ющия и призыва́ющия и́мя Твое́ свято́е, от вся́кия напа́сти, губи́тельства, гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от вся́кия боле́зни и вся́каго обстоя́ния, да ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни вся́ким пра́ведным гне́вом Бо́жиим ума́лятся раби́ Твои́. Но соблюда́й и спаса́й ми́лостию Свое́ю, Госпоже́, за ны моля́щися, и поле́зное благорастворе́ние возду́ха во вре́мени пло́днаго приноше́ния нам да́руй. Облегчи́, возста́ви и поми́луй, Преми́лостивая Влады́чице, Богоро́дице препе́тая, во вся́кой беде́ и нужде́ су́щия. Помяни́ рабы́ Твоя́ и не пре́зри слез и воздыха́ния с на́шего, и обнови́ нас бла́гостию Своея́ ми́лости, да со благодаре́нием утеша́емся, обре́тше Тя Помо́щницу. Умилосе́рдися, Госпоже́ Пречи́стая, на немощны́я лю́ди Твоя́, Наде́ждо на́ша. Разсе́янныя собери́, заблу́дшия на путь пра́вый наста́ви, отпа́дшия от благочести́выя оте́ческия ве́ры па́ки возврати́, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, младе́нцы воспита́й и просла́ви сла́вящия Тя, изря́днее же — Це́рковь Сы́на Твоего́ соблюди́ и сохрани́ в долготу́ дний. О Ми́лостивая и Преми́лостивая Цари́це Небесе́ и земли́, Богоро́дице Присноде́во! Хода́тайством Твои́м поми́луй страну́ на́шу и во́инство ея́ и вся правосла́вныя христиа́ны, сохраня́ющи их под кро́вом ми́лости Твоея́, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́ и моли́ из Тебе́ воплощша́гося без се́мене Христа́, Бо́га на́шего, да препоя́шет ны свы́ше си́лою на вся ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша. Спаси́ же и поми́луй, Госпоже́, Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны и весь при́чет церко́вный, и весь мона́шеский чин, и вся́ правове́рныя лю́ди, поклоня́ющияся и моля́щияся пред честно́ю Твое́ю ико́ною. При́зри на всех нас призре́нием ми́лостивнаго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ о́чи серде́чныя ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ о нас умоли́, преста́вльшияся во благоче́стии от жития́ сего́ рабы́ Твоя́ в ве́чней жи́зни со А́нгелы и Арха́нгелы и со все́ми святы́ми причти́, да одесну́ю Сы́на Твоего́ Бо́га предста́нут, и моли́твою Твое́ю сподо́би вся правосла́вныя христиа́ны со Христо́м жи́ти и ра́дости а́нгельския в Небе́сных селе́ниих наслажда́тися. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х, Ты на́ша Наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ и Твоея́ святы́я по́мощи прося́щих. Ты Моле́бница на́ша те́плая к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему. Твоя́ Ма́терняя моли́тва мно́го мо́жет на умоле́ние Влады́ки, и Твои́м предста́тельством ко Престо́лу благода́ти Пресвяты́х и Животворя́щих Его́ Тайн приступа́ти дерза́ем, а́ще и недосто́йнии. Те́мже всечестны́й о́браз Твой и руко́ю Твое́ю держи́маго Вседержи́теля ви́дяще на ико́не, ра́дуемся, гре́шнии, со умиле́нием припа́дающе, и любо́вию сей целу́ем, ча́юще, Госпоже́, Твои́ми святы́ми Богоприя́тными моли́твами дойти́ Небе́сныя безконе́чныя жи́зни и непосты́дно ста́ти в день су́дный одесну́ю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, сла́вяще Его́ ку́пно со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м, Животворя́щим и Единосу́щным Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.

 

  В этот день мы вспоминаем судьбу исторической доминанты Костромы - Костромской кафедральный Успенский собор, взорванный в 1934 г.  По мнению архитекторов, он был воздвигнут в Костромском кремле в начале XVI в. Украшением храма была изумительная по своей красоте фресковая роспись XVII в. Особенностью его являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток (как это принято во всех храмах), а на север – в сторону Запрудни, где совершилось событие обретения чудотворной иконы Божьей Матери Федоровской. В Успенском соборе,  ставшем в 1835 г. кафедральным,  в местном ряду иконостаса находилась эта чудотворная икона вплоть до 1929 г. В нем так же хранились вклады  жертвователей из княжеских и царских семей, древние иконы и церковная утварь. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь Михаил Романов (1619г.), Екатерина II (1767г.), Николай I(1834г.), Александр II (1858г.) Александр III (1881г.), Николаи  (1913г.). На боковых стенах собора размещались реликвии воинской славы – знамена костромского ополчения 1812 г. и костромских дружин, участвовавших в Крымской войне 1855-56гг. В 1929 г. кремлёвские храмы были закрыты, в 1934 г. — снесены.

image007Справка: Главный соборный храм в честь Успения Божией Матери с приделом св. вмч. Федора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII века повелением Костромского князя Василия Ярослав. Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Построение Успенского собора стоит в связи с явлением Феодоровской иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год княжения Василия).В течение шести веков соборный Успенский храм неоднократно был перестраиваем, расширяем и видоизменяем изнутри и извне, настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в., но не есть вид первоначального его состояния. В конце XVIII столетия, после пожара 18 мая 1773 г., Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из Государственной коллегии экономии 12000 руб. Это последняя капитальная перестройка храма. Особый придел при Успенском храме в честь вмч. Федора Стратилата устроен в XVII в. по грамоте митрополита Сарского, данной в 1666 г., а ранее, по предположению, престол во имя Федора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 г. Феодоровский придел распространен в длину прикладкою к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного Успенского храма.

 Из Успенского собора происходит одно из интереснейших произведений древнерусской станковой живописи — икона «Богоматерь Федо­ровская» 1239 года. Специалисты считают, что костромская икона является едва ли не копией знаменитой иконы «Богоматерь Владимирская» XII века (Государственная Третьяковская гале­рея). Икона «Богоматерь Федоровская» была святыней Костромы, её хранительницей, и пользовалась большой известностью иа Руси. В XVII—XVIII веках с неё делались многочис­ленные «списки», а со второй половииы XVII века получили распространение и так называе­мые житийные иконы «Богоматери Федоров­ской» с подробным рассказом в клеймах об исто­рии появления иконы в Костроме и «чудесах» от нее. Среди подобных произведений выделяется высоким качеством исполнения икона «Богоматерь Федоровская в чудесах» из Ипатьевского монастыря, написанная, как предполагают, в 80-х годах XVII века прославленным костромским живо­писцем Гурием Никитиным. Другая икона из Успенского собора — «Апока­липсис» 1559 года. Первоначально она находи­лась в соборе костромского Богоявленского мо­настыря, куда была подарена царем Иваном Грозным. В центре этой громадной нконы (186X161 см) изображен Иоанн Богослов с Прохором, а по краям бесчисленные клейма, ил­люстрирующие видения апостола. В символико- аллегорической форме икона повествует о судь­бах вселенной при «конце света», о «втором пришествии» Иисуса Христа и о «будущей жиз­ни». Имеются основания считать, что мастер, писавший эту икону, был хорошо знаком с рос­писями московского Благовещенского собора, а в Успенском соборе Московского Кремля он видел и изучал нкону «Апокалипсис» безвест­ного кремлевского мастера конца XV века. Оп­ределенное влияние икона из костромского Бо­гоявленского монастыря могла оказать на авто­ра фрески «Апокалипсис» в западной галерее костромской посадской церкви Воскресения на Дебре.

image008В 1934 году Костромской кремль был взорван и разобран на кирпич и щебень для постройки льнокомбината им. Зворыкина. До настоящего времени от архитектурного ансамбля дошли два дома соборного причта. Сегодня территория бывшего кремля именуется «Центральный парков культуры и отдыха».

image009В день Успения пресвятой Богородицы костромичам есть повод вспомнить своих прославленных земляков, прославивших своей деятельностью Костромской край. Вспомним Почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества епископа Чигиринского Порфирия (Успенского, +1885), родившегося в 1804 г. в Костроме. Востоковеда, византолога, археолога и палеографа, инициатора, организатора и первого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Шестилетнее пребывание архимандрита Порфирия в Иерусалиме во главе первой Русской духовной миссии оборвала начавшаяся в октябре 1853 года русско-турецкая война: 8 мая 1854 года он выехал из Иерусалима. Вывез с Ближнего Востока в Россию обширную коллекцию древних книг и рукописей, в том числе так называемое Евангелие Успенского, Порфирианский кодекс, Кодекс 080, а также несколько икон доиконоборческой эпохи из Синайского монастыря Святой Екатерины, которые завещал церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко). В 1861 году вернулся из своего третьего путешествия на восток и больше не покидал Россию. В 1865 году рукоположён во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1868 году перевёл на русский язык «Ерминию» Дионисия Фурноаграфиота. В 1878 году назначен членом Синодальной конторы в Москве с пребыванием в Новоспасском монастыре. В 1878 году ушёл на покой, болел. Скончался в 1885 году и был погребён в Новоспасском монастыре. В 2015 году в костромском Ипатьевском монастыре была установлена памятная доска в честь пребывания

image010Вспомним Ф. И. Успенского, родившегося в с. Горки Костромской губернии, российского и советского византиниста, академика АН СССР. В 1894—1914 годы директора Русского археологического института в Константинополе (Османская империя). В 1915—1928 годы редактора «Византийского временника». В 1921—1928 годы председателя Российского Палестинского Общества. Главный труд Ф. И. Успенского — трёхтомная «История Византийской империи», над которой он работал более 25 лет.

В этот день мы вспоминаем репрессированных священнослужителей Костромской епархии: расстрелянного в 1937 г. священника с. Новоуспенское, Ветлужского р-на В. И. Успенского, репрессированного священника с. Николо-Бережки М. П. Успенского, священника с. Стайново Антроповского р-на П. К. Успенского, священника с. Карцево Солигачского р-на И. Ф. Успенского.

Священник Успенски Михаил Петрович 1869 г.р., уроженец с. Сеготь Юрьевецкого уезда Костромской губернииПроживал – с. Николо-Бережки Семеновского района Костромской области. Статья УК 58-10, 58-11. Решение от 03.01.1930 г. – 3 года лишения свободы. Реабилитирован 22.06.1993 г.

image011Центром активности «непоминающих» Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) в Костромской епархии был Кинешемский район, входивший тогда в ее состав. Возглавляли участников движения епископ Николай (Голубев), затем епископ Макарий (Кармазин). В 1928-1929 гг. центром активности «непоминающих» в Костромской епархии был Кинешемский район, входивший тогда в ее состав. В самой Кинешме иосифлянским был собор (настоятель – о. Константин Разумов). Он поддерживал отношения с «непоминающим» архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым). Известные иосифлянские храмы были в соседних населенных пунктах: Сретенская в Юрьевце (настоятель – о. Иоанн Нарбеков), в с. Марвино (иеромонах Алексий (Голубев)), в с. Воскресенское Кинешемского района (о. Иоанн Румянцев), с. Ширяево, с. Николо-Бережки (о. Михаил Успенский), с. Николо-Корба Семеновского района (о. Александр Яковлев).

К началу 1940-х гг. движение «непоминающих» (правая церковная оппозиция) в Костромской епархии было в основном подавлено репрессивными мерами. ... Иеромонах Алексий (Голубев) и священники Константин Разумов, Иоанн Румянцев, Михаил Успенский были приговорены к 3 годам лагерей, о. Александр Яковлев - к 5 годам, священник Иоанн Нарбеков - к 3 годам ссылки в Северный край3. 13 ноября 1933 г. в Кострому переехал из Вязьмы епископ Днепропетровский Макарий (Кармазин).

Вспомним в день Успения Пресвятой Богородицы священнослужителей Преображенской церкви с. Коровново Солигаличского уезда, — Успенских. Первый, кто начал службу в этой церкви из поколения Успенских — Константин Саввич Успенский. Константин Саввич родился в 1820 году, в 1836 году окончил Солигаличское духовное училище, а в 1842 году Костромскую духовную семинарию. Священником к Преображенской церкви был рукоположен около 1843 года и продолжал службу до 1878 года, пока по состоянию здоровья не вышел за штат.   1 сентября 1882 года, в возрасте 62 лет, Константин Саввич скончался и похоронен у стен Преображенской церкви. В семье Константина Саввича Успенского и его жены Анны Алексеевны родились 8 детей, все в дальнейшем получили образование.

image012 Во время его служения, в 1847 году в Коровнове и в уезде появляется одна из первых школ Министерства государственных имуществ. Службу после его смерти продолжил сын – Афанасий Константинович Успенский. При его содействии в 1884 году была открыта Коровновская церковно-приходская школа. У стен Преображенской церкви в с. Коровново они и похоронены. В статье мы видим, что до самого закрытия церкви в 1930-х годах, прослеживается линия Успенских в других священнослужителях — Птицыных, Лебедевых, Успенских.

Серди них: Павел Успенский, 1845 г.р., служил псаломщиком в Николаевской церкви с. Николо-Жуково Солигаличского уезда, умер 26. 10. 1899 года. Одна из дочерей Павла Константиновича – Серафима, 1867 г.р. вышла замуж за псаломщика Преображенской церкви с. Коровново – Василия Васильевича Птицына. В их семье в Коровнове родились дети: Иоанн, ок. 1887 г.р., Николай, 1889 г.р. и 22 февраля 1894 года по ст. ст. — Алексей, в будущем священник в селе Ида Чухломского уезда (Судайского района Костромской области) [4]. В 1937 году Алексей Васильевич был осужден за контрреволюционную деятельность и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 17 ноября 1937 года. На стене Покровской церкви с. Коровново установлена мемориальная доска, в память об этом событии.

Афанасий Успенский, 1847 г. р., стал священником Преображенской церкви с. Коровново.

В 1923 году священником Преображенской церкви с. Коровново назначен отставной офицер, подпоручик царской армии Николай Петрович Успенский. Прямое родство с указанными выше Успенскими не установлено, но, интересно то, что женой его стала Екатерина Александровна Лебедева, внучка священника Афанасия Успенского и дочь священника Преображенской церкви с. Коровново Александра Лебедева и его жены Евдокии Афанасьевны (Успенской).

Николай Петрович Успенский был последним священником в с. Коровново. Родился он 30 апреля 1893 года в многодетной семье псаломщика Георгиевской церкви с. Митино Верховье Солигаличского уезда Петра Ивановича Успенского и его жены Екатерины Алексеевны. Николай Петрович был восьмым ребенком, из десяти имевшихся в семье Петра Успенского.

В 1915 году Николай окончил полный курс КДС во втором разряде и назначен псаломщиком Рождественского собора г. Солигалича. 12 января 1916 года с должности псаломщика уволен. Принимает участие в Первой мировой войне в звании подпоручика, некоторое время — в гражданской войне в должности зам. начальника штаба. В 1919 году Николай Петрович числится в списках лиц Солигаличского уездного исполкома. В 1919 году Николай Петрович и Екатерина Александровна – учителя в школах Нероновской и Корцовской волостей. В дальнейшем, до 1923 года Николай Петрович — инструктор Всевобуча (всеобщее военное обучение граждан – В.Д.) в Солигаличском районе, а его жена – учительница начальных школ района. В 1924 году, будучи священником, лишен избирательных прав, а его хозяйство отнесено к кулацким. Он же числится в списках «лишенцев» и в 1926 — 1927 годах. В конце 1929 года, в связи с высоким обложением налогами при сдаче хлебопродуктов, он отказывается от сана и перестаёт проводить службы в Преображенской церкви. В марте 1930 года на заседании президиума Солигаличского райисполкома Николай Успенский был исключен из списка кулацких хозяйств. Последним, что удалось установить, на 30 декабря 1930 года Николай Петрович Успенский – военнообязанный, состоял на учете тылового ополчения Солигаличского района, и проживал в с. Коровново Борисовского сельсовета. Екатерина Александровна, его жена, в 1926 году тоже была лишена избирательных прав. Дальнейшая судьба Николая Петровича Успенского после декабря 1930 года, также как и его жены Екатерины Александровны, не известны.

К апрелю 1930 года Преображенская и Покровская церкви в с. Коровново оставались действующими, но из-за отсутствия в них служителей культа службы, почти, не проводились. В августе 1935 года из Преображенской церкви с. Коровново были изъяты последние предметы культа из драгоценных металлов в размере 5,1 кг. А, в целом, по церквям района за этот период конфисковано 125,3 кг.

25 июля 1937 года аналогичное решение принимается и о сносе деревянной Преображенской церкви села Коровнова, в которой находились мощи преподобного Александра Вочского. К тому времени церкви было уже более 150 лет, без ремонта она стала разрушаться, а церковной общине села, насчитывающей менее 40 человек, помощи от новой советской власти естественно ждать не приходилось. Последним пунктом протокола предписывалось: «поручить районному отделу народного образования установить наличие в здании предметов старины и документов для использования их в работе краеведческого музея.

В конце 1937 года древняя деревянная церковь Преображения, отмечавшаяся во многих источниках по истории церквей северо-запада России как уникальная в архитектурном стиле, была разобрана местными жителями и распилена на дрова.

image01329 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, костромская земля празднует обретение в 1239 г. костромским князем Василием Ярославичем чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской.  Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери.

В этот же день, с  начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода (прерванная в годы советской власти) с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери Федоровской из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.

  За р. Костромой, возле озера, названного в честь победы князя Василия над татарами в 1262 г. Святым, в благодарность Божией Матери, которая через свою явленную Федоровскую икону и даровала эту победу, в поселке Некрасовское была воздвигнута часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери. Престольный праздник в честь образа Спаса Нерукотворного в этот день в церкви Спаса на Запрудне, где в нижней церкви есть предел в честь Федоровской иконы, а также,  в с. Хомутово, Островского р-на, в пос. Ветлужский, Шарьинского р-на. В народе этот праздник называется Ореховым Спасом.

 Из потерянных навсегда святынь  вспомним: Богоявленский, зимний храм Успенского кафедрального собора, в котором правый придел был сооружен в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, Богородице-Феодоровскую церковь на кладбище в Костроме, Богородицко-Федоровскую церковь в с. Минское, Костромского р-на.

Справка: Богородицкая церковь на Новом кладбище г. Костромы, каменная, с такой же колокольней; построена в 1897 г. на пожертвования жителей Костромы в память избавления от холеры, бывшей в 1892 г. Кладбище огораживается деревянной оградой с каменными столбами. Престолов три: в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, во имя благоверного князя Александра Невского и во имя св. ап. Петра и Павла и мч. Хионии.

 

 

Иконы Феодоровская (тропари, кондаки и молитвы)

Тропарь, глас 4:

Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 4:

Днесь све́тло красу́ется преимени́тый град Кострома́/ и вся Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ днесь бо яви́ся нам пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прии́дите, вси Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся лю́ди Твоего́ достоя́ния от всех бед/ по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти: // ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Кондак, глас 8:

Благода́рственная принося́ще Ти, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Ин кондак, глас 8:

Притеце́м, лю́дие, вси к ти́хому и до́брому приста́нищу, / в дом Бо́жия Ма́тере, / чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы, / за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному, / ве́рно припа́дающе и вопию́ще: / о Всеми́лостивая Влады́чице, / за спаси́тельное Твое́ смотре́ние, / чу́днаго о́браза к нам прише́ствие, / посети́ нас, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́, / укрепи́ страну́ на́шу, / ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи, и ве́ру утверди́. / Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́, / притека́ющих к Тебе́ спаси́, от вся́ких напа́стей изба́ви, / сохраня́ющи в ми́ре все Правосла́вие, да зове́м Ти: // ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва первая

О Премилосе́рдая Госпоже́, Цари́це Богоро́дице, приими́ смире́нное моле́ние на́ше, и не отри́ни нас, заступле́ние и прибе́жище на́ше, и не возгнуша́йся нас, недо́стойных, но я́ко Милосе́рдая, не преста́ни моля́щи, Его́же родила́ еси́, да да́рует нам проще́ние мно́гих согреше́ний на́ших, да спасе́т нас и́миже весть судьба́ми. Поми́луй нас, Влады́чице, поми́луй нас, несть бо нам спасе́ния от дел. Те́мже ве́рно вопие́м Ти: поми́луй рабы́ Твоя́, и непло́дное се́рдце на́ше покажи́ плодоно́сно благи́х дел. При́зри на нас недосто́йных, Ты бо упова́ние и покро́в наш, жизнь и свет се́рдцу на́шему. Я́ко Невече́рний Свет от чре́ва Твоего́ воздви́гшая, озари́ ду́шу на́шу, Чи́стая, и отжени́ вся́ку мглу се́рдца на́шего. Да́руй нам умиле́ние, покая́ние и сокруше́ние серде́чное. Сподо́би нас по вся дни живота́ на́шего твори́ти во́лю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего и во всем благоугожда́ти Ему́ Еди́ному. О Богома́ти, не преста́ни моля́щи Ро́ждшагося от Тебе́ за вся притека́ющия с ве́рою к сему́ чудотво́рному о́бразу Твоему́ и подава́й им ско́рую по́мощь и утеше́ние в ско́рбех, и напа́стех, и злострада́ниих, изба́ви их от клеветы́ и зло́бы челове́ческия, от враг ви́димых и неви́димых, и вся́кия ну́жды и печа́ли. Спаси́ оте́чество на́ше, град сей и вся гра́ды и страны́ от вся́ких бед и нужд, и сотвори́ ми́лостива нам бы́ти Бо́га на́шего, отврати́ вся́кий гнев Его́ на ны дви́жимый и изба́ви ны от належа́щаго и пра́веднаго Его́ преще́ния. О Боголюби́вая Влады́чице, А́нгелов украше́ние, му́чеников сла́во и всех святы́х ра́досте, с ни́ми моли́ Го́спода, да сподо́бит нас в покая́нии сконча́ти живота́ на́шего тече́ние. В сме́рти же час, Пресвята́я Де́во, изба́ви нас от вла́сти бесо́вския и осужде́ния, и отве́та, и стра́шнаго испыта́ния, и мыта́рств го́рьких, и огня́ ве́чнаго, да, сподо́бльшеся сла́внаго Ца́рствия Бо́жия, велича́ем Тя и сла́вим вопло́щшагося от Тебе́ Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице и Присноде́во, Мари́е, еди́ная наде́ждо нам гре́шным! К Тебе́ прибега́ем и Тебе́ мо́лим, я́ко ве́лие и́маши дерзнове́ние пред ро́ждшимся от Тебе́ по пло́ти Го́сподем Бо́гом и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м. Не пре́зри слез на́ших, не возгнуша́йся воздыха́ний на́ших, не отри́ни ско́рби на́шея, не посрами́ упова́ния на́шего на Тя, но Ма́терними моле́нии Твои́ми умоли́ Го́спода Бо́га, да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных свободи́тися от грехо́в и страсте́й душе́вных и теле́сных, умре́ти ми́ру и жи́ти Ему́ еди́ному по вся дни живота́ на́шего. О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, путеше́ствующим спутеше́ствуй и огражда́й и охраня́й о́ныя, изба́ви плене́нных от плене́ния, свободи́ стра́ждущих от бед, уте́ши су́щих в печа́ли, ско́рбех и напа́стех, облегчи́ нищету́ и вся́ко злострада́ние теле́сное, и да́руй всем вся потре́бная к животу́, благоче́стию и жи́зни вре́менней. Спаси́, Влады́чице, вся стра́ны и гра́ды и сию́ страну́ и сей град, и́мже сия́ чудотво́рная и свята́я ико́на Твоя́ даде́ся во утеше́ние и огражде́ние, изба́ви я́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, и отврати́ вся́кий гнев на ны пра́ведно дви́жимый. Да́руй нам вре́мя на покая́ние и обраще́ние, изба́ви нас от внеза́пныя сме́рти, и во вре́мя исхо́да на́шего предста́ни нам я́вльшися, Де́во Богоро́дице, и изба́ви нас от возду́шных мыта́рств, князе́й ве́ка сего́, сподо́би на Стра́шнем Суди́щи Христо́вем ста́ти одесну́ю, и соде́лай нас насле́дники ве́чных благ, да сла́вим вове́ки великоле́пое и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Бла́гим и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

 К кому́ воззову́, Влады́чице; к кому́ прибе́гну в печа́ли мое́й; к кому́ привнесу́ сле́зы и воздыха́ния моя́, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небесе́ и земли́. Кто исто́ргнет мя из ти́ны грехо́в и беззако́ний, а́ще не Ты, о Ма́ти Живота́, Засту́пнице и Прибе́жище ро́да челове́ческаго. Услы́ши стена́ние мое́, уте́ши мя и поми́луй в го́рести мое́й, защити́ в беда́х и напа́стех, изба́ви от озлобле́ний и ско́рбей и вся́ких неду́гов и боле́зней, от враг ви́димых и неви́димых, умири́ вражду́ стужа́ющих мне, да изба́влен бу́ду от клеветы́ и зло́бы челове́ческия; та́кождь от своея́ ми пло́ти гну́сных обы́чаев свободи́ мя. Укры́й мя под се́нию ми́лости Твоя́, да обря́щу поко́й и ра́дость и от грехо́в очище́ние. Твоему́ Ма́тернему заступле́нию себе́ вруча́ю: бу́ди мне Ма́ти и Наде́жда, Покро́в и По́мощь и Заступле́ние, ра́дость и утеше́ние и ско́рая во всем Помо́щница. О, чу́дная Влады́чице! Всяк притека́яй к Тебе́, без Твоея́ всеси́льныя по́мощи не отхо́дит: сего́ ра́ди и аз недосто́йный к Тебе́ прибега́ю, да изба́влен бу́ду от внеза́пныя и лю́тыя сме́рти, скре́жета зубна́го и ве́чнаго муче́ния. Небе́сное же Ца́рствие получи́ти сподо́блюся и Тебе́ во умиле́нии се́рдца реку́: ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Предста́тельнице и Засту́пнице на́ша усе́рдная, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Константин Васильевич Сокольский (1896-1937)

Константин Васильевич Сокольский родился в 1896 году в селе Кулиги Нерехтского уезда Костромской губернии в семье священника. С 1914 года он участвовал в I-й мировой войне, затем с 1918 года служил в Красной армии, был пулемётчиком, воевал на Восточном фронте, принимал участие в войне с Польшей, в ходе которой попал в плен, где и находился до 1923 года[1].

Подробнее...

Статьи

История Костромской епархии

С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси.Здесь на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: