12 июля. Память первоверховных апостолов Петра и Павла

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00512 июля Церковь призывает нас почтить память святых славных и всехвальных, первоверховных апостолов Петра и Павла.

После призвания Господом, Симон, брат апостола Андрея Первозванного, получил имя Кифа, по греч. Петр, камень. Господь назвал Симона так за его простосердечную и пламенную веру, на основании которой он обещал построить Свою Церковь – общество спасаемых.

image001Петр первым исповедовал Христа Мессией и был свидетелем многих чудес, совершенных Спасителем. Он посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу, лежащую в горячке. Когда Христос был приведен в дом первосвященника для суда, Петр, последовавший за ним, трижды отрекся от своего учителя, но затем, раскаялся и вновь получил благодать апостольства. По преданию, апостол Петр проповедовал в Малой Азии и Риме, подтверждая силу своих слов многими чудесами: воскрешал мертвых и исцелял недужных. Церковь прославляет его как апостолов «предначальника», потому что он первым исповедовал Спасителя Сыном Божьим, первый начал проповедовать его воскресение, первый положил начало обращению язычников. В царствование императора Нерона, Петр, по преданию, был image003распят на кресте. Перед смертью, он попросил мучителей распять его головой вниз, т. к. считал себя недостойным быть распятым так, как был распят Спаситель.

Святой апостол Павел был чудесным образом призван Господом и, став апостолом язычников, проповедовал Слово Божие в Сирии, Малой Азии, Греции и Италии. Любовь к Богу он ставил превыше всего земного. За свою проповедь он был усечен мечем, по некоторым данным в тот же год (67 н. э.), что и апостол Петр.

image007Учитель Церкви, блаженный Августин, в день памяти первоверховных апостолов, говорил о равном значении их для Церкви и назидательном примере их жизни для христиан: «Первый, Петр, избран из числа немощных мира, да посрамит сильных, ибо он до апостольства был рыбаком; в другом, Павле, был грех, да умножится благодать, ведь он до призвания гнал Церковь Божью. Первый предостерегает нас от надмения, второй от отчаяния. Будем помнить это, и, помня, не будем гордиться своим величием, равно как и отчаиваться в милосердии Божьем, когда придет нам на память наше нечестие».

Этим праздником заканчивается Петров (апостольский) пост, и разрешается вкушение скоромной пищи кроме среды и пятницы.

  В этот день престольный праздник освященного 4 января 2003г. в микрорайоне Паново храме в честь апостолов Петра и Павла, г. Костромы.

Приход был воздвигнут по желанию жителей этой части города, усердием и стараниями сотрудников ФГУ издательско-полиграфического предприятия «Кострома» и его генерального директора П.Н. Русинова. Закладка храма состоялась 16 апреля 2001 года. Малое освящение совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр 4 января 2003 года. В настоящее время рядом с храмом возведена звонница. Чин великого освящения храма было совершено 21 октября 2012 года.

Старая Кострома скорбит об утрате великолепной  Петропавловской церкви, воздвигнутой в восьмидесятых годах XVIII в., которая находилась в начале ул. Мшанской (сейчас Островского). Пятиглавый трехэтажный (даже с балконом) храм и его четырехъярусная колокольня располагались на местности так, что не только вливались в ансамбль окружающей Мшанской улицы, но и эффектно «замкнули» створ Щемиловки — прием, характерный для старинных улиц Костромы вообще. К церкви приписана Александроневская часовня на Сусанинской площади. Церковь была закрыта в 1929 г.

Полагают, что строительством храма руководил архитектор С.А. Воротилов. Наиболее известными святынями храма были икона Спасителя и напрестольный крест, пожертвованный храма изографом Гурием Никитиным. В годы Великой Отечественной войны храм был полностью разрушен и на его месте сейчас располагается сад при здании глазного отделения 2-ой горбольницы.

image009В этот день престольный праздник в церкви с. Шунги, Костромского р-на. Кирпичная двухэтажная Петропавловская церковь в Шунге с декором в духе классицизма, выстроенная в 1788 при помощи костромских купцов И. и А. Савиных. Верхний Покровский храм представляет собой двусветный пятиглавый четверик с небольшой трапезной, колокольней под шпилем и крытым крыльцом. Внизу престолы Петропавловский и Алексия, митрополита Московского, и Ильи Пророка. Не закрывалась. Весной 1930 г. колхоз “По заветам Ильича” попытался закрыть церковь, чтобы разместит в ней столовую и мастерские. Однако, последовавшая после публикации статьи Сталина “Головокружение от успехов” частичная смена методов проведения коллективизации, осуждавшая, в частности, одновременное с организацией колхозов закрытие сельских церквей, спасло Покровский храм. Рядом с Шунгинским храмом располагается никольская церковь с. Саметь, где правый придел зимнего храма посвящен свв. апостолам Петру и Павлу.

Престольный праздник в этот день в часовне д. Стрельниково. Разрушенной лихолетьем и людьми Петропавловской церкви с. Петровского.

В этот день мы вспоминаем расстрелянного 2 декабря 1937 года в Горьком (Нижний Нвогород) священника Рождественской церкви с. Рождественское Ивановского района Горьковской области (ныне - Островский р-н Костромской области) Александра Михайловича Петропавловского. Родился в Костромская губерния, Нерехтский у. (Ярославская о., Гаврилов-Ямский р.), с. Пружинино. В 1903 году окончил 3 класса Костромской духовной семинарии. В 1913 году был награжден нагрудным знаком и бронзовай медалью в память 300-летия Дома Романовых. В 1931г. судим по ст.61 УК РСФСР. Подробности неизвестны. В 1937 году он был благочинным. Служил: Горьковская о., Ивановский р. (Костромская о., Шарьинский р.), с.Рождественское, Рождественская церковь. Отрицательно относился к притеснениям религии, закрытию и разрушению церквей. Считал невозможным отказаться от святой веры, от Христа.

image0115 августа 1937 года он был арестован органами Ивановского РО УНКВД Горьковской обл. Обвинение "активный участник контрреволюционной шпионско-террористической организации церковников, ее организатор и руководитель". Статья ст.58–6,58–7,58–8,58–10,58–11 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания — расстрел, конфискация лично принадлежащего имущества. Дело N 15099 Ивановского РО УНКВД Горьковской обл. Проходил по делу в составе группы 33 человек, священнослужителей и мирян, по версии следствия, входивших в "контрреволюционную церковно-террористическую организацию". Обвинение было составлено 15 ноября 1937г.:"Активный участник контрреволюционной церковно-террористической организации и, как участник ее, вел разрушительную противоколхозную деятельность, распространял провокационные слухи о гибели Советской власти, активно выступал против всех хозяйственно-политических кампаний, проводимых партией и советским правительством в деревне, входя в состав Ветлужского контрреволюционного фашистско-террористического центра, призывал население к свержению Советской власти" . О.Александр 19.11.1937г. был приговорен к расстрелу в числе 12 человек, проходивших по этому делу. Остальные были приговорены к различным срокам заключения в ИТЛ.

По сведениям внучки: жена, дети были выгнаны на улицу. Все, так или иначе, пострадали, как дети священника Сын его Алексей Александрович Петропавловский отбыл 10 лет в ИТЛ с 1937 по 1947 год. Другой сын, Валентин Александрович Петропавловский (1910г.р.) учился в институте в Ленинграде и был расстрелян.

http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuDdS9UfeyUceiici4ee8YUU8iZei4UfOHU66mctO0deuuWeCQ*

. Реабилитирован 16.09.1959 г. Вечная ему память!

Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Костромской обл. - подготовительные материалы; Булатов С. В борьбе с православием// Северная Правда. Кострома, 1993. 26 нояб.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Святой Преподобный Геннадий Чудотворец Костромской и Любимоградский, Спасо-Геннадиев монастырь - в фольклоре, семейных историях и устном народном творчестве жителей окрестностей Геннадиева монастыря

Братие, любите друг друга!
(слова на свитке в руках прп.Геннадия, на
каноническом его изображении на иконе)      

Для начала – краткое объяснение, почему я на протяжении многих лет собираю все, что связано со св. преподобнымГеннадием Костромским и Любимоградским.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: