5 июня Память преподобного Паисия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0015 июня Православная Церковь почитает память преподобный Паисия, небесного покровителя древнего града на Галичском озере, который в конце XIV века пришел в Галичский Успенский монастырь (именовавшийся тогда Никольским) и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева; тем самым наши благочестивые предки свидетельствовали свое почитание высокой духовной жизни преподобного. Многие труды приложил угодник Божий для благоустроения монастыря, для утверждения в нем правил подвижнической иноческой жизни.

image003 Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской, по имени обретшего ее боярина Ивана Овина. Обретенная икона была поставлена в монастырском храме и прославилась впоследствии многими чудотворениями и исцелениями: многие безнадежно больные избавлялись от своих недугов, только прикоснувшись к святому образу. В честь обретения иконы на деньги боярина в монастыре построили деревянный храм Успения Богородицы, саму обитель стали именовать Успенской, а икону - по фамилии боярина «Овиновской». Относительно времени появления чудотворного образа существуют разногласия. Одни считают, что это событие произошло в 1425 году, а другие утверждают, что икона появилась раньше – в 1383 году.

image004К сожалению, оригинал Овиновского образа до нас не дошел. Не сохранился и упомянутый список. По другим копиям искусствоведы предполагают, что это была византийская или балканская икона приблизительно XIV столетия, относящаяся к типу «Умиление» в редком варианте. На ней была изображена Божия Матерь в полный рост, стоящая на фоне царского престола с Младенцем на руках.

До нас дошли изображения не старше начала XVIII века, где справа от Богоматери изображен город Галич на берегу озера с посадом и храмами. Старейший из известных списков, который после закрытия обители находился во Введенском храме города, в наши дни вернулся на историческое место и бережно сохраняется в воссозданном Успенском монастыре.

 В 1434 году великий князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, взял приступом Галич и увез Овиновскую икону Пресвятой Богородицы в Москву; однако святыня чудесным образом сама, по воздуху, вернулась в монастырь. Впоследствии преподобный Паисий со святой иконой посетил столичный град, где москвичи во главе с самим великим князем торжественно встретили галичскую святыню и благоговейно поклонились ей, а затем так же торжественно проводили обратно в Галичскую землю.image006

Достигнув глубокой старости, преподобный Паисий Галичский мирно преставился ко Господу 5 июня 1460 года и был погребен в Успенском храме своей обители. Святые мощи преподобного Паисия почивают под спудом в Успенском храме; там же находилась и чудотворная Овиновская икона Пресвятой image007Богородицы.

После кончины Паисия обитель стали именовать в его честь - Успенской Паисиевой. В XVII веке, за счет средств, выделенных князем А.М. Львовым, который имел в Костромских землях обширные владения, здесь начали строить каменные храмы. В 1640-е годы в монастыре появился каменный летний Успенский собор. А чуть позже для богослужений в зимние месяцы выстроили двухэтажный трехглавый Троицкий храм.

 Гонения на Церковь, начавшиеся после событий 1917 года, не обошли стороной и древний Галич. В 1919 году обитель преподобного Паисия была закрыта. В последующие десятилетия оба его храма превратились в руины; была разобрана ограда со святыми вратами, подверглось уничтожению монастырское кладбище.

image009В начале 30-х годов была закрыта церковь Успения Божией Матери в селе Умиление над Галичским озером, находившаяся на месте основанного преподобным Авраамием Нового монастыря. По свидетельству старожилов, последний служивший в храме священник отец Алексий, покидая село, увез с собой его главную святыню – икону Божией Матери «Умиление»; дальнейшая судьба чудотворного образа неизвестна.

 Возрождение Паисиево-Галичского монастыря началось лишь в 90-е годы ХХ века.

В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель; ее настоятельницей стала игумения Наталия (Василенок). 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе Успенского храма монастыря состоялось первое богослужение.

image011 Под спудом собора находились останки преподобного Паисия. Когда вскрыли место их хранения, оказалось, что, кроме маленькой части левого предплечья, костных останков больше нет. Зато на грунте проявлялся четкий отпечаток лица Паисия, а также его архимандритского жезла. Первую церковную службу здесь удалось провести 5 июня 1997 года – в день, когда христиане празднуют память святого Паисия Галичского.

В Успенском соборе обители находится икона, выполненная галичским мастером, не имеющим рук. Икону он написал, держа кисть в зубах. Чудотворная Икона « «Спас Нерукотворный». Написана иконописцем Григорием Николаевичем Журавлёвым (1858-1916), родившимся без рук, и написавшему икону. От Чудотворной Иконы в Успенском Соборе монастыря произошло много чудес.

В настоящее время число насельников обители составляет 9 человек (1 монахиня, 1 инокиня, 7 послушниц).

Паломники, посещающие обитель, могут вновь благоговейно поклониться великой святыне Паисиево-Галичского монастыря и всей древней Костромской земли – почивающим под спудом в Успенском храме святым мощам преподобного Паисия, Галичского чудотворца.

Праздники:

  • День Святой Троицы;
  • 23 мая / 5 июня – преподобного Паисия Галичского;
  • 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы и Овиновской иконы Божией Матери.

Святыни монастыря:
— святые мощи преподобного Паисия Галичского;
— чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Божией Матери.

Храмы монастыря:
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Троицы Живоначальной

Проезд:
от автовокзала г. Костромы или от автостанции г. Галича междугородным автобусом до остановки «Успенская слобода».

Адрес:

Костромская обл., г. Галич, ул. Успенская, д. 11

Тропарь преподобному Паисию Галичскому

глас 8

Днесь возсия́ нам па́мять твоя́, сла́вне Паи́сие, я́ко со́лнце светоза́рное, луча́ми озаря́ющи весь мир, та́ко и ты, преподо́бне, чудесы́ свои́ми тму но́щи злых духо́в от нас отгоня́я; днесь Небе́сныя си́лы, и святы́х А́нгел, и ду́ши пра́ведных мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся; днесь и мы, гре́шнии, припа́дающе честно́му твоему́ о́бразу мо́лимся: о преподо́бне Паи́сие, Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно спасти́ святу́ю оби́тель сию́, град и лю́ди, и́же тебе́ почита́ющия.

Тропарь
преподобному Паисию Галичскому глас 4

Уклонился еси мирския молвы, преподобне отче Паисие, и в тихое пристанище достиг иночествующих обителей: в ней же пребывая, равно ангельно пожил еси, алканием и жаждою, на земле леганием, бдением и всенощным стоянием, и непрестанными молитвами. Отнюдуже видев Бог чистоту сердца Твоего, пастыря во святей обители избранному стаду своему поставляет тя, и образ Пречистыя своея Матери, к тебе во обитель со двумя ангелами пасылает: Емуже ты вся дни живота своего радостно предстоял еси, и ныне на небесех обрете мзду трудов своих, выну со ангельскими лики, и, со всеми святыми, Святей Троице предстоиши, моли и нам спастися чадом твоим и всем достойно почитающим святую память твою.

Кондак
преподобному Паисию Галичскому глас 3

Возсия́, Го́споди, гра́ду Твоему́ Га́личу, я́ко светоза́рное со́лнце, уго́дник Твой Паи́сий, ра́достно вселе́нную озаря́я свои́ми чудесы́ и приходя́щих с ве́рою ко гро́бу его́ свято́му; та́ко моли́твами Пречи́стыя Богоро́дицы от бед всех нас изба́ви, и упраздни́ ва́рварская шата́ния, и я́ко мы, лю́дие Твои́, Го́споди, и град наш и страна́ вельми́ Тобо́ю хва́лится, и спаса́ется моли́твами преподо́бнаго Паи́сия.

Молитва преподобному Паисию Галичскому

О, пречестная и свяще́нная главо́, о́тче, преблаже́нне, а́вво Паи́сие!

Не забу́ди нас до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти нас, чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче священный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны, вопия́ ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя, но помина́й ны, недосто́йныя у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, яко дана́ тебе́ бысть благода́ть моли́тися за ны. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти у́бо жив сый пребыва́вши неотсту́пно от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, Па́стырю наш до́брый. Аще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными лики и небесными си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Нам бо у́бо тя ве́дущим вои́стину и по сме́рти я́ко жи́ву ти су́щу, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших и испроси́ти вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно преити́ нам от земли́ на Не́бо. Мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князей и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́снаго Ца́рствия насле́дниками бы́ти со все́ми праведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание
преподобного Паисия Галичского

Ублажаем тя, преподобне отче наш Паисие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Магер Василий Устинович (1883- 1960)

Родился 14 января 1883г., в м. Крево, Ошмянского уезда, Виленской губернии, царства Польского, Российской империи в крестьянской семье. После Октябрьского переворота 1917г. Василию Магеру с женой и двумя детьми пришлось оставить все имущество и эвакуироваться в Красноярск.

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: