23 февраля 2024. Почитание иконы Божией Матери «Огневидная»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00123 февраля, в гражданский праздник День защитника Отечества Православная Церковь празднует почитание иконы Божией Матери «Огневидная».

Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сведений не сохранилось. В святцах изданных в 1815 г. в Почаеве, указывается 845 год как год ее явления. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Иисуса.

Поскольку почитание Огневидной иконы Богоматери известно только в Православии, это подтверждает временной факт: христианская вера в русские земли проникла задолго до Крещения Руси благоверным князем Владимиром Святославичем и до рождения благоверной княгини Ольги, еще при начале правления династии Рюриковичей. Однако почитание собственно иконы «Огневидная» повсеместно в Русской Православной Церкви, как утверждают некоторые историки, началось только в XVIII веке.

image002Богородица простирает свой Покров над Россией. Иконописные изображения Ее почитаются на Руси особо. Много преданий, знаменитых исторических событий и подвигов защитников Отечества связано с иконами Пречистой Девы. Великий князь Дмитрий Донской вел свои дружины на поле Куликово с образом Донской Божией Матери, Владимирская икона спасла Москву от Тамерлана, князь Дмитрий Пожарский привел народное ополчение вызволять столицу и Россию от польско-литовских оккупантов с образом Казанской Богоматери. Перед началом Бородинского сражения главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов преклонил колена перед образом Смоленской Богородицы.

Есть мнение, что может быть, потому и нет на иконе у Богородицы Младенца Иисуса на руках, что Богоматерь готова принять в объятия всех, опаленных огнем русской истории, павших за Россию.

 К иконе «Огневидная» обращаются с просьбой к Пресвятой Богородице об исцелении от любых заболеваний. А также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, а матери, жены и сестры молятся за возвращение своих сыновей, мужей и братьев с войны и их восстановление после ранений.

Милосердная Пресвятая Богородица всегда поддерживает и помогает тем, кто обращается к ней с чистым сердцем и искренней верой в силу молитвы и Бога. Православные верующие молятся Огневидной Божьей Матери с просьбами о помощи в излечении от болезней, в том числе бесплодия и депрессии, а также за защиту от действий и мыслей недоброжелателей и завистников.

image003Чудотворный образ также является объектом молитвы матерей, чьи дети страдают от тяжелых недугов, они просят Царицу Небесную испросить исцеление для своих малышей у Всевышнего.

  Икона Божией Матери «Огневидная» находится в костромском Пантелеимоновско-Елисаветинском храме, который находится около Окружной больницы №1  (ул. Депутатская 50). Она была пожертвована в строящийся храм одной из прихожанок и является чуть ли не единственным такого рода изображением в Костромской епархии. Находится икона на аналое у иконостаса.

 Самая примечательная особенность образа - цвет. Богоматерь изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета и это послужило поводом к наименованию сей иконы. Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия – Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человечества.

Возможно, название этому образу с таинственным, возвышенно-богословским содержанием дали слова 5-й песни богородичного канона: «Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай». Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы были распространены по всей Святой Руси.

Полагают, что этот образ по типу восходит к образу Агиосоритисса – Заступница, Просительница, поэтому молитва перед ней защищает от любых бед.

К этой иконе обращаются с просьбой об исцелении от любых заболеваний. А также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих.

image004Тропарь глас 4:

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны; не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак глас 6:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь

.Признание  и  почитание  священной  реликвии  с  включением  в  русский  православный  календарь  наступило  через  800  лет,  в  начале  XIX  века.  До  того,  с  XIII  века,  Огневидная  икона  Божией  Матери  почиталась  старообрядцами.

Они  полагали,  что  красный цвет  иконы — символ  полноты  Церкви,  ее спасения в среде Божественного  огня,  очищения,  соединения  с  Богом  и  преображения  в  Божественном  огненном  духе,  что  в  своем  роде  можно  рассматривать  как  некий  аналог  явления Фоворского  огня.

Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия – Господа Исуса Христа, взошедшего на Крест ради человеческого спасения. Кроме того считается, что красный цвет иконы – символ полноты Церкви, ее спасения в среде Божественного огня, очищения, соединения с Богом и преображения в огненном Божественном Духе, что в своем роде можно рассматривать как некий аналог явления Преображения Господня и Фаворского огня.

 Происхождение иконы «Огневидная» некоторые называют загадочным, но есть предположения, которые позволяют связать ее с византийским образом Агиосоритиссы (от греческого «Святая Рака»), в греческой версии ее именуют Параклесис – Просительница, что также нашло отражение в трактовке значения иконы «Огневидная», написанной русскими иконописцами.

image005image006Чудотворный образ также является объектом молитвы матерей, чьи дети страдают от тяжелых недугов, они просят Царицу Небесную испросить исцеление для своих малышей у Всевышнего. Однако перед тем, как обращаться к Божьей Матери с молитвой, важно покаяться в своих грехах и простить недругов. Изображение Агиосоритиссы находилось в Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, который был возведен в V веке в полуторастах метрах от храма Святой Софии, но до нашего времени не сохранился, на его месте век с лишним спустя был возведен новый храм с тем же названием, а при нем – маленькая базилика Святой Раки. В Святой Раке Халкопратийского храма, по названию которой икона получила свое наименование, сохраняется Пояс Пресвятой Богородицы, Ее риза. Основные отличия иконы «Огневидная» от ее византийского прототипа заключаются в следующем: дошедший до нас облик Богоматери-Агиосоритиссы изображался во весь рост, без Младенца, но часто со списком в руках, где были записаны Ее просьбы и ходатайства о нас к Господу. Русский список – это оплечное изображение Пречистой. На образах, написанных в византийской традиции, лик Богоматери в три четверти обращен в правую сторону, тогда как в русских списках чаще всего он обращен влево.

И самое главное – это цвет, огненный алый цвет, которым написаны и лик Пречистой, и Ее одежда, в отличие от Агиосоритиссы, изоражение Которой выполнено в общепринятых в византийской иконописи колерах. Взор Пречистой, отмеченный черной точкой зрачка, направлен прямо на нас. Богоматерь смотрит пристально, будто заглядывая в душу, причем выражение лика спокойно, смиренно, как на византийских иконах, которые никогда не отличались выраженной эмоциональностью. Здесь эмоцию привносит цвет. Поскольку подобных изображений в канонически принятых изображениях русской иконописи больше нигде не встречается, этот единственный, с небольшой прорисовкой список, вернее, его единый огненосный колер исследователи относят к фантазии первого неизвестного иконописца, который создал его на Руси, сохранив внешний канон, позволяющий нам соотнести его с Агиосоритиссой-Просительницей, Заступницей. В Москве икона Божией Матери Огневидная, написанная в годы наполеоновского нашествия, хранится в Государственном историческом музее. Поскольку полагают, что этот образ по типу восходит к образу Параклесис – Заступница, image007Просительница, то молитва перед ней защищает от любых бед. Ведь на изначальном образе Богоматерь изображена без Младенца, но со свитком в руках – списком просьб Ее к Сыну. Эти просьбы – просьбы о нас и наших бедах и напастях. Матерь Божия – во всем за нас перед Богом Заступница. Огненный цвет же, являясь символом очищения, свидетельствует о том, что молитвы перед иконой помогают в очищении духа и тела. Недаром среди эпитетов, которыми наградили любящие Бога и Царицу Небесную люди, звучат такие – «Подсвечник с Огнем Божественным», «Престол Херувимский огненный». А в пятой песни Богородичного канона мы читаем: «Огневидная Колесница Слова».

 Также свидетельства современников о чудесах, происходящих по молитве перед иконой Божией Матери Огневидная, говорят о том, что Она помогает в делах, связанных с деторождением, с исцелением детей по материнским молитвам и молитвам близких.

image008Милосердная Пресвятая Богородица всегда поддерживает и помогает тем, кто обращается к ней с чистым сердцем и искренней верой в силу молитвы и Бога.

Чудотворный образ также является объектом молитвы матерей, чьи дети страдают от тяжелых недугов, они просят Царицу Небесную испросить исцеление для своих малышей у Всевышнего.

Над стезею, окровавленной и длинной,

Над солдатом в предзакатных облаках

Образ светится иконы Огневидной

Без Небесного Младенца на руках.

Нам не ведомо: а что с ней было прежде?

Где явилась, чем прославлена она?

Лишь оставили свой отсвет на одежде

И на лике огневые времена.

Льются марши и молитвы, не смолкая,

Тихий звон разносится окрест,

И глядит она с любовью, опекая

Всех, несущих свой солдатский крест...

А. Бобров, "Русский Дом".

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Насельница Богородицкого Пошехонского монастыря Вишнякова Анна Ивановна (1883-1958?)

Родилась 13.06.1883 г. в д. Митирева Буйского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на шапочном производстве. С 1906 г. в течение 20 лет была насельницей Исакова Рождества- Богородицкого монастыря Пошехонского уезда ярославской области. В 1926 г., после закрытия монастыря поселилась в г. Пошехонье вместе с монахинями Марией (Кореповой) и Анфисой (?). Воспитывала мальчика, мать которого находилась в тюрьме.

Подробнее...

Статьи

Февральская буржуазная революция 1917 года в контексте формирования новой государственности в мире

Февральская буржуазная революция 1917 года произошла во время, когда Российская империя участвовала в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Высшие государственные чиновники и военноначальники, включая начальника генерального штаба, даже члены императорской семьи оказались вовлечены в заговор против императора Николая Второго. Он просто не мог ничего сделать с этим в рамках той системы христианских ценностей, которые были ему органично присущи, так как ценность человеческой жизни, свобода личности, права человека не были для него лишенными внутреннего содержания символами.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: