23 февраля 2024. Почитание иконы Божией Матери «Огневидная»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00123 февраля, в гражданский праздник День защитника Отечества Православная Церковь празднует почитание иконы Божией Матери «Огневидная».

Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сведений не сохранилось. В святцах изданных в 1815 г. в Почаеве, указывается 845 год как год ее явления. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Иисуса.

Поскольку почитание Огневидной иконы Богоматери известно только в Православии, это подтверждает временной факт: христианская вера в русские земли проникла задолго до Крещения Руси благоверным князем Владимиром Святославичем и до рождения благоверной княгини Ольги, еще при начале правления династии Рюриковичей. Однако почитание собственно иконы «Огневидная» повсеместно в Русской Православной Церкви, как утверждают некоторые историки, началось только в XVIII веке.

image002Богородица простирает свой Покров над Россией. Иконописные изображения Ее почитаются на Руси особо. Много преданий, знаменитых исторических событий и подвигов защитников Отечества связано с иконами Пречистой Девы. Великий князь Дмитрий Донской вел свои дружины на поле Куликово с образом Донской Божией Матери, Владимирская икона спасла Москву от Тамерлана, князь Дмитрий Пожарский привел народное ополчение вызволять столицу и Россию от польско-литовских оккупантов с образом Казанской Богоматери. Перед началом Бородинского сражения главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов преклонил колена перед образом Смоленской Богородицы.

Есть мнение, что может быть, потому и нет на иконе у Богородицы Младенца Иисуса на руках, что Богоматерь готова принять в объятия всех, опаленных огнем русской истории, павших за Россию.

 К иконе «Огневидная» обращаются с просьбой к Пресвятой Богородице об исцелении от любых заболеваний. А также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, а матери, жены и сестры молятся за возвращение своих сыновей, мужей и братьев с войны и их восстановление после ранений.

Милосердная Пресвятая Богородица всегда поддерживает и помогает тем, кто обращается к ней с чистым сердцем и искренней верой в силу молитвы и Бога. Православные верующие молятся Огневидной Божьей Матери с просьбами о помощи в излечении от болезней, в том числе бесплодия и депрессии, а также за защиту от действий и мыслей недоброжелателей и завистников.

image003Чудотворный образ также является объектом молитвы матерей, чьи дети страдают от тяжелых недугов, они просят Царицу Небесную испросить исцеление для своих малышей у Всевышнего.

  Икона Божией Матери «Огневидная» находится в костромском Пантелеимоновско-Елисаветинском храме, который находится около Окружной больницы №1  (ул. Депутатская 50). Она была пожертвована в строящийся храм одной из прихожанок и является чуть ли не единственным такого рода изображением в Костромской епархии. Находится икона на аналое у иконостаса.

 Самая примечательная особенность образа - цвет. Богоматерь изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета и это послужило поводом к наименованию сей иконы. Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия – Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человечества.

Возможно, название этому образу с таинственным, возвышенно-богословским содержанием дали слова 5-й песни богородичного канона: «Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай». Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы были распространены по всей Святой Руси.

Полагают, что этот образ по типу восходит к образу Агиосоритисса – Заступница, Просительница, поэтому молитва перед ней защищает от любых бед.

К этой иконе обращаются с просьбой об исцелении от любых заболеваний. А также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих.

image004Тропарь глас 4:

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны; не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак глас 6:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь

.Признание  и  почитание  священной  реликвии  с  включением  в  русский  православный  календарь  наступило  через  800  лет,  в  начале  XIX  века.  До  того,  с  XIII  века,  Огневидная  икона  Божией  Матери  почиталась  старообрядцами.

Они  полагали,  что  красный цвет  иконы — символ  полноты  Церкви,  ее спасения в среде Божественного  огня,  очищения,  соединения  с  Богом  и  преображения  в  Божественном  огненном  духе,  что  в  своем  роде  можно  рассматривать  как  некий  аналог  явления Фоворского  огня.

Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия – Господа Исуса Христа, взошедшего на Крест ради человеческого спасения. Кроме того считается, что красный цвет иконы – символ полноты Церкви, ее спасения в среде Божественного огня, очищения, соединения с Богом и преображения в огненном Божественном Духе, что в своем роде можно рассматривать как некий аналог явления Преображения Господня и Фаворского огня.

 Происхождение иконы «Огневидная» некоторые называют загадочным, но есть предположения, которые позволяют связать ее с византийским образом Агиосоритиссы (от греческого «Святая Рака»), в греческой версии ее именуют Параклесис – Просительница, что также нашло отражение в трактовке значения иконы «Огневидная», написанной русскими иконописцами.

image005image006Чудотворный образ также является объектом молитвы матерей, чьи дети страдают от тяжелых недугов, они просят Царицу Небесную испросить исцеление для своих малышей у Всевышнего. Однако перед тем, как обращаться к Божьей Матери с молитвой, важно покаяться в своих грехах и простить недругов. Изображение Агиосоритиссы находилось в Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, который был возведен в V веке в полуторастах метрах от храма Святой Софии, но до нашего времени не сохранился, на его месте век с лишним спустя был возведен новый храм с тем же названием, а при нем – маленькая базилика Святой Раки. В Святой Раке Халкопратийского храма, по названию которой икона получила свое наименование, сохраняется Пояс Пресвятой Богородицы, Ее риза. Основные отличия иконы «Огневидная» от ее византийского прототипа заключаются в следующем: дошедший до нас облик Богоматери-Агиосоритиссы изображался во весь рост, без Младенца, но часто со списком в руках, где были записаны Ее просьбы и ходатайства о нас к Господу. Русский список – это оплечное изображение Пречистой. На образах, написанных в византийской традиции, лик Богоматери в три четверти обращен в правую сторону, тогда как в русских списках чаще всего он обращен влево.

И самое главное – это цвет, огненный алый цвет, которым написаны и лик Пречистой, и Ее одежда, в отличие от Агиосоритиссы, изоражение Которой выполнено в общепринятых в византийской иконописи колерах. Взор Пречистой, отмеченный черной точкой зрачка, направлен прямо на нас. Богоматерь смотрит пристально, будто заглядывая в душу, причем выражение лика спокойно, смиренно, как на византийских иконах, которые никогда не отличались выраженной эмоциональностью. Здесь эмоцию привносит цвет. Поскольку подобных изображений в канонически принятых изображениях русской иконописи больше нигде не встречается, этот единственный, с небольшой прорисовкой список, вернее, его единый огненосный колер исследователи относят к фантазии первого неизвестного иконописца, который создал его на Руси, сохранив внешний канон, позволяющий нам соотнести его с Агиосоритиссой-Просительницей, Заступницей. В Москве икона Божией Матери Огневидная, написанная в годы наполеоновского нашествия, хранится в Государственном историческом музее. Поскольку полагают, что этот образ по типу восходит к образу Параклесис – Заступница, image007Просительница, то молитва перед ней защищает от любых бед. Ведь на изначальном образе Богоматерь изображена без Младенца, но со свитком в руках – списком просьб Ее к Сыну. Эти просьбы – просьбы о нас и наших бедах и напастях. Матерь Божия – во всем за нас перед Богом Заступница. Огненный цвет же, являясь символом очищения, свидетельствует о том, что молитвы перед иконой помогают в очищении духа и тела. Недаром среди эпитетов, которыми наградили любящие Бога и Царицу Небесную люди, звучат такие – «Подсвечник с Огнем Божественным», «Престол Херувимский огненный». А в пятой песни Богородичного канона мы читаем: «Огневидная Колесница Слова».

 Также свидетельства современников о чудесах, происходящих по молитве перед иконой Божией Матери Огневидная, говорят о том, что Она помогает в делах, связанных с деторождением, с исцелением детей по материнским молитвам и молитвам близких.

image008Милосердная Пресвятая Богородица всегда поддерживает и помогает тем, кто обращается к ней с чистым сердцем и искренней верой в силу молитвы и Бога.

Чудотворный образ также является объектом молитвы матерей, чьи дети страдают от тяжелых недугов, они просят Царицу Небесную испросить исцеление для своих малышей у Всевышнего.

Над стезею, окровавленной и длинной,

Над солдатом в предзакатных облаках

Образ светится иконы Огневидной

Без Небесного Младенца на руках.

Нам не ведомо: а что с ней было прежде?

Где явилась, чем прославлена она?

Лишь оставили свой отсвет на одежде

И на лике огневые времена.

Льются марши и молитвы, не смолкая,

Тихий звон разносится окрест,

И глядит она с любовью, опекая

Всех, несущих свой солдатский крест...

А. Бобров, "Русский Дом".

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Анатолий (Соколов, 1865 - 1942), бывший епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии, обновленческий митрополит Костромской

В миру Соколов Феодот Андреевич, родился 7 июня 1865 года в городе Ново-Быхов Быховского уезда Могилёвской губернии.

В 1887 году окончил Могилевскую духовную семинарию. Служил на приходе и одновременно состоял законоучителем Ново-Быховского церковно-учительского заведения. В 1890 году – надзиратель Оршанского духовного училища. В 1891 году возведен в сан иерея и назначен законоучителем Ново-Быховской церковно-учительской школы.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности. Часть 2

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Ключевые слова: митрополит, гонения, храм, разрушитель, атеизм, епархия, благочинный.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: