25 января. Память святой мученицы Татьяны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00125 января Церковь празднует память святой мученицы Татьяны. Угодница родилась в начале III века в Риме. Родители ее были люди известные: отца трижды избирали жители Римасвоим консулом. В те времена это была высшая выборная должность существующей системы власти. Достигнув совершенного возраста, Татиана приняла решение полностью посвятить себя Спасителю и служению Его Церкви. Она дала обет девства и всю себя посвятила трудам и заботе о ближних.  Воспитанная в христианстве, будучи диакониссой (служение женщин в церкви) римской церкви, она ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, находилась в постоянной молитве к Богу. За исповедание Христа Богом, она вместе с отцом, была усечена мечем.

Мощи святой долгое время хранились в одном из храмов Рима. При Алексее Михайловиче часть руки святой доставили в Россию, ее бережно сохраняли в домовой церкви русских царей. Мощи (десница) святой мученицы Татианы хранятся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастыре с 27 января 1977 года. Десницу передал монастырю иеромонах отец Владимир (Москвитин) — брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее.

image002Особое уважение и почитание святой существует в восточной части христианского мира. Имя Татиана считается русским, хотя оно имеет греческое происхождение и означает «устроительница». Житие святой Татианы написано в 12 веке известным духовным писателем, епископом православной церкви – Димитрием Ростовским. Ему удалось собрать вместе все данные о короткой жизни святой, явленных чудесах и героической смерти.

Татьяна помогала нищим и больным, поддерживала всех, кому нужна помощь, поэтому обращаться к ней может любой. Святые просят Господа за страждущих, за тех, кто обращается к ним с чистым сердцем, их просьбы к Всевышнему подкрепляют мольбу человека о помощи.

  Решение назвать храм в честь мученицы Татьяны в Московском Императорском Университете (МГУ) было принято в связи с тем, что именно в день памяти этой святой мученицы, 25 января по новому стилю, императрица Елизавета II подписала указ об основании Московского университета в 1755 году. Храм святой мученицы Татьяны при Московском Императорском Университете впервые был освящен московским митрополитом Филаретом Дроздовым в 1837 году.  Летом 1919 года университетская церковь была закрыта. Позже в помещении храма находился театр МГУ. 25 января 1995 года храм был возвращен Церкви. В нем было совершено так называемое малое освящение, после чего были возобновлены богослужение. 28 марта 2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил в субботу домовую церковь Московского университета – храма Святой мученицы Татьяны. На чине освящения присутствовал ректор МГУ. Виктор Садовничий, профессора, преподаватели и студенты. Многие из них являются прихожанами университетского храма.

Тропарь, глас 4-й  Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4-й Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Татиане Римской О, святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

image003Вторая молитва мученице Татиане Римской О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 

image00427 января Церковь празднует память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Она родилась в Каппадокии, в Малой Азии, в знатной и благочестивой семье. Еще в детстве она стала задумываться о судьбе хитона (верхней одежды) Господа нашего Иисуса Христа и мечтала найти эту дорогую для каждого христианина святыню, доставшуюся при распятии Господа одному из воинов. В чудесном видении она получила от Богоматери крест из виноградных лоз и получила повеление идти в Иверийскую страну (Грузию) для евангельской проповеди  и просвещения живущих там людей.  Благодаря ее словам о Сыне Божием распятом за грехи мира и воскресшем, чудесным образом  был обращен ко Христу грузинский царь Мириам. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, ее добродетельная жизнь, способствовали принятию веры в истинного Бога. Архиепископ Антиохийский Евставфий  и святая Нина, за несколько лет просветили всю иверийскую страну, вырвав ее из тьмы идолопоклонства.   По преданию, Нина нашла место, где лежала риза Господня. До сих пор, крест святой Нины, свитый из виноградных лоз, обвитый ее волосами, хранится в Сионском соборе в Тбилиси. Около    г. Мцхета находится пещера святой Нины с проистекающим в ней источником воды, считающимся особо целебным для матерей, у которых иссякло молоко.

Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4

Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2

Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.

Молитва святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

image005О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

   В Костромской Государственной Сельскохозяйственной Академии с 1994 г. действует храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Костромской Государственной Сельскохозяйственной Академии был создан по инициативе первого проректора КГСХА Анатолия Николаевича Волкова и клирика Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора г. Костромы священника Дмитрия Сазонова. https://kostroma.news/who-is-who/sazonov-dmitrij-ivanovich-protoierej-dmitrij-sazonov/

image006Ученый Совет академии принял решение об учреждении при Академии православного храма и открытия факультатива по Истории Православия. Ученого Совета. Основание храма одобрил и благословил правящий в то время Архиерей Костромской епархии Архиепископ Александр (Могилев).

 21 мая 1996 года в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Костромской и Галичский Александр совершил первый в епархии полный чин освящения храма. В проектировании и устройстве храма принимали участие студенты, преподаватели Академии и ректор Соколов Александр Львович.

Стала постоянно-действующей конференция, посвященная наследию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

image007С 2005 по 2017 гг.  во всех костромских ВУЗах силами протоиерея Дмитрия Сазонова читался курс лекций «История мировых религий», в котором студентам раскрываются этапы становления основных верований человечества, а так же основы взаимодействия религии, философии, науки и культуры. Сотрудничество с ВУЗами продолжается. К 75-летнему юбилею Костромского технологического университета ректор и преподаватели КГТУ были награждены орденами и медалями Русской Православной Церкви. Труды прот. Дмитрия были отмечены Почетной грамотой Министерства образования РФ.

 Газета «Православное слово», выпускаемая братством с 1997 г., была признана в числе лучших Вузовских газет министерства сельского хозяйства и получила диплом. Своей задачей «Православное слово» считает духовно-нравственное воспитание молодежи.

image008Костромская государственная сельскохозяйственная академия (КГСХА) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. Создана в соответствии с приказом Министерства высшего образования СССР от 13 августа 1949 года № 1057 как Костромской сельскохозяйственный институт «Караваево». Общая площадь зданий составляет 85,4 тыс. м², в том числе: 40,5 тыс. м² площадь учебно-лабораторной базы, 27,8 тыс. м² — площадь общежитий. В учебном городке размещены 7 основных учебно-исследовательских корпусов, 8 общежитий, 1 столовая, профилакторий. Студентов — 5000, в том числе по очной форме обучения — 3000, аспирантов — 37, соискателей ученой степени кандидата наук — 61, слушателей курсов (школьников) — 339. Современное высшее учебное заведение, кузница кадров сельской интеллигенции и высококвалифицированных специалистов. Академия является одним из ведущих в стране вузов по применению в учебном процессе и в научных исследованиях компьютерной техники.

С 1995 г. совершаются богослужения и в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Военной Академии войск радиационной, химической и бактериологической защиты им. маршала Тимошенко. Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко — государственное многоуровневое высшее военное образовательное учреждение, расположенное в Костроме. Небольшая кирпичная одноглавая церковь, пристроенная в 1994-1995 к корпусу костромского военного училища войск химзащиты. Отдельно стоящая звонница сооружена в 2002.

image009Академия создана как Военно-химическая академия РККА на базе военно-химического отделения Военно-технической академии РККА и 2-го Московского химико-технологического института в 1932 году.

По своей организационно-правовой форме академия является федеральным государственным военным казённым образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и в соответствии с лицензией реализует программы высшего и среднего профессионального образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Академия — это единственное в своем роде высшее военно-учебное заведением Вооруженных Сил Российской Федерации, крупный научный центр по проблемам технологии органических веществ, разработки и производства специальных материалов и средств биологической защиты войск и окружающей среды.

В здании Костромского Государственного университета, где с 1866 по 1918 гг. находилась Костромская Духовная Семинария, находился с 1878-1918гг. Сретенский храм (1878 г. постройки, адрес: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 16) Престольный праздник 15 февраля. Семинария была одним из центров епархиальной жизни того времени: в ее актовом зале проходили епархиальные съезды духовенства, проводились собрания Костромского церковно-исторического общества, Костромского отделения Императорсокго Православного Палестинского Общества, вечера и концерты, посвященные тем, или иным знаменательным событиям и персоналиям.

image010Храм в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа при Костромской духовной семинарии был устроен в 1878 году по благословению епископа Костромского и Галичского Игнатия на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса. В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии.

image011В 2010 году архиепископ Костромской и Галичский Алексий освятил новый храм в трапезном корпусе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря города Костромы (Здание духовной семинарии). 24 ноября 2013 года состоялась первая Божественная литургия.

 Протоиерей Красовский Иван Иванович (1746 —1811)

Отец цензора Александра Красовского и писателя Василия Красовского.

image012Родился 12 (23) февраля 1746 года в селе Писцово Костромской провинции (Нерехтский уезд по более позднему административно-территориальному делению; ныне в составе Ивановской области) в семье священника.

Придворный протоиерей, родом из Костромской губернии, ум. 5 апреля 1811 г. Образование получил в Костромской духовной семинарии (1765), а затем был в ней преподавателем и священником, префектом (1771).

 В 1763 г. перемещен законоучителем в 1-й кадетский корпус в Петербурге, затем определен к придворной каменноостровской церкви, потом был священником в Новодевичьем монастыре и в то же время законоучителем в воспитательном обществе благородных девиц и в С.-Петербургском училище ордена св. Екатерины.

Был духовником наследника престола Павла Петровича.

Как член Академии Российской участвовал в составлении этимологического её словаря: им была обработана большая часть первого тома. На него же вместе с Н. Сидоровским была возложена и предварительная редакция словаря. Видное участие принимал Красовский и в составлении «Российской грамматики»; ему же академия поручила сочинить подробный «чертеж классической логики».

Перевел много сочинений по богословию и церковной истории, отчасти напечатанных в «Новых ежемесячных сочинениях», отчасти оставшихся неизданными; в их числе: переводы с греческого — «Фмистокловы письма»; «Афиногорово ходатайство за христиан к Марку Аврелию Антонину»; «Епископа Антиохийского Феофила 1-я книга к язычнику Автолику»; переводы с латинского — Три рассуждения из Бингамовых церковных древностей («о праздновании христианской пасхи», «о Пятидесятнице» и «о воскресных и праздничных днях»).

Отдельными изданиями вышли переводы Красовского: А. Калмета — «Еврейский чиновник или рассуждение о придворных и военных чиновниках царей еврейских» (СПб., 1795) и «Еврейский ратник или рассуждение о военном деле древних евреев», (СПб., 1795); Д. Кидония —«Любомудрие противу мнимых страхов смерти», (СПб., 1796).

С 1806 г. он состоял протоиереем и сакелларием большой придворной церкви, где и скончался. Из сочинений его изданы: "Службы на явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Федоровской", (1777 г.). Два рассуждения "О предельности мира сего" и "О неподложности свидетельства о Христе, находящегося в истории Иосифа Флавия". Переводы с греческого: "Фмистокловы письма"; "Афиногорово ходатайство за христиан к Марку Аврелию Антонину"; "Епископа Антиохийского Феофила 1-я книга к язычнику Автолику". Переводы с латинского: Три рассуждения из Бингамовых церковных древностей — "о праздновании христианской пасхи", "о Пятидесятнице" и "о воскресных и праздничных днях"; два рассуждения из Калмета — "о разных упражнениях древних евреев", "о чиновниках царей еврейских и еврейский месяцеслов". Был членом Российской Академии.

Скончался 5 (17)апреля 1811 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

"Историч. зап. о Костр. дух. семинарии"; дела архива. Св. Син. 1805 г. № 207 и 1811 г. №337.

Об Иване Ивановиче Красовском

Красовский Иван Иванович, протоиерей, церковь: Успенский кафедральный собор, г. Кострома, уезд Костромской. (Данные об отце из записи: 1762-1797 Красовский Иван Иванович выпускники, Раздел 1 Стр.246 Энциклопедии КДС)

Иван Иванович Красовский (1715- ~1742) протоиерей Успенского собора г. Костромы. М.Я. Диев "История города Нерехты", Кострома, 2012. С 32-33:

image013"В исходе 1758 г. костромской епископ Дамаскин в Нерехту, как и в прочие города Костромской епархии, посвятил в протоиерея села Писцова священника Иоанна Иоанновича Красовского.... 1759 г. в первых числах января в Нерехте открыто Духовное правление ... Присутствующими в правлении того 1759 г. определены Сыпановский игумен Митрофан и нерехтского собора протоиерей Иоанн Иоаннович Красовский, отправляющий служение там в одни торжественные дни наездом из села Писцова, где жил постоянно, служа как до Протоиерейства, так и в оное при одной из тамошних церквей. В ноябре 1760 г. Красовский переведен в протоиерея в костромской Успенский собор, … . Сын Красовского, также Иоанн Иоаннович, женатый на нерехтской купеческой дочери Анне Ивановне из дома Серебряниковых, был протоиереем костромского Ипатиевского собора, потом, теснимый Павлом Зерновым, костромским епископом, в 1783 г. перешел в С-Петербург и там был сакеларием большой придворной церкви и членом Российской Академии. ..." 

Из ревизской сказки Успенского собора г. Костромы за 1795 год (ГАКО, Ф-200, оп. 15, дело 145, лист 3): Протопоп Иоанн Иоаннов, 67 / умре 1782 г. июля 28. его жена Пелагея Петрова, 69 / умре 1794 г.

На рубеже XIX-XX вв. ректором Семинарии был выдающийся церковный историк и краевед протоиерей И. Сырцов.

 image014image015Протоиерей Иоа́нн Я́ковлевич Сырцо́в (1837 — не ранее 1919) —магистр богословия, церковный историк и писатель, статский советник со старшинством 1890 г., 29 сентября. С 30 января 1897 по 16 августа 1902 года — ректор Костромской духовной семинарии. С 5 марта 1897 по 15 декабря 1902 года Сырцов — редактор «Костромских епархиальных ведомостей». Сырцов — почётный член Костромской губернской ученой архивной комиссии с 26 августа 1897 года, Костромского Александровского православного братства с 1898 года, Общества вспомоществования недостаточным ученикам Костромской духовной семинарии с 1899 года. С 18 февраля 1903 года Сырцов — член Костромской духовной консистории. С 20 апреля 1897 года — член, с 21 февраля 1908 по 16 февраля 1909 года — председатель совета Костромского Федоровско-Сергиевского братства. Сырцов с 16 августа 1902 по 21 января 1909 года — протоиерей Костромского Успенского кафедрального собора. Сырцов был корреспондентом «Воскресного досуга», «Духовной беседы», «Морского сборника», «Православного собеседника», «Русского обозрения», «Русского чтения», «Странника», «Церковных ведомостей» и провинциальных периодических изданий. После отъезда из Костромы жил в городе Вятке. Скончался не ранее 1919 года. Основные сочинения Сырцова посвящены истории старообрядчества, в частности истории Белокриницкой иерархии, самозажигания, Соловецкого восстания; а также истории Соловецкого монастыря.

Среди выпускников Костромской духовной семинарии: А.Д. Домнинский – краевед, первым в XIXв. Указавший место захоронения И. Сусанина, епископ Порфирий (Успенский) – первый глава Русской православной миссии с Иерусалиме,  востоковед и путешественник, Н.В. Покровский, профессор родоначальник русской археологической школы, А. П. Голубцов – историк, профессор Московской духовной академии, Е.Е. Голубинский крупнейший церковный историк, А.В. Годнев – математик, священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, А.М. Василевский – маршал Советского Союза, А.В. Горский – ректор Московской Духовной академии, протоиерей М.Я.Диев – крупнейший костромской церковный историк, протоиерей Ф.А.Голубинский – религиозный философ, профессор Московской Духовной академии; академик Ф.И.Успенский – директор Русского археологического института в Константинополе, К.И.Арсеньев – географ и статистик, и многие другие.

image016С начала 80-х годов XIX столетия и до закрытия Семинарии в 1918 году из ее стен вышло еще немало выдающихся людей, в числе которых святые – святитель Никодим (Кротков), новомученик и исповедник веры Христовой, и мн. др., выдающиеся ученые, педагоги, врачи, писатели, представители культуры, государственные и общественные деятели.

Многие выпускники Костромской семинарии по призыву Родины пошли на фронта Первой мировой и Отечественной войн: Н. Соловьев, М. Барков, П. Ильинский, Б. Васильев и др.

Многие в лихолетье гонений на Церковь отдали свою жизнь в концлагерях и тюрьмах: священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, исповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, священники А. Д. Альбов, Н. Я. Вигилянский, В.А. Орлеанский и др.

 image017Успенский Федор Иванович (1845 — 1928) – знаменитый русский византолог, славист, археолог. Его имя неразрывно связано с крупным событием в истории отечественной науки – становлением византологии как строго научной дисциплины. Творческое наследие историка, в том числе одиннадцать монографий, отличает широта проблематики и огромный фактический материал по истории Византийской империи и славянских народов, выявленный из источников зачастую по крупицам, в буквальном смысле слова.

Основные вехи жизни

1854 (сентябрь)—1860 (июль). Учился в Галичском уездном духовном училище. 1860 (сентябрь)—1866 (31 июля). Учился в Костромской духовной семинарии. 1867 — 1871. Студент историко-филологического факультета СПб. университета. 1871 (ноябрь)—1874 (май). Состоял оставленным при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории и был преподавателем в СПб. средних учебных заведениях. После защиты магистерской диссертации в 1874 г. был избран штатным доцентом Новороссийского университета, ездил для работы в Италию и Францию. В 1879 г. после защиты докторской диссертации избран штатным профессором того же университета. В 1900 г. утверждён ординарным академиком Петербургской академии наук сверх штата (член-корреспондент с 29 декабря 1893). С 1917 – академик Российской академии наук, с 1925 – Академии Наук СССР. Иностранный член Болгарской АН. Инициатор создания Русского археологического института в Константинополе. В 1894 – 1914 гг. был его директором. Из Константинополя совершил несколько поездок, наиболее значимыми из которых были в Сирию и Палестину. Участник VI и VIII – X археологических съездов. С 1914 г. – редактор журнала «Византийский временник». В 1921 г. избран сотрудником ГАИМК и председателем Российского Палестинского общества. В 1922 г. избран председателем Кружка друзей греческого языка и литературы при исследовательском институте имени А. Н. Веселовского при СПб. университете. В 1923 избран председателем академической Русско-Византийской комиссии. В 1922 – 1927 гг. читал курс лекций Ленинградском университете. Был прекрасно известен в Европе.

Область научных интересов, значение в науке

image018У. внёс выдающийся вклад в развитие отечественного византиноведения и изучения всего «византийского содружества» (речь идёт, в первую очередь, о южных славянах). Собственно, с У. и Васильевского, который оказал значительное, пусть и своеобразное влияние на У. (они часто вступали в жаркие споры) начинается новый истинно научный период развития византиноведения в нашей стране. В ходе своих экспедиций У. изучил многие важные артефакты византийской истории, в своих многолетних курсах он оттачивал многие проблемы, десятки статей посвящены тем или иным византийским источникам. Поэтому трудно перечислить все вопросы по византийской истории, на которые старался ответить в своих трудах. У. Это и история сельского хозяйства, землевладения (например, изучал «пронию»), общины, и история образования, и история религиозной полемики, и блестящие персоналии. Трёхтомная «История Византии» – монументальное и многогранное сочинение, не имеющая в этом смысле аналогов в историографии. Интерес к Византии толкал историка к изучению ряда сюжетов истории Ближнего Востока (Сирии, Палестины, Египта и др.), а также Балкан и славянского мира в целом. Первая, ещё студенческая работа У. – серьёзный труд, посвящённый, современно выражаясь, политогенезу у славян Центральной Европы, где вызревали такие социально-политические организмы, как государство Само и т.д. Докторская диссертация посвящена сложному процессу образования болгарского государства. Как и для других русских византинистов история Византии делала для У. более понятным многие сюжеты российской истории. Вот почему ряд его работ посвящены этим сюжетам и хронологический охват здесь весьма значителен: от X до XVI столетий, а сами эпизоды крайне интересны – от крещения Руси до политики царя Ивана Грозного. Широта интересов влекла У. и к истории средневекового Запада: он писал рецензии, ему принадлежит книга, посвящённая крестовым походам. Историк часто и охотно работал в жанре историографии, как российской, так и западной: писал многочисленные рецензии, статьи и некрологи. У. занимал активную общественную позицию, в связи с чем от старой истории он временами обращался к новой, изучал «восточный вопрос» и его роль во внешней политики России. 23 марта 1915 года составил докладную записку о Вселенском патриархате и храме Святой Софии, в которой, по завоевании Россией Константинополя предлагал, чтобы первая литургия была отслужена русскими. О своих студенческих годах написал интересные воспоминания (Петербургский университет в 1867—1871 гг. по воспоминаниям студента // Дела и дни. Вып. I, 1920. С. 163 – 174).

В этот день праздник во всех университетах страны, день студента, потому что МГУ считается родоначальником всех университетов России.

Сильвестр (Кулябка) (1701 - 1761), архиепископ Санкт-Петербургский.

В миру Кулябка Симеон Петрович, родился в 1701 г. в г. Лубнах Полтавской губернии.

В 1726 г. окончил курс Киевской духовной академии.

В марте 1727 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен учителем Киевской академии. С 1738 г. - префект Киевской академии. С 9 августа 1740 г. - ректор той же академии и архимандрит Киево-Братского Богоявленского монастыря.

18 ноября 1745 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского.

25 апреля 1750 г. перемещен на Санкт-Петербургскую кафедра. 2 июля того же года возведен в сан архиепископа Санкт-Петербургского и Финлядского. Назначен членом Святейшего Синода.

Скончался 17 апреля 1761 г. Погребен в Александро-Невской Лавре, в Благовещенской церкви.

Архиепископ Сильвестр в свое время считался знаменитым богословом. Его поучения отличались строгою рассудительностью и нравоучениями. Тринадцать из них напечатаны. Он написал на латинском языке пространные курсы богословия и философии, которые остались в рукописи.

По отзыву одного из ученых исследователей его проповедей, он "был живым преподавателем живого слова с церковной кафедры". Он от природы отличался ораторским красноречием. Красноречие его было простое, душевное. Считался знаменитым богословом: ученики иначе не называли его, как avreus benedicendus magister; его поучения отличаются строгою рассудительностью и нравоучениями; тринадцать из них были напечатаны. 

image019Труды: Слова: В неделю о самаряныне. М., 1742, В день тезоимен. имп. Елисаветы. М., 1744, На день вступл. имп. Елизаветы на престол. М., 1746, На пришествие имп. в Киевскую академию. М., 1744, На коронацию. М., 1749, На тезоимен. имп. (5 сентября). М., 1750, На 30 августа. М., 1750, На 8 декабря. М., 1750, На 15 декабря. М., 1750, На Новый год. М., 1751, На 20 февраля. М., 1751, На восшествие на престол. М., 1751.

В рукописи: 1) 15 слов и проповедей. 2) Пространные курсы богословия и философии на латин. языке.

 Диев, Михаил Яковлевич (1794—1866) — протоиерей, исследователь старины и быта Костромского края; по окончании курса в Костромской духовной семинарии в 1813 г., был сельским священником и законоучителем в Нерехтском уездном училище; в 1832 г. был переведен в село Сыпаново, лежащее в двух верстах от города Нерехты. Хотя научные труды Д. и обращали на себя внимание высшего начальства и даже доставили ему сан протоиерея, но они же неоднократно навлекали на него и неприятности со стороны непосредственного его начальства, которое публично замечало прот. Диеву, что он занимается пустяками, что ему некогда думать о священнической должности; однажды, по доносу диакона, ему даже запрещено было священнодействие.

В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древн. российских и Московское же общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим сочленом (первое даже почетным, в 1832 г.), и св. Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, напр., в 1842 г. к участию в своей комиссии по исправлению «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского и произведя в 1857 г. в сан протоиерея за сочинение: «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами», — местное духовное начальство старалось преследовать его за то же «писательство». В 1832 г. еп. Павел (Подлинский), недолюбливавший «писателя-священника», перевел его в с. Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно «занимается сочинениями», другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов M. Я., называвший их «пустяками», в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению св. Синода.

В своих письмах к Снегиреву он просил не выставлять при своем имени «звания священника», как «более известного». Если при этом мы обратим еще внимание на недостаток материальных средств и трудность в добывании исторических пособий и источников, то должны тем более чтить «достопочтеннейшего протоиерея» за его обширную и плодотворную научную деятельность.

image020Труды Диева необычайно разнообразны по тематике и содержат богатый фактический материал. Его перу принадлежат такие сочинения, как «История города Костромы», «История города Нерехты», «Словарь сел Костромской губернии», «Исторический обзор Костромской губернии», описания сел Тетеринского, Сыпанова, Ликургской волости, Ипатьевского монастыря и др. В основе каждой работы - подлинные акты, грамоты и летописи, рукописи местных краеведов и печатные работы столичных историков.
При жизни Михаила Яковлевича была опубликована лишь небольшая часть его трудов. В 1919 г. в Трудах Костромского научного общества была напечатана работа М.Я. Диева «Город Нерехта в XVIII веке и в первой четверти XIX века». В 1920 году эта же работа вышла отдельным оттиском. Но потом вновь только спустя десятилетия, в 1989 году в областной газете «Северная правда» и других местных газетах стали появляться статьи, в которых рассказывалось о жизни и деятельности нерехтского священника Михаила Яковлевича Диева, его трудах по истории, этнографии и краеведению. Последний год своей жизни Михаил Яковлевич провел в усадьбе Жары нынешнего Судиславского района Костромской области.

image021В настоящее время большая часть рукописного архива М. Я. Диева находится в Российской национальной библиотеке в Петербурге, куда он поступил из собрания ростовского коллекционера А.А. Титова купившего архив краеведа у его наследников в 1889 году.

В 1865 году Михаила Яковлевича разбивает паралич. Сказались годы переживаний и отрешение от должности. Он не владеет правой рукой и без посторонней помощи уже не встает.

3 февраля 1866 года Диев скончался на семьдесят втором году жизни. Похоронили его при церкви села Ильинское, которое находится на реке Мезе в Судиславском районе Костромской области (ранее Костромской уезд). Совместными усилиями общественности, организаций и учреждений, органов власти приняты меры к благоустройству места захоронения Михаила Яковлевича Диева на погосте возле Ильинской церкви. В г. Нерехте открыты памятные доски на зданиях, связанных с его жизнью и деятельностью: Нерехтском Мариинском училище, Нерехтском уездном училище, доме, где жил отец Михаил.

Из напечатан. трудов Д. главные: «О вирах у россиян Х и XI в.» («Русский Историч. Сборник», I кн., 2) и «Изъяснение некоторых выражений Правды Русской» («Ж. M. H. Пр.», т. XXII). Более обширные труды Д. остались ненапечатанными, каковы: исторический словарь разных писателей православной церкви, преимущественно тех, чьи сочинения переводом вошли в славяно-русскую литературу; исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и др. членов Российского государства до Петра; проверка иерархических каталогов; материалы для истории Российской иерархии; история новгородских владык; костромская Вивлиофика; история костромской епархии; исторический словарь городов, волостей, сел и разных мест Костромской губернии и мн. др. Рукописи Д. приобретены А. Титовым, который напечатал список их («Библиографические Записки», 1892, № 2), и один из трудов его: «Научные делатели Костромского вертограда» (словарь писателей Костромской губернии; там же, №№ 5 и 8). Д. сильно помог Снегиреву в составлении трудов его: «Русские простонародные праздники и свадебные обряды» и «Русские народные пословицы и притчи», состоял в постоянной переписке с митрополитом Евгением Болховитиновым, ревностно трудился над продолжением его словаря писателей духовного чина; в особенности много сведений сообщил он архиеп. Филарету для его «Обзора русск. духовной литературы». Диев состоял членом Московского общества истории и древностей российских и сотрудником общества любителей российской словесности.

Ср. H. Полетаев, «Протоиерей M. Я. Диев и его историко-археологические и этнографич. труды» (Кострома, 1891).

image022Воскресенская с. Ильинское на Мезе каменная, с такою же колокольней, построена в 1799 г. усердием прихожан. В 1898 г. теплый храм расширен на собранный прихожанами капитал. Церковь обнесена камен. оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: а) в холодной во имя Воскресения Христова, в теплой б) правый во имя Иоанна Лествичника, в) левый во имя прп. Сергия Радонежского. Расстояние от Костромы 30 в. Ближайшие церкви: Введенская с. Ряполова в 7 в. и Николаевская с. Грудева в 8 в. Храм утрачен в советский период. От церкви сохранился только первый ярус колокольни. Здесь течет река Меза и проходит тракт из Костромы в Галич. Административно-религиозным центром было село Ильинское, которое с деревнями Носково, Ряполово, Филипово, Абросьево и др. в 1629 г. дано в поместье И.З.Кутузову за его участие в обороне Москвы от поляков. Сын его М.И. Кутузов служил воеводой в Юрьевце. «В селе церковь Преображения Спасово древянна вверх шатром да другая церковь с трапезой Воскресение Христово да придел Сергия а образа и все церковное строение вотченика и приходных людей. В 1691 г. вотчина поделена Христофору, Евграфу, Тимофею сыновьям Дмитрия Кутузова и их дедьям». До 1750 г. эта вотчина была в роду Кутузовых.
Каменная церковь в селе Ильинском построена в 1799 г., на кладбище ее похоронен М.Я. Диев — выдающийся историк и краевед.

                                Л. Сизинцева

У истоков духовного образования в Костромском крае

«Столетье безумно и мудро», — точно определили современники «осьмнадцатый век». Болезненные перемены, естественным образом вызревавшие в предыдущем столетии, волей Петра были значительно ускорены. Старое торопливо ломали, новое еще не утвердилось. Это касалось всех сторон жизни государства и народа, и область церковная не была исключением.

С упразднением патриаршества и учреждением Синода церковь стала частью государственной системы. Менялись нормы общественной жизни, менялись и требования к пастве и пастырю. Прежние способы поддержания уровня знаний и норм пришли в упадок и перестали удовлетворять требованиям времени. «Сеятель не сеет, а земля не приемлет, — писал святитель Дмитрий Ростовский, — иереи не учат, а людие невежествуют»[1].

image023  Уже в  Высочайшем указе от 22 сентября 1738 г. изъявлялось «высокоматернее тщание и старание» о  снабжении святых церквей «учительными священниками» для подтверждения христианского закона и благочестия проповедями, «ибо простый подлый народ, не имея в сердцах страха Божия и надлежащего наставления к добрым делам и тако от невежества и грубиянства преклоняются во всякое зло, а имянно впадают в леность, пьянство, в татьбы, в разбои, в смертные убийства и прочая богомерзкие дела»[2].

Первое учебное заведение духовного ведомства открылось не в Костроме, а в Юрьевце. Это установил еще в первой половине XIX в. М.Я. Диев.  Он писал о Юрьевецкой славяно-российской школе, открытой в 1730 г. архиепископом Питиримом для борьбы с расколом[3].

image024Однако наибольшее влияние на развитие духовной школы оказало создание в 1744 г. Костромской епархии[4].  В протоколе заседания Синода в качестве причины указывалось, что из-за огромных размеров Московской епархии «в разных и дальних от Москвы городех и уездех состоит церквей более пяти тысящ, монастырей более двух сот, которых единому архиерею управить весьма невозможися, отчего размножается раскол и в делех челобитчиком, також производимым во священство и в церковный причет волокита и  многое продолжение чинится»[5].

Первый же владыка, добравшийся до Костромы, Сильвестр Кулябка, озаботился созданием епаршеской школы. С огромным трудом изыскивали средства[6]. Детей набирали из семей духовенства, но дело было необычное, непонятное. Прошел слух, что неспособных будут отдавать в солдаты, и родители прятали недорослей, а ежели посланные их находили, то матери плакали, провожая, как по мертвым.

Кстати, слухи, видимо, действительно имели под собой почву. Позже указом епископа Симона по представлению учителей семинарии было определено: «непонятных и к продолжению высших наук ненадежных пятнадцать человек учеников из семинарии уволить»[7]. Предполагалось отдать их родителям для самостоятельного обучения наукам, а если и после того экзамен не выдержат, – «отослать для определения в военную службу», или в солдатскую школу, или «куда они способными окажутся в светскую команду»[8].

Только на третий год удалось набрать 30 воспитанников. Первым учителем стал монах Ипатьевского монастыря Анастасий. «Это доказывается тем, что ему, с 1747 года, выдавалось  жалованье за экзаменатора из сумм консистории 20 р. в год и столько же за учительство из  семинарского хлеба,от  продажи его». [9]

image025Однако, стоило владыке Сильвестру покинуть епархию, как школа закрылась, ученики были распущены. Стабильным стало семинарское житье-бытье только при владыке Дамаскине, который принял епархию в 1758 г. —  «пастырь с твердостию характера, деятельный, заботливый»[10].

В соответствии с рекомендациями «Регламента духовного» размещать семинарии «не в городе, но в стороне, на веселом месте угодное, где несть народного шума, ниже частыя оказии, которые обычно мешают учения, и находит на очи, что похищает мысли молодых человек, и прилежать учением не попускает»[11], он определил для семинарии собственное место на окраине Костромы. В 1759 г. владыка построил подле древнего Спасо-Запрудненского монастыря «огромный двухэтажный корпус»[12] для учеников, а рядом – свой, архиерейский дом и дома для учителей, разбил сад, устроил пруд… Выписал из Киево-Могилянской академии учителей, двух братьев, Максима и Ивана Федоровых, которые стали преподавать «по академической методе» один греческий, а другой — латинский языки. Позже к ним добавились другие выпускники киевской академии.

Все учителя были молоды и говорили по-украински, а местные говоры считали искажением правильной «мовы», разница была велика, и учителя с учениками часто не понимали друг друга. Как записал М.Я. Диев со слов очевидцев, наставники-малороссияне в классе «осмеивали формы великороссийского наречия», за высказывания на родном языке учеников подвергали наказанию «тогда заключавшемуся в битии по правой ладони дубовою круглою палочкою, называемою “паля” и стоянии голыми коленками на песку, иногда дресве и горохе[…] Заботливый Дамаскин с терпением переносил все затруднения и еще при своей жизни имел удовольствие малороссиян заменить питомцами Костромской семинарии»[13].

image026  Чтобы приохотить детей духовенства к образованию, владыка содержал семинаристов на казенном коште, а при каждом из семи духовных правлений весной 1760 г. открыл начальные школы для обучения «азбуке, букварю, заповедям Божиим, часослову, псалтири, шестодневу, церковному уставу и нотному пению»[14]. Много позже, уже после их закрытия,  будут созданы духовные училища – центры образования и образованности в уездах.

Смерть прервала труды архипастыря летом 1769 г., а сменивший его Симон (Лагов) стал душой семинарских штудий. Он поощрял ученые занятия «денежными вспоможениями, подарками книг», частенько пешком ходил из Ипатия на Запрудню «в одном подряске в белой шляпе», «а иногда проживал при ней безвыходно по нескольку дней», смотрел тетради казенных учеников, проверял упражнения[15].  Надо при этом учесть, что нет в ту пору еще Костромской губернии, и владыка – первое по статусу лицо в городе…..

image027При семинарии тщанием епископов Костромских и Галичских была собрана немалая библиотека, хранившаяся в семинарском деревянном доме, что представлялось неудобным. В 1772 г. владыка Симон устроил для неё новое помещение в нижнем этаже каменной Спасо-Запрудненской церкви, где прежде был придел во имя святителя Алексия[16]. В 1775 г. семинария сгорела, книги же, благодаря переводу в каменное помещение, остались целы[17].

Тем не менее, во время обучения в семинарии М.Я. Диева (это начало XIX века), Введенская церковь еще сохранялась. При ней «на великое пространство расстилался, подобно продолговатому озеру, омут монастырской мельницы», на противоположном берегу Запрудни стояли монастырские службы[18]. После пожара главного корпуса семинарии в 1775 г. преосвященным Симоном с восточной стороны двора было построено новое деревянное здание («огромный дом»)[19]. В 1772 г. семинария была обнесена деревянной оградой, «состоящею с юго-западной стороны из палисадника с тремя воротами, а со стороны восточной и северной из простого забора»[20].

В 1798 г. по причине ветхости построек семинарии учащиеся были переведены в Ипатьевский монастырь на 5 лет[21]. За это время к 1802 г. для них на Запрудне было отстроено два «огромных», по свидетель­ству М.Я. Диева,  деревянных на каменном фундаменте корпуса. Один из них предназначался для учебных классов, другой — для учителей[22].

По описанию Н.О.Андроникова, «классические покои» были деревянными, одноэтажными, на каменном фундаменте, имели 8 обширных комнат, из которых в 7-ми помещались классы, а в восьмой — публичная аудитория для диспутов и выпускных экзаменов. Фасад был обращен к Ипатьевскому монастырю, постройка находилась перед прежним семинарским двором. В прежних помещениях для казенных воспитанников находился полко­вой лазарет, выведенный, очевидно, после перемещения семинарии на Запрудню в апреле I802 г.[23].

Строительные работы продолжались еще несколько лет. В 1803 г. был устроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом  для учителей и префекта, в северной стороне двора — каменная поварня, а в 1806 г. одновременно с починкой жилых комнат для казенных воспитанников, к поварне была пристроена каменная столовая комната[24].

В декабре 1813 г. деревянный корпус для классов сгорел. Остальные здания, отделенные от него двумя рядами берез, посаженными еще еп. Дамаскином, остались целы. Тем не менее, семинария была переведена в город, старшие классы — в Богоявленский монастырь, младшие — в один из соборных домов на кремлевском холме[25].

Публичные экзамены становились событием для всего города, собирая множество публики, которая видела в них благотворное веяние времени. Их называли «рацеи на препотах», каковые  устраивались и в 1820-х гг. Так, 13 и 14 июля 1827 г. некоторые духовные и светские особы были приглашены билетами на публичные испытания учеников семинарии[26]. В первый день ученики всех трех отделений оказывали свои успехи в светских предметах. Звучали немецкий и французский языки, отвечали историю церковную и гражданскую, а учащиеся среднего отделения  сдавали математику. Второй день был посвящен Богословию, философии, словесности. Греческий язык сдавали все, а древнееврейский – только высшее и среднее отделения[27].

Нет, конечно, не стоит идеализировать ни семинарию, ни семинаристов. Дети – как дети. Правление семинарии доносило в консисторию, что «сего мая 10-го числа приватно обучающийся ученик костромской семинарии низшего отделения Николай Большесольский, возв[ращаясь] с гулянки, бывшей за рекою Запруднею, позд[но] играл на кларнете, ходя по градским у[лицам]  с учениками, песни певшими, о которых в[последствии] при допросе Правлению семинарии не откр[ыл]»[28].

Случались и более серьезные проступки: взрослые семинаристы были замечены у питейных домов в нетрезвом виде, да и на улицах пели «срамные песни»,  задевали друг друга и подвернувшихся под горячую руку мещан[29]. И наказание было более серьезным – «надо бы отчислить из духовного звания, но из уважения к раскаянию их» участники беспорядков были отсылаемы в монастыри на исправление[30].

Шел процесс «ошколивания», и он-то как раз развивался очень удачно. Критерий – количество ученых, профессионально занятых в сфере производства и трансляции новых знаний. Именно выпускники семинарии составили впоследствии славу губернии: «В состав вновь открытой Российской Академии в 1783 г. и в число 14 членов новооткрытой Академии – представительницы отечественного просвещения, поступили три воспитанника Костромской Духовной семинарии, Протоиереи: Иван Иванович Красовский, Георгий Михайлович Покровский и священник Иван Иванович Сидоровский. Всех членов духовенства было шестеро, следовательно, половина из них костромских»[31]. В 1791 году И.И. Красовский был удостоен золотой медали за свои ученые труды.

image028В том же 1791 г. были открыты духовные училища в Нерехте, а также при монастырях Галичском  Пасиевом, в Тихоновом Лухском и в Макарьевском  Унженском. Преосвященный Павел (Зернов), распорядившийся об их создании, объяснял это так: всех желающих  поселить в семинарских покоях невозможно, и «дабы не отнять ревность у желающих продолжить науки, долгом поставляем мы […] завесть в епархии нашей еще училища…». Способных к наукам после училищ предполагалось рекомендовать в семинарию[32]. Так училища стали не просто подготовительным звеном, но и местом отбора лучших.

Позже Нерехтское училище не упоминается в списках, зато всплывают два новых – в Солигаличе и в Костроме. Так, в 1818 г. в качестве ректоров духовных и уездных училищ упоминались в Костроме – И. Красовский, в Галиче – А. Калинников, в Лухе – Петр Агриколянский, в Солигаличе – Иоанн Митинский, в Макарьеве – Петр Соколов[33]. Позже к ним добавилось Кинешемское[34].

image029По отчету о ревизии  1824 г. Галичского, Солигаличского, Макарьевского, уездных и приходских училищ Николая Соснина, иерея, учителя Всеобщей истории и немецкого языка Костромской духовной семинарии, можно судить о том, что главным предметом были древние языки, а главным навыком считался перевод.  «… усмотрено, что в Галичском уездном училище ученики высшего отделения недостаточно приучены  к переводу с российского на латинский язык; ученики низшего отделения совсем не приучаемы были к переводу с российского на латинский язык». В Солигаличском училище ученики высшего отделения мало были занимаемы переводом учебной книги с греческого языка на российский[35]. Вооруженные знанием языков, все остальное  — философию, богословие, физику с метафизикой  — они должны были получить в семинарии.

image030Таким образом, семинарии создавались для «ошколивания» будущих священников, ибо, по словам Феофана Прокоповича, составителя «Регламента  духовного», «когда нет света учения, нельзя быть доброму церкве поведению, нельзя не быть нестроению, и многим смеха достойным суевериям, еще же и раздорам, и пребезумным ересям»[36], «убо учение доброе и основательное есть всякой пользы, как отечества, так и церкве, аки корень и семя и основание»[37].

Постепенно, во многом благодаря стараниям архипастырей, семинария стала ядром «культурного гнезда», пославшего своих выпускников в столицы.  Там создавалась совершенно особая атмосфера, в которой ценились науки и художества, поддерживались и воспитывались исследователи. Преосвященный Симон (Лагов) «сообщал ученую ревность» преподавателям семинарии: «кого он видел к тому способным, тем он делал ученые препоручения, со всем радушием снабжал их наставлением и материалами»[38].

Приходя из родительского дома диковатыми пареньками, мало отличаясь от своих крестьянских сверстников, семинаристы  попадали в среду, во многом ориентированную на светскую культуру. Они читали по-латыни Овидия и Цицерона, писали стихи (это входило в обязательную программу занятий), читали книги семинарской библиотеки («Ибо без библиотеки, как без души академия»[39]). Среди них было много книг светского содержания. Достаточно сказать, что только библиотека преосвященного Евгения Романова, поступившая в семинарское книгохранилище, содержало переводы на русский язык трудов Монтеня, Вольтера, французских энциклопедистов. Ученые диспуты выпускников семинарии, становились событиями в культурной жизни города. Лишь к 1830-м гг. набравшая вес Костромская гимназия оттеснила в жизни Костромы семинарию на второй план. Да и то, можно сказать, что становление нового, светского уже среднего учебного заведения во многом было обязано выпускникам и преподавателям семинарии, взявших на себя чтение классических языков и некоторых гуманитарных курсов[40].

По окончании семинарии желающие поступали в духовные академии, а в начале XIX в. их стали направлять и в светские учебные заведения — по медицинской части, позже — по научной и педагогической.

Закладывалась традиция, которую Костромская духовная семинария бережно сохраняла до самого своего закрытия в 1919 году. Благодаря ей, из этих стен вышли многочисленные ученые и путешественники, философы, богословы, историки, археографы, статистики, врачи, литераторы.

[1] Цит. по: Диев М.Я. Исторические исследования о Костромской стороне, представленные преосвященным костромским Леонидом Филофею, для комиссии, учрежденной по программе Святейшего Синода, для составления церковно-исторического описания Костромской епархии. 1851-1855  // Российская национальная библиотека, отдел рукописей. Далее – РНБ ОР). Тит 4021.  С.58.

[2] Цит. по: Миловидов И. Содержание рукописей, хранящихся в архиве Ипатьевского монастыря. Вып.2. Кострома, 1888. С..45.

[3] Диев М. Я. Состояние духовенства Костромской стороны до учреждения и при учреждении в оной епархии // Государственный архив Костромской области (далее – ГАКО). Ф.130. Оп.11. Д.2349. С.22 об.

[4] Подробнее см.: Новикова Е. [псевд., наст. фам. – Л.И. Сизинцева]. «Золотой век» Костромской духовной семинарии // Губернский дом. — 1994. — №5. – С. 50-53.

[5] Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф.796. Оп.25. Д.319 (1744). Л.12.

[6] ГАКО. Ф.31. Оп.1. Д.2. Л.л. 137, 147-148.

[7] ГАКО. Ф.31. Оп.1. Д.1. Л.164-165.

[8] Там же.

[9] [Андроников Н.] Исторические записки о Костромской духовной семинарии и о Костромской губернской гимназии, составленные бывшим учителем семинарии и временным преподавателем гимназии Н. Андрониковым. Кострома, 1874. (Далее – Андроников…). Паг.1, с.6.

[10] Диев М.Я. Исторические исследования о Костромской стороне, представленные Преосвященнейшим костромским Леониду и Филофею, для комиссии, учрежденной по программе Святейшего Синода, для составления церковно-исторического описания Костромской епархии. 1851-1855  // Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Далее – РНБ ОР). Тит 4021.  С.58.

[11] Регламент духовный. – СПб., 1721. — Л.54 об. (Далее – Регламент…)

[12] РНБ ОР. Тит 4021.  С. 62.

[13] РНБ ОР. Тит 4021.  С.65-66.

[14] РНБ ОР. Тит 4021.  С.60.

[15] РНБ ОР. Тит 4021.  С.87.

[16] Материалы для истории Костромском семинарии. Отд. 2 // КОИАХМЗ. КОК 25126 . Л.19.

[17] Там же, л.24 об.; Диев М.Я.Первое столетие Костромское епархии// РНБ ОР. Тит 4015.С.81-82.

[18] То же // РНБ ОР. Тит 4013.Л. 153.

[19] То же // РНБ ОР. Тит 4015.С.82.

[20] Там же, с. 100.

[21] Диев М.Я. Историческое исследование о Костромское стороне… //РНБ ОР. Тит 402I.C.94-96.

[22] Там же, с.97.

[23]Андроников с.32.

[24] Там же.

[25] Там же, с.41.

[26] ГАКО. Ф. 432. Оп.1. Д. 129. Л.41.

[27] Там же, л. 44.

[28] ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.115. Л.27.

[29] Там же, л.л. 28, 47, 52, 54 об.

[30] Там же, с. 74 об.

[31] Описание библиотеки Кафедрального Успенского собора // Костромские губернские ведомости (далее — КГВ). 1858.   №27. 12 июля.   С. 264:

[32] Материалы для истории Костромской семинарии. Отдел второй. Семинария, содержимая казенными средствами при пособии средств епархиальных с 11-го июля 1765 г. по 26 марта 1800 года. Рукопись 1860-х гг. // Государственное учреждение культуры Костромской объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (далее — ГУК КОИАиХМЗ). КОК 25126.  С. 94.

[33] ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д. 65. К. 107. Л.70.

[34] О преобразовании приходских духовных училищ // КГВ. 1852. Ч. официальная.  Отд.2, местный. Л. 313-314, 424.

[35] ГАКО. Ф.432. Оп.1. Д.97. Л. 155.

[36] Регламент… Л.42 об. Л.43.

[37] Регламент … Л.43.

[38] Диев М.Я. Первое столетие Костромской епархии // РНБ ОР.  Тит 4013.

[39] Регламент духовный. – СПб., 1721. Л.49 об.

[40] Андроников… Паг.2-я.

.

Опубликовано 28.01.2007 автором Лариса Сизинцева

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Сиков Максим Александрович (1889- 1937)

Родился Максим Александрович Сиков 11 мая 1889 г. в д. Холопово Александровский уезда Владимирская губ., крещен был в соборе Рождества Христова г. Александрова. В 1905г. с отличными оценками окончил городское мужское училище г. Александрова.

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: