19 января 2024. Праздник Крещения Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00112 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника  Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно  родившегося Богомладенца  песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

14 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память св. Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

image00219 января Церковь празднует Богоявление Господне, в котором вспоминается и прославляется событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа пророком Иоанном, названным за это Крестителем, в водах реки Иордан.

Богоявлением этот праздник называется по причине явления при Крещении Христа всех лиц Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна, Дух Святой сошел  на Сына в виде голубя.

 Праздник Богоявления называется еще Днем просвещения и Праздником Светов в связи с тем, что Господь есть Свет Истинный, пришедший в наш мир просветить людей, находящихся во тьме язычества и духовной смерти (Мф. 4.16). В связи с этим, в древности существовал обычай, накануне Богоявления, в Крещенский Сочельник, совершать Таинство Крещения над новыми членами Церкви. Особенность праздника Богоявления так же  являются два великих водоосвящения, названных великой агиасмой – великой святыней.

image003Обычай освящения воды в реках произошел от традиции иерусалимских христиан в день Богоявления ходить на реку Иордан в воспоминание Крещения Господня. От этой традиции и у нас крестный ход на реку имеет наименование «ходом на Иордань» (Иорданью названа вырезанная во льду крестообразная купель).  В современной традиции принято ходить на Иордань и освящать воду в реках после утренней службы в Крещенский Сочельник. Над водой, при водоосвящении, произносятся молитвы, в воду трижды погружается  крест. После освящения воды в храме, люди эту освященную святыню несут в свои дома. Кропят святой водой все помещения своего жилища и предметы в нем. Хранят набранную в праздник  воду весь год у святых икон  и понемногу пьют ее натощак каждый день, вкушая при этом частичку  просфоры (церковный хлеб), или кусочек артоса (освященный на Пасху хлеб). Обряд освящения воды совершается так же и в день праздника Богоявления. Гадание, накануне Крещения, как отголосок народного язычества считается великим грехом. Крещенский Сочельник – постный день.

image004Существует обычай купаться в Иордани (проруби), после освящения воды. Но этот обычай не носит какого-либо священнодействия и не является обязательным. Нельзя требовать от Бога чуда и совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. В этот день престольный праздник Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора г. Костромы (1426 г.), в п. Красное на Волге, в с. Ковалево, Нерехтского р-на.

В день Богоявления с особым благоговением отмечают престольный праздник Богоявленского монастыря (1426г.), основателем и строителем которого был преподобный старец Никита Костромской, ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского. Мощи преподобного Никиты пребывают «под спудом» в нижнем храме обители. Своему благолепию монастырь обязан молитвам своих подвижников благочестия и боярским родам Салтыковых, Вяземских, Хованских, Кафтыревых. В нем пребывают две чудотворные иконы Божией Матери – Феодоровская (в соборе) и Смоленская (в Смоленской церкви монастыря). Монастырь неоднократно его посещали представители правящего царского дома Романовых – от Михаила Федоровича до последнего императора - страстотерпца Николая II. Среди лиц, посещавших монастырь на рубеже XIX-XX вв. необходимо отметить святого праведного пресвитера Иоанна image005image006Кронштадского и святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Федоровну. С 2003г. в соборном храме, рядом с киворием Федоровской иконы Божьей Матери, хранятся обретенные мощи преподобного Тимона Надеевского (1788-1840) – ученика и сподвижника преподобного Серафима Саровского.

Богоявленско-Анастасиин монастырь стоит на месте трех древних обителей: мужского Богоявленского монастыря и двух женских − Крестовоздвиженского и Анастасиина. У всех трех монастырей – многовековая история.

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в 1426 году происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

image007В отличие от Ипатьевского, основанного в стороне от города, Богоявленский монастырь входил непосредственно в городскую черту, являясь одним из опорных пунктов в системе городских укреплений. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора - самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя, а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря - Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского - Анастасией) и Крестовоздвиженский.

image008 Главный храм обители - Богоявленский собор – стал кафедральным собором Костромы. Это наиболее древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559–65 годах, первоначально он представлял собою пятиглавый, с по закомарным покрытием четверик с подклетом, трёхсторонним открытым гульбищем и трёхчастной алтарной апсидой. Гульбища вскоре были надстроены открытыми арочными галереями. В середине XVIII века были растёсаны окна четверика. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, как предполагают, артелью костромских монументалистов во главе с искусными изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но и они не сохранились. Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков. Синодик Костромского Богоявленского монастыря с перечисление погибших «от государевых изменников и от литовских людей» в 1609-1611 гг. Л.169 об., 170)

image009«Братья, и слуги, и служебники, и христиане монастырские избиенные от государевых изменников и от литовских людей 117-го году: священноинока Трифилия, священноинока диакона Анфиногена, инока Варлаама, инока Дионисия, инока Иева, инока Иродиона, инока Симеона, инока Кирила, инока Максима, инока Иасафа, священноинока Макария, священноинока Саваю, инока Гурия, слуги Петра, Афанасия, Епифания. Служебници Василия, Иванна, Стефанна, Никиту, Диомида.

Христиане Июду, Дорофия, Феодора, Ивана, Василия, Тита, Феодора. Зиновия, Артемия, Савастиана, Симеона, Григория, Иванна, Афанасия. Симеона, Илию, Кирила. Артемия, Стефания, Лукиана, Харлампия, Харлампия, Максима, Иванна. Иванна. Кондратия, Сергия, Тимофия, Павла, Василия, Василия, Григория. Григория, Симона[7].

Убиенные ж Возжвиженского монастыря: архимарита Генадия, священноинока Антония, инока Васьана, инока Родиона, инока Андриана, инока Германа, инока Доментиана, иноки Иокима, Сисоя [...]

  В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920-1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены ряд храмов. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.

В 1991 году впервые после 1925 года в соборе была проведена церковная служба, а через несколько месяцев в храм внесли костромскую святыню - Федоровскую икону Божией Матери. Вскоре возобновились службы в Смоленской церкви, а в 2006 году восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского).

 Одной из величайших святынь Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря является Федоровская икона Божьей Матери - почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной икона Богородицы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке. Ее иконография сходна с Владимирской иконой Богородицы.

Икона почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии юного царя Михаила Фёдоровича, которой и благословляла его мать - монахиня Марфа.

Праздники и чтимые даты

В монастыре хранится много святынь и чудотворных икон:

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;

чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

святые мощи преподобного Никиты Костромского;

святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

крест-мощевик с частицами мощей 278 святых;

складень-мощевик с частицами Ризы Господней, ризы и пояса Пресвятой Богородицы.

Престольными праздниками являются:

Богоявление (Крещение Господне) — 19 января;

11 ноября — преподобномученицы Анастасии Римляныни;

12 января — преподобномучеников Богоявленских (местн.);

19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

3 февраля — преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);

5 февраля — Собор Костромских святых;

27 марта и 29 августа — Феодоровской иконы Божией Матери;

18 июля и 8 октября — преподобного Сергия, игумена Радонежского;

10 августа — Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;

28 сентября — преподобного Никиты Костромского (местн.)

 Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/bogoyavlenskij-anastasiin-monastyr-v-kostrome.html

Богоявленский собор монастыря считается кафедральным – главным храмом Костромской митрополии, которая решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 в определена в административных границах Костромской области.

Главой митрополии назначен правящий архиерей Костромской и Нерехтской епархии митрополит Ферапонт (Кашин).

Решением Синода от 27 декабря путём выделения части территории Костромской епархии в составе Костромской митрополии была образована Галичская епа́рхия. В нее вошли земли районов Костромской области: Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского,  Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского. Епископом Галичским и Макарьевским был избран архимандрит Алексий (Елисеев).

image010Костромичи со скорбью вспоминают храм Богоявления Господня с колокольней в Костромском кремле, воздвигнутый в 1791 году рядом с Успенским собором. В нем находилась усыпальница костромских архиереев (архиепископа Платона (Фивейского+1877), епископа Игнатия (Рождественского+1883), Виссариона (Нечаева+1905)). В начале 1929 года оба соборных храма подверглись закрытию, в июле 1934 года серия взрывов превратила оба соборных храма в руины. К осени, направленным взрывом была уничтожена колокольня. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Богоявленского собора и колокольни.

image011Богоявленский собор Костромского Кремля, построенный Степаном Андреевичем Воротиловым – талантливым костромским зодчим в 1776-1791 годах, являлся крупнейшим культовым зданием губернского города. По совершенству художественного замысла, соединившем в себе грандиозность и изящество, он не имел себе равных по всей Волге и давно стал архитектурной эмблемой Костромы, её славой и гордостью. Видимая издалека 64-метровая Соборная колокольня служила своеобразным ориентиром для проплывающих судов. В ясную погоду с вершины её был виден Ярославль, удалённый отсюда на многие десятки вёрст. Вместе со стоящим подле древним Успенским собором (ХVI-ХVII вв.), являвшимся Кафедральным собором г. Костромы, и домами Соборного причта (сохранились доныне), также построенные братом и сыном Степана Андреевича П.А. и Е.С. Воротиловыми, Богоявленский собор составлял ту архитектурную группу, которую называли Костромским Кремлём. Ансамбль дополняла каменная с коваными решётками ограда с несколькими воротами, из них выделялись главные, так называемые Триумфальные, или Святые, с северной стороны, обращённые к Торговым рядам, и Царская беседка. Четырехъярусная колокольня с курантами, воздвигнутая в 1775-1778 гг., долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году). Богоявленский (тёплый) собор был заложен в 1776 г.

 image012Богоявленский собор - одноглавый, одноапсидный, четырехстолпный, с примыкающей к нему с запада величественной четырехъярусной колокольней - был освящен в декабре 1790 г. В 1866-1868 г.г. к собору пристроили два придела: правый - в честь Феодоровской иконы Божией Матери, св. блгв. князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца, левый - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и св. мученика Платона.

В 1876 г. в соборе погребен один из его священников - П.Ф. Островский, выдающийся историк-краевед, дядя драматурга А.Н. Островского. В конце 70-х г.г. XIX в. в подклете собора устроили архиерейскую усыпальницу, в которой погребены: епископ Платон (Фивейский; + 1877 г.), епископ Игнатий (Рождественский; + 1883 г.), епископ Виссарион (Нечаев; + 1905 г.) Богоявленский собор закрыт в ноябре 1929г. Взорван летом 1934 г.

image013В начале 1929 г. по распоряжению властей оба костромских собора были закрыты, в них разместили зернохранилище. Соборы числились на учете как памятники старины «первой категории», но 16 июля 1933 года костромская «Северная правда» деловито сообщила: «Снести церкви соборной группы постановил президиум горсовета для расширения площади парка культуры и отдыха. Церкви должны быть снесены в настоящем году. В Наркомпрос послана просьба о снятии с учета намеченных к сносу церквей, в том числе и колокольни».

Приговор привели в исполнение через год. Богоявленский и Успенский соборы были взорваны 8 июля 1934 года саперами костромского военного гарнизона, вскоре погиб и Богоявленский. Еще весной 1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень «Льнокомбинатстрою» - организации, руководившей строительством льнокомбината им. Зворыкина. Руины Костромского Кремля разбирали до 1936 года.

Первый проект воссоздания Костромского кремля был выполнен на рубеже 80-90-х годов XX века на основе чертежей середины XIX века, обмеров 1934 года и фотографий начала XX века.  В 2008 году Л.С. Васильевым был подготовлен проекты восстановления колокольни Костромского кремля.

29 августа 1993 года архиепископом Костромским и Галичским Александром был установлен и освящён Памятный крест на месте алтаря Успенского собора. 26 декабря 2003 года был заложен первый камень в основание колокольни Богоявленского собора.

image014 20 мая в центре Костромы состоялась торжественная церемония, посвященная началу работ по восстановлению взорванного в 1930-е годы соборного комплекса Костромского кремля. Тем самым дан официальный старт реализации масштабного проекта.

В июле 2015 года проект благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив чин освящения закладного камня Успенского собора.

Строительство Костромского кремля ведется на средства Виктора Ивановича Тырышкина (род. 4 октября 1953) — российского предпринимателя и мецената, президента ООО "Корпорация ВИТ", занимающейся жилищным строительством. Имеет более 50 научных трудов и публикаций, 22 зарегистрированных авторских изобретения.

Активно занимается благотворительной помощью Русской православной церкви — строительством и реконструкцией храмов:

  • Пушкинский район Московской области, посёлок Любимовка: восстановление церкви в бывшем имении К. С. Станиславского (1996—1999), строительство церкви в честь Святой Блаженной Матроны Московской (1999—2002) и воскресной школы на 65 детей (строится).
  • Реконструкция комплекса зданий районной больницы имени В. Н. Розанова в городе Пушкино в Московской области, 40 % финансирования (2002—2003).
  • Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском: реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса; строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, строительство церкви Иоанна Предтечи, Никольского собора, школы-интерната для трудновоспитуемых подростков и беспризорных детей на 133 человека; реставрация старого Келейного корпуса и постройка нового Келейного игуменского корпуса; возведение Монастырской стены.
  • image015Реставрация Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
  • Реставрация Спасо-Преображенского собора в Рыбинске.
  • Строительство Успенского кафедрального собора в Ярославле.

Также оказывается помощь в восстановлении Выксунского женского Иверского монастыря в Нижегородской области, монастыря Китаевская пустынь в Киеве, в реконструкции и новом строительстве церквей на Северном Кавказе, в Ивановской области и в Белоруссии.

В рамках празднования 75-летия Костромской области и накануне праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на строительной площадке восстанавливаемого Костромского Кремля состоялся торжественный молебен и освящение креста купола Богоявленского собора. В настоящее время работы по воссозданию Богоявленского собора продолжаются. В 2019 году строители проведут монтаж кровли, архитектурное декорирование, внутреннюю и внешнюю отделку сооружения.  Параллельно ведется подготовка к восстановлению второго утраченного кремлевского храма – Успенского собора (СМИ44, http://smi44.ru/news/culture/v-den-prazdnovaniya-75-letnego-yubileya-kostromskoy-oblasti-na-kupol-bogoyavlenskogo-sobora-vosstana/). 

 image016   24 сентября 2023 года в Костроме прошла церемония освящения Богоявленского собора Костромского кремля. Богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Вспомним в этот день священника с. Писцово Костромской губернии Александра Михайловича Богоявленского погребенного 13 июня 1893 г. на кладбище Воскресенской церкви, вспомним и священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Святитель стал первым из священномучеников русской Церкви новейшего времени в архиерейском сане (1848-1918).

Митрополит Арсений (Стадницкий) сказал о нем: «На свое служение он смотрел как на послушание, которое должен исполнить до конца, твердо и непоколебимо, подобно истинному воину, стоя на своем посту даже до смерти. И никто из знающих его не обвинит его в том, что он гнулся семо и овамо. Он шел по прямому пути, и на светлом челе его нет пятна приспособляемости. Он кровью оросил служение Русской Церкви и ничего не уступил из своего долга. И на нем исполняются слова Тайнозрителя: «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота».

Митрополит Владимир стал первым епископом, с кем расправились в лихие постреволюционные годы, хотя не первым священнослужителем — в ноябре 1917-го революционными матросами в Царицино уже был расстрелян «под горячую руку» протоиерей Иоанн Кочуров….

Память 25 января, 14 июня - память обретения мощей в 1992 году (Укр. ), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, святых Киевских, Московских, Санкт-Петербургских и Самарских.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

На иконе написанной для их Соборного прославления в 2000 году мученическая кончина священномученика Владимира была показана на одиннадцатом клейме.

Богоявленский собор Костромского кремля. Историческая справка

Богоявленский собор был построен в 1776–1790 годах во втором Костромском кремле (называемом так в отличие от первого, располагавшегося в XIII–XV веках несколько выше по течению Волги, у впадения в нее реки Сулы, и сгоревшего в пожаре 1413 года) на месте прежнего женского Крестовоздвиженского монастыря, разрушенного пожаром 18 мая 1773 года.

Богоявленский собор и четырехъярусная 64-метровая колокольня в единой связи с ним строились по проекту и под руководством выдающегося костромского архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741–1792). Современные исследователи считают, что основой для воротиловского проекта колокольни послужил проект колокольни Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, разработанный Б.Ф. Растрелли в 1747–1749 годах, но так и не реализованный.

Богоявленский собор изначально строился как собор «теплый», отапливаемый, и это объяснялось насущной необходимостью. До его постройки богослужения в холодное время года в Костромском кремле совершались в «теплом» приделе во имя святого великомученика Феодора Стратилата при «холодном» Успенском соборе, в стенах которого хранилась главная костромская святыня – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Множество костромичей, приходивших помолиться пред чудотворной иконой Царицы Небесной, в холодное время теснились в небольшом приделе и испытывали большие неудобства.

Строительство Богоявленского собора, как и в целом перестройка всего Костромского кремля после пожара 1773 года, осуществлялось под общим руководством епископа Костромского и Галичского Симона (Лагова), высокообразованного и деятельного иерарха, управлявшего Костромской епархией в 1769–1778 годах. Владыка Симон рассматривал Костромской кремль как будущий духовно-административный центр епархии, прилагал особые усилия к прославлению пребывавшей в Успенском соборе чудотворной Феодоровской иконы Богоматери и намеревался перенести в кремль архиерейский дом, со времени учреждения епархии находившийся в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре. Однако перевод епископа Симона на Рязанскую кафедру (решение Святейшего Синода последовало 31 марта 1778 года, епископ Симон покинул Кострому 2 мая того же года) не позволило реализовать все эти планы в полноте. Тем не менее благодаря деятельности епископа Симона и творческому гению С.А. Воротилова над Волгой рядом с древним Успенским собором возник прекрасный соборный ансамбль с величественной колокольней, ставшей архитектурной доминантой Костромы.

Точных указаний на причину выбора праздника Богоявления Господня для посвящения собора не сохранилось, но можно предполагать, что причина тому – сложившаяся к XVIII столетию традиция совершения начинавшихся из Костромского кремля общегородских ежегодных крестных ходов (так называемых генеральных) с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери и другими костромскими святынями, при участии всего городского духовенства. Из всех генеральных крестных ходов, которых к началу ХХ века насчитывалось девять (в год), лишь один – в праздник Богоявления, из кремля на реку Волгу для освящения воды – приходился на холодное время года, когда богослужения должны были совершаться в «теплом» соборе.

Богоявленский собор строился как храм с одним престолом, но двухэтажный, с криптой (подклетом; позднее, в XIX веке, в крипте была устроена усыпальница с церковью). В соборе могло поместиться до 1300 молящихся, паперть вмещала еще около 300 человек. В фонаре собора (под куполом), тогда отделенном сводом от внутреннего пространства храма, располагалась соборная библиотека, специально предназначенная для пользования костромским духовенством (в 1884 году свод разобран, библиотека перенесена во флигель соборной ограды). На колокольне располагались 11 колоколов общим весом 2400 пудов, самый большой из которых – отлитый после пожара 1773 года на пожертвования костромского купца Косьмы Ивановича Углечанинова – имел вес 1160 пудов. Также на колокольне в 1820 году были установлены часы с боем.

Основные строительные работы в Богоявленском соборе завершились в 1785 году. В 1786 году в соборе был установлен иконостас, в 1788 году иконостас вызолотили и установили в нем иконы. Освящение Богоявленского собора совершил в декабре 1790 года епископ Костромской и Галичский Павел (Зернов). С построением в 1790-х годах двух так называемых соборных домов (из первоначально планировавшихся четырех) соборный ансамбль Костромского кремля – Успенский собор, Богоявленский собор, колокольня, соборные дома, Святые ворота с оградой – обрел свой законченный облик, сохранявшийся до уничтожения кремля в 1934 году.

В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском – в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от Царских врат).

Ко второй половине XIX века Богоявленский собор стал тесен для богомольцев, поскольку население Костромы увеличивалось; в церковные праздники Богоявленский собор наполнялся молящимися так, что, по свидетельству клириков собора, даже свечи в нем гасли от духоты, и в некоторых случаях доступ в собор приходилось ограничивать с помощью полиции. Чтобы устранить эти неудобства, епископ (с 1868 года архиепископ) Костромской и Галичский Платон (Фивейский), управлявший Костромской епархией в 1857–1877 годах, предпринял расширение Богоявленского собора пристройкой к нему с севера и юга обширных приделов.

Закладка приделов состоялась 4 сентября 1866 года, и уже 10 ноября 1868 года архиепископ Платон совершил освящение правого (южного) придела в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Выбор святых для посвящения придела объясняется тем, что это – небесные покровители императора Александра II и Осипа (Иосифа) Ивановича Комиссарова; таким образом, в посвящении придела отражена была историческая память о покушении Каракозова на императора Александра II и спасении государя (по официальной версии) костромичом, уроженцем села Молвитино (ныне поселок Сусанино) О.И. Комиссаровым. Левый (северный) придел собора – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Платона (18 июня ст.ст. 1809 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, родился Павел Фивейский – будущий архиепископ Платон, а святой мученик Платон стал его небесным покровителем в монашеском постриге) – был освящен архиепископом Платоном 3 марта 1873 года. После пристройки приделов Богоявленский собор стал вмещать до 6000 молящихся.

По завещанию архиепископа Платона, скончавшегося 12 мая 1877 года, его тело было погребено под Богоявленским собором. По распоряжению преемника владыки Платона – епископа Костромского и Галичского Игнатия (Рождественского), управлявшего Костромской епархией в 1878–1883 годах – в крипте под собором устроили усыпальницу с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского; освящение этой церкви епископ Игнатий совершил 23 сентября 1878 года. Впоследствии в этой усыпальнице были погребены сам епископ Игнатий (+1883) и епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев; +1905). Также, еще до кончины архиепископа Платона, в 1876 году под предалтарием правого придела Богоявленского собора был погребен ключарь кафедрального собора протоиерей Павел Островский, церковный историк и краевед, дядя знаменитого драматурга А.Н. Островского.

В Богоявленском соборе совершали богослужения все костромские архипастыри, начиная с епископа Павла (Зернова) – освятившего собор в 1790 году – до архиепископа Серафима (Мещерякова), при котором в 1922 году соборы Костромского кремля перешли к обновленцам. Здесь служили выдающиеся представители костромского духовенства: протоиерей Иаков Арсеньев (1768–1848), протоиерей Павел Островский (1807–1876), протоиерей Иоанн Поспелов (1821–1910). Богоявленский собор посещался гостями Костромского кремля – царственными особами и архипастырями, представителями духовенства, военачальниками, чиновниками и купечеством, деятелями искусства и культуры. Сюда во множестве стекались костромичи и паломники, в особенности на торжественное празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери 14 марта (ст.ст.). Кроме чудотворного образа Царицы Небесной здесь хранились и другие святыни Костромского кремля – в частности, мощевик с мощами киево-печерских святых, переданными в собор уроженцем Костромской земли, выдающимся церковным иерархом митрополитом Киевским и Галицким Арсением (Москвиным; +1876).

image017После конфискации революционными властями в 1918 году зданий Костромской духовной семинарии и духовной консистории Богоявленский кафедральный собор – самое обширное церковное здание Костромы – стал также местом проведения церковных собраний, благочиннических совещаний духовенства, епархиальных съездов.

Однако в 1922 году под давлением властей архиепископ Серафим (Мещеряков) и община кафедрального собора перешли в обновленческий раскол; незадолго перед этим прошла масштабная кампания по изъятию церковных ценностей, в ходе которой из соборного ансамбля Костромского кремля было изъято более 38 фунтов золота и более 57 пудов серебра, множество драгоценных и полудрагоценных камней из церковных украшений. В статусе обновленческих «кафедральных соборов» храмы Костромского кремля действовали до 1929 года, когда состоялось их окончательное закрытие. После этого Богоявленский собор использовался в хозяйственных целях – в частности, некоторое время как зернохранилище.

В 1934 году соборный ансамбль Костромского кремля (в том числе и Богоявленский собор) был почти полностью уничтожен, от кремля сохранились лишь два соборных дома и сторожка соборной ограды. Первые взрывы, разрушавшие соборный ансамбль, прозвучали 8 июля 1934 года, затем последовали череда взрывов и разборка руин для получения строительных материалов. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка города Костромы.

В 1991 году выдающийся костромской архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР Леонид Сергеевич Васильев (1934–2008) разработал проект восстановления Богоявленского собора – который не был реализован, но принес большую пользу при начале воссоздания Костромского кремля в XXI веке. В 1998 году правительство Российской Федерации утвердило программу социально-экономического развития Костромской области до 2005 года, которой предусматривалось финансирование восстановления колокольни Богоявленского собора Костромского кремля. Однако эта программа также не получила практического воплощения: 26 декабря 2003 года референт Костромского епархиального управления иеромонах Ферапонт (ныне митрополит Костромской и Нерехтский) совершил молебен на месте воссоздания колокольни и освятил ее закладные камни, но ограниченный объем финансирования и организационные трудности так и не позволили приступить к восстановлению колокольни по существу.

Принципиальное изменение ситуации вокруг воссоздания Костромского кремля (и прежде всего Богоявленского собора) связано с именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выдающегося российского благотворителя и мецената, президента ООО «Корпорация ВИТ» Виктора Ивановича Тырышкина.

19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Костромской кремль и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского собора. Осенью 2015 года в Костромском кремле начались археологические работы на месте расположения Богоявленского собора и колокольни, а 22 декабря 2015 года губернатором Костромской области Сергеем Константиновичем Ситниковым было издано распоряжение о реализации проекта по воссозданию храмового комплекса Костромского кремля. Возрождение кремля осуществляется на средства и под руководством Виктора Ивановича Тырышкина, а главным архитектором этого проекта стал Алексей Михайлович Денисов – архитектор-реставратор высшей категории, академик Российской Академии архитектурного наследия. При разработке проекта собора было решено воссоздавать его в формах XVIII века, таким, каким собор был построен С.А. Воротиловым – то есть без боковых приделов, пристроенных в XIX веке.

20 мая 2016 года епископ Костромской и Галичский Ферапонт совершил в Центральном парке Костромы молебен перед началом восстановления Богоявленского собора и колокольни. Строительные работы начались летом того же года. Следует отметить, что предварительно (в 2015–2016 годах) составленный график восстановления Костромского кремля впоследствии претерпел изменения для повышения эффективности строительных работ. Первоначально планировалось все силы сконцентрировать на возведении колокольни, а затем перейти к строительству Богоявленского собора. Однако опыт показал: практичнее возводить колокольню и собор одновременно – что и было сделано. При строительстве Богоявленского собора и колокольни использовались современные материалы и технологии, что позволило при полном сохранении исторического облика существенно уменьшить (по сравнению с проектом XVIII века) толщину стен, разместить внутри зданий дополнительные конструкции и объемы: лифты на колокольне, помещения для музея Костромского кремля.

17 апреля 2017 года, в понедельник Светлой седмицы, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил первый пасхальный молебен в строящемся Богоявленском соборе. В ноябре 2018 года на колокольню собора были подняты колокола, отлитые на колокольном заводе в городе Тутаеве (Ярославская область). 27 марта 2019 года на колокольне установили крест, а 13 августа того же года крест увенчал главку Богоявленского собора. В апреле 2023 года в соборе завершилась установка вновь изготовленного иконостаса. Одновременно в крипте (нижний ярус собора) был устроен храм-памятник воинской славы; в нем размещены памятные плиты с именами воинов-костромичей, защищавших Отечество. Эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и члены Российского военно-исторического общества. В храме установлено 28 плит, где перечислены имена 262 Героев Советского Союза и России, а также указаны наименования воинских соединений, особо отличившихся при защите Родины.
23 сентября 2023 года Богоявленский собор был освящен прибывшим в Кострому Святейшим Патриархом Кириллом.

https://kreml-kostroma.ru/news/bogoyavlenskiy-sobor-k..

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник СМИРНОВ Михаил Васильевич (1878-1942)

Родился 7 ноября 1878 г. в семье священника с. Матвеево Костромская губ., Кологривский уезда (ныне Костромская обл, Парфеньевский р-н) о.Василия Смирнова и матушки Александры Васильевны (урожденной Арсеньевой, дочки священника). В 1898г. по II разряду окончил Костромскую Духовную Семинарию. Запись: "Владеет греческим и латинским языками (читает и пишет)".

Подробнее...

Статьи

О Достоевском

Не читать Достоевского - преступление,
но читать Достоевского - наказание.
Или, наоборот?

Прот. Василий Марченко

Как раньше, в советские времена, на великого писателя ставили клеймо реакционера, так сейчас некоторые хотят видеть его чуть ли не учителем Церкви. Как одно мнение (это уже очевидно) к Достоевскому вообще отношения не имеет, так и другое — упрощает писателя в интересах нахлынувшего “всеобщего православия”. Подробнее...

Православный календарь на сегодня: