21 октября. Память священномученика Димитрий (Добросердова), архиепископа Можайского
21 октября совершается память священномученика Димитрий (Добросердова), архиепископа Можайского, который 6 месяцев был Управляющим Костромской епархией (31 декабря 1929 по 25 июня 1930). Память священномученика Димитрия совершается 8 октября по старому стилю (21 окт. по новому), а также, в Соборах Новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников, в Соборах Костромских, Липецких и Московских святых.
В 2022 году исполнилось 85 лет со дня расстрела священномученика епископа Димитрия (Добросердова).
Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года. 6 мая 1889 года был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтове Тамбовской губернии.
Вскоре отец Иоанн овдовел: у него умерли жена и дети. В 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. В декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии отец Иоанн был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Московском Кремле.
18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря.
С 1921 по 1923 годы он возглавлял Ставропольскую, Бакинскую, Козловскую, Тамбовскую епархии.
Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Во время пребывания епископа Димитрия в Сергиевом Посаде он был арестован и отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден. Перед освобождением владыке во сне явилась Феодоровская икона Божией Матери. Выйдя на свободу, епископ отправился в храм свт. Николая на Маросейке и попросил иеромонаха Савву отслужить перед чудотворной Феодоровской иконой Богоматери благодарственный молебен. В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье.
С 31 декабря 1929 года по 25 июня 1930 года святитель Димитрий был управляющим Костромской епархией, с 1932 года – возглавлял Пятигорскую кафедру.
За несколько месяцев до его приезда в Кострому был закрыт Ильинский храм (1715-1828 гг.), в котором располагался кафедральный собор после передачи Успенского кафедрального собора костромского кремля в 1922 году обновленцам. Ильинская церковь была возведена на месте прежнего деревянного в конце XVII века. Первое упоминание о нем в исторических документах относится к 1715 году. В конце XVIII — первой половине XIX столетия Ильинская церковь перестраивалась и вскоре, по мнению экспертов, стала одной из архитектурных доминант центральной улицы Костромы. В 1929 году храм закрыли, с колокольни сбросили и разбили на части 400 пудовый колокол, а спустя год здание было частично разобрано на кирпич и щебень. С ноября 1929 года кафедральным собором Костромской епархии стал храм во имя Иоанна Златоуста, в таковом статусе пребывавший до 1964 года. В конце 1929 года в Костроме была арестована большая группа священнослужителей, которых обвинили в создании подпольной «монархической организации православного тихоновского духовенства». В обвинении было указано, что они систематически занимались «контрреволюционной агитацией». Служение епископа Дмитрия в Костроме сопровождалось закрытием храмов и арестами духовенства.
14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа. 23 марта 1934 года – был назначен архиепископом Можайским, викарием Московской епархии.
29 сентября 1937 года архиепископ Димитрий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом. Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить.
17 октября 1937 года архиепископ Димитрий (Добросердов) был приговорен тройкой НКВД к расстрелу. 21 октября, архиепископ Димитрий и с ним еще несколько человек были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей могиле.
В Давыдовском м-не г. Костромы находится храм во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской, одним из небесных покровителей которого является священномученик Димитрий (Добросердов), прославленный в сонме Новомучеников земли Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших.
В микрорайоне Давыдовский, напротив Парка Победы, собирает на службу верующих Свято-Тихоновская церковь. История храма началась в 90-е годы, когда стало очевидным, что несколько тысяч человек, населяющие ряд крупных спальных районов, не имеют возможности вести полноценную духовную жизнь.
Весной девяносто третьего закладку новой церкви освятил тогдашний Патриарх Алексий II. Тогда же им была передана рака с частичкой мощей святителя Тихона — первого Предстоятеля Русской Православной Церкви после прихода к власти большевиков. Ведь именно этого святого выбрали покровителем храма. Любопытен тот факт, что при рытье котлована под строительство обнаружили иконописный лик Николая Чудотворца. Она, став одной из святынь, заняла своё на престоле прихода.
Финансовые трудности негативно сказались на сроках возведения и великое освящение Свято-Тихоновской церкви свершилось лишь осенью 2002 года. Провёл его архиепископ Костромской и Галичский Александр. Шесть лет назад началось устройство предела во имя преподобной Ефросинии (Евдокии) Московской. В настоящее время при приходе открыты воскресные школы для больших и маленьких прихожан, библиотека. Ведутся различные проекты в направлении миссионерского, молодёжного и социального служения.
Бутовский полигон - место массовых сталинских расстрелов и захоронений, проведенных с 36 по 53 годы. Сюда свозили жертв политических репрессий, уголовников и неугодных власти личностей и расстреливали. В 20 км от Москвы сейчас стоит целый мемориальный комплекс - вход на ухоженную территорию свободный, экскурсии не проводятся (только по записи), да и показывать в общем-то нечего.
Бутовский полигон был организован в 1935 году как стрельбище НКВД территорией 2 км. кв. Окруженный глухим забором, он был идеальным местом казни. Кладбища Москвы не вмещали такого количества убитых, поэтому хоронили как слоеный пирог - расстреливали в линейку возле рва, упавших присыпали землей, сверху вторая партия. Рвов на территории 13 штук, не менее 300 метров каждый.
Миша Шамонин был растрелян на Бутовском полигоне в возрасте 13 лет Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли. Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге. Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.
"Черный ворон" - автомобиль для транспортировки заключенных 0 Автозаки (фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30 человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей заводили в барак, якобы для «санобработки». Непосредственно перед расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор. Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному. Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных, увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были расстреляны 20 тысяч 761 человек. В раскопе площадью в 12 м 2 специалисты обнаружили останки 149 человек 0 Большинство убитых жили в Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в Союз строить коммунизм Священномученик Серафим (Чичагов).
Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских генералов, а также значительное число представителей духовенства, в первую очередь православного, — по имеющимся сейчас сведениям, больше тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых.
«Понятно, что Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах упокоилось бы большее число угодников Божиих», — рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа. 0 Возглавляет сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться носилками — ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала 50-х годов.
На месте расстрела – клубничные грядки Фотографии некоторых расстрелянных, взятые из их следственных дел, и данные о числе расстрелянных на полигоне Бутово по дням (с августа 1937 года по октябрь 1938 года). В конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем указывалось, что местные советы народных депутатов и органы самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных. Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся (или не выполнялся) по-разному. В 1992 году в Москве была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.
Благодаря обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие — фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области. Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.
Весной 94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви. Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная (Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин. Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря. Прочитав рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о строительстве там храма-часовни.
8 мая 1994 года на полигоне был освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным. Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви. Сейчас здесь два храма — деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его могиле храм и в нем молиться, — рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией, которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками».
С 2000 года на полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших. Каменный храм является одновременно и частью мемориального комплекса.
Внутреннее пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули — все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей – вот в этот момент история из абстрактной становится личной.
На полигоне покоится больше 20 тысяч таких личных историй. Потомки офицеров КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют захватчиками.
Ежегодно Бутово в составе паломнических групп посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать неутешительный вывод, — считает протоиерей Кирилл Каледа. — Мы не покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным». Поклонный крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников Российских.
Это список священнослужителей, расстрелянных в Бутово. Только священники. Из результатов документальных исследований, выполненных Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав жертв политических репрессий, выяснены обстоятельства казней на Бутовском полигоне за период с августа 1937 года по 19 октября 1938 года. Всего за указанный период было произведено 20 765 расстрела, по именам установлено 20 тысяч человек. На 2003 г. не реабилитированными остаются 5595 человек (27 %). За годы ВОВ результатов нет. Захоронения производились без уведомления родственников и без церковной или гражданской панихиды. Родственники расстрелянных стали получать свидетельства с указанием точной даты и причины смерти только с 1989 г. 0 Вообще в Москве было два основных полигона - Коммунарка и Бутово. В Коммунарке расстреливали высокопоставленных чиновников, аристократию, партийную верхушку (знаменитый 17 кровавый съезд партии, почти весь казненный в 37 году (из 56 членов съезда в живых осталось только 2) был убит именно там). Остальных привозили в Бутово и кончали. Своеобразный рекорд полигона - 582 расстрела - приходится на 28 февраля 1938 года.
Источник: https://fishki.net/2063848-butovskij-rasstrelnyj-poligon.html © Fishki.net
Около 1000 человек были осуждены и расстреляны за исповедание православной веры. Более 300 из них причислены к лику святых.
Основной достопримечательностью территории Собора является поклонный крест, прошедший скорбным путем из самих Соловков в Бутово. Крест следовал по каналам, построенный трудом сотен тысяч заключённых - Беломоро-Балтийскому, каналу им. Москвы. Он стал общим памятником всем пострадавшим в годы репрессий.
Ежегодно, 30 октября в Костроме проходят мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий - мемориальная акции «Молитва памяти». Священнослужители, дети и внуки репрессированных, жители областного города собираются у стен Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы. Совершается панихида, по окончании которой все пришедшие и выразившие желание, вне зависимости от политических или религиозных взглядов, подходят к микрофону и читают имена наших земляков, ставших жертвами репрессий, а также, имена репрессированных родственников .После завершения «Молитвы памяти», ее участники возлагают цветы на могилу обер-прокурора Святейшего синода Александра Дмитриевича Самарина, умершего в ссылке в Костроме в 1932 году и похороненного на Александро-Невском кладбище.
Вечером того же дня в 21:00 многие костромичи, по призыву организаторов акции зажгли на окне свечу в память о всех погибших и пострадавших. Цель акции «Молитва памяти» которую преследовали инициаторы возрождение исторической памяти, молитвы о пострадавших и способность к состраданию. Инициаторами и организаторами акции в Костроме выступили местные краеведы и Костромское церковно-историческое общество, которым руководит автор книги «Костромская Голгофа» и других исследований по истории репрессий настоятель храма д-р философских наук, кандидат богословия, профессор протоиерей Дмитрий Сазонов.