27 сентября, в память об обретении Креста, на котором был распят Господь
27 сентября, в память об обретении в 326 г. царицей Еленой в Иерусалиме Креста, на котором был распят Господь, Церковью установлен один из двенадцати великих праздников. Благодаря настойчивости и упорству царицы, после долгих поисков и раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня, а неподалеку от нее три креста, на одном из которых была прибита дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Спасителя.
Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Христос, патриарх Макарий предложил поочередно возложить все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, он ожил. Таким образом, убедились, что Крест найден. Из-за невозможности, по случаю большого стечения народа, приложиться к Кресту, многие просили поднять (воздвигнуть) Крест над толпой, чтобы хотя бы издали видеть и поклониться Ему. Тогда патриарх и другие духовные лица, встав на возвышенное место, стали высоко поднимать Святой Крест, а все люди при этом, в трепетном восторге произносили слова молитвы: «Господи помилуй» и с благоговением поклонялись святыне.
В 614 г. Святой Крест был отнесен при захвате Иерусалима царем Хазроем в Персию и 27 сентября был возвращен в 628 г. в храм Воскресения. Таким образом, в празднике этого дня соединяются два воспоминания – обретение и воздвижение Животворящего Креста и возвращение Его из персидского плена. В церковных песнопениях Крест воспевается как «ангелов слава», «крепость праведных», «хранитель всей вселенной», «оружие непобедимое», «бесов сопротивоборец». Он украшается венком из цветов в знак того, что через страдания и смерть на нем Спасителя, дарована нам вечная жизнь. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения Крест, при пении песнопения «Святый Боже», выносится священником (в кафедральном соборе архиереем), держащим его над головой, из алтаря, на середину храма, где и полагается на аналое(специальный стол для положения икон и книг). В кафедральном соборе Костромы (и во всех кафедральных соборах РПЦ.), происходит чин Воздвижения Креста. Склоняясь перед Крестом Христовым, мы покланяемся подвигу любви и надежде воскресения. Когда осеняем себя крестным знамением, то берем на себя Крест Христов и решаемся следовать за Спасителем, перенося жизненные невзгоды в надежде воскресения.
В день Воздвижения Креста Господня установлен Церковью строгий пост.
В костромском Богоявленском кафедральном соборе, в левой стороне местного ряда иконостаса с 1991 года находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого Песошенского монастыря с частичками 278 мощей святых, среди которых в центре нижней перекладины, под иконой Воскресения Христова вложена частичка Животворящего Креста Господня. По преданию, святые частицы были собраны местночтимым подвижником: схимонахом Саввой, изготовленный в 1744 году благодаря стараниям игумена Игрицкого Песошинского монастыря Досифея (впоследствии определенному в игумены Соловецкого монастыря).
В этот день престольный праздник в Кресто-Воздвиженском храме г. Нерехты. Крестовоздвиженский каменный храм был построен в 1788 году усердием горожан при городском кладбище. Престолов в храме два: в честь Животворящего Креста Господня; во имя великомученика Димитрия Солунского. После закрытия храма в советский период, он был общине верующих в 1993 году.
С сожалением вспоминаем об утраченной Крестовоздвиженской церкви с. Малыново, Костромского р-на, одноименной церкви г. Кинешмы, с. Красинского, Нерехтского р-на, с. Воздвиженсокго, Буйского р-на, с. Исаково Макарьевского р-на, г. Солигалич, Крестовоздвиженских церквей с. Воли и с. Высокова, Юрьевецкого р-на, единоверческой церкви с. Ковернина, Макарьевского р-на.
Справка: Крестовоздвиженский монастырь в Костроме (XVв.) находился в восточной части Костромского кремля (сейчас Центральный парк культуры и отдыха Костромы). Когда и кем он был основан, неизвестно, воз можно, что уже в XV веке вскоре после постройки здесь кремля. Впервые монастырь упоминается в 1580 году. В 80-е гг. 16 века в нем принял монашество и более 13 лет прожил костромской святой преподобный Ферапонт Монзенский умерший в 1597 году.
В эпоху Смутного времени Крестовоздвиженский монастырь в Костроме был разорен — ворвавшиеся в Кострому поляки 3 марта 1609 г. убили архимандрита Геннадия и 10 иноков. На 1628 г, в монастыре находились деревянные шатровый Крестовоздвиженский храм и клетская церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Указом патриарха Иоакима в 1681 году Костромской монастырь, бывший до того мужским, обращен в женский. На 1772 г. здесь находились две каменные костромские церкви, возможно, построенные в конце 17 века, — Крестовоздвиженская с приделом Алексия человека Божия и Введенская, а также каменная шатровая колокольня.
В 1773 году монастырь полностью сгорел и был упразднен, а монахинь перевели в Анастасиин монастырь. На пепелище монастыря в 80-90-е гг. 16 века были построены Богоявленский собор (с 1835 года кафедральный), соборная колокольня и два соборных дома (ул. Чайковского, 6 и 8).
Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Костромский Крестовоздвиженский третьяго класса девичий, прежде бывший Анастасеин.
Монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части, между гостиным двором и бывшим протоком Сулою. Начало его с полною вероятностию можно относить к четырнадцатому столетию по Р. X. В писцовых книгах Василья Вельяминова с товарищи 1596 и 1597 годов упоминается о грамате Великаго Князя Василья Дмитриевича, коею черные посадские люди, жившие в Брагиной улице на земле Анастасеина Монастыря подчинены были судом сему Монастырю, а к Наместнику судом не тянут.
Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская.
Первою Игуменьею поставлена из Московскаго Вознесенскаго девичъяго Монастыря старица Каптелина. За сим Монастырем до штатов состояло отчиною крестьян 688 человек. Годовых отчинных доходов деньгами 400 рублев, хлебом 300 четвертей.
В сем Монастыре по описи того времени (1772 г.) значились:
1) Крестовоздвиженская каменная Церковь с таковым же приделом Алексия человека Божия, ветха;
2) Введенская каменная Церковь, очень ветха;
3) Каменная колокольница с шатровым верхом;
4) Десять деревянных келей с пристройками;
5) Ограда деревянная с тарасы, срублена с небольшими башенками.
Описание Костромскаго Крестовоздвиженскаго третьекласснаго девичьяго монастыря, составленное из подлинных Монастырских бумаг в 1835 году. – М.: Синодальная типография, 1835 г.
Введение общежития очевидно много содействовало, при благотворительности добрых граждан Костромских, ко внутреннему и внешнему благоустроению обители. Ныне в сем Монастыре пространства от восточных Святых ворот до западной стены 18 сажень, от южных съезжих до северных Сульских ворот 64 сажени, вокруг же всей ограды 312 сажен.
Из древних прикладов, доселе на лице находящихся, достойны замечания следующия:
1) Святое Евангелие в поллиста на Александрийской бумаге, обложенное малиновым рытым бархатом, с надписью на листах: «Сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всеа pyсии на Кострому вмонастырь внастасеин девичь лета ___ (1655) Апреля т ден а подписал сию книгу приказу болшого двора подячей Любимасманов».
2) На серебреном потире вычеканено: «Лета ___ (1655) Государь Царь и великий Князь Михаило Федорович всея pycии пожаловал на Кострому настасеина девича Монастыря вцрковь сосуды серебреные».
3) Серебреное позлащенное кадило, на коем надпись: «Лето ___ (1658) Месяца Майя cиe кадило Воздвиженскаго Монастыря построено при Архимарите Филарите трудихъся о сем аз грешный».
4) Евангелие печатанное 1663 года на листах онаго: «Лета ___ (1681) году Августа в к д Костромскаго Богоявленского Монастыря Архимандрит Павел приложил сию книгу Евангелие напрестолное вноводевичь воздвиженский Монастырь что вкремле города по родителех своих при Игумении Пелагее Немцове с сестрами а подписал сию книгу Евангелие напрестолное Богоявленскаго Монастыря по приказу Архимандрита Павла того ж Монастыря слушка Данилко Иванов.
5) Водосвященая серебреная местами вызолоченная чаша с надписью по обводу: «На Кострому вдом Пречистыи Богородицы Риз положения Настасейново девич Монастыря приложила сию чашу Минина жена Кирилловича Грязева вдова Олена Ивановна».
6) Серебряный вызолоченый напрестольный Крест с частицами Св. мощей и надписью: «влет ___ году месяца Марта в s ден построился сей святый крест во обител воздвижения честна Креста иже на Костроме тщанием тояж обители игумении Екатерины с сестрами».
7) На другом же серебреном Кресте: «зделан сей честный и животворящий крест 1764 году Костромскаго Крестовоздвиженскаго Девичья Монастыря при Игуменье Акилине месяца Сентемврия 18 Числа.
https://kostromka.ru/kostroma/sight/monastery.php
Храмы монастыря разрушены в середине 1930-х гг.
Крестовоздвиженская церковь в Костроме. Находилась на месте современного трехэтажного жилого дома по улице Коммунаров 10. По преданию, деревянный храм на окраине города вблизи реки Запрудни был построен в 1654 году во время эпидемии моровой язвы на месте, где хоронили умерших костромичей. Позднее (примерно в конце XVIII века) здесь выстроили каменную церковь — одноглавую, бесстолпную, с двухъярусной колокольней (1836 года постройки), с двумя приделами — в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в честь положения вериг святого апостола Петра. Крестовоздвиженское кладбище было упразднено в 1881 году, после чего — в 1893 году — храм стал приходским. В начале XX века причт состоял из священника и псаломщика. Церковь закрыта в октябре 1929 года (здание передано фабрике «Искра Октября») и вскоре разрушена; тогда же было уничтожено и находившееся при ней кладбище.
Крестовоздвиженская церковь в Солигаличе.
Справка: Кирпичная церковь, построенная на городской торговой площади в 1809-1816 после пожара, бывшего в Солигаличе в 1808. Пятиглавый четверик с боковыми приделами и трапезной, декорированный в стиле классицизма. Отдельно стоявшая столпообразная шатровая колокольня была сооружена на рубеже XVII-XVIII вв. Престолов пять: главный в холодной части Воздвижения Креста Господня, правый Георгия Победоносца, левый Бориса и Глеба. В тёплой части правый Фёдоровской Богоматери и левый Трёх Святителей Великих. В советское время церковь закрыта, колокольня и завершения сломаны. Здание перестроено под кинотеатр.
В праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем уроженца с. Карабаново, Костромского р-на, протодиакона Ветлужского собора с 1932 по 1937 гг. Ивана Николаевича Воздвиженского, обвиненного в контрреволюционной деятельности и расстрелянного 28.11.1937 года.
Обвинение по стт. 58 – 10, ч.1; 58-11. Вместе с ним был арестован и его сын диакон Николай Иванович Воздвиженский. В Ветлугу переехал вместе с отцом в 1932г. и был рукоположен в диакона. Был не женат, жизнь вел подобно монашеской. Арестован 14 октября 1937 года. Погиб в заключении. Осенью 37-го было арестовано всё духовенство Ветлужского района, около 30 человек во главе с епископом Неофитом Коробовым. Они содержались в Горьковской тюрьме, были обвинены в создании церковно-фашистской (!) контр-революционной организации и 28 ноября расстреляны.
Погребены в братской могиле на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода. Источник: http://uren-vesti.ru/articles/media/2019/12/16/v-poiskah-vladimira-vozdvizhenskogo/
Источник: http://uren-vesti.ru/
Духовенство кафедрального собора г. Ветлуги. Протодиакон Иоанн Возвиженский (крайний слева), диакон николай Возвиженский (крайний справа). Фото сер. 1930-х годов.
http://uren-vesti.ru/articles/media/2019/12/16/v-poiskah-vladimira-vozdvizhenskogo/
Ветлуга. Собор Воскресения Христова.(Воскресенский Собор).
Церковь Воскресения Христова построена в 1859 году «на церковную сумму с тщанием от прихожан. Воскресенский собор пятиглавый с колокольнею в двух главах и обнесен каменною с решеткой оградой. Престолов в соборе три: Воскресению, Благовещению и святым мученикам Фролу и Лавру. По штату положены: протоиерей, священников два, дьяконов два, псаломщиков три. Приписанных к церкви церквей одна, часовен шесть, из них одна каменная близ собора в память Чудесного Спасения Царского Семейства 17 октября 1888 г. и пять деревянных часовен в приходских селениях и каменные столбы в деревне Больших Крутцах, Глущихе и Заганихе, сооруженные по случаю избавления от холеры в 1910 году».
В 1896 году Воскресенская церковь переименована в собор. Кафедра епископа открыта 1922 году.
В 1918-19 гг. имущество собора, книги, имеющийся капитал были конфискованы новой властью. Начался период гонений и разрушений. Вот как об этом времени пишет иеромонах Дамаскин в первой книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия»: «Во время гонений 1930 года власти решили снять с собора колокола. Эти колокола были украшением города, ветлужцы почитали их своей святыней. Один был весом в пятьсот шестьдесят пудов с очень мелодичным звоном, слышным за двадцать пять верст. Разорителями были приезжие, а из своих – городские пьяницы… Видя происходящее, томилось и стенало сердце архипастыря (речь идет об епископе Неофите; от авт.). но он знал, что любое слово протеста приведет к аресту, а колокола все равно снимут. Не о колоколах поставил его печься Господь, а о душах живых. Конец все равно будет мученическим, а сейчас надо смириться и ждать.
Но в народе поднялся – в первый раз – ропот на архипастыря: почему не защитил достояние народа. И тогда епископ вышел на амвон и сказал:" Дорогие братья и сестры, я не хозяин над имуществом храма, теперь здесь хозяева власти, они захотели – они и сняли, меня не спросили. Я скоро умру, а вы еще будете жить, и вы сами увидите, какая наступит страшная жизнь…
Но не пришли еще сроки уничтожения Ветлужской церкви. Один из благочестивых ветлужских прихожан поехал к начальству в Москву и добился разрешения на открытие собора. За это время кое-где стекла в храме побили, и хотя внутри было нетронуто, но уже потянуло духом запустения и смерти. В собор вошел его настоятель о. Александр Зарницын. Он упал на колени и заплакал. За ним вошел протодиакон Иоанн Воздвиженский и опустился на колени рядом. Люди, сколько их было в храме, заплакали. Епископ Неофит, видя такую любовь народа к храму Божию, прослезился сам".
Официально собор был закрыт решением облисполкома 11 сентября 1938 года. Причину закрытия объяснили так: «в связи с тем, что Воскресенский собор является бесхозяйственным зданием, церковной двадцатки нет, служители культа изъяты органами НКВД за контрреволюционную деятельность».
В стенах Воскресенского собора был оборудован пивзавод, а в 1960 году – хлебозавод, который функционирует до сегодняшнего дня.
http://vmuzeum.nnov.muzkult.ru/vetluga_pravoslavnaya
Вспомним и Бориса Васильевича Воздвиженского (1912-1997) – сына сельского священника с. Порги Галичского уезда (ныне – территория Антроповского р-на) Василия Воздвиженского. Известно 5 поколений священнического рода Воздвиженских. Протодиакон Иван Николаевич Воздвиженский приходился Б. В. Воздвиженскому дядей. Б. В. всю жизнь преподавал физику в школах Москвы. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году вступил в народное ополчение, в составе 158-ой стрелковой дивизии прошел путь от Москвы до Берлина; участник обороны Сталинграда; награжден орденами Крпсной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалями. В 1968 году получил звание Герой Социалистичесокго труда. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (тропарь, кондак, задостойник, молитвы и величание)
Тропарь, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак, глас 4:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Задостойник
Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.
Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.
Молитва первая
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.