9 августа 2023. Память святого великомученика и целителя Пантелеимона
9 августа Православная Церковь молитвенно вспоминает память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Искусного врача, жившего в Никомидии, что в Малой Азии, и пострадавший за веру христианскую в 305 г.. Святой великомученик Пантелеимон является одним из самых почитаемых святых-целителей Церкви.
Имя Пантелеимон означает «всемилостивый», т.к. он всем безвозмездно оказывал медицинскую помощь, при этом щедро раздавал нуждающимся свое имущество. После принятия Крещения, став христианином, он исцелял болезни не столько лекарственными средствами, сколько верой и упованием на помощь Господа. Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему с просьбами о помощи, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. Он исцелял не только при помощи врачебного искусства, но молитвой обращенной к Богу. После своей мученической смерти он, как и при жизни, помогает прибегающим в молитвах к его помощи в болезнях и скорбях.
Мощи целителя, претерпевшего муки были разнесены по всему миру, но большая их часть сохранилась на горе Афон, куда приезжают почитатели целителя со своими просьбами об исцелении.
Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.
В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.
Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.
Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребреников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла. К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).
Одна из самых известных и почитаемых святынь христианского мира, кровь святого великомученика Пантелеймона, хранится в монастыре Воплощения Господня в Мадриде. В течение всего года кровь пребывает в твёрдом состоянии, и только в день памяти мученической кончины святого Пантелеймона 9 августа (27 июля по Григорианскому календарю), без всякого вмешательства человека, она принимает жидкое состояние. Так происходит каждый года с момента, когда пузырек с кровью святого Пантелеймона был принесен в монастырь в 1616 году. Это чудо не повторялось во время Первой мировой войны и в год начала гражданской войны в Испании, в 1936-м.
Великомученика Пантелеимона считают заступником и целителем воинов. Святой помогает всем, кто нуждается в его помощи. Особое покровительство великомученик Пантелеймон оказывает тем, кто стоит на защите интересов и здоровья людей, представителям благородных специальностей. Врачи, спасатели, защитники отечества: военным и морским служащим.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
В Костроме, при Окружной больницы Костромского округа №1 (г. Кострома, ул. Спасокукоцкого, д. 29/62) возводится церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.
В 1999 году по просьбе больных и медперсонала 2-й горбольницы, которая в настоящее время является ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1 была создана инициативная группа по строительству больничного храма во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона.
30 августа 2002 года в год 100-летнего юбилея Окружной больницы основанной костромским купцом и благотворителем Ф. В. Чижовым в 1902 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (прибывший в Кострому на празднование 850-летия основания города) освятил фундамент строящегося храма.
Федор Васильевич Чижов родился 11 марта (н.ст.) 1911 года в Костроме в семье учителя Костромской гимназии. В начале 20-х годов семья Чижовых переезжает в Петербург. Там он, по окончании гимназии, поступает в университет на математический факультет. Блестяще окончив университет, он преподает в нем и вскоре получает степень магистра философии. В 1840 году Ф.В. Чижов уезжает за границу, где изучает историю искусств. За искусствоведческие статьи, опубликованные в 1840 – 1850-х годах, ему присуждают почетное звание вольного общника Российской Академии художеств. В 1857 году Ф.В. Чижов переселяется в Москву. Он становится редактором-издателем специального ежемесячного журнала «Вестник промышленности» и еженедельного приложения к нему – газеты «Акционер». 7 июля 1902 года благодаря Ф.В. .Чижову в Костроме открылся родовспомогательный приют, расчитанный на 10 бесплатных и одну платную койку.
В 2015 году было принято решение вместо Пантелеимоновской часовни возвести одноименную приходскую церковь.
С 2002 до 2019 гг. были выполнены работы по сооружению фундамента храма и частично его стен.
В сентябре 2019 года указом митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта настоятелем Пантелеимоновского храма назначен протоиерей Дмитрий Сазонов (Указ от 5 сентября 2019 № 1955/117-уг), которому поручено также духовное окормление пациентов и персонала ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1».
С сентября 2019 года удалось сделать: вставить окна и двери, довести кирпичную кладку до уровня проектной документации, покрыть кровлю и купол храма, установить крест и электропроводку, воздуховоды и начать работы по оштукатуриванию стен, разработку документации по возведению коммунальных коммуникаций, хозпомещений, приведение в надлежащий вид окружающей территории.
26 марта в канун праздника Феодоровской иконы Божией Матери состоялось освящение и водружение креста на главку больничного храма во имя св. великомученика Пантелеимона.при Окружной больнице №1 г. Костромы.
Этого события люди ждали 20 лет. Знаменательно, что водружение креста на купол произошло в неделю, которая Церковью именуется Крестопоклонной.
Особенностью Крестопоклонной недели является вынос креста на середину храма и поклонение ему в ознаменование силы Божией исходящей от Животворящего креста, на котором Спаситель человечества взял грехи мира. Крест служит укреплением нас, верных, соблюдающим плавила Великого поста, где главным правилом является не только правило воздержания от греховных страстей, но помощь и сострадание ближним.
Храм на территории леченого заведения, как и предполагали инициаторы строительства, служит своей высокой цели - «лечебницей духовной» для больных и страждущих, Домом милосердия.
Возведение Пантелеимоновского храма - это долг нашей памяти перед почившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (+2008), который освятил закладку храма, и перед теми, кого уже нет в нашем мире, но кто желал, чтобы храм в больнице был построен.
По замыслу строителей храма, его активная жизнь близ лечебного учреждения даст возможность находящимся в больнице на излечении людям сочетать духовное и телесное врачевание, подаст благодатную помощь для выздоровления и вечного спасения, в котором заключается смысл жизни христианина.
Насущными задачами в 2020-2021 гг. являлись возведение модульной газовой котельной, прокладка коммуникаций и введение храма в эксплуатацию.
27 марта в праздник Феодоровской иконы Божией Матери на стене Пантелеимоновского храма г. Костромы была установлена памятная доска в честь св. прпмч. Великой княгини Елисаветы, организовавшей в годы Первой Мировой войны лазареты для раненых воинов в Костроме. В бывшей уездной больнице, а ныне Окружной больнице № 1 располагался один из таких лазаретов. 18 июля русский народ чтит память великой подвижницы ХХ века святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна заменила его на посту председателя Императорского Православного Палестинского Общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 годы.
Великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой. Елизавету Федоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. Великую княгиню отправили сначала в Пермь. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре (Яковлевой) и Екатерине Янышевой. Затем их привезли в сибирский город Алапаевск. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей.
18 июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. На заброшенном руднике, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули княгиню Елизавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»
В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей).
2 мая 2021 года в храме было проведено первое Пасхальное богослужение.25 мая 2021 года по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта храм во имя св. великомученика Пантелеимона посвящается еще преподобномученице великой княгине Елисавете и становится Пантелеимоново-Елисаветинским храмом.
19 января у стен церкви состоялось освящение памятника «Врачеватель», посвященного медикам, выполняющим свой врачебный долг. Создатели памятника уверены, что его смыслом запечатлена не только благодарность костромичей служению и трудам врачей, борющихся с болезнями, но и понимание вечности бытия, Творцом и Промыслителем которого является Бог. Памятник создан на средства благотворителей.
Описание памятника: Скульптурное изображение показывает Колыбель бытия и Чашу Жизни (воскресения) в которой находится врач изучающий историю болезни. По краю чаши проходит надпись на пяти языках мира: «Лечит врач, исцеляет Бог!» (русс.);The doctor heals, God heals (англ.);Θεραπεύει το γιατρό, θεραπεύει τον Θεό (греч.); מטפל ברופא, מרפא את אלוהים (иврит);Medicus sanat, Deus sanat (латынь). В минуту сомнений и отчаяния к нему приходит помощь Великого Врача посредством святого великомученика и целителя Пантелеимона. Надпись на монументе гласит: «Не бойся, Я с тобой!» - говорит Господь (Ис.41:10). Как гласит жизнеописание великомученика Пантелеимона, так звучали слова Христа во время мученических и исповеднических страданий святого, укрепившие веру и ободрившие его.
В храме находится много икон с мощами: св. вмч. Пантелеимоноа и св. прпмч. Елисаветы, свв. мчч. Александра и Антонины Римских, св. блаженного Прокопия Устюжского Христа ради юродивого,
28 июля 2021 года храм был освящен! В 2023 году было завершено строительство церковной сторожки, сооружен иконостас, заменивший временный.
Приходской совет храма благодарит всех тех, кто приложил свои усилия, пожертвовал средства и свой труд для строительства храма. Еще многое предстоит сделать для того, чтобы храм «ожил» и в нем стали совершаться богослужения.
В начале прошлого века при храме святых мучеников Александра и Антонины в костромском Селище существовало Пантелеимовское общество трезвости, членами которого в 1911 г. значилось 120 человек.
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Страстоте́рпче святы́й и целе́бниче Пантелеи́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегре́шений оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак, глас 5
Подража́тель сый Ми́лостиваго/ и исцеле́ний благода́ть от Него́ прие́м,/ страстоте́рпче и му́чениче Христа́ Бо́га,/ моли́твами твои́ми душе́вныя на́ша неду́ги исцели́,/ отгоня́ при́сно борца́ собла́зны от вопию́щих ве́рно:// спаси́ ны, Го́споди.
Величание
Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й, великому́чениче и целе́бниче Пантелеи́моне,/ и чти́м честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́ претерпе́л еси́.
10 августа совершается празднование явления иконы Смоленской Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Лик Божией Матери на Смоленской иконе был написан при ее жизни апостолом и евангелистом Лукой для Антиохийского правителя Феофила и поставлен был им в церкви г. Антиохии. После смерти Феофила, икона была перенесена в Иерусалим, затем в V веке в Константинополь и поставлена во Влахернском храме. С этого времени, она ознаменовала себя многими знамениями и чудесами. После исцеления после молитвы перед иконой двух слепых, она стала именоваться «Одигитрия», т. е. «Путеводительница». По преданию, греческий царь Константин Мономах, выдавая в 1046 г. свою дочь Анну за русского князя Всеволода Ярославича, благословил ее святой иконой Одигитрии. После смерти мужа, княгиня Анна благословила этой иконой своего сына Владимира Всеволодовича Мономаха, который став в 1097 г. Смоленским князем, принес в 1111 г. эту святую икону в дар устроенному им Смоленскому соборному храму. С того времени святая икона, называется Смоленской, служа залогом покрова Царицы Небесной над землей Русской. Перед этой иконой просят об избавлении от слепоты.
В этот день престольный праздник в Смоленском храме Богоявленско-Анастасьина монастыря, в Воскресенской церкви д. Любовниково, Костромского р-на, где долгое время находился чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери из разрушенного в 30-е годы, а ныне восстанавливающегося, Богородицко-Игрицкого монастыря.
Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора. Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым. В 1824-25 годах, попечением преподобного Макария (Глухарева), просветителя Алтая и одного из выдающихся русских миссионеров и ученых ХIХ столетия, бывшего в то время настоятелем Богоявленского монастыря, юго-западная башня обители с находящимся на ней иконописным изображением Божией Матери была перестроена в церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1847 году в Костроме вновь случился пожар, уничтоживший внутреннее убранство Смоленской церкви, однако, как и в пожаре 1779 года, Смоленская икона Божией Матери вновь осталась невредимой. Стараниями благочестивых костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценной сребропозолоченой ризой. Многие годы оклад украшал древнюю святыню, прославившуюся не только тем, что она сохранилась в огне двух пожаров, но и многочисленными чудотворениями, являемыми через нее силой благодати Божией.
В 1920 году, несмотря на активное сопротивление верующих, Смоленская церковь, вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы, была закрыта. Вся утварь храма, а вместе с ней и драгоценная риза Смоленской иконы Божией Матери, были конфискованы губернской комиссией по изъятию церковных ценностей.В 1990 году Смоленский храм, в котором долгие годы находились различные учреждения, был возвращен Церкви и возрождаемому Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю. Смоленская-Костромская икона Божией Матери, некогда сохраненная в огне опустошительных пожаров, оказалась сильно поврежденной. 23 ноября 2004 года для Смоленской-Костромской иконы Божией Матери была освящена новая драгоценная риза.
Иконы Смоленская, именуемой "Одигитрия" (Путеводительница) (тропарь, кондаки и молитва)
Тропарь, глас 4:
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи, // Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Кондак, глас 6:
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, // предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Ин кондак, глас 6:
Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице, / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, / Твои́ бо есмы́ раби́, // да не постыди́мся.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.
Молитва
О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!
Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти. Разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Его же умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Впервые село Любовниково или «Песочное меньшее» упоминается в 1678 году как «поселенное вновь на пустоши». В 1679 году впервые говорится о стоявшей здесь деревянной церкви в честь Воскресения Христова, которую построил владелец Любовникова боярский сын Василий Скоробогатов. В 1781 году на средства прихожан в селе была построена каменная двухпрестольная церковь Воскресения Христова с престолом Николая Чудотворца в зимнем приделе храма. С момента освящения храма в 1781 году и до сего дня богослужения в нём не прекращались. После того как 1932 году в соседнем селе Песочное был закрыт Никольский храм, его святыни: Песошенская-Игрицкая чудотворная икона Божией Матери и крест-мощевик с частицами мощей 150 святых были перенесены в Воскресенский храм.
В ночь на 17 апреля 1982 года под Великую Субботу чудотворную Песоченскую-Игрицкую икону Богоматери похитили из храма. Спустя два года святотатцы были пойманы, осуждены и приговорены к большим срокам заключения, однако чудотворная икона бесследно исчезла. За год до кражи, в 1991 году крест-мощевик из Воскресенской церкви был перенесен в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор Костромы, где его можно сейчас видеть слева перед иконостасом. Рядом с храмом есть святой Никольский источник, который представляет собой родник, заключённый в простой деревянный сруб колодца и закрытый от атмосферных осадков крышкой. Рядом со святым источником установлен поклонный крест.
У алтарной апсиды храма располагаются могилы настоятелей, служивших в нем: протоиерея Владимра Конона (+1975) и протоиерея Иоанна Сазонова (+1994).
Преподобный Макарий, архимандрит (Глухарев Михаил Яковлевич; 8 ноября 1792 — 18 мая 1847 гг.) — основатель Алтайской Духовной Миссии. Обучался в Вяземском духовном училище и Смоленской Духовной Семинарии, после окончания которой был оставлен в ней преподавателем латинской грамматики. В 1817 году закончил Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. 18 июня 1817 года — инспектор Екатеринославской Духовной Семинарии. Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года. С 20 февраля 1821 года — ректор Костромской Духовной Семинарии. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В начале 1825 года по собственному прошению уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, в конце того же года переселился в Глинскую пустынь. 5 июля 1829 года выехал в Москву, где принял благословение на миссионерские труды от митрополита Московского Филарета (Дроздова).
30 сентября 1829 года прибыл в Тобольск. 3 августа 1830 года с двумя сотрудниками из тобольских семинаристов отправился на Алтай. 26 августа 1830 года они прибыли в Бийск. 7 сентября 1830 года отец Макарий крестил в Улале молодого алтайца Блеску, назвав его Иоанном. Этот день алтайскими миссионерами считался днем основания Миссии. За тринадцать с половиной лет миссионерского служения на Алтае отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению был уволен из Миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии. 4 июля 1844 года отбыл из Улалинского стана Миссии в Болхов.
Скончался 18 мая 1847 года в Болховском монастыре. Был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря. На месте его погребения были устроены два придела - Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.
Преподобному Макарию (Глухареву), Алтайскому
Тропарь, глас 4:
Христо́вою любо́вию подвиза́емь, благовести́ти ве́ру и́стинную прише́л еси́ наро́дом Алтайским, преподо́бне, о́тче на́ш Мака́рие, сло́вом и житие́м те́х наставля́я, приве́л еси́ мно́гих ко спасе́нию,// его́же сподо́би и на́с моли́твами твои́ми.
Кондак, глас 3:
Язы́ческаго злове́рия избе́гше, про́поведию твое́ю Творца́ све́тов позна́хом. Ему́ же в Тро́ице покланя́ющеся, мо́лим тя́, равноапо́стольне Мака́рие, сохраня́й ча́да твоя́ в и́стинней ве́ре Христо́вой предста́тельством твои́м пред Бо́гом.
Величание
Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Мака́рие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.
Молитва
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.