28 июля Русская Православная Церковь празднует память святого равноапостольного князя Владимира

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Внук «преблаженной» княгини Ольги (память 24 июля), сын князя Святослава, он, мудрый, отважный, предприимчивый и воинственный, просвещенный в вере греческим православным монахом в 988 г. принял крещение в г. Корсуни с именем Василий. Это крещение сопровождалось чудом – накануне, будучи поражен слепотой, князь, при совершении Таинства получил исцеление и прозрел.

Всячески содействуя принятию православной веры киевлянами, святой Владимир положил начало просвещению всей русской земли светом Христовой веры. Его трудами и заботами « мрак идольский image003от нас удалился и появилась заря благоверия». По его повелению, в Киеве были уничтожены все идолы, которым поклонялись русичи-язычники. Всю дальнейшую жизнь князь провел в подвигах благочестия, украсив себя добрыми делами и добродетелями: «правдой, любовью, долготерпением, смирением, человеколюбием и милостью».  Он строил храмы и щедро одарял их, заботился о воспитании своих детей и подданных: учреждал училища для детей, больницы, богадельни и странноприимные дома, отпускал на волю рабов и выкупал должников и пленных. Нищие бедные и слабые находили у него отеческую защиту и покровительство. Свое милосердие и кротость он простирал до того, что считал за грех наказывать преступников. Князь Владимир заключал мирные союзы с христианскими государствами и вместе с тем, оберегал народ от врагов и Церковь от лжеучителей. Святой равноапостольный князь является образцом жизни и мудрости, примером в исполнении своего жизненного долга для всех нас, сынов и дочерей святой Руси. Церковью святой князь величается image005равноапостольным, т. к. понес равные с апостолами, учениками Христовыми, труды по просвещению своего народа верой Православной.

Все, что мы видим доброго, великого и славного в нашем Отечестве -  все доблестное и знаменитое в истории, все, что является предметом гордости и красоты наших городов  и селений, все то доброе, что и по сию пору есть в общественной, семейной и личной жизни – все это плоды избранной святым князем Владимиром Православной веры.

Только благодаря вере, из разрозненных племен мы стали единым народом русским. Она воспитала наших великих царей, доблестных военачальников, image007мудрых и опытных  советников и руководителей народа. Она не раз спасала землю Русскую от гибели. С единомыслием и самоотверженностью, с горящим от веры сердцем, наш народ защищал свою землю и побеждал врагов Отечества. Верность заветам благоверного князя хранить веру Православную обязывает нас твердостью веры посрамлять неверие и суетную мудрость мира, соблюдением уставов и обычаев Православной Церкви и предков своих православных, обличать тщетность обычаев «заморских» и языческих. Он правил Русским государством 37 лет (978–1015), из них 28 лет прожил в святом крещении.

Святой князь скончался  28 (по новому стилю) 1015 г., и был погребен в построенной им  Десятинной церкви в Киеве. В 1635г. его мощи были найдены нетленными.

В костромском кафедральном Богоявленском соборе по правую сторону главного четверика находится чудная по красоте  и дивная по своим духовным дарованиям икона  святого князя Владимира.

image009Празднование святому князю Владимиру было установлено святым Александром Невским (память его 23 ноября/6 декабря) в середине XIII века. Церковное почитание на Руси святого князя началось значительно раньше: в «Слове о Законе и Благодати» святителя Илариона (+1053) святой князь назван «во владыках апостолом», «подобником» св. Константина и сравнивается его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

В Костроме имеется домовой храм посвященный св. равноп. Князю Владимиру. Церковь Владимира Равноапостольного была устроена на первом этаже Дома соборного причта, входившего с комплекс зданий разрушенного Костромского кремля (2014). Реконструкция помещения проведена в 2014, церковь освящена в феврале 2015.

Управляющим Костромской епархией епископом Ферапонтом благословлено создание домового храма. Реконструкция помещения проведена в 2014 году, церковь освящена в феврале 2015 года. Церковь Владимира Равноапостольного устроена на первом этаже Дома соборного причта, входившего с комплекс зданий разрушенного Костромского кремля.

image011Костромской кремль был заложен в 70е-годы XIII века и построен в середине XIV века. Находился от первоначально на берегу реки Сулы. В 1413 году город был уничтожен страшным пожаром, не пощадившим и старых стен кремля. Крепость восстановили, но уже на новом, возвышенном месте, отступив от Волги, так как весной река часто затопляла берега. Сначала насыпали высокие валы, на них воздвигали стены из дуба с 14 боевыми башнями, «а башни, — отмечалось в писцовой книги – рублены все клетками, бои выводные за город о дву мостах,  а меж башен тын…». И Кремля вели двое ворот: Водяные (к Волге) и Спасские (в северно-восточной части стены). От них через проложенный перед валом ров были переброшены мосты, из кремля к берегу Волги прорыт подземный ход. Костромской кремль не раз выдерживал неприятельские осады. В 1609 году сильный отряд польских  интервентов пытался захватить Кострому, но был отбит огнём крепостной артиллерии, причём, как свидетельствуют документы «из большого наряда» (т.е. пушек) побили много врагов.  Большинство горожан жили вне стен кремля и перебирались туда только в случае опасности. Но и в самом креме в XVII веке находилось около 200 домов и административные учреждения, в том числе воеводская изба. Она оставалась там вплоть до посещения image013Костромы императрицей Екатериной II в 1767 году. В честь ее в кремле построили специальные триумфальные ворота. Вскоре Костромской кремль сгорел со всеми постройками, его восстановление признали ненужным. В начале XIX века валы с северной части были скрыты, а южной снижены, рвы засыпаны. Часть кремлёвской территории отвели под бульвары, а оставшуюся землю передали Успенскому собору, который в 1776-1791 годах при восстановлении после пожара был значительно перестроен и расширен.

Архитектурный комплекс Костромского кремля, сохранявшийся в целости до 1934 года, состоял из Успенского и Богоявленского соборов, колокольни, двух жилых домов и ограды.

28 июля, в День двух великих почитаемых христианских праздников, которые совершаются в этот день: памяти святого равноапостольного великого князя Владимира(+1015г.) и Дня Крещения Руси (988г.), митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт в 28 июля 2021 года совершил Чин освящения Пантелеимоновско - Елисаветинского храма г. Костромы, расположенного около Окружной больницы Костромского округа № 1.

Историческая сравка:

Храм посвящен св. великомученику и целителю Пантелеимону, жившему в III-IV вв. выдающемуся врачу, который своими молитвами к трудам земным прилагал благодатную помощь Божию. В 2002 г. была совершена закладка храма.

В 2020 г. начались активные работы по возведению храма. 9 августа 2020 г. в престольный праздник храма была совершена первая Божественная литургия. 2 мая 2021 года в храме было проведено первое Пасхальное богослужение.

25 мая 2021 года по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта храм во имя св. великомученика Пантелеимона посвящается еще преподобномученице великой княгине Елисавете и становится Пантелеимоново-Елисаветинским храмом.

Князю Владимиру, равноапостольному, во святом крещении Василию (тропари, кондаки, молитвы и величание)

Тропарь, глас 4:

Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему до́бpаго би́сеpа,/ славнодеpжа́вный Влади́миpе,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́теpе гpадо́в, богоспаса́емаго Ки́ева:/ испыту́я же и посыла́я к Ца́pскому гpа́ду/ уве́дети пpавосла́вную ве́pу,/ обpе́л еси́ бесце́нный би́сеp - Хpиста́,/ избpа́вшаго тя я́ко втоpа́го Па́вла,/ и оттpя́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пpа́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Ин тропарь, глас 1:

Я́ко нача́льнику Креще́ния / и ко́реню ве́ры Боже́ственныя, / и́долов разруши́телю, / блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти: / сла́ва вразу́мльшему тя Христу́ Бо́гу, / сла́ва освяти́вшему тя Креще́нием Свои́м, // сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю страну́ Ру́сскую.

Ин тропарь, глас 8:

Правове́рия наста́вниче / и всея́ Руси́ просвети́телю, / благочести́вый вели́кий кня́же Влади́мире, / святы́м Креще́нием всех просвети́л еси́ / и це́ркви мно́ги сла́вны украси́л еси́, / о прему́дре Васи́лие, // Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8:

Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся я́ко младе́нческая мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния оста́вль,/ я́ко муж соверше́нный украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею./ И ны́не Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Ин кондак, глас 8:

Изря́дному воево́де и правове́рному, / благода́рственная воспису́ет ти вся Русь, Васи́лие, иму́щи тя нача́льника и засту́пника, / я́ко изба́вил еси́ нас от вся́кия скве́рны и ле́сти, те́мже ти вопие́м: // ра́дуйся, вели́кий кня́же Влади́мире преблаже́нне.

Ин кондак, глас 4:

Оте́ческу пре́лесть, и́долы, я́ко су́етни, отве́рг, / Христа́, всех и́стиннаго Бо́га, Царя́ и Благода́теля, позна́л еси́. / Те́мже и лю́ди, изря́дны Тому́, святы́м Креще́нием просвети́л еси́, / пресла́вне Влади́мире. / Сего́ ра́ди почита́ем тя, / я́ко Тро́ице служи́теля, // Христа́ моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Молитва третья

О вели́кий уго́дниче Бо́жий, равноапо́стольный кня́же Влади́мире! При́зри на не́мощи на́ши и умоли́ Премилосе́рдаго Царя́ Небе́снаго, да не прогне́вается на ны зело́ и да не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но да поми́лует и спасе́т нас по ми́лости Свое́й, да всади́т в сердца́ на́ша покая́ние и спаси́тельный страх Бо́жий, да просвети́т Свое́ю благода́тию ум наш, во е́же оста́вити нам стези́ нече́стия и на путь спасе́ния обрати́тися, неукло́нно же за́поведи Бо́жия твори́ти и уста́вы Святы́я Це́ркве соблюда́ти. Моли́, благосе́рде, Человеколю́бца Бо́га, да яви́т нам вели́кую ми́лость Свою́: да изба́вит нас от смертоно́сных боле́зней и от вся́каго зла, да сохрани́т и спасе́т рабо́в Бо́жиих (имена) от всех ко́зней и наве́тов вра́жиих и да все мы сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем тя, / святы́й равноапо́стольный кня́же Влади́мире, / и чтим святу́ю па́мять твою́, / и́долы попра́вшаго // и всю Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго.

image015В день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира костромичи вспоминают почившего протоиерея Владимира Конона (День Ангела). Протоиерей Владимир Косьмич Конон (1901-1975) родился 1-го августа 1901 г. в селе Довбени, Воложинского уезда Минской губернии на территории нынешней Республики Беларусь в семье диакона местной Свято-Константино-Еленинской церкви г. Воложин Косьмы Конона. В 1911 г. окончил церковно-приходскую школу, в 1924 г. - 8 классов Виленской Духовной Семинарии. В 1921 г. сочетался браком с Еленой Мартиновной Кароль (+1962), ставшей его верной спутницей жизни. Имея прекрасные певческие и регентские способности, с 1.10.1919 по 1926 гг. он трудился псаломщиком в Воложинской церкви http://vologin.cerkov.ru/main-page/. 26.07.1926 состоялось его рукоположение в сан диакона к этому же храму без оставления псаломщических обязанностей, т.к. наделен был талантом прирожденного регента и знатока церковного устава.

image017Семья протоиерея Владимира Конона пережила весь трагизм и трудности людей, оказавшихся в оккупации в годы Великой Отечественной войны. Трагические потери старшей дочери Маргариты и сына Владимира, угнанного на работы в Германию. Всю сложность жизни в чреде сменяющихся властей и ситуаций. Не раз он, и его близкие подвергались угрозе смертью и нередко, угроза была на волосок от реального воплощения. Нередко верующий народ, прихожане вставали на защиту своего пастыря в случае обвинения его в «церковных заговорах» (1939), в недонесении на пришедших ночью партизан, на крещение евреев и коммунистов, желавших избежать смерти (1941-1944).

В характеристике, данной прот. Владимиру благочинным Сморгонского округа прот. Владимиром Ровдо, в частности, звучат слова, ярко характеризующие гольшанского настоятеля как истинного пастыря Церкви Христовой: «Протоиерей Владимир Конон – человек не от мира сего. Постник, молитвенник, честен и вообще благочестив. При огромных налогах государственных и епархиальных, на приходе достаточно сделано» Вся жизнь его была наполнена трудом и молитвой, был истинным бессребренником и духовным подвижником, верил в добро и жил заповедями Христа, жил в мире с Богом. Служил в храмах г. Воложина, Гольшан, Лиды, Прозороках, Поречье.

В 1965г. прот. Владимир, овдовев, переехал вслед за семьей своего зятя, диакона Иоанна Сазонова, женатого на младшей дочери о. Владимира Ларисе (+1987), в Россию. Служил на приходе в Брянской области и на приходах Костромской епархии. До 1972г. был настоятелем Воскресенского храма д. Любовниково, Костромского р-на; с 29.11.1972 по 17.06.1975г.- настоятелем церкви с. Ильинское на Шаче, Сусанинского р-на, Костромской области.

 Очевидцы его самоотверженного пастырского служения недоумевали, как этот пожилой, щуплый, болеющий ревматизмом ног человек, при катаральным состоянии горла и легких добирался пешком, подчас, за десяток километров по бездорожью, в любую погоду, в любое время года и суток к страждущим и просящим утешения. Никому не отказал в помощи. Все, что имел – раздавал. Воистину он был «добрым пастырем, высоко несущим знамя священнического служения», - так характеризовал его Высокопреосвященнейший Кассиан (Ярославский, +1990), Архиепископ Костромской и Галичский. Вечная ему память!

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Служба Собору Комстромских Святых

Подробнее...

Статьи

КОСТРОМСКАЯ ГОЛГОФА

                                                 «И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником
души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели»

                                                                                                                                     (Откр. 6,9)

Аннотация. В статье на примере исповеднического подвига духовенства Русской Православной Церкви показана репрессивная политика советской власти по отношению к религии на территории Костромской епархии. Раскрыта мотивировка реализации «посадочных дел» и механизм вынесения приговоров по «делам священнослужителей», приравненных государством к врагам народа, преступникам, преступление которых состоит в том, что они верят в Бога, только в том, что служат Ему.

Ключевые слова: репрессии, священник, дело, священномученик, расстрел.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: