9 апреля 2023. Вербное воскресенье
В церковном календаре воскресенье, за которым следует Страстная неделя, называется Вербным воскресеньем (Пальмовым воскресеньем, Неделей цветоносной). Так оно именуется потому, что накануне, в субботу, за вечерним богослужением освящаются ветви верб (читается молитва и освящаются ветки верб). Верующие, как некогда жители Иерусалима, приветствуют вхождение Спасителя во Иерусалим как царя - Победителя смерти, въезжающего в «город мира», согласно древним пророчествам держав руках ветки верб с зажженной свечой. Освящаются ветви верб (символ пальмовых ветвей) потому, что у этого древа почки (цветы), распускаются весной раньше, чем у всех других деревьев. Праздник символизирует, с одной стороны, признание ИисусаМессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупациейримлян, и они ожидали приход национального освободителя от иноземного господства.
История события праздника такова. Множество народа, пришло на праздник ветхозаветной Пасхи в святой город Иерусалим, потому что праздник Пасхи служит днем воспоминания исхода израильского народа из Египта. В день праздника в Иерусалим и Иисус с учениками. Люди, услышав о Его приближении, и видя рядом с ним воскрешенного им незадолго до этого Лазаря (умершего и воскрешенного Иисусом), в восторге от того, что они видят победителя смерти – согласно пророчествам - царя Израиля – освободителя, срезали ветви финиковых пальм, снимали верхние одежды и постилали на пути шествия Христа. Восторг охватил всех. Не только взрослые, но и дети в единодушном порыве приветствовали Его. При всеобщем народном ликовании, Христос плакал, предвидя дальнейшую участь «вечного города», за нечестие своих жителей разрушенного впоследствии императором Веспасианом. (Лк.19,41). Плакал о том, что те, кто сейчас в восторге кричит: «Осанна (евр. – спасение) Сыну Давидову, Царю Израилеву, через несколько дней, в ожесточении сердца, в безумии, будут кричать: «возьми, распни Его; нет у нас царя» (Ин.19,15).
На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).
В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Аскаронский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,).
Епископ Дамаскин (в миру Дамиан Аскаронский; 1703, Киев - 16 июля 1769, Кострома) - епископ Русской православной церкви, епископ Костромской и Галичский. 21 мая 1758 года хиротонисан в епископа Костромского. Образование получил в киевской академии.
Сначала проходил разные послушания в Киево-Печерской лавре, но в 1738 г. постригся в монашество с именем Дамаскина и в 1740 г. назначен учителем в Новгородской семинарии; в 1741 г., он назначен был архимандритом Деревяницкого Новгородского монастыря, в 1744 г., перемещен в Антониев монастырь и, в 1746 г., сделан ректором Новгородской духовной семинарии.
11 января 1748 г., отрешен от ректорства и перемещен в Хутынский монастырь, а 7 января 1751 г., был уже архимандритом Иверского Валдайского монастыря.
После почти 20-летней службы в новгородской епархии, архимандритом, Дамаскин 17 апреля 1758 г., избран был в сан епископа Костромского, — 18 мая было наречение и 21 мая хиротония.
Твердый характером, заботливый и деятельный, епископ Дамаскин, в 1759 г., открыл в Костромской епархии 6 духовных правлений: в Костроме, Нерехте, Плесе, Любиме, Судиславле и Солигаличе, а при каждом из правлений, в 1760 г., основал малые училища для начального обучения; учредил во всех соборах протоиереев и установил десятоначальников и благочинных надзирателей; устроил для семинарии новые здания и церковь и обновил в ней учебный персонал киевскими академистами.
Среди забот о воспитании юношества преосвященный Дамаскин в конце 1764 г. тяжко заболел «подагрою и хирагрою», но смотался и только в июне 1769 г. стал проситься на покой, по старости и дряхлости, ибо ему уже минуло 60 лет.
Прежде увольнения, он 16 июля 1769 г. скончался.
Сочинение его. «Толкование на псалтырь и 14 посланий апостола Павла» хранится в рукописи в костромской семинарии.
Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, – престольный день храма.
В березовой роще, что возле пл. Конституции в Костроме, в 19-м – начале 20-го века было Лазаревское кладбище. На Руси существовала традиция церкви на кладбищах посвящать св. праведному Лазарю Четверодневному. Церковь на кладбище была построена в 1810 году на средства костромского купца Федора Матвеевича Ознобихина, а колокольня на средства прихожан. Церковь была каменная обнесенная каменною же оградой с железными решетками. В ней было три престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь праведного Лазаря, в честь великомученика Феодора Стратилата. Храм был закрыт в 1930 году, а вскоре полностью разрушен. Еще в 1920-х годах на кладбище хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост, на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. Где-то в середине ее (место точно неизвестно) есть захоронение костромичей, умерших от страшной болезни – африканской чумы…
В 2010 году в нескольких метрах от бывшего торгового киоска был установлен мемориал в память о детях блокадного Ленинграда.
Лазаревское кладбище появилось в конце 18 века и просуществовало до 30-х годов века прошлого. На нем погребены некогда известные костромские фабриканты миллионеры Чумаковы, члены их семей, которые кроме производства имели немалый доход от торговли табаком и мукой. Так же здесь нашел свой последний приют генерал-аншер Мещерский. Любопытный факт. В березовой роще, что теперь вместо кладбища, ближе к улице Советской, можно найти не только человеческие кости, но и черный камень-памятник некой актрисе Елене. К сожалению, надпись практически стерлась. Как актрисе фамилия, когда она родилась, когда умерла, могут установить только специалисты.
27 январе 2019 года исполнилось75 лет со дня полного снятия блокады города Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни» было эвакуировано более 600 тысяч человек. Основной поток эвакуированных был направлен по Северной железной дороге через Вологодскую и Ярославскую области, а из них на восток и север страны.
К жертвам блокады относятся умершие ленинградцы и жители других районов, оказавшихся в блокадном городе, в эвакуации – на пунктах эвакуации, в акватории Ладожского озера, в пути, в местах прибытия. Это все блокадные потери.
Сегодня известно о 98-ми местах массовых захоронений ленинградцев-блокадников в указанный период на территории 17-ти субъектов Российской Федерации.
С чувством глубокой признательности сообщаем, что братская могила на Лазаревском кладбище города Костромы оказалась единственной (из известных нам) в Костромской области.
Прошу Вас сообщить следующие сведения:
Сколько всего ленинградцев-блокадников похоронено на Лазаревском кладбище города Костромы;
Сколько всего известно имен погребенных.12 сентября 1941 года по водной трассе «Дороге жизни» из Новой Ладоги в Осиновец, в составе первого конвоя прибыли Сторожевой корабль «Пурга» и две баржи, доставившие первые 60 тонн боеприпасов и 800 тонн зерна для осажденного Ленинграда. В обратный рейс из блокадного Ленинграда корабли ушли с мирными жителями на борту.
Храм праведного Лазаря в Ипатьевском монастыре
По пути из Рождество-Богородицкого храма взору посетителя Ипатьевской Свято-Троицкой обители встречается небольшой подвальный, но довольно светлый храм во имя праведного Лазаря, устроенный под южной галереей (где ранее была кладовая с сенями) Троицкого собора или, точнее, под приделом во имя преподобного Михаила Малеина и ризницей. Храм устроен в 1763 году, с 1800 года оставался без служения и возобновлен был в 1819 году. В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Аскаронский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,). Храм устроен в 1763 году, с 1800 года оставался без служения и возобновлен был в 1819 году.
В этом храме в прежнее время вместо иконостаса служила каменная стена с арками для царских и северных дверей; на этой стене были написаны местные иконы, окаймленные алебастровыми наличниками; со времени возобновления храма в 1819 году устроен у той самой стены деревянный иконостас, а с 1888 года металлический. Храм служит для погребения преосвященных костромских, из коих в этой усыпальнице почивают: Дамаскин, основатель храма – + 16 июня 1769 года; Виталий, + 29 января 1846 года, и Александр, + 16 декабря 1888 года.
Епископ Костромской и Галичский АЛЕКСАНДР (Кульчицкий Андрей Иванович) (1825, с. Каменошляхетское Кобринского у. Гродненской губ. – 16.12.1888, г. Кострома). Сын священника Покровской церкви из рода первого епископа Иркутского и Нерчинского (1727-1731) святителя Иннокентия (Кульчицкого) (†27.11.1731). Выпускник Литовской духовной семинарии (1847). Священник Петропавловской церкви и учитель и законоучитель городских училищ г. Кобрина Гродненской губ. (26.09.1847). После вдовства – постриженник СТАНЛ (03.11.1852). Выпускник СДА (1857). Кандидат богословия (14.05.1857). Член РДМ в Китае и учитель славянского языка Албазинского училища в г. Пекине (01.11.1857), обративший в православие 78 китайцев (1857-1866). Инспектор Полоцкой духовной семинарии (09.03.1866). Архимандрит (20.04.1869), находившийся на чреде богослужения в г. Санкт-Петербурге (18.08.1871). Настоятель домовой церкви российской дипломатической миссии в г. Риме (17.11.1871). Епископ Ташкентский и Туркестанский (12.03.1878-06.08.1883) и основатель Иссык-Кульского Свято-Троицкого миссионерского мужского монастыря Туркестанской епархии (01.10.1881). Епископ Костромской и Галичский и священно-архимандрит костромского Ипатьевского Троицкого монастыря (06.08.1883-16.12.1888). Почетный член Костромского отделения РОКК (14.10.1883), ИАИС (1888) и др. Учредитель (1885) и корреспондент (1885-1888) Костромских ЕВ. Корреспондент Странника и др. Член-учредитель КГУАК (06.07.1885). Основатель и пожизненный член КПФСБ (18.10.1887). Кавалер всех служебных наград, в т. ч. орденов Святой Анны I-III и Святого Владимира III-IV степеней. Похоронен в усыпальнице Троицкого собора Ипатьевского Троицкого монастыря.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
6 /18 по н. ст. апреля 1886 был впервые произведён вербный сбор в пользу Императорского Православного Палестинского Общества. Собранная сумма в 129 551 руб. превзошла ожидания. Половина денег была передана Палестинской комиссии. На организацию сбора потрачено 2 239 руб. 79 коп. 10% отчислено на стипендии уроженцам Сирии и Палестины в русских духовных учреждениях. Наибольшие суммы были собраны в Московской, Самарской, Черниговской, Ставропольской, Курской, Херсонской, Тамбовской, Орловской епархиях. Помимо правительственных ассигнований и пожертвований попечителей, добровольные взносы верующих людей, проводившиеся в России в вербную субботу и на Пасху, были важным источником финансирования ИППО.
Значительная часть этих денег расходовалась на создание для православных (в основном арабских) жителей Палестины школ, а также гостиниц, больниц и других учреждений, предназначавшихся для поддержания паломников из России.
В императорский период (XVIII-XIX вв.), когда в международных трактатах и конвенциях тема святых мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса, Россия лишь продолжала вековые традиции своих связей с православными народами Османской империи - и своей исторической ответственности за них. Тема ответственности неизменно выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности императорской России. Подлинным водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны, самое возникновение которой было связано, как известно, с традиционной для России попыткой защиты прав православного населения Турецкой империи. После окончания войны, вопреки ее тяжелым для России результатам, русской дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении, используя древнюю, давно, казалось, забытую, но легко поддающуюся активизации стихию русского православного паломничества. Если в первый свой приезд в Палестину (1830 г.) А. Н. Муравьев встретил в Иерусалиме всего лишь около двух десятков застрявших там в связи с войной российских паломников, а к середине XIX столетия их бывало в Святой Земле от 200 до 400 человек в год, то к началу Первой мировой войны через учреждения ИППО проходило ежегодно до 10 тыс. человек. Из инстинктивного, неуправляемого народного движения паломничество становилось инструментом умелой - и не только церковной - политики. В Париже еще не был подписан мирный договор 1856 г., а о русском проникновении на Восток уже заговорили... в Иерусалиме. Был найден новый внешнеполитический подход, призванный компенсировать проигрыши и уступки, и состоял он, в духе времени, в формировании сферы собственных интересов в Святой Земле, а, значит, собственного плацдарма проникновения.
Торжественное открытие Костромского отдела Палестинского общества состоялось 29 марта 1898 года. Епископом Кинешемским Вениамином, викарием Костромской епархии, была отслужена литургия в Богоявленском соборе, затем прошло торжественное заседание в здании городской Думы; с речами выступили епископ Костромской и Галичский Виссарион, владыка Вениамин, губернатор Иван Михайлович Леонтьев; на заседании пел церковный хор. Председателем общества единодушно был избран епископ Кинешемский Вениамин, товарищем (заместителем) председателя - костромской губернатор, действительный статский советник Иван Михайлович Леонтьев, казначеем - костромской купец первой гильдии Иван Макарович Дуров, делопроизводителем отдела - статский советник, преподаватель Костромской духовной семинарии Алексей Иванович Рейпольский.
Большая заслуга в открытии костромского отдела общества принадлежит нашему земляку, ученому-генеалогу, археографу, основателю и председателю Костромской губернской ученой архивной комиссии Н.Н. Селифонтову (1835-1900), который в конце 1897 года стал вице-президентом Императорского Православного Палестинского общества.
Общество в основном существовало на пожертвования и добровольные денежные сборы, ежегодно проводившиеся во всех православных российских храмах во время больших церковных празднеств. Святейший Синод разрешил обществу ежегодный сбор во всех церквах на праздник Входа Господня в Иерусалим (вербный сбор). Это был главный источник средств общества; сумма, поступавшая от данного сбора, во многом определяла масштаб общественных мероприятий. Местное духовенство подготавливало к сбору своих прихожан разъяснениями целей деятельности общества. Кроме вербного сбора, существовал кружечный сбор посредством установки особых кружек общества у наружных стен храмов или в других помещениях. В Костроме таких кружек было установлено девять: на паперти кафедрального собора, в губернском казначействе, в Костромском отделении Государственного банка, в помещении Общественного банка, в Костромском отделении Соединенного банка, в почтово-телеграфной конторе, в помещении фабричной конторы Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры, в помещении фабричной конторы Товарищества Костромской льнопрядильной фабрики братьев Зотовых и на костромском вокзале МосковскоЯрославско-Архангельской железной дороги. Проводились и сборы пожертвований посредством квитанционных книжек, сборных листов и кружек ручного сбора, в чем отличились дочь губернского секретаря Екатерина Михайловна Смирнитская и Николай Аркадьевич Вознесенский, судебный следователь Костромского окружного суда по Кологривскому уезду. Деятельность Палестинского общества и его костромского отдела продолжалась до 1917 года, когда революционные события изменили всю жизнь нашей страны и прервали труды подвижников духовного просвещения.
Вся информация о деятельности костромского отдела Палестинского общества публиковалась в местных органах печати - епархиальных и губернских ведомостях. Изданиями общества торговал книжный склад Феодоровско-Сергиевского братства в Костроме. Очень популярны и посещаемы были чтения о достопримечательностях Палестины с показом «туманных картин» (диапозитивов, проецировавшихся на полотняный экран). В Костроме они проводились в помещениях народной библиотеки-читальни имени А.Н. Островского, училищ, приютов, чайных, попечительств о народной трезвости, в храмах, казармах, при учебных заведениях.
Высокую оценку своей деятельности уже в первые годы существования Костромской отдел получил со стороны председателя Императорского Православного Палестинского общества великого князя Сергея Александровича, о чем говорит рескрипт на имя председателя костромского отдела общества Вениамина, епископа Кинешемского, от 9 декабря 1900 года: «Преосвященный Владыко, с особым удовольствием усмотрев из представленного мне отчета о деятельности отделов общества, что, несмотря на многочисленные занятия Ваши и преклонный возраст, Ваше Преосвященство с неутомимою заботою относитесь к состоящему под Вашим председательством костромскому отделу Императорского Православного Палестинского общества, прошу Вас, Преосвященнейший Владыко, по сему поводу принять мою искреннюю признательность и передать мою благодарность всем Вашим сотрудникам по этому дорогому для меня делу. Испрашивая Вашего архипастырского благословения и поручая себя и общество заступничеству Ваших священных молитв, остаюсь искренно расположенный СЕРГЕЙ». Деятельность Палестинского общества и его костромского отдела продолжалась до 1917 года, когда революционные события изменили всю жизнь нашей страны и прервали труды подвижников духовного просвещения.
Русское дело на Востоке с выдвижением на первый план (при по-прежнему решающей роли государственных структур и церковной "кружки") более свободной и демократической общественной инициативы, воплощением которой явилось Православное Палестинское общество.
С вербой связано много поговорок и примет: «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».