Поминальные великопостные субботы.
Во 2-ю, 3-ю, 4-ю, субботы Великого поста совершается поминовение усопших. Родительскими субботы именуются потому, что наша первая обязанность помнить тех, кто дал нам жизнь – наших родителей и предков. Поминать усопших родных, друзей, знакомых. Великопостные родительские субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего поминовения во дни Великого Поста, так как в это время в богослужебном чине Церковь не совершает обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной Литургии, которая в Великий Пост положена не каждый день, а лишь в субботы и воскресенья.
В 2023 году почтить память ближайших родственников полагается во вторую, третью и четвертую субботы, которые выпадают на 11, 18 и 25 марта.
Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми.
Нужно помнить, что наши родные, близкие люди всегда нуждаются в нашей молитве, в нашей милостыне о них. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Имена усопших записать понятным почерком, лучше, печатными буквами. Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
Во время же заупокойной ектении на Литургии и панихиды, которая совершается после Литургии, можно достать свой помянник и помолиться о близких.
Помянник — небольшой книжечка, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой. После Литургии в родительскую субботу служится панихида. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Около него обычно стоит стол, на котором можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о них. На канун можно приносить жертвуемую снедь (муку, конфеты, печенье, хлеб, масло). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. В родительскую субботу, по традиции, посещают могилку усопшего на кладбище, для молитвы о нем. Не стоит забывать молиться о усопших сродниках дома и совершать дела милосердия.
Кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Кострома, городское кладбище) был построен в 1999 г. Приписан к Знаменскому женскому монастырю. В 2007 году у алтаря храма был погребен губернатор Костромской области В. А. Шершунов, трагически погибший 20 сентября 2007 года.
Богородицкая церковь на Новом кладбище г. Костромы, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, каменная, с такою же колокольней. Построена в 1897 г. на пожертвования жителей Костромы, в память избавления от холеры, бывшей в 1882 г. Ограда кладбища деревянная с каменными столбами. Престолов 3: а) в честь Феодоровской иконы Божией Матери, б) во имя блгв. князя Александра Невского и в) во имя св. ап. Петра и Павла и мц. Хионии. Ближайшие церкви: Преображенская на монастырском кладбище, Алексеевская и Покровская в Крупениках.
Церковь была разрушена в середине 1930-х. Закрыта в 1943 г. и вскоре снесена. Место ее нахождения условно определено со слов старожилов. В 1994 на территории бывшего кладбища была построена часовня во имя вмч. Феодора Стратилата. [44, с. 110, 169]
Часовня во имя Феодора Стратилата была построена в 1995 году у военного мемориала на территории старого городского кладбища. Открытие часовни было приурочено к празднованию 50-летия Победы. Часовня возведена по проекту заслуженного работника культуры России Л.С.Васильева по заказу Костромской епархии и администрации города. Св. Феодор Стратилат считается небесным покровителем Костромы, и когда-то главным городским собором был именно Феодоровский, заложенный основателем города Юрием Долгоруким на территории кремля. Сейчас покровителю города посвящена лишь небольшая кубическая часовня на кладбище, увенчанная маленьким шатром. Но и эта часовня стоит не где-нибудь, а у мемориала павшим солдатам. Выбор места для этой часовни не случаен: Феодор Стратилат, римский полководец-христианин, издревле считается покровителем военных.
На этом кладбище около ул.Галичской была ещё одна церковь. Преображенская церковь в честь Преображения Господня на монастырском кладбище, каменная, построена в 1872-1875 годах старанием игуменьи Богоявленско-Анастасиина монастыря Марии.
На Александро-Невском (Феодоровском) кладбище был похоронен обер-прокурор Святейшего синода Александр Дмитриевич Самарин, занимавший пост главноуполномоченного Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны. 12 феврале 2018 года на мемориальном кладбище Костромы на проспекте Мира (на месте бывшего Александро-Невского кладбища) на его могиле был освящён крест. Освящение креста прошло в рамках памятных мероприятий в честь 150-летия со дня рождения А.Д. Самарина в Костроме. https://kostroma.news/news/v-kostrome-osvyatili-memorial-na-mogile-rukovoditelya-krasnogo-kresta/
Формирование Феодоровского кладбища на северной окраине Костромы началось в 1868 году с основания между Буйским и Галичским трактами на месте современной станции переливания крови так называемого Старомонастырского кладбища, официально открытого в 1871 году, оснащенного в 1875 году Спасо-Преображенской церковью и принадлежавшего поначалу Спасо-Преображенскому девичьему, а впоследствии – восстановленному Анастасиину-Богоявленскому женскому монастырям.
На нем хоронили за плату, поэтому хоронились преимущественно дворяне (часть Апушкиных, Бартеневых, Вороновых, Всеволожских, Домашневых, Захаровых, Зегер, Клица, Коломаровых, Коровиных, Кудриных, Марковых, Мичуриных, Муромцевых, Нарбековых, Паприц, Перелёшиных, Перотте, Перфильевых, Пироговых, Полозовых, Протасьевых, Свиньиных, Тимашевых, Шиповых, Шультен, Языковых и др.) и купцы (часть Акатовых, Беклемешевых, Белянкиных, Гожевых, Ермолиных, Коровкиных, Сахаровых, Скалозубовых, Солодовниковых, Щербаковых и др.)
В 1881 году одновременно с закрытием Крестовоздвиженского кладбища в Фабричном районе к Старомонастырскому с севера присоединилось общегородское и до возведения на нем городским архитектором (1889-1894) Аркадием Евтихиевичем Смуровым (1860-1895) Феодоровской церкви (18.04.1897) называлось Ново-Лазаревским или просто Новым.
С 1914 года часть его для погребения участников Первой Мировой, а затем и Гражданской войн стала именоваться Военным кладбищем, на котором наряду с подпоручиком 28-й артиллерийской бригады Головенкиным Яковом Андреевичем (†02.09.1915-36) и подполковником Шигориным Александром Павловичем (†04.07.1916-?) похоронены как австрийские, например, Шаило Бан (†07.04.1920-40) и немецкие, как Фияс Франц (†14.05.1921-?), так и польские, как Козей Иосиф (†24.02.1921-20), военнопленные и наряду с командиром отряда «Карла Маркса» Фоменко Герасимом Николаевичем (†28.07.1920-39), комиссаром 2-й артиллерийской бригады 16-й дивизии Битте Эрнестом (†26.11.1919-24), комиссаром Костромского отдельного батальона ЧК Дружининым Александром Ивановичем (†07.11.1919-35) и красноармейцами китайского отряда Тхулинчан (†06.07.1919-26) и Юфенге (†06.02.1919-35) – «бывший военнопленный» Мурашов Ефим Михайлович (†02.05.1919-37), «белогвардеец из Томской губернии» Иванов Александр Устинович (†06.06.1919-26) и «перебежчик» Евлахов Кузьма Михайлович (†02.03.1920-20).
В 1941-1945 годах там же хоронили умерших от ран в костромских госпиталях, а впоследствии и других участников Великой Отечественной войны.
Среди остальных похороненных на Федоровском кладбище – преподаватели костромских духовной семинарии Баженов Иван Васильевич (20.06.1854-09.02.1920), Горицкий Василий Александрович (20.02.1843-21.07.1910) и Романовский Сергей Николаевич (†29.03.1912-52), духовного училища Добровольский Василий Константинович (05.04.1856-23.10.1909), Ильинский Николай Павлович (†27.11.1916-65) и Пауль Иван Петрович (13.06.1884-18.10.1960) и епархиального женского училища Лебедев Иван Петрович (†23.06.1910-43) и Троицкий Петр Семенович (10.06.1883-28.07.1952), бывший директор Костромского реального училища Булгак Василий Петрович (†24.01.1919-79) и его преподаватели Миловидов Иван Васильевич (†06.04.1898-47) и Ореховский Константин Иоасафович (†25.11.1902-52), врачи Андреев Александр Иванович (1895-1971), Бискупский Витольд Викторович (19.07.1846-18.11.1905), Груздев Александр Иванович (25.02.1865-12.11.1911), Державец Михаил Анисимович (1898-16.05.1957), Дримпельман Василий Васильевич (13.06.1828-21.02.1902), Комаров Михаил Николаевич (20.01.1851-07.05.1911), Малегин Александр Иванович (†10.12.1921-52) и Островский Иван Константинович (†04.02.1921-38), архитектор Борткевич Вислав-Болеслав Иосифович (†06.06..1921-60), военные дирижеры Васильев Константин Николаевич (1880-04.04.1958) и Коротаев Василий Александрович (12.04.1898-10.08.1975), театральные актеры Вильбушевич Жозефина Витальевна (04.10.1893-03.09.1973), Гаибова Лейла Ильясовна (29.08.1925-23.05.1969), Жданова Зинаида Васильевна (09.10.1886-24.01.1965), Соломина Валентина Николаевна (1892-13.03.1949), Эделева Екатерина Константиновна (1900-29.01.1952) и Ярчевский Владимир Михайлович (05.12.1901-08.12.1978), отставной генерал-майор Гаврино Иван Васильевич (†04.04.1915-74) и генерал-майор технических войск Сальников Иван Петрович (1893-1944), Герои Советского Союза Давыдов Виктор Иосифович (17.12.1920-23.05.1952), Рыбаков Александр Васильевич (07.11.1918-09.05.1972), Скворцов Александр Васильевич (17.08.1901-19.12.1948), Соловьев Виталий Ефимович (05.04.1923-16.04.1966) и Тараканов Николай Николаевич (11.12.1922-25.05.1964), полярница Демме Нина Петровна (1902-16.03.1977), председатель Костромского губисполкома Долматов Дмитрий Иванович (08.09.1893-28.02.1920), директор фабрики 1-й Костромской республиканской льняной мануфактуры Карноухов Давид Яковлевич (†12.07.1921-40), государственный деятель Самарин Александр Дмитриевич (30.01.1868-30.01.1932), художники Сизов Дмитрий Николаевич (19.10.1864-08.11.1955) и Шлейн Николай Павлович (20.11.1873-05.06.1952), революционеры Симановские Алексей Александрович (1862-1926) и Григорий Алексеевич (1892-29.06.1918) и Шагов Николай Романович (21.02.1882-09.06.1918), первый секретарь Костромского обкома КПСС Скулков Игорь Петрович (25.06.1913-22.07.1971), председатель Костромской уездной земской управы Соколов Василий Семенович (†07.01.1912-67), баронесса фон Унгерн-Штейнберг Алиса Габриэль (19.04.1873-02.02.1919) и др.
Кладбищ в Костроме в то время было много, но не все они являлись «общедоступными» для простых смертных. Если своевременно делался крупный денежный вклад, то покойник находил себе «почётное место» за стенами любого монастыря; фабриканты, кроме Чумаковых, имели фамильные склепы на Запрудненском кладбище. Духовенство хоронили в оградах церквей, где они подвизались при жизни. Для всех прочих костромичей были общие кладбища, как Лазаревское в конце Русиной улицы за каменным мостом, Новое — между Павловской и Рождественской улицами, Крестовоздвиженское — в конце Ново-Троицкой улицы, Заволжское в Спасской слободе и за рекой Костромкой в Богословской слободе.
Самое древнее кладбище в Костроме – Крестовоздвиженское (находилось на пересечении ул Коммунаров и Ткачей). Оно возникло еще в 16 веке. А упразднено в 1880-е годы. Сейчас на этом месте улица Коммунаров, жилые дома, поликлиника.
Многие считают очень древним Лазаревское кладбище (располагалось оно между улицами Никитской и Советской, напротив площади Конституции), что в районе нынешней площади Конституции. Кострома за районом сегодняшнего универмага в начале ХХ века заканчивалась. На окраине города была тюрьма (нынешний следственный изолятор). Да и название улицы Нижняя Дебря говорит само за себя. Действительно, там были леса. Лазаревское кладбище появилось в конце 18 века и просуществовало до 30-х годов века прошлого. На нем погребены некогда известные костромские фабриканты миллионеры Чумаковы, члены их семей, которые кроме производства имели немалый доход от торговли табаком и мукой. Так же здесь нашел свой последний приют генерал-аншер Мещерский. Любопытный факт. В березовой роще, что теперь вместо кладбища, ближе к улице Советской, можно найти не только человеческие кости, но и черный камень-памятник некой актрисе Елене. К сожалению, надпись практически стерлась. Как актрисе фамилия, когда она родилась, когда умерла, могут установить только специалисты. Рядом, на улице Кузнецкой изготавливали кресты и ограды для могил. Кладбище было закрыто в 1930е годы, однако в 1942 году здесь появилась братская могила детей, не переживших эвакуацию из блокадного Ленинграда.
27 января отмечается годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Для нашего города эта дата является памятной еще и потому, что на Ленинградском направлении погиб 1051 костромич. Ещё 1512 наших земляка пропали без вести. Смертельное кольцо блокады, продолжавшейся 900 дней, было прорвано 79 лет назад. Костромичи многое делали для фронта и для победы. За город сражались 118-ая и 285-ая стрелковые дивизии, которые были сформированы в Костроме.
В 1942 году в Кострому эвакуировали более 10 тысяч детей и подростков из Ленинграда. Около 300 умерших ленинградских ребят были похоронены в Костроме на Лазаревском кладбище. Сейчас на этом месте находится березовая роща. В 2011 году в память о маленьких жителях осажденного города здесь открыли мемориал. Именно здесь сегодня прошли памятный митинг и возложение цветов.
Кладбище – Гноище (т. е. болото). Место на пересечении улиц Островского и Терешковой. В старину здесь хоронили людей во время эпидемий чумы. В середине 17 века от «черной смерти» умерло 2/3 населения города, трупы складывали в траншею и присыпали землей. Так образовался холмик, на котором стояла церковь Козьмы и Дамиана. Ребятишки катались с этой горы зимой на санках, а летом с интересом копались в земле. Однажды они развесили кости и черепа на пожарной лестнице директора гимназии, после чего была проведена профилактическая беседа о том, что кости могут быть заразными (а те, кто не согласен, получат по ж…). В 30е годы церковь разрушили, а в 60е построили на месте кладбища жилые дома.
На углу Мшанской и Кирпичной улиц (ныне Терешковой) находилась Козьмодемьянская на Гноище церковь. Древняя деревянная, она в 1775 году стала каменной. Многоступенчатая лестница с белокаменными перилами вела к высокой шатровой колокольне, через массивный портик которой шёл проход в высокий и светлый пятиглавый храм, в котором и висела заалтарная картина К. Коровина и В. Серова «Хождение Христа по водам». В 1920-х годах церковь была разобрана.
Самое престижное кладбище – Запрудненское. Святое место для костромичей, ведь именно здесь по легенде костромской князь Василий Ярославович увидел на высокой сосне Феодоровскую икону Божией Матери. Люди платили заранее немалую сумму, чтобы быть похороненными в этом почетном месте. На Запрудненском кладбище упокоились 8 костромских мэров и один губернатор, а также множество костромских предпринимателей: Брюхановы, Дурыгины, Зотовы, Михины, Солодовниковы, Стригалевы, Кашины. На их же деньги построена Спасо-Запрудненская церковь. Долгое время считалось, что алтарь этой церкви находится прямо на месте, где росла та самая сосна.⠀
На Селище находится храм Александра и Антонины с приделами пророка Илии и св. Григория. Селище упоминается с 16-го века как Новое Селище (старое явно располагалось ближе к Городищу). В начале 17-го века оно было вотчиной князя Глинского. По состоянию на то время, помимо указанной церкви, в селе были еще теплая церковь Егория и ветхая церковь пророка Илии. Место знаменито также тем, что Великое посольство заночевало тут накануне «уламывания» Михаила на царство, и лишь поутру двинулось на «последний штурм» Ипатьевского монастыря. Нынешняя церковь перестроена из деревянной в 1786 году. Формы храма – один в один с храмом Спаса на Запрудне, и, видимо, это замысел был такой: оба храма располагаются друг напротив друга по Волге. В 1840-х годах неподалеку от нее поставили часовню Василия Блаженного, родовую усыпальницу Мягковых-Купреяновых, но она в советские годы взорвана.
Когда была построена ограда около церкви точно неизвестно. По мнению архитектора Л.С. Васильева, ограда и ворота возведены в первое десятилетие XIX века, в период, предшествующий Отечественной войне 1812 года. Имя строившего её архитектора нам неизвестно. Сооружена ограда, конечно, на средства местных помещиков – Поливановых и Мягковых. Её возведение в основном завершило создание в Селище каменного церковного ансамбля.
Каменная ограда заключила собой новое приходское кладбище, возникшее у стен храма. С конца XVIII-го и до середины XX века оно являлось основным местом упокоения жителей Селища. Как мы помним, дворяне Поливановы входили в число храмоздателей селищенской церкви. Вплоть почти до середины XIX века представителей этого старинного рода хоронили у алтарной части Александро-Антониновского храма. В 1822 году здесь был погребен Сергей Николаевич Поливанов (1761–1822 г.г.). Через семь лет, в 1829 году, рядом с ним было предано земле тело его сына – подполковника Азовского пехотного полка Николая Сергеевича Поливанова (1791–1829 г.г.), погибшего 21 июля 1829 года во время Русско-Турецкой войны. В 1839 году здесь же похоронили пережившую и мужа и сына Александру Ивановну Поливанову (1764–1839 г.г.). К сожалению, в послереволюционное время большая часть «господских» надгробных памятников была уничтожена. Каким-то чудом, с севера от алтарной части храма уцелел один обомшелый надгробный памятник в античном стиле – вероятно, поставленный над могилой кого-то из Поливановых.
Сведений о составе причта церкви в конце XVIII века не сохранилось, но имя одного человека, происходящего родом из Александро-Антониновского причта, нам известно. В декабре 1797 года, за три дня до Рождества, в Селище родился, и, по-видимому, через несколько дней был крещен в зимнем приделе Александро-Антониновской церкви едва ли не самый знаменитый местный уроженец – выдающийся русский религиозный философ, профессор Московской духовной академии, протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797–1854 г.г.), мать которого, Анастасия Андреевна (1774 – 1836 г.г.), являлась дочерью причетника селищенской церкви. В литературе существует и другая точка зрения, что Ф.А. Голубинский родился в Ипатьевской слободе возле Ипатиевского монастыря; его отец, Александр Андреевич (1775–1835 г.г.) служил в то время псаломщиком Троицкого кафедрального собора в Ипатиевском монастыре. Думается, что решающим в данном случае является надпись на надгробном памятнике о. Федора Голубинского на кладбище у стен Иоанно-Богословской церкви в Ипатьевской слободе, гласящая: «Протоиерей Федор Александрович Голубинский Московской Духовной Академии профессор философии, цензор и св. Анны 2-й ст. кавалер. Родился в Селищах близ Костромы 1797 года Декабря 22 дня. Скончался в Костроме 1854 года Августа 22 дня». Надо полагать, что когда умер о. Федор Голубинский, в Костроме еще были живы его родные или старые знакомые, поэтому вряд ли на памятнике стали указывать точное место рождения, если бы в этом не имелось твердой уверенности. Таким образом, с именем знаменитого профессора Московской духовной академии неразрывно связаны два храма в Костроме Александро-Антониновский в Селище и Иоанно-Богословский в Ипатьевской слободе.
С 1786 года новый Александро-Антониновский храм был центром религиозной и общественной жизни Селища и округи. В его стенах в ноябре 1796 года совершались заупокойные службы по скончавшейся императрице Екатерине II, а через пять лет, в марте 1801 года, и по её сыну – убитому заговорщиками императору Павлу I. Здесь же в храме происходила присяга новому государю – императору Александру I, с которым Россия вступала в новый XIX век.
Во время Отечественной войны 1812 года, в августе-сентябре, через Селище, мимо стен храма, ехали многочисленные беженцы из захваченной французами горящей Москвы, надеющиеся найти пристанище в Костроме… Для Селища одним из ближайших последствий эпопеи 1812 года стало возведение в селе второго каменного храма, посвященного святому Василию Блаженному.