С 27 ноября 2022 начинается Рождественский пост
С 27 ноября с дня памяти апостола Филиппа начинается Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки), установленный в честь праздника Рождества Христова.
Пост продолжается с 28 по 6 января (40 дней) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 27 ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, апостола из 12-ти ближайших учеников Христа. Филипп, крестивший язычников, за проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году во время правления римского императора Домициана в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
Апостол Филипп, один из двенадцати учеников Христа проповедовал в Скифии и Фригии и был казнен (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.Любопытно, что исвятой Ипатий и апостол Филипп - являются одними из самых малоизвестных святых на Руси и мы почти нигде в России не найдём посвящённых им храмов или монастырей. Не найдем нигде, за исключением одного города – Великого Новгорода. Только в этом важнейшем центре древней Руси священномученик Ипатий пользовался особым почитанием как покровитель новгородских посадников – выборных руководителей Новгородской республики. Как известно, посадниками в XII - XV веках избирались исключительно представители новгородского боярства. В XII - XV веках в Новгороде существовало, по крайней мере, два храма, посвящённых священномученику Ипатию и один апостолу Филиппу. Эти святые были в древней Руси по преимуществу «новгородскими».
Много веков мощи апостола Филиппа пребывали там, где он нашел последний приют. Но в 560 году их обнаружили и торжественно перенесли в столицу Италии, где они пребывают и по сей день.
В базилике Собора 12 апостолов в Риме, в восточном крыле, находится белокаменная гробница. Помимо мощей Филиппа, здесь также хранятся мощи единокровного брата Иисуса Христа – Иакова. Приложиться к ним нельзя. Паломники могут только взглянуть на гробницу сквозь ограждающую ее решетку.
Тропарь, глас 3:
Благоукрашается вселенная, Ефиопия ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, богоглаголиве Филиппе: вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелия. Тем дерзновенно варит ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.
Кондак, глас 8:
Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, многомилостиве.
Молитва святому апостолу Филиппу, от 12-ти:
О, святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Установление Рождественского (Филлипова) поста относится к времени раннего христианства.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост соотносятся с Апостольским (Петровым) постом. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей (масло), и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье вкушение рыбы не благословляется.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. По словам святителя Иоанна Златоуста (память 26 октября), «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Церковным уставом делаются некоторые послабления. Дети до семи лет освобождаются от поста, но, несмотря на это, родителям нужно постепенно приучать их к посту (например, от сладостей или весёлых игр), чтобы по достижении ими семилетнего возраста им было легче начинать поститься. Больным делаются послабления. Поэтому нужно есть всё, что дают в больничной столовой и приносят родные, по рекомендациям лечащего врача. Самым легким послаблением в пост считается разрешение на растительное масло, а более серьезное – на вкушение рыбы. Дальнейшее послабление идет на молочные продукты и яйца. Высшим послаблением считается разрешение на мясо.
Послабления допускаются для больных людей, страдающих язвенными заболеваниями желудка, туберкулезом, сахарным диабетом, онкологическими болезнями, при некоторых формах психических заболеваний, при наличии токсического зоба, в период, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Также не постятся беременные и кормящие женщины, путешественники, работники физического труда, ослабленные люди и страдающие анемией. Но даже в этих случаях вопрос о степени послабления должен решаться в индивидуальном порядке, по согласованию с врачом и с благословления священнослужителя.
29 ноября, след за памятью ап. Филиппа, совершается память священномученика Ипатия Гангрского (ок.326). Ипатий, епископ Гангрский служил в городе Гангры, на территории сегодняшней Турции. В период правления императора Констанция, святой смог изгнать злого змея, что заполз во дворец царя. При этом использовал только силу молитвы. За это его щедро наградили различными дарами, которые Ипатий пожертвовал нуждающимся.
Он участвовал в І Вселенском Соборе в городе Никея. Там предавалась анафеме Ариева ересь. Происходило все в 325 году. По возвращению в Гангры из Константинополя в 326 году на священнослужителя в глухой местности нападают последователи Фелициссима и Новата. Они ранили Ипатия острыми копьями и мечами, а затем сбросили с высокой горы в болото.
Также как и святой великомученик Стефан, чудотворец молился за здоровье своих обидчиков. Но женщина ударила его камнем в область головы, что привело к кончине епископа. Разбойники спрятали погибшее тело в сарае. Там хранилась солома одного крестьянина. Именно он и нашел тело, опознал его и оповестил жителей города. Горожане сильно почитали и любили священнослужителя, поэтому с почестями погребли мощи святого.
По приданию женщина, которая убила епископа, всю дорогу к погребению била себя камнем, а после похорон исцелилась от беснования.
Этому святому посвящены многие песнопения, похвальные оды и поучения. В его честь написано богослужение, которое правят в день памяти великомученика.
После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.
Святой Ипатий в Новгороде почитался как покровитель новгородских посадников – выборных руководителей Новгородской республики. В 1183 году в Великом Новгороде был возведен первый деревянный храм во имя священномученика, а к концу 1396 года деревянную церковь заменили каменной.
На Западе его литургическое празднование 14-го ноября упоминается в «Martyrologium Romanum».
Ипатьевский монастырь был основан около 1330 года татарским мурзою Четом, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите. По пути в Москву мурза тяжело заболел и остановился в Костроме. По преданию, ночью ему явилась Божья Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Во сне Матерь Божия повела мурзе принять христианскую веру и исцелила его. По прибытии в Москву мурза принял Крещение с христианским именем Захарии, и получил разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления ему Пресвятой Богородицы. Позже Захария стал родоначальником многих знатных боярских родов - Захарьиных, Вельяминовых, Сабуровых, Шеиных и Годуновых.
История обители в XIV-XVI вв. тесно связана с именами великих князей Василия Ярославича, святого благоверного великого князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия Дмитриевича и великого князя Василия Темного, царей Иоанна Грозного, Федора Иоанновича, Бориса и Дмитрия Годуновых, судьбы которых тем или иным способом были связаны с Ипатьевским монастырем. Их щедрые пожертвования в позволили монастырю быть в четверке самых влиятельных и богатых монастырей на Руси.
Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов).
Небесное заступничество и покровительство св. Ипатия ярчайшим образом проявилось в отношении законного Преемника замученного Государя Николая II – первого Главы Дома Романовых в изгнании Кирилла I Владимировича. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. он, тогда еще молодой Великий Князь, являлся начальником штаба у вице-адмирала С.О. Макарова и находился рядом с ним на капитанском мостике эскадренного броненосца «Петропавловск», когда столкновение с японской миной повлекло чрезвычайно быстрое потопление корабля. Катастрофа унесла жизни почти всех матросов и офицеров броненосца. Уцелело чуть больше 1/10 части команды. Из находившихся на капитанском мостике, непосредственно под которым произошел взрыв, спасся только Великий Князь Кирилл Владимирович. Он непостижимым образом избежал смерти от взрывной волны и обломков, а потом какой-то неведомой силой был вынесен на поверхность из грандиозного водоворота, образовавшегося на месте гибели «Петропавловска», и 40 минут продержался в 5-градусной воде. Когда к нему подплыла спасательная шлюпка, он крикнул матросам: «Со мною всё в порядке, спасайте остальных!» Чудесное спасение Великого Князя Кирилла Владимировича произошло 31 марта/13 апреля 1904 г. – в день памяти св. Ипатия Гангрского. Будущий первый Император в изгнании, свято и нерушимо сохранивший традиции своего Дома после крушения Российской Православной Державы, также как и его Царственный Прародитель Михаил Феодорович, был обязан жизнью молитвам священномученика.
31 марта/13 апреля (после 340). Священномученика Ипатиа Епископа Гангрскаго. Чудесное спасение Благовернаго Государя ИМПЕРАТОРА КИРИЛЛА ВЛАДИМИРОВИЧА. Тропарь, глас 4: И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и Веры ради пострадал еси даже до крове, Священномучениче Ипатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Священномученику Ипатию, епископу Гангрскому
Тропарь, глас 4:
Изволе́нием Боже́ственнаго ра́зума/ впери́в ум свой в Небе́сныя оби́тели/ и ра́вно А́нгелом житие́ пожи́в на земли́,/ сего́ ра́ди муче́ния красоты́ вене́ц на свое́м версе́ утверди́в,/ священному́чениче Ипа́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2:
Ри́мскому оте́честву свети́льник,/ Богоза́рными луча́ми концы́ светя́,/ ны́не просвети́ твое́ пра́зднество пою́щия, Ипа́тие,/ прося́ свы́ше ми́ра и грехо́в оставле́ния,// моли́твами защити́ ны, Ипа́тие многострада́льне.
Величание
Велича́ем тя,/ священному́чениче Ипа́тие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва
Трисо́лнечного Све́та светоза́рная звездо́, вводя́щая в мир Трисо́лнечный Свет апо́стольскими твои́ми, Богоева́нгельскаго пропове́дания священноуче́нии, священному́чениче, иера́рше Христо́в, Богоблаже́нне Ипа́тие. Ты прия́л еси́ от Святы́я Тро́ицы равноапо́стольную благода́ть, серафи́мскую в горе́честии к Бо́гу любо́вь, я́ко же верхо́внейший апо́столов Петр, и херуви́мскую многоочи́тую во уче́нии прему́дрость, я́ко же вторы́й Па́вел. Просвети́вый прему́дрым твои́м благоче́стия уче́нием тьмочи́сленныя наро́ды, присноусе́рдно подража́я всеми́рнаго Учи́теля, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́. Его́ же ра́ди всесмире́нно молю́ богоподража́тельное оте́ческое твое́ благоутро́бие: при́зри ми́лостивно богосве́тлыми очи́ма твои́ма на су́щее недосто́инство мое́, я́ко всечадолюби́вый по Бо́зе оте́ц, и присноусе́рдный на́шего спасе́ния наста́вниче, и всех в Го́рних правонеизме́нный строи́тель, адама́нтная Правосла́вию стена́ и пресве́тлый столп, вводя́щий второно́ваго Изра́иля во всепросветле́йший Го́рний Сио́н. Потщи́ся вско́ре помоществова́ти на бра́нех во́инству на́шему. Проси́ же при́сно у Святы́я Тро́ицы всем правосла́вным христиа́ном ми́ра и тишины́, душе́вного спасе́ния и многоле́тняго в телеси́ здра́вия, возду́ха благорастворе́ния, земли́ благопло́дия, непло́дствующим благоча́дия, и в зако́не Госпо́днем воспита́ния, и всех благи́х умноже́ния. А по́сле жития́ коему́ждо жи́зни сея́ сподо́би святы́ми твои́ми моли́твами улучи́ти христиа́нскую кончи́ну бла́гу, непосты́дну и ми́рну, со всепреподо́бнейшим испове́данием и со прича́стием Святы́х Безсме́ртных Небе́сных и Животворя́щих Христо́вых Та́ин, и с молитвома́слием безпрепя́тное возду́шных мыта́рств проше́ствие, насле́дие со святы́ми всера́достныя присносу́щныя жи́зни, в ней же ку́пно со А́нгельскими чи́нми непреста́нныя хвалы́ вознесе́м Отцу́ со Единоро́дным Его́ Сы́ном и с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, и тебе́, вели́кое твое́ оте́ческое ми́лостивое заступле́ние, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.