17 ноября. Память кончины блаженного Симона Юрьевецкого Христа ради юродивого чудотворца
17 ноября Церковь чтит память кончины блаженного Симона Юрьевецкого Христа ради юродивого чудотворца. Родился святой в первой половине XVI в. в деревне Братское, ныне село Оделево Приволжского района Ивановской области; умер 17 ноября 1584 в городе Юрьевец Ивановской области. С юных лет он принял на себя подвиг юродства и тайно ушел в глухие леса. Позже поселился в доме священника о. Иосифа в с. Ёлнать.
Прожил здесь 15 лет. Затем переселился в город Юрьевец, где после кончины и был погребен в Богоявленском монастыре. Обладал даром прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее. О пророчествах и чудесах блаженного и поныне ходят легенды. Святой Симон ходил по домам елнатских жителей и помогал им в исполнении самых трудных работ, но плату не брал. Несмотря на постоянные труды, он часть дня и ночи усердно молился, изнурял свое тело постом и любил посещать храм Божий. Зимой и летом он был одет только в льняную рубашку и ходил без обуви, босым, так что кожа его почернела, и спал на голом полу. Неразумные люди нередко жестоко били его. Блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки, и не платил злом за зло, но молился за обидчиков, а себя постоянно укорял и называл «глупцом» и «несытой гортанью». Любимым местом пребывания его там были церковные паперти, где он возносил горячие молитвы Богу. Особенно часто святой приходил в Богоявленский монастырь, где на паперти усердно молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного самоотречения, который очистил душу его, был угоден Богу, и он еще при жизни получил дар прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее во славу Божию для врачевания недугов и нравственного исправления ближних.
Симон переходил Волгу «яко посуху», т.е. как по сухому месту. Чувствуя скорый отход из жизни земной в жизнь вечную, блаженный Симон призвал священника, исповедался, приобщился Святых Таин и предал Господу душу свою 4 ноября 1584 года (по другим источникам — в 1586 году).
Много чудес свершилось над могилой Блаженного, и в 1619 году над ней был построен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами во имя пророка Илии и святого Макария Желтоводского. О чудесах игумен Богоявленской обители Дионисий в 1635 году донес святейшему патриарху Иоасафу, и тот специальной грамотой велел почитать Симона наряду с прочими святыми: составить описание жизни и чудес Симона, соорудить раку и написать икону святого угодника.
В настоящее время часть главы блаженного Симона находится в Ипатьевском монастыре, частица мощей блаженного пребывает в Никольском храме с. Саметь, Костромского района.
Тропарь, глас 8:
Я́ко вои́стинну гла́са апо́стольскаго/ послу́шатель был еси́, блаже́нне Си́моне,/ Христа́ бо ра́ди изво́лив име́ти бу́йство,/ в не́мже соблю́л еси́ твоя́ к Бо́гу доброде́тели, посреде́ молв некра́домы,/ терпе́нием у́бо пачеесте́ственным Христа́ подража́в,/ посрами́л еси́ льсти́ваго всю горды́ню,/ тем и в лю́тых ра́нах, я́коже дре́вний Ла́зарь,/ в не́дра Авраа́мля пресели́лся еси́,/ иде́же и ны́не утеша́яся, посеща́й град твой,// почита́ющий любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Кондак, глас 4:
Возгоре́вся раче́нием Го́рним,/ же́стость во́льнаго юро́дства па́че всех сла́дких ми́ра предпоче́л еси́,/ отону́дуже повину́ся ти огнь,/ от его́же запале́ния град твой Юрьевец изба́вил еси́,/ и во́ды немо́кренно, я́ко по су́ху, преше́л еси́,/ и хотя́щия бы́ти предре́кл еси́,/ просла́вльшу тя та́ко Бо́гу,/ к Нему́же моля́ся и о нас,// пою́щих тя, блаже́нне Си́моне, помина́й.
Молитва
О Всесвяты́я, Живонача́льныя и Неразде́льныя Тро́ицы и́стинный уго́дниче и ве́рный ра́бе, блаже́нне и приснопа́мятне Си́моне! О избра́нниче Бо́жий, а́ще и ми́ру я́ко юро́д бы́вый, но прему́дрыя житие́м твои́м удивля́яй! О преукраше́нный доброде́тельми ди́вный чудотво́рче Си́моне! Се при́сно ублажа́ем и ублажа́ти тя бу́дем, предублаже́ннаго Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м. Ты бо, поревнова́в всех пра́ведных блаже́нству, оста́вил еси́ вся ми́ра сего́ преходя́щая, и восле́д ве́рныя на́шея ра́дости и воскресе́ния Всесладча́йшаго Иису́са поте́кл еси́, и всеси́льною Того́ по́мощию да́же го́рняго Сио́на дости́гл еси́, иде́же есть веселя́щихся жили́ще. Ублажа́юще у́бо тя, приле́жно мо́лим, пра́ведный челове́че Бо́жий: при́зри на ны, во мно́гая искуше́ния впада́ющия, моли́ о нас неизрече́нную всех челове́к ра́дость и упова́ние, Собезнача́льнаго Отцу́ и Ду́ху Единоро́днаго Сы́на и Сло́во Бо́жие, да и нас, Того́ непамятозло́бное милосе́рдие прогневля́ющих, не оста́вит и вся на по́льзу нам да устро́ит, па́че же да утверди́т ны во свое́й Правосла́вней, и́стинней и непоро́чней ве́ре непоколеби́мы и пра́ведными Свои́ми судьба́ми да спасе́т нас, ниже́ да попу́стит ны искуси́тися па́че, не́же мо́жем, и от бед же и печа́лей, при́сно на ны зде грех ра́ди на́ших быва́ющих, ми́лостивно нас да изба́вит. Ей, мо́лим тя, ра́бе Христо́в: я́коже в жи́зни твое́й на тре́бующия по́мощи призира́л еси́, та́ко и ны́не нас, тебе́ моля́щихся, не отврати́, но предста́ни о нас ко Го́споду и от лю́тых паде́ний моли́твами твои́ми изми́ нас. Умоли́ Его́, да град твой сей, в не́мже доброде́тельно пожи́в, Бо́гу угоди́л еси́, сохрани́т от всех наве́т вра́жиих и лю́ди, в нем живу́щия, ве́чныя жи́зни досто́йны да пока́жет. Па́ки мо́лим тя, блаже́нне Си́моне, посеща́й нас, тебе́ моля́щихся, в ну́ждах на́ших, да тобо́ю заступа́еми, непреста́нно прославля́ем Христа́ Бо́га на́шего, те́плаго предста́теля нам тя дарова́вшаго, я́ко Тому́ подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Вспомним в день памяти блаженного Симона священнослужителей г. Юрьевца за веру Христову и церковь Божию убиенных: иеромонаха Аггея (Глазунова +1937), свящ. Иоанна Сеготского (+1937) и др., невинно убиенных и в ссылках скончавшихся священнослужителей и церковно-служителей г. Юрьевца и Юрьевецкого уезда входившего до 1918 года в Костромскую губернию.
Священник Иоанн Иоаннович Сеготский родился в 1881 году в селе Соболеве Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Окончил четыре класса духовной семинарии, служил псаломщиком. После революции 1917 года принял священство. В 1931 году был арестован и приговорен к двум годам лагерей и пяти годам ссылки. После возвращения из ссылки служил в храме священником.
Иеромонах Аггей (Глазунов Алексей Борисович,1878-1937). Родился - Тверская губ., Бежецкий у., д. Красное Раменье (ныне Тверская о., Бологовский р.) крестьянской семье (по другим сведениям родился 7 марта 1880г. в с.Намесково Красно-Раменского с/совета Бежецкого р-на Калининской области).В 1903 году пострижен в монашество в валаамском Спасо-Преображенский монастыре. Рукоположен во иеромонаха в 1915 году и направлен в Троицкую Кривоезерскую пустынь г.Юрьевец-Подольский Юрьевецкого уезда Костромская губернии. В 1919 году перешел в Пошехонско-Адриановский монастырь. С 1923 по 1929 гг. служил в Казанском храме г. Тутаев г.Тутаев (Романово-Борисоглебск) Ивановской Промышленной области. В церковно - административном отношении отделился от митрополита Сергия (Старогородского), считая главой Церкви митрополита Петра (Полянского), а себя не имеющим административной связи ни с одним епископом.Арестован 07.09.1929 года как член контрреволюционной группы ИПЦ во главе с архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым). Арестован 7 сентября 1929 года. Обвинение: "антисоветская агитация". Статья ст.58–10,11 УК РСФСР. Приговор 3 года концлагеря. Групповое дело "дело духовенства Ивановской Промышленной области, 1930г. 3 января 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР о.Аггей осужден за то, "что совместно с другими лицами, используя религиозные предрассудки масс верующих, вел организационную работу и агитацию, направленную к подрыву и ослаблению Советской власти". Виновным себя не признал. Наказание полностью отбыл. Служил в с. Богородское Мышкинский р-на Ярославская области. Арестован 5 декабря 1937 года по обвинению как «активный участник фашистко-монархической организации". Статья ст.58–10,11 УК РСФСР. Тройкой при УНКВД по Калининской обл. 13 сентября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Групповое дело "дело епископа Григория (Лебедева) и "фашистско-монархической организации", г.Кашин Калининской области 1937г." , возглавляемой архиепископом Феодором (Поздеевским), раскрытой на территории Калининской (до 1931 года Тверской) области, поддерживающей связь с Даниловским монастырем в Москве». Григорий (Лебедев) (1878-1937), епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии, священномученик. Память 4 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. по ст. 58-10/11. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистко-монархической организации в г. Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение и виновным себя не признал. В течение апреля - мая он допрашивался трижды. Владыка никого не назвал. Ответы следователю были продуманы и не давали никаких поводов для обвинения. 10 мая 1937 года был последний допрос. Убедившись в твердости Владыки, следователи больше его не вызывали.
13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня, 17 сентября 1937 года, он был расстрелян.
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских и установлением памяти 4 сентября.
16 июля 2005 года Священный Синод Русской православной церкви постановил включить его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века
Основание обвинения послужило общение о.Аггея со знакомым по Адрианову монастырю иеромонахом Данилова монастыря Исаакием (Бабиковым Иваном Алексеевичем), проживавшим в городе Кашине Калининской области. В протоколе допроса от 13 мая 1937г. виновным себя не признал. Однако в дополнительном машинописном протоколе допроса от 5 июля 1937г., о.Аггей признал полностью свою принадлежность к к/р организации и дал показания против иеромонаха Исаакия (Бабикова), с которым пребывал вместе в Пошехонско-Адриановском монастыре, а также против монахинь и других лиц. Но подписи о.Аггея в этом протоколе нет. Содержался в тюрьмах во время предварительного заключения. Расстрелян 17 сентября 1937 года. Реабилитирован 22/06/1993 г. Прокуратурой Ивановской обл. по1930году репрессий. 17/09/1989 Прокуратурой Тверской обл. по 1937 году репрессий.
Публикации:
1.Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т.1. Тверь: "Альба", 2000. С.124. |
2.Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г.Тутаев): Изд-во "Соборъ", 2003. С.22. |
1.Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл. |
2.Архив УФСБ по Ярославской обл. Д.С-9031. |
3.Архив УФСБ по Тверской обл. Д.6314. |
4.Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-С. |
5.Архив УФСБ по Ивановской обл. Д.9974-П. |
Троицкая Кривоезерская мужская пустынь Ивановская обл., Юрьевецкий р-н, ур. Кривоезерская Пустынь (затоплено).
Монастырь, основанный старцем Симеоном напротив Юрьевца, у Кривого озера, на месте, предсказанном блаж. Симоном. В XVIII в. стал известен иконой Иерусалимкой Богоматери, после пожара 1781 прославившейся как чудотворная. Основной ансамбль каменных построек, включая колокольню (1795), кельи и ограду сооружён на рубеже XVIII-XIX вв. при иером. Софронии. После революции закрыт. С 1923 в постройках размещалась тюрьма, с 1929 - завод. Перед заполнением Горьковского вдхр., ок. 1955, все постройки разобраны, место монастыря затоплено. В наши дни на островке у места, где стоял монастырь, поставлен крест.
Троицкая Кривоезерская пустынь
Напротив города Юрьевец над водами Волги возвышается металлический крест. Он установлен на затопленных руинах дореволюционного лесопильного завода Э.Г.Брандта, располагавшегося вблизи лежащего ныне на дне великой русской реки Троицкой Кривоезерской пустыни. Монастырь, как и другие приволжские местности оказался затоплен в 50-е годы при образовании Горьковского водохранилища. Документы монастыря находятся преимущественно в фондах Российского государственного архива древних актов[1] и Государственного архива Ивановской области[2]. Особое внимание в последнем обращают на себя два рукописных анонимных исторических описания обители – 1817[3] и 1863 годов[4]. В своей основе они содержат идентичный текст, составленный, по всей видимости, в 1817 году (дополнявшийся фрагментарно до 1876 года). Текст включает в себя сказание о написании Иерусалимской иконы Матери Божией, составленное в 1719 году игуменом Корнилием (Павловым)[5], составленный им же устав келейного правила[6], а также данные в монастырь две грамоты патриархов Иосифа[7], две грамоты царя Алексея Михайловича[8], грамота патриарха Иоакима[9]. Здесь же имеется список настоятелей монастыря с краткими биографиями с 1641 по 1876 г.г.[10]. Фонд Троицкой Кривоезерской пустыни в Государственном архиве Ивановской области содержит публикуемый ниже монастырский устав, составленный в 1817 году[11]. Истории монастыря посвящены две небольшие специальные работы, вышедшие до революции: насельника Кривоезерской пустыни иеродиакона Филумена[12] и Алексея Воскресенского[13]. Работа Алексея Воскресенского первоначально публиковалась в «Костромских епархиальных ведомостях»[14]. Алексею Воскресенскому, по всей видимости, принадлежат так же публиковавшиеся в «Костромских епархиальных ведомостях» следующие статьи, тематически связанные с историей Кривоезерской пустыни: «Игумен Корнилий (Уланов), изобразитель чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери (в Кривоезерской пустыни)»[15], «Чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, находящаяся в Троицкой Кривоезерской пустыни»[16]. В этом же журнале было опубликовано «Сказание о чуде от иконы Иерусалимской Божией Матери, что в Троицкой Кривоезерской пустыни»[17].
Архитектурный ансамбль монастыря получил свое обстоятельное описание в современном исследовании Н.А.Мерзлютиной[18]. Несколько специальных работ посвящено схиигумену Кариону – известному в истории русского искусства как царский изограф Кирилл Уланов, насельнику Кривоезерской пустыни, написавшему ее главную святыню – Иерусалимскую икону Пресвятой Богородицы. Наиболее полно их библиография представлена в справочнике «Словарь русских иконописцев XI — XVII веков» (редактор-составитель И.А.Кочетков)[19]. Среди других опубликованных исследований о схиигумене Карионе (Уланове) назовем статьи Натальи Корнеевой «Изограф Оружейной палаты»[20] и Л.Б.Сукиной «Царские иконописцы Улановы в Переславле-Залесском»[21].
Постриженнику Кривоезерской пустыни иеросхимонаху Нилу (Прихудалову) посвящена книга «Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил». Первое ее издание вышло в г.Кириллов в 1891 году[22]. Как минимум два других издания были предприняты Русским Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем[23]. В сокращенном виде ее текст был опубликован в июльском томе «Жизнеописаний отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков», издававшихся так же Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем[24] и переизданных в начале 90-х годов Введенской Оптиной пустынью[25]. Подробное изложение обстоятельств, связанных с явлением иеросхимонаху Нилу Матери Божией, повелевшей отправить на Афон его келейный образ, список с Иерусалимской иконы, в том числе – текст письма иеросхимонаха Нила братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря содержится в официальном дореволюционном описании этой обители[26]. Отдельным изданием это описание выходило в дореволюционных «Афонских листках», широко распространявшихся в России[27].
Возникновение Троицкой Кривоезерской мужской пустыни связано с именем одного из наиболее почитаемых святых Иваново-Вознесенской земли – блаженного Симона Юрьевецкого. Этот святой родился в деревне Братское Оделевской волости, на территории современного Приволжского района в семье благочестивых крестьян Родиона и Марии. До революции в пустоши Братское существовали часовня и почитаемый колодезь, выкопанный, как рассказывали, блаженным Симоном. Среди крестьян Оделево сохранялось медное распятие, принадлежавшее по преданию этому святому. Именно из Братского начался земной путь блаженного Симона, завершившийся в городе Юрьевец Повольский[28]. Некоторые из благочестивых жителей Юрьевца при жизни этого подвижника видели его чудесным образом переходящим по воде через Волгу С одним из таких случаев связано обетование блаженного Симона об основании монастыря. Однажды юрьевчанин Петр Сутырев стал свидетелем такого чудесного перехода блаженного через реку. Как свидетельствует рукописная история Кривоезерской пустыни 1817 года, находящаяся в фондах Государственного архива Ивановской области, блаженный успокоил испугавшегося горожанина и, показывая ему на другой берег, на котором находился высокий холм со стоявшей на нем огромной сосной, сказал: «Видиши ли, брате, место, которое я тебе показал? На нем по отшествии моем к Богу, минуя сорок лет, изволением Божиим создан будет монастырь на спасение инокам»[29]. Дата основания монастыря, таким образом, обычно высчитывается от времени преставления блаженного Симона. Во всяком случае, ясно, что исполняя предсказание почитаемого святого, в 20-30-е годы XVII века на указанном им месте поселились подвижники, возглавляемые монахом Симеоном[30].
Пустынь была построена на песчаных холмах и окружена с трех сторон озерами: Кривым, от которого и получила название Кривоозерокой, Змиевым и Лопениным. С южной стороны монастыря тянулись песчаные возвышенности, называемые Асафовыми горами — нынешние Асафовы острова[31]. В 1641 году в монастыре строится храм в честь Пресвятой Троицы. С этого периода начинается рост обители. Троицкий Кривоезерский монастырь становится важным духовным центром в нашей части Поволжья. Монастырский синодик только за первые 90 лет существования обители включает в себя не менее 150 схимонахов, помимо иеромонахов и прочей братии[32].
Кривоезерский монастырь оказал значительное влияние на развитие монашеской жизни на территориях, относящихся ныне к Костромской, Ивановской и Нижегородской областям. При упразднении в 1680-1688 годах Юрьевецкой Ломовой пустыни и в 1708 году Макариевской, что на реке Немде пустыни их имущество было передано Кривоезерскому монастырю[33].
В разное время к монастырю относились Троицкая Сергиева Пелегова пустынь, Троицкая пустынь на реке Немде, Успенская Дорофеева пустынь[34]. В начале XIX столетия кривоезерским игуменом Феодосием была возобновлена Николаевско-Надеевская пустынь[35], тесно связанная с именем преподобного Тимона Надеевского, который входил в число братии Кривоезерской пустыни[36]. Мощи преподобного Тимона ныне пребывают в Богоявленско-Анастасиином соборе города Костромы[37].
Некоторое время приписным к Кривоезерской пустыни являлся Макариев-Решемский монастырь[38]. В 1817 году настоятелем в Макариев-Решемский монастырь был назначен кривоезерский эконом иеромонах Иннокентий и с ним 15 человек братии для заведения общежительства[39]. Связь Макариев-Решемского монастыря с Кривоезерской пустынью не прекращалась и впоследствии. Так, именно духовники из числа братии пустыни окормляли сестер Решемской обители, ставшей в начале XX века женской. Взаимосвязь Кривоезерского монастыря и этих обителей, способная много рассказать нам об истории русского монашества, нуждается в специальных исследованиях.
Например, Троицкая Пелегова пустынь была основана в 1616 году монахом Троице-Сергиевой Лавры Трифиллием (Некрасовым) и относилась с 1626 года к Лавре[40]. Как, каким образом монастырь оказался приписным к Кривоезерской пустыни, какова его внутренняя история – предстоит выяснить. Дорофеева Успенская пустынь в середине XVII столетия принадлежала Саввино-Сторожевскому монастырю[41]. В настоящее время бывшие Дорофеева и Пелегова пустынь находятся на территории Сокольского района Нижегородской области. Межмонастырские взаимосвязи весьма любопытны. Например, Макариев-Решемскому монастырю с 1744 года принадлежала Рождественская на Нодоге мужская пустынь (ныне – Кинешемский район Ивановской области). После упразднения последней, из нее в Макариев-Решемский монастырь была перенесена чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, остававшаяся там до закрытия обители в советские годы[42]. В 1914 – 1915 годах из Макариев-Решемского монастыря совершались особые многолюдные крестные ходы на место бывшей Рождественской пустыни[43].
В Рождественской пустыни на Нодоге принял монашеский постриг уроженец города Юрьевец будущий кривоезерский игумен Леонтий, в миру – Лука Павлов. Затем он жил в Николаевском Перервинском монастыре, откуда в 1711 году был назначен настоятелем Кривоезерской пустыни. В 1714 году перемещен на ту же должность в Макарьев Унженский монастырь. Макарьевским монастырем игумен Леонтий управлял дважды и долее всех настоятелей, бывших прежде и после него – 26 лет: в первый раз с 1714 до 1727 года, и во второй раз с 1728 до 1741 года, после чего снова перешел на жительство в Кривоезерскую пустынь. В 1742 году он был вторично определен настоятелем этой пустыни и здесь скончался в 1748 году 84 лет от роду[44].
В Кривоезерской пустыни при игумене Леонтии в 1748 году был окончен постройкой вчерне Троицкий храм. Им же в 1711 году была торжественно освящена Иерусалимская икона, написанная монахом Кириллом Улановым[45]. Во время пребывания своего в Кривоезерской пустыни игумен Леонтий составил келейный устав для монахов под названием «Правило Троезерской пустыни»[46]. Общежительство занимает особое место в истории Кривоезерского монастыря. Монастырь являлся общежительным с момента своего основания[47].
Строгое общежитие было возобновлено в монастыре после 1766 года, когда сюда из Николаевской Писчуговой пустыни был назначен игумен Иероним[48]. Писчугова пустынь (другое написание – Пищугова; ныне – храм села Писчугово Комсомольского района) была, по преданию, основана на месте явления в начале XVII века чудотворной иконы святителя Николая из разоренного Смутой села[49]. Икона эта сохранялась и почиталась потом на протяжении многих столетий, вплоть до революции. Игумен Иероним возглавлял Кривоезерскую обитель в течение 20 лет[50].
В 1793 году строителем (настоятелем) Кривоезерской пустыни назначается постриженик Валаамского монастыря иеромонах Софроний, бывший до этого в 1791 – 1793 годах настоятелем Николо-Бабаевского монастыря[51]. Это был период расцвета Валаамской обители, связанный с именем ее настоятеля преподобного Назария, постриженика и духовного чада епископа Астраханского Мефодия[52]. А епископ Мефодий является уроженцем села Холуй нынешней Ивановской области и возобновителем расположенного близ Холуя Борковской пустыни[53].
Валаам в это время являлся важнейшим центром развития русской монашеской традиции. С именем преподобного Назария Валаамского связано издание «Добротолюбия» — известного аскетического сборника, оказавшего существенное влияние на духовную жизнь России последних двух столетий[54].
В Николо-Бабаевском монастыре иеромонах Софроний ввел Валаамский устав, являющийся развитием устава Саровской пустыни[55]. Этот же устав утверждается им и в Кривоезерской пустыни[56]. В 1800 году иеромонах Софроний становится настоятелем Николо-Тихонова Лухского монастыря с возведением в сан игумена[57]. Затем игумен Софроний вновь был назначен настоятелем Кривоезерской пустыни, где и скончался в 1806 году. Однако общежитие в монастыре пресеклось. Рукописная монастырская история объясняла это так: «по неимению общежительных преемников по нем, вместе с кончиной его заведение его пресеклось»[58].
В 1815 году строителем Кривоезерской пустыни был назначен иеромонах Феодосий (Крюков), постриженик Никольского Песношского монастыря, затем – строитель Белавинской пустыни Вологодской епархии (с 1820 года – игумен). Он продолжил утверждение монашеского общежития. В рукописной истории Кривоезерской пустыни, составленной в 1817 году, говорится об этом так: «1815-го года, июля 1-го дня тщанием и усердием Преосвещеннейшего господина Сергия, епископа Костромского и Галичского и кавалера третично заведено Афонское общежительное жительство, по образцу Песношкого Николаевского монастыря, находящегося в Московской епархии, через переведенного из Вологодской в Костромскую епархию Преображенской Белавинской пустыни строителя, постриженного в Николаевском Песношском монастыре иеромонаха Феодосия с братиею»[59].
Лист устава Кривоезерской пустыни с подписями игумена Феодосия и братии обители. 1817 г.
Имеющийся в фондах Государственного архива Ивановской области монастырский устав описывает внутренние общежительные правила. Он датирован апрелем 1817 года, подписан иеромонахом Феодосием и всеми насельниками обители[60].
Из Вологодского Белавинского монастыря вместе с иеромонахом Феодосием в Кривоезерскую пустынь прибыло несколько иноков, знавших древнее столповое (знаменное) пение. Отец Феодосий, сам отлично знавший древние напевы, принимал участие в клиросных трудах братии[61].
Совершенно особое место в истории Кривоезерской пустыни, города Юрьевец и прилегающих местностей занимает Иерусалимская икона Матери Божией – главная святыня обители.
Иерусалимская икона Божией Матери
В связи с этим значительный интерес вызывает деятельность схиигумена Кариона (Уланова) – известного иконописца, бывшего царского изографа Оружейной палаты. В миру – Кирилл Иванович Уланов, в монашестве – Корнилий. Его кисти принадлежит большое количество икон, многие из которых сохранились до настоящего времени и находятся в различных музейных собраниях. Это имя хорошо известно в искусствоведческой среде[62].
В январе 1709 году Кирилл Уланов принимает монашеский постриг в Кривоезерской пустыни[63].
Сразу после этого, в течение 40 дней, как свидетельствует рукописная история монастыря 1817 года, он пишет по обету некоего Кевилова, жителя Юрьевца, точный список с Иерусалимской иконы Божией Матери, находившейся до 1812 года в Успенском соборе Московского Кремля[64].
В 1711 году упоминавшийся игумен Леонтий (Павлов) составил службу Иерусалимской иконы, а в 1719 году и сказание об ее написании[65]. В 1714 году был установлен местный праздник Иерусалимской иконе – 20 августа[66].
Монах Корнилий Уланов написал и еще несколько списков с Иерусалимской иконы Матери Божией, два из которых находились в Кривоезерской пустыни[67]. Кисти Корнилия Уланова принадлежали еще несколько икон, находившихся в монастыре[68]. В 1714 году Корнилий Уланов был рукоположен в сан иеромонаха и произведен во игумена Кривоезерской пустыни[69].
Писал он иконы и для других храмов и иноческих обителей. Так, когда игумен Леонтий был назначен настоятелем Макарьев-Унженского монастыря, Корнилий Уланов в 1715 году поновил чудотворный образ Богоматери Макарьевской. Через год для Тихвинской церкви села Коврова, принадлежавшей Унженскому монастырю, он написал образ Богоматери Тихвинской, впоследствии прославившийся своими чудотворениями[70]. При этом не порывал связи с Москвой, написал ряд икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском[71].
В сентябре 1719 года Корнилий Уланов переезжает в Нижний Новогород, где он был назначен игуменом Ивановского монастыря при Архиерейском доме, где продолжает писать иконы для различных храмов и монастырей, в том числе и для храмов Юрьевца. В 1720 году он принял великую схиму с именем Карион. Скончался в 1731 году в Кривоезерском монастыре, где и был погребен. Впоследствии его могила оказалась внутри одного из приделов Троицкого храма[72].
Через свою Иерусалимскую икону Матерь Божия явила много чудес. Она уцелела во время пожара 1781 года, практически уничтожившего обитель. 4 июля 1859 года при большом количестве очевидцев через Иерусалимскую икону был чудесным образом остановлен страшный пожар, бушевавший в Юрьевце[73].
С Кривоезерским монастырем и Иерусалимской иконой Матери Божией тесно связана жизнь одного из удивительных подвижников благочестия XIX века – иеросхимонаха Нила (Прихудалова).
Иеросхимонах Нил (Прихудалов)
Его биография свидетельствует, что мы очень мало понимаем внутренний мир и реальное положение русского крестьянства.
Он родился в 1801 году селе Васильевское Шуйского уезда в семье крепостных крестьян графа Шереметева – Иоанна и Анны[74]. В миру носил имя Николай. Иоанн, отец будущего иеросхимонаха, всё свое время посвящал молитве, чтению Священного Писания и святых отцов, имея, как видим, для этого необходимый досуг. Он входил в духовный кружок, образовавшийся из причетников и крепостных крестьян в селе Васильевском и отстоящим от него на небольшом расстоянии Палехе. Этот кружок состоял в переписке с преподобным Паисием Величковским, с которым обсуждал различные вопросы духовной жизни. Преподобный Паисий посылал для беседы с Иоанном Прихудаловым своих монахов, по тем или иным причинам шедших в Россию[75].
В этой атмосфере и возрос будущий иеросхимонах Нил, получивший от своего родителя соответствующее воспитание. В раннем детстве он поступил в ученики к иконописцу, в совершенстве овладел иконописным искусством. Иконописцем был и его рано скончавшийся старший брат – Власий[76].
Нужно отметить, что иконописание было широко распространено среди крестьян, причем не только в Холуе или Палехе, но и в других населенных пунктах, ныне находящихся на территории Ивановской области – например, в селе Васильевское. Безусловно, этот феномен требует особого изучения. От своего отца Николай усвоил прекрасное знание церковного устава, которое совершенствовал потом на протяжении всей своей жизни[77]. В селе Васильевском крестьянами, находившимися в крепостной зависимости, которых обычно в нашей историографии изображали забитыми рабами, был построен величественный храмовый комплекс[78]. Но Николай Прихудалов стремился к монашеской жизни. Он поступает послушников во Флорищеву пустынь[79]. Однако сюда каждое воскресенье и праздники приходили его односельчане, имевшие для этих дальних переходов необходимый досуг. Стремясь к уединению, он переходит в Кривоезерский монастырь при упоминавшемся выше игумене Феодосии (Крюкове), для чего достаточно легко получает увольнительное свидетельство от своего помещика – графа Шереметева[80].
В Кривоезерской пустыни в 1823 году Николай принимает монашеский постриг с именем Никон[81].
Затем вместе с преподобным Тимоном Надеевским он подвизался в относящейся к Кривоезерскому монастырю Надеевской пустыни, отстроил здесь храм и гостиницу для паломников[82].
Являясь, как уже говорилось выше, искусным иконописцем он обновил чудотворную икону Божией Матери Иерусалимскую[83]. В 1825 году для себя он списал список с этой иконы, с которым не расставался четверть века[84].
Затем иеромонах Никон был назначен настоятелем Нило-Сорской пустыни, древнего монастыря, основанного в конце XV столетия преподобным Нилом Сорским[85]. Эту обитель он возобновил и довел до цветущего состояния. Здесь прошла большая часть его жизни, здесь он прославился подвижнической жизнью, принял великую схиму, сподобился даров прозорливости и чудотворений составил ряд молитвенных последований, в том числе – молитвы к Пресвятой Богородицы на каждый день седмицы, неоднократно издававшиеся, в том числе, и в наше время.
В 1850 году иеросхимонаху Никону (будущий иеросхимонах Нил) во сне, как бы недалеко от вершины Святой Горе Афон явилась Матерь Божия и повелела отправить в Русский Пантелеимонов монастырь принадлежавшую ему Иерусалимскую икону. Он это исполнил. Выполненное им по просьбе братии Пантелеимонова монастыря, изложение явления ему Пресвятой Богородицы вошло в официальное издании истории этой обители[86]. Сама икона была размещена в Покровском храме над Царскими вратами, где находится и поныне.
В 1928 году монахи Свято-Пантелеимонова монастыря послали список с этой иконы в Данию тяжело болевшей императрице Марии Федоровне. Она передала этот список в русский православный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене. Здесь образ прославился мироточением и стал известен как «плачущая Копенгагенская» икона Матери Божией[87].
Образ Кривоезерского монастыря был использован известным русским художником Исааком Левитаном в двух картинах — «Тихая обитель» (1890) и «Вечерний звон» (1892)[88].
История Кривоезерской пустыни выводит нас на широкое пространство русской духовной культуры, отсылает к самым разным историко-культурным явлениям. Безусловно, она заслуживает более внимательного изучения.
Игумен Виталий (Уткин)
http://history.pravorg.ru/2015/01/01/troickaya-krivoezerskaya-pustyn/
После революции монастырь закрыт, в нём содержались малолетние преступники. Затем создан первый совхоз уезда «Кривозёрье», где работали бывшие заключённые трудовой с/х колонии. Они содержались в бывших кельях монахов, а церковные здания были превращены в мастерские лесопильного завода «Красный Профинтерн». При затоплении этой местности Горьковским водохранилищем церкви взорваны и разобраны. На выступающих частях фундаментов лесопильного завода сейчас установлен памятный крест.
РГАДА — Российский государственный архив древних актов
ГАИО — Государственный архив Ивановской области
[1] РГАДА. Ф. 1466, 57 ед. хр., 1634 — 1853. Оп. 1.Троицкая Кривоозерская пустынь. Ф. 1466, 57 ед. хр., 1634 — 1853. Оп. 1. Документы поступили в составе фонда Костромской приказной избы из Костромского областного архива (ф. 2498) в 1953 году. Среди документов: Приговоры монахов об избрании казначея 1758, 1760; Книги приходо-расходные 1654 — 1655, 1753, 1846; приходо-расходные Ломовой пустыни 1671 — 1685. Опись имущества Ломовой пустыни 1680; Отписи об уплате оброчных сборов пустынью за различные угодья 1664 — 1784. Сказка о личном составе, землях и угодьях пустыни 1702; Купчие и поступные записи на приобретенные у разных лиц земли 1634 – 1731; Дела и документы о закрытии и передаче в ведение Кривоозерской пустыни Ломовой пустыни 1680 – 1688// Российский государственный архив древних актов: Путеводитель: В 4 т. / Сост.: Ю. М. Эскин, М. В. Бабич, Л. А. Тимошина. — М.: Археографический центр, 1996. — Т. 3. Ч. 2., стр. 818-819.
[2] ГАИО, ф.893. Кривоезерская Троицкая мужская пустынь, Юрьевецкий уезд Костромской губернии. 1644 – 1917 г.г., 608 ед.хр. Фонд содержит следующие категории документов: Указы царей и Священного Синода, Костромской и Суздальской духовных консисторий; Исторические описания Троицко-Кривоезерской пустыни (1817, 1863 г.г) и сведения о ней (1855 – 1863 г.г.); Летопись по Троицко-Кривоезерской пустыни (1868 г.). Монастырские уставы, отчеты по пустыни; Приходно-расходные книги (1655 – 1877 г.г.). Описи церковного имущества. Дела о пожертвовании вещей в Болгарию и Черногорию (1877 г.); Дела о азкреплении земельных наделов за пустынью//История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. Составитель – архим. Иннокентий (Просвирнин). М, издание Новоспасского монастыря, 1993 г.стр. 251
[3] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116. Историческое описание Троицкого Кривозерского монастыря.
[4] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.282. Из библиотеки послушника Алексея Стефанова Покровского. Описание Троицко-Кривозерской пустыни.
[5] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.282, л.л.9-12.
[6] Там же, л.л.13 об. – 15 об.
[7] Там же, л.л. 21об. – 22 и 22 об. — 23
[8] Там же, л.л. 22 – 22 об. и 23 – 23 об.
[9] Там же, л.л. 24 – 26.
[10] Там же, л.л. 26 – 31.
[11] ГАИО, фонд 893, оп.1, д. 158
[12] Филумен (иеродиакон) Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежительной пустыне, Костромской епархии, составлены из подлинных монастырских бумаг, в 1861 году, той же Пустыни иеродиаконом Филуменом. Москва : тип. Александра Семена, 1862
[13] Воскресенский, Алексей Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь (Костром. губ. Макарьев. уезда) : [Описание с прил.]. Кострома : типо-лит. А. Азерского, 1904
[14] П.Алексей Воскресенский. Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь (Костромской губ. Макарьевского уезда)//Костромские епархиальные ведомости (далее – КЕВ), 1889, №13-14, стр. 276 – 284; №16, стр. 317-327)
[15] А.В. Игумен Корнилий (Уланов), изобразитель чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери (в Кривоезерской пустыни)//КЕВ, 1889, №6, часть неофициальная, стр. 129 – 137; Одновременно статья вышла отдельным оттиском – см.КЕВ, 1889, №10, стр. 218
[16] А.В.«Чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, находящаяся в Троицкой Кривоезерской пустыни»//КЕВ, 1889, №10, стр.218-228.
[17] Странник. «Сказание о чуде от иконы Иерусалимской Божией Матери, что в Троицкой Кривоезерской пустыни»//КЕВ, 1891, стр. 139-140
[18] Мерзлютина Н. А. Архитектурный ансамбль Троицкого Кривоезерского монастыря. // Архитектурное наследство. Вып. 52. М., 2010. стр. 135-144.
[19] Словарь русских иконописцев XI — XVII веков. Редактор-составитель И.А.Кочетков. М., изд. «Индрик», 2003. Словарь представлен в качестве интернет-проекта по адресу http://bestobshenie.su/introduction/ Словарная статья «Уланов Кирилл Иванов, в монашестве — Корнилий (уп. 1684, ум. 1731)» находится по адресу http://bestobshenie.su/artists/u/ulanov_ki/index.shtml?adm=f436eb776b51c23fab36b5aa12d25668 Здесь же представлены иконография работ схиигумена Кариона (Уланова) и библиография посвященных ему исследований.
[20] Наталья Корнеева. Изограф Оружейной палаты // Литературная учеба. № 1. 1990. С. 44-48
[21] Л.Б.Сукина. Царские иконописцы Улановы в Переславле-Залесском//Электронный ресурс. http://www.rostmuseum.ru/publication/historyCulture/2002/sukina01.html
[22] Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, Кириллов, 1891.
[23] Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил. 3-е изд. М.: Издание Афонского Пантелеимонова монастыря, 1907 (2-е издание – 1892).
[24] Нилосорский иеросхимонах Нил и его сподвижники (память 19 июля)//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Типо-литография И.Ефимова, 1910, стр. 279-379
[25] Нилосорский иеросхимонах Нил и его сподвижники (память 19 июля)//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами). Июль.- Козельск, 1994, стр. 279-379
[26] Русский монастырь св.великомученика и Целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. Издание седьмое, исправленное и значительно дополненное. М.: тип. И.Ефимова, 1886, стр. 64-68
[27] Св. чудотворная икона Иерусалимская Божией Матери в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре//Афонские листки, электронный ресурс — http://www.pagez.ru/olb/afon/8.php
[28] Поспелов, Иоанн, прот. Жизнь и чудеса блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого чудотворца. М., изд. «Синтагма», 2010, с. 3
[29] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л.л. 2об – 3
[30] См. там же, л.2об
[31] П.Алексей Воскресенский. Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь (Костромской губ. Макарьевского уезда)//КЕВ, 1889, №13-14, стр. 276-277
[32] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л.3
[33] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л.3 об.
[34] Там же
[35] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.282, л.29 об.
[36] Нилосорский иеросхимонах Нил и его сподвижники (память 19 июля)//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Типо-литография И.Ефимова, 1910, стр. 296
[37] Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома, изд.Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, 2004, стр. 59
[38] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.282, л.29
[39] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.282, л. 30
[40] Черкасова М.С. Крупная феодальная вотчина в России конца ХVI-ХVII века (По архиву Троице-Сергиевой Лавры). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Вологда, 2001, стр. 239-240; Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим казателем. Сост.В.В.Зверинский. Ч.III — Спб., Синодальная тип., стр.191
[41] Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. Сост. Павел Строев. Издание Археографической комиссии. Спб., тип. В.С.Балашева, 1877, столб.878; Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим казателем. Сост.В.В.Зверинский. Ч.III, стр. 195
[42] Православные храмы Костромской губернии. Интернет-ресурс//http://www.old-churches.ru/ki_091.htm
[43] Второй крестный ход из Решемской обители. Подпись – Участник хода//КЕВ, 1915, №14, отд.неоф., стр. 235-239
[44] Херсонский И.К.Летопись Макариева Унженского первоклассного монастыря//КЕВ, 1889, №7, часть неофициальная, стр. 51 – 53; Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Выпуск второй: 1682 – 1891 г.г. Сост. член Костромской ученой архивной комиссии И.К.Херсонский. Кострома, Губернская типография, 1892, стр. 51 – 54
[45]Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Выпуск второй. Сост. И.К.Херсонский, стр.51
[46] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л.л.13 об. – 15 об.
[47] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л.3
[48] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л. 28
[49] Борисов В.А. Николаевская Пищуговская пустынь//Владимирские губернские ведомости, 1846, №33); Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим казателем. Сост.В.В.Зверинский. Ч.II — Спб., тип.В.Безобразова, 1892, стр.217; Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск пятый: Шуйский и Ковровский уезды. Сост. В.Березин. — Владимир, типо-литография В.А.Паркова, 1898, стр.129
[50] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л. 29
[51] Там же, л.21
[52] Минин Н.А., Минина Н.Ю. Преподобный Назарий, игумен Валаамский. Жизнеописание. Духовные наставления. Спб., издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 2011, стр.15
[53] Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 года. Сост. свящ.Михаил Благонравов. Астрахань, тип.П.С.Цейхенштейна, 1902, стр. 55
[54] Минин Н.А., Минина Н.Ю. Ук. соч., стр. 100
[55] Николо-Бабаевский монастырь. Древо: открытая православная энциклопедия. Интернет-проект//http://drevo-info.ru/articles/4995.html
[56] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л. 21
[57] Там же, л.23 об.
[58] Там же, л.21
[59] Там же
[60] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.158
[61] П.Алексей Воскресенский. Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь (Костромской губ. Макарьевского уезда)//КЕВ, 1889, №16, отд.неоф., стр.322
[62] Уланов Кирилл Иванов, в монашестве — Корнилий. Словарь русских иконописцев XI — XVII веков. Редактор-составитель И.А.Кочетков//http://bestobshenie.su/artists/u/ulanov_ki/index.shtml?adm=f436eb776b51c23fab36b5aa12d25668
[63] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л. 18; А.В. Игумен Корнилий (Уланов), изобразитель чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери (в Кривоезерской пустыни)//КЕВ, 1889, №6, часть неоф., стр. 130-131
[64] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л. 13 об.
[65] ГАИО, ф. 893, оп.1, д.116, л.18
[66] Там же
[67] Там же, л.13
[68] Там же; А.В. Игумен Корнилий (Уланов), изобразитель чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери (в Кривоезерской пустыни)//КЕВ, 1889, №6, часть неоф., стр. 136
[69] А.В. Игумен Корнилий (Уланов), изобразитель чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери (в Кривоезерской пустыни)//КЕВ, 1889, №6, часть неоф., стр. 132
[70] Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Выпуск второй. Сост. И.К.Херсонский, стр.53-54
[71] Уланов Кирилл Иванов, в монашестве — Корнилий. Словарь русских иконописцев XI — XVII веков. Редактор-составитель И.А.Кочетков//http://bestobshenie.su/artists/u/ulanov_ki/index.shtml?adm=f436eb776b51c23fab36b5aa12d25668
[72] Там же
[73] Странник. Сказание о чуде от иконы Иерусалимской Божией Матери, что в Троицкой Кривоезерской пустыни//КЕВ, 1891, №6, отд.неоф., стр. 139- 140
[74] Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль, стр.279
[75] Там же, стр.280-281
[76] Там же, стр.283
[77] Там же, стр.284
[78] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Под ред. Е.Г.Щеболевой. Часть 3. М, «Наука», 2000, стр. 547 — 556
[79] Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль, стр. 287- 288
[80] Там же, стр. 294
[81] Там же, стр. 295
[82] Там же, стр. 301 — 304
[83] Там же, стр.299
[84] Там же
[85] Там же, стр. 312
[86] Русский монастырь св.великомученика и Целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. Издание седьмое, исправленное и значительно дополненное. М.: тип. И.Ефимова, 1886, стр. 64-68
[87] Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери// Электронный ресурс «Костромской интернет-журнал» http://www.kostromag.ru/Kostroma/culture/art/icons/IerusKrivBogomater/index.aspx
[88] Пророкова С.А. Левитан.М., «Молодая гвардия», 1960, стр. 255
ИЕРУСАЛИМСКАЯ-КРИВОЕЗЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Празднование 25 октября (12 октября)
Тропарь: Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери находилась в общежительной Кривоезерской пустыне Макарьевского уезда Костромской губернии, близ города Юрьевца. Празднование ей установлено в начале ХVIII века (около 1710 года). Икону написал в 1709 году новоначальный инок этой обители Корнилий (в мире Кирилл Уланов, царский иконописец, впоследствии игумен монастыря) с чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, который до 1812 года пребывал в московском Успенском соборе. Икона чудесно сохранилась во время пожара 1781 года. Иеродиакон Филумен в своих «Исторических записках о Кривоезерской пустыне» пишет: «огонь проник в храм, где стояла местною святая икона Иерусалимской Божией Матери; и здесь некоторые иконы сгорели, а другие были совершенно повреждены от огня и сгустившегося дыма; святая же икона Иерусалимской Божией Матери сохранилась не только не поврежденною, но даже и не закоптела, а оказался только на левой руке Пречистой Богоматери большой бугор, как будто у живого человека от обжога; бугор этот со временем сгладился, а остался только видимый и доселе на руке ее знак, как будто на том месте была болезнь». Икона была украшена серебряной позолоченной чеканной работы ризой весом 34 фунта 84 золотника. Список с иконы, написанный также Корнилием, ежегодно выносился из обители для совершения молебнов по Макрьевскому, Юрьевецкому и Кинешемскому уездам. Празднование чудотворной иконе совершалось три раза в год: во второе воскресение святой Четыредесятницы (в память написания ее), 13 июля (в память избавления обители от пожара) и 20 августа (в память освящения иконы при игумене Леонтии (1711-1714), который составил особую службу Богородице). С Иерусалимской иконы Божией Матери иеромонахом Кривоезерской пустыни Никоном в 1825 году была сделана точная копия и отправлена на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, где стала почитается как чудотворная. В 1928 году один из списков афонской копии Иерусалимской-Кривоезерской иконы был в качестве подарка послан императрице Марии Феодоровне, проживавшей на своей родине в Дании и тяжело болевшей. Впоследствии этот список, известный под именем «плачущей Копенгагенской» иконы Божией Матери был прославлен мироточением.
В пятницу первой седмицы Великого поста 1995 года в Копенгагене, в храме Св. Александра Невского, начала мироточить икона Пресвятой Богородицы Иерусалимской. Эта икона, представляющая собой точный список чудотворного образа, находящегося над Царскими вратами Покровского Храма Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, была написана там же в 1911-1913 годах, и прислана в дар императрице Марии Феодоровне 22 апреля 1928 г. монахом Денасием. Афонский образ, в свою очередь, является списком чудотворной иконы из Кривозерской пустыни (Костромская губерния) - http://pravicon.com/icon-649 -, и был написан в 1825 г. о. Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни. Под праздники Богородицы на всенощных бдениях и в воскресные дни после вечерни афонцы опускают этот образ вниз, и перед ним читается акафист. Длинная надпись на обороте иконы, присланной в Данию о. Денасием, говорит о том, что икона посылается многострадальной Императрице матери в утешение, с молитвой о том, чтобы Пресвятая Богородица не оставила многострадальную страну Российскую и русский народ на родине и на чужбине.
В настоящее время икона находится под стеклом в кивоте. Истечение мира продолжается, но только во время богослужений. Появляется несколько слез, которые стекают вниз и быстро испаряются, не достигая дна кивота.