2 августа 2022. Память пророка Илии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0032 августа Церковь чтит память и молитвенно обращается к одному из величайших  дохристианских пророков – пророку Илии. Жил пророк  в X-ом веке до Рождества Христова. Пророк Илия был великим подвижником, строгим к себе и другим: ходил в грубой волосяной одежде, жил в пустыне и выходил к людям лишь только для того, чтобы учить народ вере и обличать его нечестие. В своей пламенной ревности он даже призывал Бога обрушить гнев на народ, отступивший от веры и благочестия.

image001Так он вымолил у Бога продолжавшиеся три года засуху и в связи с ней голод, от которых едва сам не погиб, но не смягчился в своем справедливом гневе, пока, Сам Господь не повелел ему отменить это наказание. Отсюда произошел обычай с молитвой обращаться к пророку Илии с ходатайством о его предстательстве перед Богом для ниспослания дождя во время засухи. По завершении своего земного служения, пророк Илия был живым взят на небо на чудной огненной колеснице, которая явилась видимым образом его огненно духа. Перед вторым пришествием Христа пророк явится на земле обличителем нечестия людей, и будет призывать их к покаянию. В народе бытует поверье, будто пророк Илия посылает на землю молнии  громы, что не соответствует истине и является лишь суеверием и обожествлением сил природы.

 2 августа престольный день в заволжском Ильинском храме г. Костромы (в 2002г. было 350-летие храма), в с. Ильинское, с. Яковлевское, Костромского р-на, с. Здемирово, Красносельского р-на, с. Кренево, Буйского р-на, с. Ильинское, Парфеньевского р-на, с. Ильинское, Судиславского р-на.

image005Впервые село Яковлевское (“Яковлевское малое”) упоминается около 1463-1464 гг., когда Михаил Федорович Сабуров (в иноках – Мисаил) вложил “сельцо Якольское” с деревнями на помин своей души и душ родителей в Ипатиевский монастырь (во владении монастыря село image007оставалось до 1764 г.). Несомненно, что к 60-м гг. XV в. церковь в Яковлевском, посвященная св. ап. Иакову, брату Господню, уже существовала, т.к. село названо по этой церкви (один из двух престолов церкви посвящен пророку Илие). Храм закрыли в середине 40-х гг. Произошло это при следующих обстоятельствах: в мае 1944 г. скончался его последний настоятель, священник Александр Островский, из-за чего богослужения в храме прекратились. Власти не допустили назначения сюда нового священника, а 19 октября 1945 г. Костромской облисполком отклонил ходатайство общины об открытии церкви, что фактически означало ее закрытие. Вплоть до начала 50-х гг. верующие безуспешно пытались добиться открытия храма, однако в 1952 г. колхоз “Новый путь” занял церковное здание под склад (иконы и утварь частью вывезли в Кострому, частью – в Покровскую церковь в Шунге). Старинный храм был возвращен верующим в 1990 г. Главной святыней храма в новейший период является икона св. блж. Ксении Петербургской, мироточившая с октября 1995 г. до 1999 г.

Из утерянных святынь вспомним Ильинскую церковь г. Костромы на Русиной (Советской) улице, Ильинскую церковь на Кубани, церковь с. Панина, Костромского р-на, церковь погоста Ильинское, Галичского р-на, Ильинскую церковь с. Олхутова, Нерехтского р-на, церковь с. Старый погост, Макарьевского р-на, с. Немы, Чухломского р-на.

Церковь Ильи пророка на Русиной улице, одна из достопримечательностей старой Костромы, стояла в начале улицы, непосредственно за гостиницей «Старый двор». Вместе с церковью Воскресения «на площадке» (ныне площадь Советская) она образовывала своеобразные пропилеи в начале одной из городских магистралей.

image009Каменный Ильинский храм построен в 1689 г. на месте предшествовавшего ему деревянного. Он имел сводчатый подклет и состоял из четверика с трёхчастной алтарной апсидой, обширной трапезной и колокольней (вероятно, шатровой). В отличие от трапезной, с четырьмя внутренними опорными столбами, основной объём храма – четверик – не имел внутренних опор. Он перекрывался единым четырёхлотковым сомкнутым сводом с пятью глава ми наверху. Средняя из них была световой. В духе того времени архитектурный декор храма соединял в себе древнерусские мотивы с веяниями входившего в моду так называемого «нарышкинского барокко» – декоративно-изощрённого столичного стиля.

Ровно через сто лет, в 1789 г., храм радикально перестраивают. На месте пояса закомар, венчавших прежде кубический объём четверика, появляется аттик с прихотливо очерченными, покрытыми росписью филёнками; новые формы получает пятиглавие. Переделываются фасады и интерьер трапезной, за ново оформляется интерьер основного объёма, меняются наличники окон на боковых апсидах алтаря. Судя по характеру выполненных в то время работ, их можно приписать С.А. Воротилову – прославленно му костромскому зодчему, завершавшему в те годы Богоявленский кафедральный собор Кремля.

image011До 1929 года Храм Илии Пророка в Костроме на Русиной, а теперь Советской улице, 4, был Кафедральным храмом Костромской епархии и пользовался особым почётом у жителей. Закрыт в 1929, основной объём разрушен в 1930.

Уцелели только трапезная и нижний ярус колокольни, занятые учреждениями.

Вплоть до разрушения в начале 1930-х годов Ильинский храм оставался одним из наиболее эффектных и градостроительно запоминающихся зданий Костромы. Наряду с Кремлём и соседствующими зданиями храмов он определял лицо центральной части города. С утратой в 1930-х г.г. соборного ансамбля, разрушением Анастасьинского монастыря, колоколен церкви Спаса в рядах и Ильинской церкви, а также ряда других культовых зданий XVII–XVIII вв. облик центральной части Костромы, вызывавший в своё время восхищение А.Н. Островского, позже Г.К. Лукомского, лишился большей части своеобразия и цельности. Распался ансамбль, веками создававшийся поколениями зодчих, известных и безымянных. Силуэт города, лишённый архитектурных вертикалей, превратился в аморфную массу.

  

image013Архиепископ Севастиан (в миру Григорий Иванович Вести 19 (31) января 1870, село Заим, Бендерский уезд, Бессарабская губерния — 8 декабря 1929, Кинешма) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Костромской и Галичский.

Биография

Родился в бедной крестьянской семье. Первоначальное образование получил в сельской школе и в уездном училище. В самый день окончания училища к нему явился некий священник о. Бендер не связанный с ним никакими узами родства, и взял его к себе в дом и предложил ему готовиться в духовную семинарию.В 1894 году он успешно закончил Кишинёвскую духовную семинарию и принял рукоположение во священника. В 1897 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество.

В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия с правом получить степень магистра богословия без нового устного испытания чрез представление удовлетворительного для сей степени нового сочинения. Вскоре назначен помощником смотрителя Единецкого духовного училища. В 1903 году — инспектор Холмской духовной семинарии. С 1906 года — ректор Подольской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1909 года — ректор Донской духовной семинарии.

Архиерейство

8 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 30 мая 1917 года — епископ Макарьевский и Унженский, викарий Костромской епархии. С 17 сентября 1917 года — епископ Нерехтский, викарий Костромской епархии. С 1919 года — епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии.

После введения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства, церковным «двадцаткам» – объединявшим верующих граждан (прихожан) передавались по договору в пользование все церковное имущество и здания храмов [15]. Временный управляющий Костромской епархией Севастиан (Вести) епископ Кинешемский в письме патриарху в феврале 1918 г. об устанавливаемых отношениях церкви и государства писал, что, ожидая защиты церкви от государственной власти, русский народ не может видеть в лицах, принявших на себя эту власть, истинных ее носителей, поскольку они выступают врагами церкви Христовой. Верующие должны быть готовы не только оказать ей поддержку, но и понести на ее нужды и свои материальные средства. В определенной мере слова епископа оказались пророческими. Группы верующих, заключая договоры с местными органами советской власти о передаче им во временное пользование церковных зданий, брали на себя все расходы по их содержанию, ремонту, страхованию и т. д. По мере осуществления декрета стали очевидны нарушения его принципов и законности, когда представители органов власти, не считаясь с мнением и выражением воли подавляющего большинства населения, выносили иконы из общественных зданий, молитвенных домов, домовых церквей.

С 1920 года — архиепископ Костромской. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В расколе сохранил за собой Костромскую кафедру. В июле 1923 года, после освобождения Патриарха Тихона, покаялся. 15 августа 1923 года арестован без указания состава преступления и заключён в Костромской исправдом. 31 августа был освобожден под подписку о невыезде без прекращения дела. 24 сентября (7 октября) 1923 назначен Патриархом Тихоном епископом Костромским и Галичским.

image015Был арестован без указания состава преступления и заключен в Костромской исправдом В материалах архивного дела имеются его показания на допросе от 17 августа 1923г., в которых написано, что он "ехал к Патриарху Тихону с докладом о желании некоторых уездов остаться в Костромской епархии (а не в Ивановской, коей управлял епископ-обновленец). Вез Патриарху Тихону доклад, составленный священником Бобровским и им самим [епископом Севастианом] даже не подписанный. Кроме того, хотел посоветоваться с Патриархом о переходе на новый стиль. В пути "от страха и растерянности" доклад порвал и спрятал в поленнице на берегу Волги (может это место найти)"

image017В конце сентября 1923 года вновь уклонился в обновленческий раскол. В декабре 1923 года было вынесено решение о прекращении дела, по которому он был арестован. В начале 1924 года снова покаялся перед Патриархом Тихоном и оставлен архиепископом Костромским. В 1925 году на приглашение Епархиального Управления прибыть для переговоров, ответил официальной бумагой, что не имеет на это никаких указаний от митрополита Петра Крутицкого, а без них «может руководствоваться только выработанными и утвержденными Святейшим Патриархом Тихоном правилами о чиноприёме клириков, приходящих из обновленческого раскола». С 18 мая 1927 года — член Временного Патриаршего Священного Синода при заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). Не подписал Декларацию от 29 июля 1927 года как отсутствующий «по болезни».

В 1929 году арестовывался. Пытался вступиться за большую группу духовенства, арестованную в октябре 1929 года в Костроме органами ОГПУ, за что получил предписание немедленно покинуть Кострому.

Уехал в Кинешму, где и скончался 8 декабря 1929 года. Похоронен у алтаря Кинешемского Успенского собора.

По отзыву Митрополита Мануила (Лемешевского) был хорошим оратором и примерным монахом в жизни.

К числу старейших костромских храмов принадлежит церковь Илии Пророка на Городище (Рождества Христова). Церковь Илии Пророка в Костроме строилась как усадебная. Впоследствии, с упразднением усадьбы, она была переустроена в соответствии с нуждами прихода. Первое документальное упоминание о храме на Городище относится лишь к 1663 году. Ильинский храм на Городище существовал «издревле», а само Городище чуть ли не старше Костромы. На древность Ильинского храма указывает его посвящение. Во имя пророка Божия Илии часто освящали храмы, ставившиеся на месте языческих капищ, причем сразу после их разрушения. Строительством ныне существующего каменного храма Илии Пророка Городище обязано боярскому семейству Морозовых. К моменту строительства каменного Христорождественского храма род Морозовых угасал. Строительством храма Морозовы думали поправить дело. Строительство церкви — небольшой, в полном смысле слова усадебной, длилось несколько лет и завершилось в первой половине 1650-х годов. Стоя на высоком Городищенском холме, белая Христорождественская церковь с своими семью главами, покрытыми зеленой поливной черепицей, доминировала в окружающем пейзаже.

По-видимому, уже в январе 1930 года с колокольни Христорождественского храма сбросили все колокола. По свидетельству старожилов, большой колокол не пролезал в проем звона, и часть кладки была при его снятии варварски отбита.

После ареста в 1938 году настоятеля церкви отца Николая Росницкого храм на Городищенском холме оказался в очень тяжелом положении: над ним нависла угроза закрытия. В 1937-1938 годах храм, оставшийся без священника, как правило закрывался властями в течение нескольких месяцев, иногда - недель. В случае с Христорождественским храмом мы видим очень редкий для того времени пример, когда не имевшая священника община боролась за свою церковь на протяжении восьми лет, вынудив власти дважды принимать решение о ее закрытии - в 1941 и в 1945 годах.

Летом 1946 года значительную часть икон и утвари из Христорождественского храма увезли в Александро-Антониновскую церковь в Селище. Судьба храма в последующий период по-своему типична. Первоначально принятое решение о создании здесь библиотеки осталось на бумаге. В церковном здании вскоре устроили зерносклад; зерно в нем перестали хранить к середине пятидесятых годов, после чего храм на холме остался заброшенным.

Проект воссоздания разрушенной части храма на основании данных археологических раскопок 1989-1990 годов и по аналогии с сохранившимся Ильинским приделом выполнил архитектор Л.С. Васильев. Разработка подобного научно обоснованного проекта - ведь от разрушенных в конце XVII века придельного храма и галереи не осталось ни одного изображения - является делом необычайно трудным, требующим больших знаний, опыта и архитектурной интуиции. Нельзя не отметить, что Л.С. Васильев справился с этой задачей в высшей степени успешно. Воссоздание Феодосииного придельного храма и галереи на частично сохранившемся фундаменте у северной стены четверика началось летом 1997 года и продолжалось несколько лет. Тем самым Ильинская церковь в значительной степени восстановила свой первоначальный облик, свою былую симметрию, когда к основному четверику примыкали с севера и юга два небольших придельных храма. К весне 2002 года восстановление Феодосииного придела в основном закончилось (в его помещении предполагается разместить ризницу), в мае на главку придела после освящения был торжественно установлен крест. Это ознаменовало завершение многовекового этапа в истории Ильинской церкви, соединение разорванной нити времен.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Величание Пророку Илии

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Молитва

image019О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся. Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков. Аминь.

2 августа, в день церковного чествования пророка Божия Илии, православные люди Костромской земля молитвенно обращаются к своему небесному заступнику, Угоднику Божию, преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому. По благословению преподобного Сергия Радонежского, он покинул  монастырь и посвятил себя подвигу уединенной отшельнической жизни в Галичской земле. Видимым знаком воли и благословения Господня, милости Пресвятой Богородицы, явилось чудесное обретение им на Галичском озере иконы Божьей Матери «Умиление», ставшей, впоследствии, одной из наиболее почитаемых святынь Костромского края.  На Чухломской земле преподобный Авраамий основал четыре обители, последняя из которых – Городецкая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По мирной кончине святого старца (2 августа 1375г., в день церковного почитания пророка Божия Илии), было явлено множество чудес от его мощей: выздоравливали расслабленные, прозревали слепые, начинали слышать глухие и ходить хромые. Все, кто с молитвой  и верой притекал к гробу преподобного Авраамия, получали здоровье душевное и телесное.

image021 2 августа, в день церковного чествования пророка Божия Илии, православные люди Костромской земля молитвенно обращаются к своему небесному заступнику, Угоднику Божию, Преподобный Авраамий Галичской. С юного возраста возлюбивший Бога и соблюдавший заповеди Его, хранящий чистоту душевную и телесную, Авраамий начал свой подвижнический путь в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре. Затем он перешел в послушание и духовное  наставничество к преподобному Сергию, игумену Радонежскому. В монастыре Авраамий первым являлся в церковь, последним покидал ее. Не гнушался никакой работы: носил дрова из леса, работал в поварне и пекарне. По благословению старца Сергия, он покинул  монастырь и посвятил себя подвигу уединенной отшельнической жизни в Галичской земле. Видимым знаком воли и благословения Господня, милости Пресвятой Богородицы, явилось чудесное обретение им на Галичском озере иконы Божьей Матери «Умиление», ставшей, впоследствии, одной из наиболее почитаемых святынь Костромского края.  На Чухломской земле преподобный Авраамий основал четыре обители, последняя из которых – Городецкая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Жизнь преподобного шла в соответствии  с монашескими обетами: молитва, воздержание, строгий пост. Много искушений и скорбей выпало ему. Был он великим постником. Пищей ему были сухари и вода, да и то, раз в неделю. Пред смертью он, желая уединения, поселился  в часовне, рядом с Покровским монастырем. Там он находился в полном безмолвии: « С Единым Богом беседовал, в молитве и посте и всенощном стоянии, в постоянном плаче о грехах». По мирной кончине святого  старца (2 августа 1375г., в день церковного почитания пророка Божия Илии), было явлено множество чудес от его мощей: выздоравливали расслабленные, прозревали слепые, начинали слышать глухие и ходить хромые. Все, кто с молитвой  и верой притекал к гробу преподобного Авраамия, получали здоровье душевное и телесное. В 1553 г. он был причислен к лику святых.

image023image025 До начала  XVIв. строения обители были деревянными. В 1608 г., по «вере и обещанию» царя В. И. Шуйского, в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с Ильинским пределом над гробницей  преподобного Авраамия (скончавшегося в день пророка Илии).  В начале 50-х гг. XVIIв. над Святыми вратами был возведен одноглавый Никольский храм, а во второй половине этого же века – трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с пределом преподобного Авраамия. В 1857г. Ильинский предел был разобран и к Покровскому собору был пристроен пятиглавый собор в честь иконы Божьей Матери «Умиление» с приделами преподобного Авраамия и пророка Илии. С начала 30-х гг. XX в. в монастыре находился детдом. Последний наместник монастыря до его закрытия советскими властями  в 1928г. –  архимандрит Серапион, принял мученическую кончину (был расстрелян). С середины 30-х годов в монастыре размещалась МТС. 1 августа 1991г., в день преподобного Авраамия была совершена первая, после закрытия Литургия. Монастырь стал местом монашеского делания и посещения паломников. Работа по восстановлению монастыря была поручена архимандриту Никандру (Ампилогову),  благодаря трудам которого монастырь был возрожден. Главной святыней обители являются мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом, а также, крест от его вериг, который хранится в Покровском соборе. Древний покров с изображением преподобного, чудом уцелевший, находится в новой раке над его мощами. В монастыре похоронены представители дворянских родов Лермонтовых, Пушкиных, Салтыковых, Катениных. Список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» находится над царскими вратами Покровского храма. При монастыре в деревне Святица создан детский приют, воспитание в котором проходит в лучших традициях кадетской школы.

Среди захоронений в Авраамиевом монастыре есть

Могила предка поэта Михаила Лермонтова – Георга (Джорджа) Лермонта, шотландца по происхождению. Во время Смуты, в 1609-1618 гг.  Георг Лермонт участвовал на стороне польского короля Сигизмуда III, попал в плен, принял Православие и русское имя Юрий Андреевич. Ему было пожаловано поместье в Галичском уезде  к северо-востоку от Костромы.

Последний наместник Авраамиева монастыря до его закрытия советскими властями  в 1928г. – архимандрит Серапион, принял мученическую кончину (был расстрелян). С середины 30-х годов в монастыре размещалась МТС. 1 августа 1991г., в день преподобного Авраамия была совершена первая, после закрытия Литургия.

Работа по восстановлению монастыря была поручена архимандриту Никандру (Ампилогову), благодаря трудам которого монастырь был возрожден. Главной святыней обители являются мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом, а также, крест от его вериг, который хранится в Покровском соборе. В монастыре похоронены представители дворянских родов Лермонтовых, Пушкиных, Салтыковых, Катениных. Список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» находится над царскими вратами Покровского храма.

 

Архимандрит Никандр (Анпилогов) (род. 1957), архимандрит, наместник Покровского Авраамиева-Городецкого мужского монастыряклирик Костромской епархии

В миру Анпилогов Николай Алексеевич, родился 21 мая 1957 года в Оренбургской области.

На церковном служении – с 1980 года. Был иподиаконом архиепископа Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондаря). В дальнейшем служил на приходах Казанской епархии. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию.

В 1991 году назначен наместником Покровского Авраамиева Городецкого мужского монастыря села Ножкино Чухломского района Костромской области.

В 1992 году возведён в сан игумена.3 мая 1994 года - в сан архимандрита. Его стараниями был восстановлен Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь в Костромской епархии, а в г. Чистополь был воздвигнут памятный крест в честь игумена Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря архимандрита Серапиона (Михайлова) и мемориальной комплекс на месте упокоения невинно убиенных в годы репрессий.

Сочинения

  • Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов)и Казанская Седмиезерная Богородичная пустынь.- М., 1991.
  • Преподобный Аврамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь.- М., 1996.
  • Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломской. К 625-летию со дня преставления: 1375-2000.- Красногорск, 2000.
  • Светильник Северной Фиваиды.- М.; Кострома, 2004. (исследование было представлено о. Никандром в качестве дипломной работы в Киевскую духовную академию. Научным руководителем диплома являлся профессор-протоиерей Николай Забуга - ректор Киевских духовных школ)
  • Светильник Северной Фиваиды.- М.; Кострома, 2004.- 144 с. (изд. исправ. и дополн.)

image027Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;

- старинный покров с раки мощей преподобного;

- колодец, ископанный основателем монастыря.

Праздники:

9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 28 мая / 10 июня – Чухломской (Галичской) иконы Божией Матери «Умиление»; 19 июля / 1 августа – преподобного Авраамия Городецкого, Галичского и Чухломского (местн.); 20 июля / 2 августа – пророка Илии и общецерковное празднование памяти преподобного Авраамия; 1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

Справочная информация:

Адрес: 157143, Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино. Тел.: (49441) 3-21-26.

Проезд (от г. Костромы и г. Галича): междугородным автобусом «Кострома-Солигалич» до села Ножкино.

В этот день мы обращаемся к памяти священнослужителей Костромской епархии, репрессированных в ХХ веке и отдавших свою жизнь за имя Христово: священника Гавриила Ефимовича Ильина – уроженца с. Ильинского Буйского уезда. Жил он в с. Павловском Буйского р-на. Расстрелян 10.12. 1937году.

Вспомним в этот день священника священномученика Владимира Иванович Ильинского – расстрелянного 7 марта 1918 года по приговору Солигаличского трибунала карательным отрядом без суда и следствия за якобы контрреволюционную деятельность.

Во время многолюдного крестного хода большевики своими наглыми действиями до того раздражали народ, что он в ярости разорвал на части большевистского комиссара. Результатом этого был арест местного духовенства, а затем и расстрел священника Иосифа Смирнова и 75-летнего старца-священника Владимира Ильинского. 12 апреля 1918г. от Временно-Управляющего Костромской епархией епископа Евдокима поступил рапорт: "С глубоким прискорбием долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду о следующем печальном событии, происшедшим 22 февраля сего 1918г. в городе Солигаличе, означенного числа по просьбе большевиков красногвардейцы расстреляли протоиерея Иосифа Смирнова, престарелого заштатного священника Владимира Ильинского, монастырского диакона Иоанна Касторского, смотрителя духовного училища Перебаскина и 17 человек граждан, причем настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают..." Сведения о расстреле поступили в Комиссию по гонениям на РПЦ при Священном Соборе. На Заупокойной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном в храме Московской Духовной Семинарии 31 марта 1918г. (первая служба, посвященная новомученикам), были помянуты имена Костромских мучеников: Иосифа (Смирнова), Иоанна (Перебаскина), Владимира (Ильинского), Иоанна (Касторского). http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuuIUfOuWfenXtuKhe8ecTcWfv8WhsOeceG00eu0Ye8mcs**

Священник Владимир Ильинский был расстрелян 7 марта 1918 года в Солигаличе. Расстрел происходил глубокой ночью на территории Никольского тюремного храма. В рапорте управляющего архиерея Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных "настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают." Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище, у стен Петропавловской церкви рано утром 8 марта. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.Священник Владимир Иванович Ильинский был канонизирован 27 марта 1995 года был канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

МОЛИТВА

О святые и преславные новомученицы града Солигалича, священноиереи Иосифе и Владимире, священнодиаконе Иоанне и мучениче Иоанне, от юности Христа Бога в сердце своем носившие, с любовию и послушанием на поприще церковном послужившие!

Прежде страданий ваших много ко всякой пользе изрядней людей православных града Солигалича потрудившеся, скорбящих и немощствующих утешители, обидимым помощницы, юношей воспитатели, во узах сущих к жизни праведней наставницы были есте. Времени же сущу за Христа пострадати, суеты мирской с радостью совлекшеся, новомучеников Российских первейшие, кончину мученическую от безбожников приемше во славословии Страдальца Божественнаго Христа Бога нашего, кровью своею древнюю землю Соли Галицкой обильно оросили есте.

О святые угдницы Божий, в подвиге добром Подвигоположнику Христу уподобившиеся, на многи подвиги в годину огненнаго искушения верных чад Церкви нашея утвердившие!

Ныне же приимите усердные моления наша и вознесите я ко Престолу Всеблагаго Бога Вседержителя. Во славе предстоя Ему в сонме новомучеников и исповедников земли Русския, со Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, святым священномучеником Никодимом, архиепископом Костромским, и со всеми святыми Костромскаго края покровителями, прилежно молите Христа Бога нашего, да утвердит Он Церковь Свою святую, юже стяжал есть честною Своею Кровию, да сохранит в нас дух правыя веры и благочестия, страждущую страну нашу от лютых безбожных и от междоусобныя брани да свободит, Костромстей земли мир глубок и неотъемлем и благословение да дарует, нам же, чтущим святую память вашу, да подаст спасение и во всем благое поспешение, да выну благодаряще Триипостаснаго Бога нашего, славу и благодарение Ему воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвенно вспоминаем мы и других пастырей  - расстрелянного 27.11.1937 года священника Ильинской церкви с. Ильинское, Нерехтского района Николая Лаврентьевича Валуева.

Вечная им память!

Преподобному Авраамию, игумену Городецкому, Чухломскому (тропарь, кондак и молитва)

Тропарь, глас 4:

От мирска́го мяте́жа изше́д,/ в ти́хое приста́нище, преподо́бнаго Се́ргия оби́тель, прите́кл еси́,/ и та́мо равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ во страну́ Га́личскую прише́л еси́,/ иде́же, ве́ру Христо́ву насажда́я/ и новокреще́нныя лю́ди от суеве́рий пога́нских очища́я,/ мно́ги и вели́ки по́двиги подъя́л еси́,/ и, оби́тели четы́ре созда́в,/ и́ноков ли́ки до́бре упа́сл еси́/ и ко Христу́ Спа́су приве́л еси́,// Его́же моли́, преподо́бне о́тче Авраа́мие, спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8:

Во оби́тели Се́ргия преподо́бнаго житию́ и́ноческому до́бре навы́к/ вя́щшаго ра́ди безмо́лвия и по́двига/ в пусты́ню удали́литися возжеле́л еси́,/ и, Ду́хом Бо́жиим води́мь,/ в преде́лы земли́ Га́личския прише́л еси́,/ и та́мо в пусты́ни ико́ну Ма́тере Госпо́дни чуде́сно обре́л еси́,/ с Не́юже вели́кия и сла́вная соверши́в,/ да́же до преде́л Чу́хломских дости́гл еси́/ и отсю́ду в ра́йския оби́тели всели́лся еси́,// Авраа́мие Богоно́сне, о́тче на́ш.

Молитва

О, пречестна́я и свяще́нная главо́, о́тче преблаже́нне а́вво Авраа́мие! Не забу́ди ни́щих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти нас, чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны, вопия́ ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя, но помина́й недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, я́ко дана́ тебе́ бысть благода́ть моли́тися за ны. Не мним бо тя ме́ртва су́ща: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти у́бо жив сый, пребыва́еши неотсту́пно от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки и с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Нам бо тя ве́дущим вои́стинну и по сме́рти я́ко жи́ву ти су́щу, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших и испроси́ти вре́мя на покая́ние и невозбра́нно преити́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м и с пресвяты́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Парийский Леонид Александрович (1885 – 1931 гг.)

Публикация о Леониде Александровиче Парийском вызвает смешанные чувства. С одной стороны, мы публикуем сведения о краеведе, не лишенном литературных способностей, пусть и бывшем, священнике, с другой стороны, человеке, который сыграл трагическую роль в закрытии костромских церквей в 1929 году.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.

 

Православный календарь на сегодня: