2 августа 2022. Память пророка Илии
2 августа Церковь чтит память и молитвенно обращается к одному из величайших дохристианских пророков – пророку Илии. Жил пророк в X-ом веке до Рождества Христова. Пророк Илия был великим подвижником, строгим к себе и другим: ходил в грубой волосяной одежде, жил в пустыне и выходил к людям лишь только для того, чтобы учить народ вере и обличать его нечестие. В своей пламенной ревности он даже призывал Бога обрушить гнев на народ, отступивший от веры и благочестия.
Так он вымолил у Бога продолжавшиеся три года засуху и в связи с ней голод, от которых едва сам не погиб, но не смягчился в своем справедливом гневе, пока, Сам Господь не повелел ему отменить это наказание. Отсюда произошел обычай с молитвой обращаться к пророку Илии с ходатайством о его предстательстве перед Богом для ниспослания дождя во время засухи. По завершении своего земного служения, пророк Илия был живым взят на небо на чудной огненной колеснице, которая явилась видимым образом его огненно духа. Перед вторым пришествием Христа пророк явится на земле обличителем нечестия людей, и будет призывать их к покаянию. В народе бытует поверье, будто пророк Илия посылает на землю молнии громы, что не соответствует истине и является лишь суеверием и обожествлением сил природы.
2 августа престольный день в заволжском Ильинском храме г. Костромы (в 2002г. было 350-летие храма), в с. Ильинское, с. Яковлевское, Костромского р-на, с. Здемирово, Красносельского р-на, с. Кренево, Буйского р-на, с. Ильинское, Парфеньевского р-на, с. Ильинское, Судиславского р-на.
Впервые село Яковлевское (“Яковлевское малое”) упоминается около 1463-1464 гг., когда Михаил Федорович Сабуров (в иноках – Мисаил) вложил “сельцо Якольское” с деревнями на помин своей души и душ родителей в Ипатиевский монастырь (во владении монастыря село оставалось до 1764 г.). Несомненно, что к 60-м гг. XV в. церковь в Яковлевском, посвященная св. ап. Иакову, брату Господню, уже существовала, т.к. село названо по этой церкви (один из двух престолов церкви посвящен пророку Илие). Храм закрыли в середине 40-х гг. Произошло это при следующих обстоятельствах: в мае 1944 г. скончался его последний настоятель, священник Александр Островский, из-за чего богослужения в храме прекратились. Власти не допустили назначения сюда нового священника, а 19 октября 1945 г. Костромской облисполком отклонил ходатайство общины об открытии церкви, что фактически означало ее закрытие. Вплоть до начала 50-х гг. верующие безуспешно пытались добиться открытия храма, однако в 1952 г. колхоз “Новый путь” занял церковное здание под склад (иконы и утварь частью вывезли в Кострому, частью – в Покровскую церковь в Шунге). Старинный храм был возвращен верующим в 1990 г. Главной святыней храма в новейший период является икона св. блж. Ксении Петербургской, мироточившая с октября 1995 г. до 1999 г.
Из утерянных святынь вспомним Ильинскую церковь г. Костромы на Русиной (Советской) улице, Ильинскую церковь на Кубани, церковь с. Панина, Костромского р-на, церковь погоста Ильинское, Галичского р-на, Ильинскую церковь с. Олхутова, Нерехтского р-на, церковь с. Старый погост, Макарьевского р-на, с. Немы, Чухломского р-на.
Церковь Ильи пророка на Русиной улице, одна из достопримечательностей старой Костромы, стояла в начале улицы, непосредственно за гостиницей «Старый двор». Вместе с церковью Воскресения «на площадке» (ныне площадь Советская) она образовывала своеобразные пропилеи в начале одной из городских магистралей.
Каменный Ильинский храм построен в 1689 г. на месте предшествовавшего ему деревянного. Он имел сводчатый подклет и состоял из четверика с трёхчастной алтарной апсидой, обширной трапезной и колокольней (вероятно, шатровой). В отличие от трапезной, с четырьмя внутренними опорными столбами, основной объём храма – четверик – не имел внутренних опор. Он перекрывался единым четырёхлотковым сомкнутым сводом с пятью глава ми наверху. Средняя из них была световой. В духе того времени архитектурный декор храма соединял в себе древнерусские мотивы с веяниями входившего в моду так называемого «нарышкинского барокко» – декоративно-изощрённого столичного стиля.
Ровно через сто лет, в 1789 г., храм радикально перестраивают. На месте пояса закомар, венчавших прежде кубический объём четверика, появляется аттик с прихотливо очерченными, покрытыми росписью филёнками; новые формы получает пятиглавие. Переделываются фасады и интерьер трапезной, за ново оформляется интерьер основного объёма, меняются наличники окон на боковых апсидах алтаря. Судя по характеру выполненных в то время работ, их можно приписать С.А. Воротилову – прославленно му костромскому зодчему, завершавшему в те годы Богоявленский кафедральный собор Кремля.
До 1929 года Храм Илии Пророка в Костроме на Русиной, а теперь Советской улице, 4, был Кафедральным храмом Костромской епархии и пользовался особым почётом у жителей. Закрыт в 1929, основной объём разрушен в 1930.
Уцелели только трапезная и нижний ярус колокольни, занятые учреждениями.
Вплоть до разрушения в начале 1930-х годов Ильинский храм оставался одним из наиболее эффектных и градостроительно запоминающихся зданий Костромы. Наряду с Кремлём и соседствующими зданиями храмов он определял лицо центральной части города. С утратой в 1930-х г.г. соборного ансамбля, разрушением Анастасьинского монастыря, колоколен церкви Спаса в рядах и Ильинской церкви, а также ряда других культовых зданий XVII–XVIII вв. облик центральной части Костромы, вызывавший в своё время восхищение А.Н. Островского, позже Г.К. Лукомского, лишился большей части своеобразия и цельности. Распался ансамбль, веками создававшийся поколениями зодчих, известных и безымянных. Силуэт города, лишённый архитектурных вертикалей, превратился в аморфную массу.
Архиепископ Севастиан (в миру Григорий Иванович Вести 19 (31) января 1870, село Заим, Бендерский уезд, Бессарабская губерния — 8 декабря 1929, Кинешма) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Костромской и Галичский.
Биография
Родился в бедной крестьянской семье. Первоначальное образование получил в сельской школе и в уездном училище. В самый день окончания училища к нему явился некий священник о. Бендер не связанный с ним никакими узами родства, и взял его к себе в дом и предложил ему готовиться в духовную семинарию.В 1894 году он успешно закончил Кишинёвскую духовную семинарию и принял рукоположение во священника. В 1897 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество.
В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия с правом получить степень магистра богословия без нового устного испытания чрез представление удовлетворительного для сей степени нового сочинения. Вскоре назначен помощником смотрителя Единецкого духовного училища. В 1903 году — инспектор Холмской духовной семинарии. С 1906 года — ректор Подольской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1909 года — ректор Донской духовной семинарии.
Архиерейство
8 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 30 мая 1917 года — епископ Макарьевский и Унженский, викарий Костромской епархии. С 17 сентября 1917 года — епископ Нерехтский, викарий Костромской епархии. С 1919 года — епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии.
После введения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства, церковным «двадцаткам» – объединявшим верующих граждан (прихожан) передавались по договору в пользование все церковное имущество и здания храмов [15]. Временный управляющий Костромской епархией Севастиан (Вести) епископ Кинешемский в письме патриарху в феврале 1918 г. об устанавливаемых отношениях церкви и государства писал, что, ожидая защиты церкви от государственной власти, русский народ не может видеть в лицах, принявших на себя эту власть, истинных ее носителей, поскольку они выступают врагами церкви Христовой. Верующие должны быть готовы не только оказать ей поддержку, но и понести на ее нужды и свои материальные средства. В определенной мере слова епископа оказались пророческими. Группы верующих, заключая договоры с местными органами советской власти о передаче им во временное пользование церковных зданий, брали на себя все расходы по их содержанию, ремонту, страхованию и т. д. По мере осуществления декрета стали очевидны нарушения его принципов и законности, когда представители органов власти, не считаясь с мнением и выражением воли подавляющего большинства населения, выносили иконы из общественных зданий, молитвенных домов, домовых церквей.
С 1920 года — архиепископ Костромской. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В расколе сохранил за собой Костромскую кафедру. В июле 1923 года, после освобождения Патриарха Тихона, покаялся. 15 августа 1923 года арестован без указания состава преступления и заключён в Костромской исправдом. 31 августа был освобожден под подписку о невыезде без прекращения дела. 24 сентября (7 октября) 1923 назначен Патриархом Тихоном епископом Костромским и Галичским.
Был арестован без указания состава преступления и заключен в Костромской исправдом В материалах архивного дела имеются его показания на допросе от 17 августа 1923г., в которых написано, что он "ехал к Патриарху Тихону с докладом о желании некоторых уездов остаться в Костромской епархии (а не в Ивановской, коей управлял епископ-обновленец). Вез Патриарху Тихону доклад, составленный священником Бобровским и им самим [епископом Севастианом] даже не подписанный. Кроме того, хотел посоветоваться с Патриархом о переходе на новый стиль. В пути "от страха и растерянности" доклад порвал и спрятал в поленнице на берегу Волги (может это место найти)"
В конце сентября 1923 года вновь уклонился в обновленческий раскол. В декабре 1923 года было вынесено решение о прекращении дела, по которому он был арестован. В начале 1924 года снова покаялся перед Патриархом Тихоном и оставлен архиепископом Костромским. В 1925 году на приглашение Епархиального Управления прибыть для переговоров, ответил официальной бумагой, что не имеет на это никаких указаний от митрополита Петра Крутицкого, а без них «может руководствоваться только выработанными и утвержденными Святейшим Патриархом Тихоном правилами о чиноприёме клириков, приходящих из обновленческого раскола». С 18 мая 1927 года — член Временного Патриаршего Священного Синода при заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). Не подписал Декларацию от 29 июля 1927 года как отсутствующий «по болезни».
В 1929 году арестовывался. Пытался вступиться за большую группу духовенства, арестованную в октябре 1929 года в Костроме органами ОГПУ, за что получил предписание немедленно покинуть Кострому.
Уехал в Кинешму, где и скончался 8 декабря 1929 года. Похоронен у алтаря Кинешемского Успенского собора.
По отзыву Митрополита Мануила (Лемешевского) был хорошим оратором и примерным монахом в жизни.
К числу старейших костромских храмов принадлежит церковь Илии Пророка на Городище (Рождества Христова). Церковь Илии Пророка в Костроме строилась как усадебная. Впоследствии, с упразднением усадьбы, она была переустроена в соответствии с нуждами прихода. Первое документальное упоминание о храме на Городище относится лишь к 1663 году. Ильинский храм на Городище существовал «издревле», а само Городище чуть ли не старше Костромы. На древность Ильинского храма указывает его посвящение. Во имя пророка Божия Илии часто освящали храмы, ставившиеся на месте языческих капищ, причем сразу после их разрушения. Строительством ныне существующего каменного храма Илии Пророка Городище обязано боярскому семейству Морозовых. К моменту строительства каменного Христорождественского храма род Морозовых угасал. Строительством храма Морозовы думали поправить дело. Строительство церкви — небольшой, в полном смысле слова усадебной, длилось несколько лет и завершилось в первой половине 1650-х годов. Стоя на высоком Городищенском холме, белая Христорождественская церковь с своими семью главами, покрытыми зеленой поливной черепицей, доминировала в окружающем пейзаже.
По-видимому, уже в январе 1930 года с колокольни Христорождественского храма сбросили все колокола. По свидетельству старожилов, большой колокол не пролезал в проем звона, и часть кладки была при его снятии варварски отбита.
После ареста в 1938 году настоятеля церкви отца Николая Росницкого храм на Городищенском холме оказался в очень тяжелом положении: над ним нависла угроза закрытия. В 1937-1938 годах храм, оставшийся без священника, как правило закрывался властями в течение нескольких месяцев, иногда - недель. В случае с Христорождественским храмом мы видим очень редкий для того времени пример, когда не имевшая священника община боролась за свою церковь на протяжении восьми лет, вынудив власти дважды принимать решение о ее закрытии - в 1941 и в 1945 годах.
Летом 1946 года значительную часть икон и утвари из Христорождественского храма увезли в Александро-Антониновскую церковь в Селище. Судьба храма в последующий период по-своему типична. Первоначально принятое решение о создании здесь библиотеки осталось на бумаге. В церковном здании вскоре устроили зерносклад; зерно в нем перестали хранить к середине пятидесятых годов, после чего храм на холме остался заброшенным.
Проект воссоздания разрушенной части храма на основании данных археологических раскопок 1989-1990 годов и по аналогии с сохранившимся Ильинским приделом выполнил архитектор Л.С. Васильев. Разработка подобного научно обоснованного проекта - ведь от разрушенных в конце XVII века придельного храма и галереи не осталось ни одного изображения - является делом необычайно трудным, требующим больших знаний, опыта и архитектурной интуиции. Нельзя не отметить, что Л.С. Васильев справился с этой задачей в высшей степени успешно. Воссоздание Феодосииного придельного храма и галереи на частично сохранившемся фундаменте у северной стены четверика началось летом 1997 года и продолжалось несколько лет. Тем самым Ильинская церковь в значительной степени восстановила свой первоначальный облик, свою былую симметрию, когда к основному четверику примыкали с севера и юга два небольших придельных храма. К весне 2002 года восстановление Феодосииного придела в основном закончилось (в его помещении предполагается разместить ризницу), в мае на главку придела после освящения был торжественно установлен крест. Это ознаменовало завершение многовекового этапа в истории Ильинской церкви, соединение разорванной нити времен.
Тропарь Пророку Илие
Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак Пророку Илие, глас 2:
Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.
Величание Пророку Илии
Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.
Молитва
О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся. Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков. Аминь.
2 августа, в день церковного чествования пророка Божия Илии, православные люди Костромской земля молитвенно обращаются к своему небесному заступнику, Угоднику Божию, преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому. По благословению преподобного Сергия Радонежского, он покинул монастырь и посвятил себя подвигу уединенной отшельнической жизни в Галичской земле. Видимым знаком воли и благословения Господня, милости Пресвятой Богородицы, явилось чудесное обретение им на Галичском озере иконы Божьей Матери «Умиление», ставшей, впоследствии, одной из наиболее почитаемых святынь Костромского края. На Чухломской земле преподобный Авраамий основал четыре обители, последняя из которых – Городецкая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По мирной кончине святого старца (2 августа 1375г., в день церковного почитания пророка Божия Илии), было явлено множество чудес от его мощей: выздоравливали расслабленные, прозревали слепые, начинали слышать глухие и ходить хромые. Все, кто с молитвой и верой притекал к гробу преподобного Авраамия, получали здоровье душевное и телесное.
2 августа, в день церковного чествования пророка Божия Илии, православные люди Костромской земля молитвенно обращаются к своему небесному заступнику, Угоднику Божию, Преподобный Авраамий Галичской. С юного возраста возлюбивший Бога и соблюдавший заповеди Его, хранящий чистоту душевную и телесную, Авраамий начал свой подвижнический путь в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре. Затем он перешел в послушание и духовное наставничество к преподобному Сергию, игумену Радонежскому. В монастыре Авраамий первым являлся в церковь, последним покидал ее. Не гнушался никакой работы: носил дрова из леса, работал в поварне и пекарне. По благословению старца Сергия, он покинул монастырь и посвятил себя подвигу уединенной отшельнической жизни в Галичской земле. Видимым знаком воли и благословения Господня, милости Пресвятой Богородицы, явилось чудесное обретение им на Галичском озере иконы Божьей Матери «Умиление», ставшей, впоследствии, одной из наиболее почитаемых святынь Костромского края. На Чухломской земле преподобный Авраамий основал четыре обители, последняя из которых – Городецкая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Жизнь преподобного шла в соответствии с монашескими обетами: молитва, воздержание, строгий пост. Много искушений и скорбей выпало ему. Был он великим постником. Пищей ему были сухари и вода, да и то, раз в неделю. Пред смертью он, желая уединения, поселился в часовне, рядом с Покровским монастырем. Там он находился в полном безмолвии: « С Единым Богом беседовал, в молитве и посте и всенощном стоянии, в постоянном плаче о грехах». По мирной кончине святого старца (2 августа 1375г., в день церковного почитания пророка Божия Илии), было явлено множество чудес от его мощей: выздоравливали расслабленные, прозревали слепые, начинали слышать глухие и ходить хромые. Все, кто с молитвой и верой притекал к гробу преподобного Авраамия, получали здоровье душевное и телесное. В 1553 г. он был причислен к лику святых.
До начала XVIв. строения обители были деревянными. В 1608 г., по «вере и обещанию» царя В. И. Шуйского, в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с Ильинским пределом над гробницей преподобного Авраамия (скончавшегося в день пророка Илии). В начале 50-х гг. XVIIв. над Святыми вратами был возведен одноглавый Никольский храм, а во второй половине этого же века – трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с пределом преподобного Авраамия. В 1857г. Ильинский предел был разобран и к Покровскому собору был пристроен пятиглавый собор в честь иконы Божьей Матери «Умиление» с приделами преподобного Авраамия и пророка Илии. С начала 30-х гг. XX в. в монастыре находился детдом. Последний наместник монастыря до его закрытия советскими властями в 1928г. – архимандрит Серапион, принял мученическую кончину (был расстрелян). С середины 30-х годов в монастыре размещалась МТС. 1 августа 1991г., в день преподобного Авраамия была совершена первая, после закрытия Литургия. Монастырь стал местом монашеского делания и посещения паломников. Работа по восстановлению монастыря была поручена архимандриту Никандру (Ампилогову), благодаря трудам которого монастырь был возрожден. Главной святыней обители являются мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом, а также, крест от его вериг, который хранится в Покровском соборе. Древний покров с изображением преподобного, чудом уцелевший, находится в новой раке над его мощами. В монастыре похоронены представители дворянских родов Лермонтовых, Пушкиных, Салтыковых, Катениных. Список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» находится над царскими вратами Покровского храма. При монастыре в деревне Святица создан детский приют, воспитание в котором проходит в лучших традициях кадетской школы.
Среди захоронений в Авраамиевом монастыре есть
Могила предка поэта Михаила Лермонтова – Георга (Джорджа) Лермонта, шотландца по происхождению. Во время Смуты, в 1609-1618 гг. Георг Лермонт участвовал на стороне польского короля Сигизмуда III, попал в плен, принял Православие и русское имя Юрий Андреевич. Ему было пожаловано поместье в Галичском уезде к северо-востоку от Костромы.
Последний наместник Авраамиева монастыря до его закрытия советскими властями в 1928г. – архимандрит Серапион, принял мученическую кончину (был расстрелян). С середины 30-х годов в монастыре размещалась МТС. 1 августа 1991г., в день преподобного Авраамия была совершена первая, после закрытия Литургия.
Работа по восстановлению монастыря была поручена архимандриту Никандру (Ампилогову), благодаря трудам которого монастырь был возрожден. Главной святыней обители являются мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом, а также, крест от его вериг, который хранится в Покровском соборе. В монастыре похоронены представители дворянских родов Лермонтовых, Пушкиных, Салтыковых, Катениных. Список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» находится над царскими вратами Покровского храма.
Архимандрит Никандр (Анпилогов) (род. 1957), архимандрит, наместник Покровского Авраамиева-Городецкого мужского монастыря, клирик Костромской епархии
В миру Анпилогов Николай Алексеевич, родился 21 мая 1957 года в Оренбургской области.
На церковном служении – с 1980 года. Был иподиаконом архиепископа Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондаря). В дальнейшем служил на приходах Казанской епархии. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 1991 году назначен наместником Покровского Авраамиева Городецкого мужского монастыря села Ножкино Чухломского района Костромской области.
В 1992 году возведён в сан игумена.3 мая 1994 года - в сан архимандрита. Его стараниями был восстановлен Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь в Костромской епархии, а в г. Чистополь был воздвигнут памятный крест в честь игумена Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря архимандрита Серапиона (Михайлова) и мемориальной комплекс на месте упокоения невинно убиенных в годы репрессий.
Сочинения
- Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов)и Казанская Седмиезерная Богородичная пустынь.- М., 1991.
- Преподобный Аврамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь.- М., 1996.
- Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломской. К 625-летию со дня преставления: 1375-2000.- Красногорск, 2000.
- Светильник Северной Фиваиды.- М.; Кострома, 2004. (исследование было представлено о. Никандром в качестве дипломной работы в Киевскую духовную академию. Научным руководителем диплома являлся профессор-протоиерей Николай Забуга - ректор Киевских духовных школ)
- Светильник Северной Фиваиды.- М.; Кострома, 2004.- 144 с. (изд. исправ. и дополн.)
- святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
- старинный покров с раки мощей преподобного;
- колодец, ископанный основателем монастыря.
Праздники:
9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 28 мая / 10 июня – Чухломской (Галичской) иконы Божией Матери «Умиление»; 19 июля / 1 августа – преподобного Авраамия Городецкого, Галичского и Чухломского (местн.); 20 июля / 2 августа – пророка Илии и общецерковное празднование памяти преподобного Авраамия; 1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.
Справочная информация:
Адрес: 157143, Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино. Тел.: (49441) 3-21-26.
Проезд (от г. Костромы и г. Галича): междугородным автобусом «Кострома-Солигалич» до села Ножкино.
В этот день мы обращаемся к памяти священнослужителей Костромской епархии, репрессированных в ХХ веке и отдавших свою жизнь за имя Христово: священника Гавриила Ефимовича Ильина – уроженца с. Ильинского Буйского уезда. Жил он в с. Павловском Буйского р-на. Расстрелян 10.12. 1937году.
Вспомним в этот день священника священномученика Владимира Иванович Ильинского – расстрелянного 7 марта 1918 года по приговору Солигаличского трибунала карательным отрядом без суда и следствия за якобы контрреволюционную деятельность.
Во время многолюдного крестного хода большевики своими наглыми действиями до того раздражали народ, что он в ярости разорвал на части большевистского комиссара. Результатом этого был арест местного духовенства, а затем и расстрел священника Иосифа Смирнова и 75-летнего старца-священника Владимира Ильинского. 12 апреля 1918г. от Временно-Управляющего Костромской епархией епископа Евдокима поступил рапорт: "С глубоким прискорбием долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду о следующем печальном событии, происшедшим 22 февраля сего 1918г. в городе Солигаличе, означенного числа по просьбе большевиков красногвардейцы расстреляли протоиерея Иосифа Смирнова, престарелого заштатного священника Владимира Ильинского, монастырского диакона Иоанна Касторского, смотрителя духовного училища Перебаскина и 17 человек граждан, причем настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают..." Сведения о расстреле поступили в Комиссию по гонениям на РПЦ при Священном Соборе. На Заупокойной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном в храме Московской Духовной Семинарии 31 марта 1918г. (первая служба, посвященная новомученикам), были помянуты имена Костромских мучеников: Иосифа (Смирнова), Иоанна (Перебаскина), Владимира (Ильинского), Иоанна (Касторского). http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuuIUfOuWfenXtuKhe8ecTcWfv8WhsOeceG00eu0Ye8mcs**
Священник Владимир Ильинский был расстрелян 7 марта 1918 года в Солигаличе. Расстрел происходил глубокой ночью на территории Никольского тюремного храма. В рапорте управляющего архиерея Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных "настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают." Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище, у стен Петропавловской церкви рано утром 8 марта. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.Священник Владимир Иванович Ильинский был канонизирован 27 марта 1995 года был канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
МОЛИТВА
О святые и преславные новомученицы града Солигалича, священноиереи Иосифе и Владимире, священнодиаконе Иоанне и мучениче Иоанне, от юности Христа Бога в сердце своем носившие, с любовию и послушанием на поприще церковном послужившие!
Прежде страданий ваших много ко всякой пользе изрядней людей православных града Солигалича потрудившеся, скорбящих и немощствующих утешители, обидимым помощницы, юношей воспитатели, во узах сущих к жизни праведней наставницы были есте. Времени же сущу за Христа пострадати, суеты мирской с радостью совлекшеся, новомучеников Российских первейшие, кончину мученическую от безбожников приемше во славословии Страдальца Божественнаго Христа Бога нашего, кровью своею древнюю землю Соли Галицкой обильно оросили есте.
О святые угдницы Божий, в подвиге добром Подвигоположнику Христу уподобившиеся, на многи подвиги в годину огненнаго искушения верных чад Церкви нашея утвердившие!
Ныне же приимите усердные моления наша и вознесите я ко Престолу Всеблагаго Бога Вседержителя. Во славе предстоя Ему в сонме новомучеников и исповедников земли Русския, со Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, святым священномучеником Никодимом, архиепископом Костромским, и со всеми святыми Костромскаго края покровителями, прилежно молите Христа Бога нашего, да утвердит Он Церковь Свою святую, юже стяжал есть честною Своею Кровию, да сохранит в нас дух правыя веры и благочестия, страждущую страну нашу от лютых безбожных и от междоусобныя брани да свободит, Костромстей земли мир глубок и неотъемлем и благословение да дарует, нам же, чтущим святую память вашу, да подаст спасение и во всем благое поспешение, да выну благодаряще Триипостаснаго Бога нашего, славу и благодарение Ему воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвенно вспоминаем мы и других пастырей - расстрелянного 27.11.1937 года священника Ильинской церкви с. Ильинское, Нерехтского района Николая Лаврентьевича Валуева.
Вечная им память!
Преподобному Авраамию, игумену Городецкому, Чухломскому (тропарь, кондак и молитва)
Тропарь, глас 4:
От мирска́го мяте́жа изше́д,/ в ти́хое приста́нище, преподо́бнаго Се́ргия оби́тель, прите́кл еси́,/ и та́мо равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ во страну́ Га́личскую прише́л еси́,/ иде́же, ве́ру Христо́ву насажда́я/ и новокреще́нныя лю́ди от суеве́рий пога́нских очища́я,/ мно́ги и вели́ки по́двиги подъя́л еси́,/ и, оби́тели четы́ре созда́в,/ и́ноков ли́ки до́бре упа́сл еси́/ и ко Христу́ Спа́су приве́л еси́,// Его́же моли́, преподо́бне о́тче Авраа́мие, спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8:
Во оби́тели Се́ргия преподо́бнаго житию́ и́ноческому до́бре навы́к/ вя́щшаго ра́ди безмо́лвия и по́двига/ в пусты́ню удали́литися возжеле́л еси́,/ и, Ду́хом Бо́жиим води́мь,/ в преде́лы земли́ Га́личския прише́л еси́,/ и та́мо в пусты́ни ико́ну Ма́тере Госпо́дни чуде́сно обре́л еси́,/ с Не́юже вели́кия и сла́вная соверши́в,/ да́же до преде́л Чу́хломских дости́гл еси́/ и отсю́ду в ра́йския оби́тели всели́лся еси́,// Авраа́мие Богоно́сне, о́тче на́ш.
Молитва
О, пречестна́я и свяще́нная главо́, о́тче преблаже́нне а́вво Авраа́мие! Не забу́ди ни́щих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти нас, чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны, вопия́ ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя, но помина́й недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, я́ко дана́ тебе́ бысть благода́ть моли́тися за ны. Не мним бо тя ме́ртва су́ща: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти у́бо жив сый, пребыва́еши неотсту́пно от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки и с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Нам бо тя ве́дущим вои́стинну и по сме́рти я́ко жи́ву ти су́щу, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших и испроси́ти вре́мя на покая́ние и невозбра́нно преити́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м и с пресвяты́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.