7 июля 2022. Рождество Предтечи

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002Вслед за праздником в честь Владимирской иконы Божией Матери 6 июля, установленного в память чудесного спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году молитвами Богородицы, 7 июля Церковь молитвенно почитает Рождество  Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Этот праздник принадлежит к числу великих праздников Церкви. Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед пришествием Спасителя явится Предтеча, т. е. Его Предшественник. Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о пришествии в мир Сына Церковь Иоанна Предтечи в Иаково-Железноборовском монастыре. Фото нач. 2000-х гг. ХХ века.Божьего, подготовит народ к Его принятию и укажет на Него. Рождение пророка принесет радость многим, потому что он будет великим и любимым за свою праведную жизнь, будет иметь дары Духа Святого (по силе Духа – как пророк Илия), и сердца многих обратит к Богу. Родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, - как и родители Марии, Матери Иисуса Христа, долгое время не имели детей. Только в преклонном возрасте Господь послал им ребенка. Произошло это событие чудным образом. Захария, в порядке очередности, служил в иерусалимском храме, и там явился ему Архангел Господень Гавриил, и предрек рождение сына, которому будет дано имя Иоанн. Захария не поверил словам ангела, за что был отнят у него дар речи и он стал немым. Вскоре Елисавета зачала ребенка, и когда он родился, то отцу дали дощечку для того, чтобы он написал имя младенца. Он написал имя Иоанн, и тут же ему вернулся дар речи, и он, благословляя Бога, стал говорить о будущей судьбе этого ребенка, о котором Спаситель затем скажет: « Нет между рожденными женами выше Иоанна Крестителя». Иоанн был последним пророком Ветхого Завета (до пришествия Христа), и первым пророком Нового Завета. По приказу галилейского царя Ирода Антипы, по совету его незаконной жены Иродиады, за обличение  их незаконного сожительства, Иоанн был обезглавлен (память 11 сентября). Первые христиане особенно чтили память о пророке, т. к. многие из них были его учениками. Иудейские писатели включают имя Крестителя Христа Иоанна в число знаменитых мужей своего народа и даже мусульмане считают его святым мужем, т. к. в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении в  богочеловеческой истории. В народе праздник Рождества Иоанна Крестителя еще называют Иваном Купалой.

 Наши предки, воцерковляясь, соединили имя пророка Иоанна с языческим божеством Купалой (Купавой), которому предписывалась благодетельная сила растений и живительная теплота солнца. В этот день они прыгали через костры, считая, что таким образом предохраняются от болезней, купались, предписывая воде силу, дающую здоровье, и верили, что в ночь, накануне праздника цветет папоротник, цвет которого указывает на скрытые в земле клады. Все эти суеверия унизительны для христиан и оскорбительны  для памяти Крестителя Господня Иоанна.

image003 Среди действующих церквей Костромской епархии, в честь Иоанна Предтечи сохранилась церковь в д. Иванковицы, Островского р-на, в Иаково-Железноборовском мужском монастыре центральный храм воздвигнут во имя Рождества Предтечи Спасова Иоанна. В этом монастыре был пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев (Лжедмитрий 1), боярский сын из Галича. По преданию, image004у гроба преподобного Иакова Железноборовского Михаил Романов узнал о грозящей ему опасности.  По пути к Домнину поляки выжгли монастырь дотла. При советской власти монастырь был закрыт окончательно в 1929 году. Были арестованы и осуждены настоятель обители иеромонах Серафим (Гусев), монастырский духовник иеромонах Иоасаф (Сазанов), иеромонах (впоследствии игумен) Сергий (Моряков). Все они были осуждены за «контрреволюционную агитацию» и приговорены к различным срокам заключения. Суд сопровождался вскрытием мощей преоподобного Иакова Железноборовского. До 1923 года настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Ильин), расстрелянный в 1937 году. Его арестовали  и обвинили в срыве «стахановского декадника по обработке и сдаче льна государству». Вина отца Гавриила заключалась в том, что он в этот день совершал богослужение в честь собора архистратига Божия Михаила (21 ноября).

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

image005По делу церковной контрреволюционной группировки в пределах Костромского, Буйского и Любимского районов.

Костромским ГО ОГПУ вскрыта и ликвидирована в Костроме церковная контрреволюционная монархическая группировка, распространявшая свою деятельность на территории г. Костромы и в пределах Костромского, Любимского и Буйского районов, состоявшая из бывших монахов, священников, монахинь — тайно пострижниц и келейниц из кулацкой части крестьянства.

По делу арестовано и привлечено к ответственности 17 человек.

ФОРМУЛА ОБВИНЕНИЯ

Руководители ликвидированной контр-революционной группировки ставили своей целью — свержение существующего строя, возлагая надежду на международные и внутренние осложнения, для чего основной своей задачей ставили организацию верующей массы на противодействие мероприятиям Советской власти и возбуждение против существующего строя населения на почве религиозных предрассудков и возрождении монастырей, как контрреволюционной базы.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ

Социально-политическая физиономия привлеченных по делу лиц характеризуется следующими данными:

Организаторы и руководители: 

  1. image006САЗОНОВ Григорий Маркович — монах Боровского монастыря и духовник (умер в декабре 1931 г.).
  2. ГУСЕВ Серафим Захарович — монах-настоятель Боровского монастыря.
  3. БОРИСОВ Павел Владимирович — монах Боровского монастыря. (*)
  4. СЕРОВ Петр Федорович — послушник Боровского монастыря.
  5. АНДРЕЕВА Анна Павловна — келейница-монахиня, в тайном постриге «Евгения».
  6. МОРОЗОВА Пелагея Ивановна — монахиня в тайном постриге «Варвара».
  7. СОКОЛОВА Александра Ивановна — монахиня-тайнопострижница «Афанасия», дочь коллежского ассесора.

Активные участники:

  1. СЕРОВА Екатерина Касьяновна — дочь бывшего торговца, келейница.
  2. БЕКЕНЕВА Клавдия Александровна — дочь бывшего подрядчика-портного, твердозаданца, келейница.
  3. ИВАНОВА Наталья Николаевна — дочь бывшего владельца кирпичного завода, раскулаченного, келейница.
  4. САЗОНОВА Анна Александровна — дочь индивидуально-обложенца, келейница.
  5. ГОРЯЧЕВА Дарья Павловна — дочь ростовцика, индивидуально-обложенца.
  6. ЯКОВЛЕВА-ШИРЯЕВА Анна Яковлевна — бывшая твердозаданка.
  7. ГУСЕВА Пелагея Сергеевна — бывшая твердозаданка и церковная староста, организатор массового выступления.

Пособники:

  1. КРЫЛОВ Сергей Михайлович — священник.
  2. ГРУЗДЕВ Сергей Иванович — священник.
  3. ЗЕЙФЕРТ Александра Ивановна — дворянка, дочь чиновника, монахиня-тайнопострижница «Серафима» (освобождена под подписку).
  4. ЕГОРОВА Анисья Александровна — из кулацкой семьи, жена твердозаданца (освобождена под подписку).

Освобождены за недостатком собранных улик: 

  1. КУЧИНА Евдокия Васильевна — дочь бывшего мелкого купчаря и твердозаданца.
  2. ГОРОХОВА Александра Васильевна — дочь бывшего псаломщика, умершего в 1925 г.

image007В честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на месте бывшей древни Сельцо в затопленной местности при строительстве Горьковского гидроузла в 1955-56гг. сооружена часовня. В д. Иванковицы, Островского р-на, храм в честь Рождества Предтечи Церковь кирпичная, построена в 1786 прихожанами, главный престол освящён в 1796. Основной объём храма представляет собой двусветный четверик с четырёхскатной кровлей и одноглавым завершением. Трапезная, равная по ширине четверику, соединяет основной объём церкви с трёхъярусной колокольней. Приделы Николая Чудотворца и Зосимы и Савватия Соловецких. Практически не закрывалась, но сейчас приход малолюден. Старинный храм некогда большого торгового села Иванковица на протяжении многих лет находится в запустении. Изредка, по большим православным праздникам, в нем проводит службы приезжий священник. В эти дни прихожане с окрестных деревень собираются в храме на богослужение и заодно навещают могилы родных, похороненных на иванковицком погосте.

image008В день Рождества пророка Иоанна Предтечи многие костромичи вспоминают протоиерея Иоанна Сазонова (1936-1994), который служил в Костроме протодиаконом с 1965 по 1994 гг. в Воскресенском кафедральном соборе, был настоятелем Спасо-Запрудненского храма с 1982 по 1990 годы. День Рождества Предтечи был Днем его тезоименитства. Архиепископ Кассиан (Ярославский) в характеристике данной протоиерею Иоанну писал: «высокообразованный и культурный, усердный к своим пастырским обязанностям. Поведения трезвого и благонравного. Заботлив о благолепии храмов Божиих и благоповедении духовенства. Отличный проповедник Слова Божиего. Любим и уважаем прихожанами». Жизнь усердного и любимого костромичами пастыря трагически оборвалась в результате произошедшей 11 сентября 1994 года в День памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя автомобильной катастрофы.

Похоронен протоиерей Иоанн Сазонов близ алтаря Воскресенской церкви с. Любовниково, рядом с могилами своей супруги Ларисы Владимировны и тестя, протоиерея Владимира Косьмича Конона.

image009Иван Григорьевич Сазонов родился  20 октября 1936 г. в местечке Гольшаны на территории Западной Белоруссии, в то время находившейся в составе Польской Республики. В 1955г. году женился на Ларисе Владимировне Конон, младшей дочери настоятеля гольшанской церкви протоиерея Владимира Конон. 20 мая 1959 г. в день явления Жировицкой иконы Божьей Матери в Успенском храме Жировицкого монастыря был рукоположен  во диакона Преосвященным епископом Леонтием (Бондарь), викарием Минской епархии. Направлен на служение в г. Рыбинск, в Вознесенско-Георгиевскую кладбищенскую церковь, единственную  в те года действующую церковь в городе. В 1964 г. семья переезжает в г. Орел, где служит диаконом в Свято-Троицкой церкви. В 1965 г., по приглашению архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского, + 1990) переехал с семьей в Кострому. В 1970 г. удостоен сана протодиакона. 29 августа 1982 года рукоположен во иерея и назначен настоятелем Спасо-Запрудненского храма г. Костромы. возглавляет благочиния 6 –го, а затем 8 епархиального округа. В состав 8-го округа входили все действующие церкви Кологривского, Парфеньевского, Нейского, Мантуровского, Октябрьского и Шарьинского районов Костромской области. Весь северо-восток Костромского края – 8 церквей расположенных на значительном удалении друг от друга.

В связи с закрытием в 1962 г. Минской Духовной Семинарии, поступил на заочный сектор Московской Духовной Семинарии, а затем в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1972 г. с ученой степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре церковной истории на тему: «История Костромской епархии от ее основания до 1900 г».

За усердные труды во благо Христовой Церкви протоиерей Иоанн Сазонов был награжден орденами Русской Церкви и благодарностями священноначалия: орденом благоверного князя Владимира 3-й степени (1978), орденом преподобного Сергия Радонежского III степени (1986), наперстным крестом с украшениями (1988).

В 1987 году о. Иоанн овдовел. С 1990 года прибывшим в 1989 году на Костромскую кафедру архиепископом Александром (Могилев, ныне митрополит Астанайский и Казахстанский, глава митрополичьего округа в Республике Казахстан) был назначен настоятелем Воскресенского храма с. Любовниково Костромского р-на, с 1991 года – штатным клириком Иоанно-Златоустовской церкви г. Костромы.

Жизнь усердного и всеми любимого пастыря трагически оборвалась в результате произошедшей 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя автомобильной катастрофы.

Похоронен протоиерей Иоанн Григорьевич Сазонов близ Воскресенской церкви с. Любовниково рядом               с могилами своей матушки, тестя и старшего сына.

Письменные труды протоиерея Иоанна Сазонова

  1. Сазонов И., протод. История Костромской епархии от ее основания до 1900 г. Кандидатская диссертация. Машинопись. Троице-Сергиева Лавра. Г. Загорск. 1971-1972гг. -164с.
  2. Приложение к кандидатской диссертации. Фотоальбом. 27 фотографии.
  3. Сазонов И., протод. Проповеди. Машинопись. Кострома, 1975г.
  4. Сазонов И. Г., прот. «Костромские архиереи и Семинария» (Участие костромских архиереев в судьбе Костромской семинарии от ее возникновения в 1747 по 1900 гг.)// Светочъ. Альманах Костромского церковно-исторического общества. Кострома, №2. С.21-27.

О нем: Сазонов Д. И. «Не хлебом единым» (Мф. 4:4) (Воспоминания об отце – протоиерее Иоанне Григорьевиче Сазонове).

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов, 1875 – 1942)

Архиепископ Зиновий (в миру Дроздов Николай Петрович) родился 14.07.1875 г. в с. Холм Галичского у. Костромской губ. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел.

Подробнее...

Статьи

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты

DOI: (присваивается в редакции)

УДК

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты.

Сазонов Дмитрий Иванович, протоиерей

Костромская митрополия Русской Православной Церкви г. Кострома

sazonow63.12 @gmail.com

Аннотация. В статье, на основании документов, дается анализ положения верующих в условиях государственно-партийного курса взятого на XXI съезде коммунистической партии в 1959 году. Вместе с задачами построения коммунизма как экономической формации ставится задача воспитания нового человека – безрелигиозного человека коммунистического общества. Руководство Русской Православной Церкви находясь на позициях лояльного отношения к власти выбрало курс, при котором сочетались два направления: желание показать соответствие христианского идеала социалистическим (коммунистическим) воззрениям и следование своим вероучительным традициям. Социологические исследования показывают, что благодаря такому курсу удалось нивелировать тезис о классовом противостоянии Церкви и коммунистического государства, с другой стороны, с другой стороны - сохранить свою религиозную идентичность и накопить силы для воссоздания своих структур в изменившихся общественно-политических  условиях.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: