20 июня. Петров пост
С 20 июня (неделя Всех святых) до 12 июля (праздник первоверховных апостолов Петра и Павла) Церковью установлен т.н. Апостольский, или Петров пост. Он один из четырех многодневных постов установленных Церковью.
По сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (праздник Святой Троицы), перед праздником в их честь (12-го июля - праздник апостолов Петра и Павла, а 13 июля - праздник Собора 12-ти святых апостолов), Церковь призывает нас к посту, указывая на пример святых апостолов – приняв Духа Святого, они постом и молитвой готовились к Всемирной проповеди Евангелия. Церковь учит нас подражать им в проповеди и воздержании. К распространению и утверждению Апостольского поста и приготовление к празднику в их честь постом молитвой с VI века утвердился среди благочестивых христиан , чему еще и способствовало построение в Константинополе и Риме храмов святых апостолов Петра и Павла.
Продолжение поста святых апостолов бывает различным. Оно связано с празднованием Пасхи и может продолжаться от шести недель до недели и одного дня.
В течение Апостольского поста Церковь предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам воздерживаться от рыбы, вина и масла. После 3-го часа дня вообще в пище совершать сухоядение. В прочие же дни - вторник и четверг, воздерживаться только от рыбы. Во дни же памяти великого святого (напр. 7 июля, в праздник в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна) или во дни храмового праздника (престольный день храма), а так же в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. В этот пост, как в другие многодневные посты (Успенский, Рождественский и Великий), и великие постные дни ( 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 27 сентября воздвижение Креста Господня) браковенчание не совершается.
Целью Апостольского поста, как и впрочем, всех постов является забота Церкви научить нас воздержанию, которое является началом добродетелей, предохранить чад своих от беспечности, в которую мы легко впадаем, в том числе, и от обилия мясоеда.
В первую неделю после Троицы православные христиане традиционно отмечают Неделю всех святых. Продолжая собой празднование Троицы, когда произошло сошествие Святого духа на апостолов, Неделя всех святых напоминает о всём множестве святых по всему миру и посвящена людям, принявшим Христа и несущих его учение. В этот период верующие вспоминают всех тех, кто уже принял благодать и кому только предстоит ею просиять от Адама и до Второго Пришествия Господня. 28 июня в день Всех святых мы будем со скорбью вспоминать знаменитую Всехсвятскую церквь на углу современных улиц Дзержинского и Овражной, разрушенную в 30-х годах ХХ столетия. Впервые она упоминается в костромской писцовой книге в 1628 г. Затем на месте, которую костромичи именовали Муравьевкой, с 1756 по 1757 попечением прихожан был построен пятиглавый, двухэтажный каменный храм. Она была «обыденной» и по преданию была построена прихожанами за одни сутки. Существовало поверье, что такое благочестие способствовало прекращению эпидемий.
В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость – это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Однако, если образ Божий в нас есть и он неотъемлем (как человеческая ипостась), хотя и значительно помрачен из-за греховного существования, то подобие Божие – в значительной мере утраченное через грехопадение прародителей свойство, бесконечно приобретаемое по мере возрастания в благодати.
Святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них – это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек имеет решающую ценность в очах Божиих.
Тропарь, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившиеся. Теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2
Яко начатки естества, Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь Свою и жительство Свое Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.
На первом этаже находился Никольский зимний храм, на втором – летний Всехсвятский. Закрыта в 1930, вскоре сломана. На месте церкви сквер (Цифрами отмечены Борисоглабская ц. (1), Всехсвятская ц. (2), Воскресенская и Знаменская цц. (3), Вознесенская ц. (4), ц. Рождества Христова ("Николы Мокрого") на Дебре (4) и ц. Стефана Сурожского (5)).
В этом храме с 1929 по 1930 гг. нес послушание псаломщика бывший обер-прокурор Святейшего Синода А. Д. Самарин, над могилой которого на бывшем Федоровском кладбище г. Костромы вновь воздвигнут крест. В Костроме он находился как "социально-опасный элемент", не имеющий право проживать в столичных городах. Отпевание его в 1932 году прошло в стоявшей неподалеку «губернаторской» Борисоглебской церкви, которая в ноябре 1934 года была закрыта по «требованию студентов Текстильного института», а осенью 1935 года разрушена. http://sazonow.ru/svyatye-i-svyatyni/834-samarin-aleksandr-dmitrievich-1868-1932
12 марта 2019 года в микрорайоне Юбилейный г. Костромы по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта был совершен чин освящения Всехсвятской часовни. Новая часовня, освященная во имя Всех святых, расположена рядом с ритуальным центром. В часовне возносится молитвы за усопших. Инициатором постройки выступило камнеобрабатывающее предприятие ООО «Сфера», сотрудничающее с похоронным бюро «Небеса», Единой ритуальной службой и агентством «Память».
В праздник Всех святых престольный праздник во Всехсвятской церкви с. Широкова Нерехтского уезда Костромской губернии (1876) (ныне Ивановская обл., Фурмановский р-н, с. Широково). В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в волость Шухомаш. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь "Все святые в селе Широкове". Кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1856-1876 по проекту, близкому к образцовым. Пятиглавый четверик с двухпридельной трапезной и колокольней. Приделы в трапезной Никольский и Казанский. Закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана. Богослужения прекратились в 1937 году. Официально церковь не закрывалась.Колокольня разрушена. Здание храма использовалось как склад. В 1940-е годы в здании находились школьные мастерские. Возвращена верующим в 1991, отремонтирована.
Александр Дмитриевич Самарин – личность замечательная, но для многих наших современников, к сожалению, малоизвестная. А между тем, деятельность этого человека много значит в русской истории. Он был широко известен в России. Славился прямотой, честностью, неподкупностью, твердостью духа, исключительной порядочностью и независимостью взглядов, которые высказывал, невзирая на личности, даже самому императору Николаю II. Самарин являлся обер-прокурором Святейшего синода и членом Государственного совета Российской империи, главноуполномоченным Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны, предводителем дворянства Москвы и Московской губернии.
Его дочь, Елизавета вспоминала это время: «Отец был занят с утра до вечера, а иногда и до глубокого вечера. Мы, дети, видели его обычно утром в девять часов, когда он пил два стакана чая, почему-то остывшего, и читал газеты. Мы приходили здороваться с отцом. За обедом он бывал не всегда, а вечером, если оказывался дома, садился за пианино или за фисгармонию, которую очень любил, и наигрывал что-нибудь по слуху, часто импровизируя.... Отец учил нас молиться на ночь и любил прийти в детскую, когда мы уже лежали в кроватях. По воскресеньям отец ходил с нами к поздней обедне в церковь свт. Спиридона или Большого Вознесения на Никитской, где венчался Пушкин, а потом мы шли завтракать в самаринский дом на Поварскую. Все это сохранилось в памяти из раннего детства... С отцом для нас были особенно связаны два самые большие праздника в году — Рождество и Пасха. В Рождественский сочельник, после вечерни в Кремле, он брал нас в магазины, что бы купить подарки; самое существенное — это подарок для нашей “тетеньки” и “по секрету” от нее, до следующего дня. Отец
всем в доме дарил подарки и нас привлекал к этому. Он принимал участие в елке, играл для нас на рояле, радовался нашей радости. На Страстную неделю и Пасху мы бывали в Абрамцеве, где все дни бывала прекрасная служба в церкви, в которой все по мере сил принимали участие. Отец был свободен несколько дней, был с нами, руководил хором, пел, читал; я и теперь слышу его голос, и он передал нам совершенно особенную любовь и понимание этих великих дней. Маленькая Абрамцевская церковь, окруженная нетронутым
парком с высокими елями, и просыпающаяся к жизни природа так много могли дать чудных, поэтических впечатлений. А первая в жизни Пасхальная заутреня (в 7 лет), крестный ход со свечами вокруг церкви, прямо у дорогих могил матери, бабушки и братца, и ликующие слова “Христос Воскресе”, и звон, и темные ели, и полная света от восковых свечей церковь, и множество народа! Это, действительно, была радость Воскресения Христова! Хор ведет отец, такой праздничный, радостный, и дед Савва Иванович глубокой своей октавой подкрепляет пение». https://simeonn.livejournal.com/3808.html
На Поместном соборе Русской Церкви 1917 года его кандидатура выдвигалась на место Патриарха Московского и всея России, хотя он был мирянином. Столь высок был его авторитет.
Арестовывался в 1918, 1919, 1925.
В 1918 году А.Д. Самарин возглавил правление Совета объединенных приходов г. Москвы, созданного для защиты православных храмов от разрушения. Он пытался спасти от нетерпимости богоборческой власти церковь, сберечь ее внутреннюю свободу. Власть этого самоотверженного и ревностного служения церкви не простила. Самарин неоднократно арестовывался как противник политики советского государства. Был приговорен к расстрелу, но как раз накануне вышел указ об отмене смертной казни в стране. Его веру не сломили ни тюрьмы, ни ссылки. На судебном процессе, когда ему предоставили последнее слово, Самарин сказал кратко, но твердо: «Я – за Бога».
«Очередной арест» 30 октября 1925 года. Обвинение при аресте "церковная работа вместе с митрополитом Петром (Полянским) и митрополитом Кириллом (Смирновым)". Арестован неким Запалло, ордер на арест подписал Ягода. Основное обвинение, предъявленное А.Д.Самарину выразилось в обвинительном заключении в том, что "а) поставить целью сохранение церкви в качестве активной к/революционной организации, он с 1917г. все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежащих черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой Патриарха Тихона до раскаяния последнего перед соввластью, давая линию и тон во всех важнейших вопросах, как например, во время изъятия церковных ценностей, а после изменения Тихоном политики по отношению к соввласти, выдвинул и сорганизовал черносотенное ядро, так называемый "Даниловский синод", при помощи которого постоянно оказывал давление на Тихона, заставляя поворотить его на старую дорогу. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировке в гор. Сергиево-Посаде, состоящей из бывших людей, проводя в жизнь решения и постановления последней. г) Подчинил себе гр-на ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича
(митрополита Петра), так называемого патриаршего Местоблюстителя, руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав под его контроль черносотенного даниловского синода" (орфография и стилистика подлинника). Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 21 /05 /1926 по ст.62,68 УК РСФСР приговорен к 3 годам ссылки через ПП ОГПУ в Сибирь. Групповое дело "Дело митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926г." Осужден весной 1926г. и сослан вместе с архиепископом Иркутским Гурием (Степановым).
После запрета жить в столичных городах Александр Дмитриевич поселился в Костроме. Здесь, в ссылке, под надзором ОГПУ, прошли его последние годы. Самарины принадлежали к древнему дворянскому роду, известному со времен Ивана Грозного, были в родстве с Пушкиными, Толстыми, Лопухиными, Трубецкими, Соллогубами, Ермоловыми, Оболенскими… И Кострома в конце жизни Александра Дмитриевича оказалась не случайно. Он сам ее выбрал из шести предложенных ему мест ссылки. Возможно, потому, что род Самариных имел прямое отношение к нашим краям. Их предок – костромской боярин Иван Квашня, стоял вместе с Дмитрием Донским на Куликовом поле…
В нашем городе Самарин серьезно заболел и умер после операции в местной больнице в январе 1932-го. Похоронен на Александро-Невском (Федоровском) кладбище Костромы, которое впоследствии было уничтожено, здесь было решено сделать место отдыха. Как писала пресса тех лет: город станет краше, если мы ликвидируем кладбище и сделаем парк.
Но самое удивительное, место захоронения Александра Дмитриевича все же сохранилось. Его родственники отметили место погребения березами, которые стоят до сих пор, сберегло время и надгробный камень, закопанный близкими под землю. Сейчас на этом месте установлен памятник А.Д. Самарину в виде креста.
Реабилитирован 29 декабря 1989 года следственным отделом КГБ СССР по 1929 году репрессий.
Памятные мероприятия в честь 150-летия со дня рождения Александра Самарина проходили в Костроме 12 февраля 2018 года. Они начались в мемориальном парке на проспекте Мира, где прошла лития и освящение надгробного креста на могиле Александра Самарина. В этот день сюда приехали потомки государственного деятеля, священнослужители, краеведы, журналисты.
Затем в большом зале заседаний администрации города прошел круглый стол «Время и люди. Оценки и судьбы», в котором приняли участие исследователи, государственные, религиозные и общественные деятели, а также представители прокуратуры области
К 150-летию А. Д. Самарина в Костроме издана книга «Подвигом добрым подвизался…», в которой собраны воспоминания, письма, документы. Она составлена внуком Самарина Сергеем Николаевичем Чернышевым и костромским протоиереем Димитрием Сазоновым. В сборнике много малоизвестных и интересных фактов об А. Д. Самарине и его эпохе…В фойе городской администрации участники круглого стола ознакомились с передвижной выставкой «Костромская Голгофа», посвященной памяти новомучеников и исповедников, погибших в годы политических репрессий.
Мы должны знать святые места Костромы! Они не только свидетельство истории, они наше духовное достояние, как, впрочем, и Петров пост.