2 июня. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0022 июня Церковь молитвенно вспоминает событие телесного (с воскресшей плотью), Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Праздник Вознесения - один из великих 12-ти праздников Православной Церкви, он всегда бывает в четверг, на 40-ой день после Воскресения Христова - Пасхи.

image001В Евангелии говорится о том, что в последний день своего видимого пребывания на земле, Господь наставлял собравшихся учеников об устройстве Церкви. В наставлениях Он указывал на дары Святого Духа, которыми  будут наделены Его апостолы (посланники), чтобы исполнить великое дело проповеди Евангелия.

На вершине горы Елеонской, куда они пришли, Спаситель поднял руки, благословил Своих учеников, и стал подниматься на небо, пока облако не скрыло Его. Явившиеся при этом ангелы поведали собравшимся о втором будущем пришествии Христа на землю.

После Вознесения Господня ученики возвратились в Иерусалим. По традиции, они собирались в храме, где прославляли и благословляли Бога в молитве до дня Пятидесятницы, после которого они, по обещанию Спасителя, исполнившись Духа Святого (сошедшего на них в виде огненных языков), разошлись проповедовать Благую весть о спасении человека от греха проклятия и смерти из Иерусалима по всей Римской империи. В знак видимого свидетельства Вознесения Господня, до сих пор, на Елеонской горе в Иерусалиме, виден запечатлевшийся отпечаток стопы Спасителя. Место является местом поклонения не только христиан, но и мусульман.

Поскольку праздник посвящен вознесшемуся Господу, во время богослужения священники надевают белые одежды, символизирующие Божественный свет.

image003В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагалось в своде купола (как, например, в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году). Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческий период. Эта сцена, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалась для купольной декорации.

3 факта о празднике:

1 Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом.

2 Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения.

image004Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма

3 Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И image005придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима... И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).

Тропарь гл.4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак гл.6:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

image006Задостойник, глас 5:

Велича́й, душе́ моя́,// возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца.

Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию,/ в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую,// ве́рнии, единому́дренно велича́ем.

Молитва

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние. 

image007image008В этот день престольный, храмовой праздник в костромской церкви в честь Вознесения Господня на Дебре (Мельничный переулок).

Каменный Вознесенский храм был построен взамен прежнего, деревянного, около 1654 года. В начале XX в. храм являлся одним из наиболее примечательных памятников церковного зодчества Костромы. В начале ХХ века Вознесенский храм являлся одним из наиболее примечательных памятников церковного зодчества Костромы. Его изучали выдающиеся церковные историки Н.В. Покровский, А.Л. Голубцов. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. В храме имелось много икон древнего письма (среди которых особенно почитался верующими образ священномученика Антипы, епископа Пергамского), древние оловянные сосуды и ковчег, Евангелие XVII века. Стены Вознесенской церкви в XIX столетии расписывались маслом, в начале ХХ века - были украшены клеевой живописью. В 1922 году после отделения от Русской Православной Церкви обновленческой группировки "живоцерковников" Вознесенский храм перешел в руки обновленцев, деятельность которых активно поддерживалась властями. Тем не менее, в 1930 церковь подверглась закрытию. Первоначально здесь устроили общежитие портовых грузчиков и склад, затем - в 1932 году - здание храма передали находившемуся рядом мельничному заводу для устройства столовой; тогда же уничтожили венчавшее церковь пятиглавие и разрушили колокольню. Позднее, в начале пятидесятых годов ХХ века, церковное здание стало двухэтажным жилым домом.

В 1986 году из Вознесенского храма выселили жильцов; в ходе последовавших реставрационных работ (по проекту архитектора Л.С. Васильева) удалось воссоздать трапезную и трехярусную колокольню, однако с 1991 года работы были прекращены.

В 2007г. здание церкви было возвращено Костромской епархии. В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви в его былом великолепии, проводятся богослужения. В 2007-2015 годах проведены работы по реставрации четверика, подклета, предела Николая Чудотворца, пяти барабанов, северного предела, фундаментов, устройство водостока, воссоздание и монтаж крестов, восстановление и монтаж ставней и дверных полотен, электромонтажные и пусконаладочные работы.

image009Вознесенский монастырь в Костроме находился в районе ул. Комсомольской. Был основан царем М. Ф. Романовым (по мнению историков, это произошло во время посещения царем Костромы, в 1619 г.). Впервые он упоминается в 1628 году, когда «на посаде у Богоявленского монастыря» находился Вознесенский мужской монастырь, в котором находились деревянная костромская церковь преподобного Варлаама Хутынского и место, где стояла церковь Вознесения Господня.

Монастырь в Костроме, был ружный, т. е. он получал ругу (денежное содержание), по-видимому, от государства. Когда упразднен монастырь, неизвестно, но, скорее всего, это произошло в середине  17 века, во всяком случае, в 1653 г. вместо монастыря, уже существовала приходская Вознесенская церковь с приделом преподобного Варлаама Хутынского.

image010Вознесенский приход упразднен в 1779 г., в 1788 г. церковь в Костроме перенесли на создаваемое тогда Лазаревское кладбище. Дольше память о монастыре сохраняла в своем названии Вознесенская улица, переименованная после революции в ул. Комсомольскую.,

Вознесенская (Георгиевская) церковь г. Галича. Церковь кирпичная, построенная в 1801 на средства прихожан и благотворителей. Основной объём представлял собой двусветный четверик с пятиглавым завершением, с декором в стиле классицизма. Трёхъярусная колокольня соединялась с основным храмом трапезной. Имела приделы: иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Георгия Победоносца. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время в аварийном состоянии.

image011Вознесенская с. Вознесенское каменная, с каменною колокольнею и оградой. Построена в 1783 г. усердием и средствами Ивана Фед. Нелидова, владельца села Вознесенского, возобновлена в 1840 году г. Иваном Шигориным.

Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в холодной в ч. Вознесения Господня, в теплой б) правый в ч. святит. Николая, в) левый в ч. святит. Иоанна Златоустого.  Расстояние от Костромы 120 в., от  Галича 13 в., от села Орехова 10 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская с. Сынкова в 2 в. и Благовещенская с. Унорожа  в 4 в. 

image012   В XVII в. село входило в состав Галичского уезда. В 1628 г. упоминается «церковь Вознесение Христово в селе Вознесенском в вотчине Бориса Ивановича Морозова».
В сентябре 1733 г. «в поданном прошении в Галицкую духовную канцелярию Галицкаго уезда стану Кушки приходской церкви Вознесения Господня, что в селе Вознесенском, попа Антипы Мелетиева и всех приходских людей написано: означенная де церковь их Вознесения Господня да в приделе Пр. Богородицы Феодоровския имеется быть ветха, и ныне желают они приходские люди, чтобы на место той древней церкви построить вновь таковую ж во имя церковь и просил вышеописанный поп и приходские люди, дабы против того их прошения о разобрании той древней церкви и о строении вновь и освящении и о даче освященных антиминсов дать указ». В феврале 1738 г. «поп Федор Григорьев, да церковный староста крестьянин Иванова сына Березникова, Мокей Иванов деревни Демьяновскаго в поданном в Галицкое духов. правление прошении писали, что «церковь Вознесения Господня с приделом Феодоровския Пр. Богородицы построена и св. иконами и прочим церковным благолепием убрана и к освящению совсем приуготована и просили оное прошение послать в синод. казен. приказ и к освящению св. церкви дать св. антиминс, а о священии церкви с приделом послать указ на имя Галицкаго Паисиина монастыря архимандрита Никодима». В марте 1738 г. новопостроенная Вознесенская церковь с приделом была освящена.

Фамилии лиц духовного звания Галичского уезда в первой трети XIX-го века.

  • ·  Азбукин, Аквилев, Александровский, Алякритский, Амасийский, Аменицкий, Андреевский, Ардентов, Архангельский, Арстов, Асаткин, Афонский,
  • ·  Баженов, Барский, Белеволенский, Бельцов, Беляев, Благовещенский, Болотов, Борков,
  • ·  Васильевский, Велецинский, Велиардов, Венедиктов, Верховский, Весин, Весновский, Виноградов, Вихарев, Вишневский, Владимиров, Воздвиженский, Вознесенский, Воробьев, Воскресенский, Востоков,
  • ·  Говорков, Голиков, Горитский, Городков, Горский, Горчагов, Груздев, Гусев,
  • ·  Давидовский, Демидов, Добров, Добронравов, Драницын, Дроздов, Дружинин, Дьяконов,
  • ·  Елишев,
  • ·  Жуковский,
  • ·  Заболотский, Звездкин, Золотов,
  • ·  Игнатовский, Измайлов, Иорданский,
  • ·  Казанский, Калинников, Каллистов, Кандорский, Капустин, Карпинский, Касторский, Ключарев, Козырев, Комаров, Кораблев, Корельский, Коронитский, Косаткин, Космодемьянский, Костров, Котельский, Красовский, Критский, Крутиков, Крылов, Кудрявцев,
  • ·  Лаговский, Лапшин, Лебедев, Левашев, Левин, Левитский, Либеров, Люминарский,
  • ·  Маневский, Махровский, Мизеров, Мирмиков, Миролюбов, Митинский, Москвин, Мухин,
  • ·  Нагоров, Наградов, Назаретский, Невзоров, Невский, Немецкий, Немов, Нерехтский, Нечаев, Никольский, Нифантов,
  • ·  Озеров, Орлеанский, Орлов, Острогский,
  • ·  Пенский, Писемский, Покровский, Полозов, Померанцев, Понизовский, Попов, Потехин, Правдин,
  • ·  Разумовский, Райевский, Ремов, Ренский, Реформатский, Ризположенский, Рождественский, Рожновский, Розанов, Румянцев, Руфинов, Рябинин, Рязановский,
  • ·  Свирский, Селецкий, Селитский, Семенов, Семеновский, Сибилев, Сигорский, Силвестров, Сионский, Скворцев, Соболев, Сокованов, Соколов, Солнцев, Сперанский, Сретенский, Стайновский, Староторжский, Страхов, Суворов,
  • ·  Титов, Тихомиров, Троицкий, Турковский,
  • ·  Углецкий, Удгодский, Успенский,
  • ·  Филоматитский, Флигерев, Флоренский,
  • ·  Холмовский,
  • ·  Царев, Цветков,
  • ·  Чистяков, Чудецкий,
  • ·  Шестаков, Шигин, Шуйский,
  • ·  Щекин,
  • ·  Яблоков, Яхонтов

(ГАКО, Фонд Ф-200, б/ш, дела № №: 116, 185, 868, 1280, 1666, 1736; ГАКО, Фонд Ф-200, опись № 3, дела № №: 560, 586.

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святой Преподобный Геннадий Чудотворец Костромской и Любимоградский, Спасо-Геннадиев монастырь - в фольклоре, семейных историях и устном народном творчестве жителей окрестностей Геннадиева монастыря

Братие, любите друг друга!
(слова на свитке в руках прп.Геннадия, на
каноническом его изображении на иконе)      

Для начала – краткое объяснение, почему я на протяжении многих лет собираю все, что связано со св. преподобнымГеннадием Костромским и Любимоградским.

Подробнее...

Статьи

Церковь Рождества Богородицы в Костроме (1627)

Церковь Рождества Богородицы в Костроме впервые письменно упоминается в Писцовой книге 1627/28-1629/30 гг. "На берегу у Волги церковь Успение Пречистые Богородицы да три предела Макарья Желтовоцкого Унженского чудотворца, да Якова Боровского чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотворца древяна, верх шатровой, да церковь другая с трапезою Рождество Пречистые Богородицы, да предел преподобного Сергия чудотворца древяна клецки, а в церквах образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а церковных служебников поп Григорей Панкратьев, да поп Федосей Корнильев, да церковной дьячок Любимко Федосеев, да просвирница Ксенья, а земли церковной и с кладбищем в длину 39 сажен, поперег 26 сажен, да церковные ж земли на берегу у Волги под колоколницею и под кельями в длину 12 сажен с полусаженью, поперег 9 сажен... А на церковной земле 10 келей бобылских схожих бедных людей и нищих, кормятца Христовым имянем..."» (ПКК Л.592,592 об).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: