15 октября. Память преподобного Кассиана Угличского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00115 октября Церковь почитает память преподобного Кассиана Угличского. Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, происходил из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь на служение Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе великого князя и поселился у Ростовского епископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал Константин. В обители преподобный Кассиан проводил строгую подвижническую жизнь.

Монашество он принял после чудесного ночного видения преподобного Мартиниана, побуждавшего принять постриг. Через некоторое время святой Кассиан оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, основал обитель в честь Успения Божией Матери.

Слава о преподобном широко распространилась, и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустынно-людное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения «тихими словесы».

Преподобный скончался в глубокой старости 2 октября 1504 года. В Угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609–1611 годах.

Память преподобного Кассиана Угличского совершается также 21 мая, в день тезоименитства.

Архиепископ Костромской и Галичский Кассиан. Фото 1965г.В честь преподобного Кассиана Угличского был пострижен архиепископ Костромской и Галичский Кассиан (Ярославский (1899-1990), упр. Костромской епархией 20 мая 1964-30 ноября 1988 гг.).

Родился архиепископ Кассиан (в миру Сергей Николаевич Ярославский) 23 августа в Златоручье, Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Мать, Анфиса Евграфовна (умерла в 1956), также принадлежала к священническому роду. Спустя много лет владыка вспоминал: «Отец мне часто говорил в пользу избрания священного служения: что это самое благородное, чистое, высокое служение — лучшее всех житейских земных должностей и чинов».

Окончил Угличское духовное училище, три года учился в Кашинской духовной семинарии (до закрытия в 1917 году), затем — в школе второй ступени и (в 1918—1919) на юридическом факультете Ярославского государственного университета — номинально, так как занятий в условиях военного времени не велось. В 1920—1922 годах — слушатель Угличских пастырско-богословских курсов.

image003Окончил Ленинградскую духовную семинарию (1953 год, заочно), Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1958 год; тема кандидатской работы: «Учение о таинствах в творениях св. отцов и учителей Церкви II-го и III-го веков»).

В 1919 году был призван на военную службу в тыловое ополчение. В 1920 году по состоянию здоровья демобилизовался и служил в угличском уездном статистическом бюро. С 1920 года — псаломщик в родном храме села Золоторучье, был посвящён в стихарь с получением произносить проповеди в храмах Угличского викариатства. К церковной деятельности его привлёк владыка Серафим (Самойлович).

С 12 августа 1923 годадиакон. С 14 августа 1923 года — священник, настоятель Николо-Песоцкого храма города Углича. С 1925 года — настоятель Николо-Сухопрудского храма города Углича, занятого обновленцами в 1928 году. С ноября 1928 года — настоятель церкви села Ильинского Угличского района. 21 ноября 1929 года был арестован, приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в Северном крае, а затем в Казахстане. Освобождён в 1932 году, вернулся в Ильинскую церковь. Позднее вспоминал: «Возвращаясь … через г. Кашин, где когда-то учился, и приближаясь к родному Угличу пешком, я был радостен и пел Пасху, благодаря Бога за всё». Продолжал служить в храме и проповедовать.

image0045 февраля 1933 года вновь арестован, приговорён к восьми годам лишения свободы. Во время заключения в Рыбинске поранил ногу ржавым гвоздём, что вызвало заражение крови — в результате чуть было не лишился ноги. После ареста священника от него ушла жена, но дети продолжали помнить об отце и любить его. В феврале 1941 года был освобождён и вернулся Углич. Родные и знакомые узнавали его с трудом — он выглядел семидесятилетним старцем.

С 14 мая 1941 года — священник кладбищенской церкви св. Царевича Димитрия в г. Угличе. С апреля 1943 года — настоятель Михаило-Архангельской церкви Угличского района. Жил в храме в небольшой келье под колокольней; половину кельи занимала библиотека. Создал на приходе крепкую православную общину. 3 июня 1948 года пострижен в монашество. В 1949 году возведён в сан игумена. С 1956 годаблагочинный Угличского округа. С января 1961 годанастоятель кладбищенской церкви св. Царевича Димитрия в г. Угличе, возведён в сан архимандрита. С 26 марта 1961 года — епископ Угличский, викарий Ярославской епархии при архиепископе Ярославском и Ростовском Никодиме (Ротове). С 14 мая 1963 годаархиепископ Новосибирский и Барнаульский.

Архиепископ Костромской и Галичский Кассиан с духовенством и мирянами Костромской епархии. Фото 12.08.1973 г.С 20 мая 1964 года — архиепископ Костромской и Галичский. В Костроме жил в небольшом деревянном доме, в котором в трёх маленьких полуподвальных комнатах размещалось и епархиальное управление. В этот период только в Костроме оставались действующими три храма, богослужение в них не прекращалось; продолжалась церковная жизнь и в немалом (для того времени) числе сельских приходов. Многие — и священнослужители, и прихожане — искренне почитали владыку как старца высокой духовной жизни. По image006представлению владыки Кассиана в 1982 году было установлено празднование Собору Костромских святых; тропарь и кондак празднику составил сам архиепископ. 30 ноября 1988 года почислен на покой; жил в Ярославле у своей дочери.

Скончался 20 марта 1990 года. Отпевание было совершено в Воскресенском кафедральном соборе Костромы.

Похоронен, по завещанию, в Угличе, рядом с родительскими могилами на церковном кладбище при Димитриевском храме г. Углича.

Церковь царевича Димитрия «на крови» - несомненно, самый известный храм Углича, воздвигнута на месте трагической гибели малолетнего сына Ивана Грозного царевича Димитрия. Сразу после гибели царевича на этом месте поставили небольшую часовню. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками в 1611 г. Затем в 1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая (зимняя) церковь Михаила Архангела. В храме была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1654 г. побывавший в Угличе. Он, пораженный увиденным, пожертвовал крест на храмовую икону.

image007В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний - царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. В трапезной церкви сохранилась кованая дверь (XVII в.) из «дощатого железа», пол, застланный в XVIII в. чугунными плитами. Интерьер расписан в 1778 г. мастером Петром Хлебниковым на темы библейских сказаний «О сотворении мира» и «Грехопадении Адама и Евы и изгнание их из рая» .

image008Западную стену храмовой части занимает большая композиция на тему «угличских событий» 15 мая 1591 г. Здесь же представлены реликвии, связанные с гибелью царевича Димитрия: слюдяной фонарь, носилы и рака, в которых в 1606 г. мощи царевича переносились из Углича в Москву. В иконостасе, установленном в 1867 г., древняя икона Богоматери Смоленской – вклад царя Михаила Федоровича в первую деревянную церковь в 1630 г. Редкая подписная икона «Спас Вседержитель» выполнена в Оружейной палате 1696 г.

Самым ярким экспонатом церкви можно назвать угличский ссыльный колокол - участник трагических событий 15 мая 1591 г., возвестивший о гибели царевича. Его, всполошившего своим звоном всех горожан и призвавшего их к бунту против людей Бориса Годунова, сбросили с колокольни, как человека, лишили крестного знамения, вырвали язык, отрубили одно ухо, били 12 раз плетьми и сослали в Тобольск. Неоднократно угличане пытались вернуть набатный колокол на родину. Это удалось сделать лишь в конце XIX в. 20 мая (3 июня) 1892 г. пароход с набатным колоколом причалил к пристани напротив Спасо-Преображенского собора. Горожане приветствовали его криками «Ура!». Надпись на колоколе гласит: «В сей колокол били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия. В 1593 г. прислан из города Углича в ссылку в град Тобольск, в церкви Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитным».

В настоящее время в церкви царевича Димитрия "на крови" располагается один из отделов Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

http://visituglich.com/info/memorials/na_krovi.htmlhttps://res.cloudinary.com/diocese/image/upload/w_1024,h_768,c_fit/news/2019/март/2019-03-20%20Панихида%20в%20Угличе/IMG_6191

image009

Тропарь, глас 4: Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися. 

Кондак, глас 8:  
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн (виноградная лоза), прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

Культурологический аспект 1000-летия крещения Руси

Аннотация. Торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси стали поворотным моментом к изменению церковно-государственных отношений. Получив широкий международный и общественный резонанс, они позволили Церкви в новых исторических условиях выйти из под контроля госорганов, организовать органы церковного управления и предпринять шаги к изменению государственного законодательства, получив возможность самостоятельного существования в государстве, что кардинальным образом изменило культурную составляющую страны.

Ключевые слова: Поместный собор, Церковь, Патриарх, юбилей, партийные органы, культура.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: