24 июня. Память преподобного Варнавы Ветлужского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Преподобный Варнава Ветлужский, молитвенная память которого совершается 24 июня жил в XIV-XV веках; вначале он был приходским священником в Великом Устюге, а после кончины супруги принял монашество.

После пострига преподобный удалился от суетной мирской жизни и поселился в безлюдном месте на Красной горе близ реки Ветлуги. Здесь, как повествует  житие святого угодника, он «работал Богу в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым».

Двадцать восемь лет преподобный Варнава провел в подвиге отшельничества на Красной горе. Несмотря на то, что в ближайших окрестностях этого места не было людского жилья, о благодатном пустыннике стало известно обитателям древнего Ветлужского края; к угоднику Божию стали обращаться те, кто искал духовного совета, вразумления и утешения. Сохранились свидетельства о пророчествах святого старца, предрекавшего, что по его преставлении ко Господу на Красной горе возникнет иноческая обитель, и «умножит Бог житие человеков».

image002image003Земной путь преподобного Варнавы завершился в 1445 году; святой сподобился от Господа мирной кончины в глубокой старости. Во исполнение пророчества на место подвигов и погребения Ветлужского пустынника стали приходить монахи и земледельцы; Красную гору украсили храмы во Имя Живоначальной Троицы и в честь святителя Николая. Так было положено начало святой обители, получившей именование Варнавиной пустыни. Впоследствии поселение, образовавшееся у стен обители, стало уездным городом Варнавиным – названным так в память о святом угоднике Божием.

Из-за опасности обвала горы, на которой стояла Николаевская церковь, 22 мая 1912 г. состоялось перенесение мощей Преподобного Варнавы из Николаевского храма в Троицкий собор, в левый придел, посвященный преподобному. 10-11 июня 1914 г. в г. Варнавине проходили церковные торжества при изнесении св. мощей Преподобного Варнавы из под спуда и положении их в новую раку. Во время массового вскрытия мощей святых в 1919-1920 гг. мощи преподобного не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки image004(кажется, В. В. единственный из русских святых, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком гос. уровне).

image005 В сер. мая 1922 г. в Варнавине мощи В. В. были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В нач. 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи преподобного Варнавы перенесли в последний действующий храм Варнавина - деревянную кладбищенскую церковь арх. Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. свящ. Архангельской церкви  Петр Мегалинский (Петр Михайлович Мегалинский, сын псаломщика Михаила Лукоянова Мегалинского – прим. С. Д.), предвидя ее скорое закрытие и новое осквернение мощей преподобного Варнавы, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. о. Петр был арестован и вскоре расстрелян. Дальнейшая их судьба доподлинно неизвестна.

Все три храма утрачены в 1930-е годы. В 2000 г. рядом с местом, где находился Троицкий собор построена деревянная церковь в честь преподобного Варнавы Ветлужского. В г. Шарья с 15 января 1998 г. стал действовать деревянный храм во имя святого преподобного Варнавы Ветлужского.

С 2003 года в день памяти преподобного от храма в честь Феодоровской Божией Матери поселка Ветлужский к Варнавинскому храму совершается десятикилометровый крестный ход. Стало традицией проведение в г. Шарье ежегодных Варнавинских чтений с участием преподавателей и учащихся школ и учебных заведений Костромской и Нижегородских областей. Настоятелем Варнавинской церкви является протоиерей Серафим Гангур. Святой источник преподобного Варнавы расположен у села Рождестенское и деревни Ивановское Шарьинского image006района Костромской области. Источник объявлен памятником природы регионального значения.

С кон. 80-х гг. XX в. в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания преподобного Варнавы.  Осенью 1991 г. в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному.  24 июня 1999 г. в Варнавине на месте разрушенных храмов бывш. Троицкого монастыря Нижегородский и Арзамасский митр. Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной церкви во имя преподобного Варнавы Ветлужского, храм был освящен 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения преподобного Варнавы, был установлен памятный крест.

image007

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

АНДРОНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ (1874-1961)

Продолжаем публикации связанные с тематикой духовного наследства, которое нам, нашему Отечеству, нашему народу, оставили пастыри Церкви. Наследства не столько в виде материальных и даже культурных ценностей, но наследства в виде взрощенного ими потомства, представляющего не менее ценный  материал для формирования  русской идентичности и народного сомосознания. На каком бы поприще не трудились наследники и представители священнических родов – там мы видим полную самоотдачу доверенному делу, культуру жизни и поведения, нравственную саооценку,  заложенную не одним поколением предшествующих священнослужителей.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: