22 мая 2021. Св. Николай летний. 19 мая День рождения государя страстотерпца Николая II

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00122 мая -  праздник в честь переноса мощей Святителя Николая Чудотворца из г. Мир Ликийских (Малая Азия) в итальянский город Бари в конце XI века. Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики св. Николая в городе Бари (Италия). Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая.

image002Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. На Руси первая церковь во имя Николая Чудотворца была построена в Киеве княгиней Ольгой в 882 году, еще до принятия христианства. Во многих русских городах именем святителя Николая называли главные соборы и монастыри. Известнейшими храмами Николая Чудотворца в мире являются: базилика на месте служения святого в Мирах Ликийских (ныне Демре, Турция), а также базилика Святого Николая в Бари (Италия), где хранятся мощи святого.  В 1914 году в г. Бари на средства Императорского Православного Палестинского Общества в г. Бари по проекту архитектора А. В. Щусева было возведено подворье с церковью св. Николая.

image003Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь угодника Божия. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя.  Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

image004На Костромской земле чтут образ святителя посвящая ему храмы и селения, с благоговением обращаясь к нему за его молитвенной помощью.  Никольские церкви в пос. Реберовка в Костроме, церковь в  мужской колонии также в Костроме, в церквах с. Саметь,  с. Борщино, Никольской церкви психиатрической больницы с. Никольского, в с. Николо Тростино, Костромского р-на, в  с. Сунгурово, Красносельского р-на, с. Незнаново, Нерехтского р-на, п. Слобода, д. Паново, Антроповского р-на, с. Николо-Палома, Парфеньевского р-на, г. Солигалич, Верхний Березовец, Солигаличского р-на, в мужской колонии п. Островского, с. Унжа, Макарьевского р-на, с. Никола-Граф, Межевского р-на, г. Шарья, с. Никола Шанга Шарьинского р-на, п. Пыщуг, с. Сидоровское, Красносельского р-на, в Никольской надвратной церкви Авраамиево-Городецкого м-ря.  В селах Никольское, Николо-Граф. Николо-Палома и др.

Церковь Николая Чудотворца в селе Борщино Костромского района.

image005Кирпичная церковь, построенная в 1795. Двусветный четверик, завершенный декоративным пятиглавием, с четырехстолпной трапезной, в которой помещены Георгиевский и Трехсвятский приделы, и трехъярусной колокольней в формах классицизма. Не закрывалась. Церковь, расположенная на восточной окраине села, замыкает перспективу улицы. Церковную территорию окружает ограда с западными воротами, стоящими на оси колокольни, и двумя калитками с южной и северной сторон. В 17 века село принадлежало Зворыкиным; в нем стояла Никольская церковь «древяна вверх». В 1795 году построена существующая кирпичная церковь Николая Чудотворца с двумя приделами (Трех Святителей и Георгия Победоносца). Около середины 19 века возведена кирпичная ограда с воротами и двумя калитками. В храме сохранился первоначальный резной позолоченный иконостас — один из лучших в стиле барокко и рококо на территории Костромской области. Его пятиярусная композиция с тремя ризалитами разделена промежуточным карнизом на две примерно равные части, объединяющие соответственно два нижних и три верхних ряда. Обе части завершены тремя лучковыми фронтонами. В храме пол выложен чугунными плитами с рельефным орнаментом. Окна в церкви забраны фигурными коваными решетками. Деревянные рамы окон геометрического рисунка (конец 19 — начало 20 вв.) в последние годы заменены металлическими листами с крестообразными прорезями. Первым настоятелем храма был о.Андрей Иерусалимский. Первым диаконом храма был о.Флегонт (Высотский).

Этот красивый храм близ берега Волги был действующим в советское время. Много лет послушание настоятеля в нем нес протоиерей Николай Барсук (2019), один из старейших священнослужителей Костромской Епархии. Колокола для борщинского храма были отлиты в городе Тутаеве Ярославской области на средства, пожертвованные благотворителем из Дании – предпринимателем Вадимом Владимировичем Романовым, уроженцем здешних мест.

image006Вспомним, что 19 мая – день рождения последнего Российского императора из династии Романовых – страстотерпца Николая II, родившегося в день памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального.

Страстотерпец Николай и его Августейшее семейство включены в состав Собора Костромских святых. Костромской край неразрывно связан с императорской фамилией. Именно здесь берет начало их трехвековое царствование, когда народный герой, крестьянин Иван Сусанин своим подвигом спас от иноземцев вновь избранного молодого царя Михаила Романова, укрывавшегося от опасности вместе со своей матерью за неприступными стенами Ипатьевского монастыря. Окончание Смуты стало отправной точкой для укрепления страны, ее политического и экономического подъема, культурного расцвета.

image007Памятуя о значимости Костромской земли, Романовы неоднократно посещали ее главный город, увековечивая свое присутствие в камне, названиях улиц и площадей, и, что самое важное, традициях и исторической памяти костромичей.

image008Избрание Михаила Романова на царство связано с глубокопочитаемой чудотворной иконой Богородицы, утраченной при набеге хана Батыя в 1238 году и, согласно одному из преданий, вновь обретенной на Костромской земле. В 1613 году в Ипатьевском монастыре инокиня Марфа благословила своего сына, юного Михаила Романова, на царство перед ее ликом, что сделало икону Феодоровской Божией матери особо почитаемой в царском роду.

Костромичи к праздничным торжествам готовилась особенно тщательно. Кострому и Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь недаром называли «колыбелью Дома Романовых». Сюда ранней весной 1613 г. прибыло Великое посольство самых авторитетных людей той эпохи, чтобы призвать юного Михаила Романова на царство. Из ворот Ипатьевского монастыря направился избранный народом царь в Москву.

Торжества проходили в Костроме 19 и 20 мая 1913 г.

Для многих костромичей эти майские дни были настолько запоминающимися, что и много лет спустя они восторженно рассказывали о пережитых тогда впечатлениях. 26 мая 1913 г. Николай II направил в Кострому телеграмму: «Кострома. Губернатору. Сердечно благодарю всех за меня и мою семью помолившихся; с отрадой вспоминаем наше пребывание в родной Костроме. Николай».

Итогами подготовки к посещению императорской семьи Костромы стали:

  1. сооружение Романовского музея,
  2. возведение здания больницы при Костромской Федоровской общине сестер милосердия Красного Креста,
  3. строительство здания электростанции,
  4. устройство Костромской губернской земской выставки,
  5. начало строительства памятника в честь 300-летия Дома Романовых (памятник построить так и не успели, на его постаменте в 1927 г. был установлен памятник В.И. Ленину),
  6. работы по благоустройству Костромы, ремонт зданий, дорог, разбивка скверов,
  7. издание краеведческой литературы,
  8. фотографические съемки города.

Маршруты следования императорской семьи
в дни празднования 300-летия царствования Дома Романовых
в Костроме 19–20 мая 1913 г.

19 мая

  1. Прибытие Их Императорских Величеств на «Царскую ставку».

9 часов 45 мин. утра пароход «Межень» под императорским штандартом подошел к пристани «Царской ставке».

После приема Николаем II депутации крестьян Шунгенской волости и почетного караула от Эриванского полка царская семья в открытых экипажах отправилась к Ипатьевскому монастырю.

  1. Встреча Их Императорских Величеств у «Зеленой башни». Далее через ворота «Зеленой башни» и через внутренний двор Ипатьевского монастыря к Троицкому собору. Поклонение Федоровской иконе Божьей Матери у стен Ипатьевского монастыря (через Екатерининские ворота).

Их Величества в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. Посещение палат царя Михаила Федоровича (в 12.30).

  1. Обратное следование Их Императорских Величеств из Ипатьевского монастыря на «Царскую ставку».
  2. Прибытие Их Императорских Величеств на городскую пристань и прием депутации от г. Костромы (около 4.30)

Почетный караул от 183-го Пултусского пехотного полка.

  1. Их Императорские величества следуют в Романовский музей.

Путь следования: по Ильинскому спуску к р. Волге, части Русиной улицы, между Ботниковским сквером и зданием губернских присутственных мест, по Сусанинской площади, вокруг памятника Ивану Сусанину и Сусанинского сквера, до Романовского музея – по Павловской улице, посреди аллеи Романовского сквера.

  1. Посещение Их Императорскими Величествами дома Костромского дворянства – 4 часа дня.

image009Путь от дома костромского дворянства на Царскую городскую пристань для следования на «Царскую ставку»: по Романовскому скверу Павловской улицы, по Сусанинской площади, вокруг памятника Сусанину, мимо церкви Воскресения на площадке по Русиной улице и по Ильинскому спуску и р. Волге, где поставлена была Царская пристань.
 

20 мая

  1. Прибытие в г. Кострому на городскую пристань
  2. Путь следования царской семьи в кафедральный собор: вверх по Ильинской улице к Успенскому кафедральному собору. Высочайший смотр войскам: лейб-гренадерского Эриванского и Пултусского пехотного полка.

Посещение Успенского кафедрального собора.

  1. Торжественное шествие к месту закладки памятника в ознаменование 300-летия Царствования Дома Романовых через «Святые врата» соборной ограды.

Торжественная закладка Их Императорскими Величествами памятника.

  1. Посещение павильона города Костромы (был построен на высоком крутом откосе, составлявшем ранее западную стену костромского кремля).
  2. Парад войск, собранных к дням торжеств в г. Костроме.
  3. Посещение Николаем II губернаторского дома. Путь следования пролегал от соборной площади между двумя городскими садами, по Нижне-Дебринской улице и по Борисоглебскому спуску, к губернаторскому дому. Перед домом губернатора – парад полицейской стражи Костромской губернии.

Высочайший прием православного духовенства в губернаторском саду, высших должностных лиц Костромской губернии. Осмотр изготовленных фигур для строящегося памятника 300-летия Царствования Дома Романовых. Прием депутаций.

  1. Посещение Николаем II 183-го пехотного Пултусского полка (конец Русиной (Кинешемской) улицы.
  2. Посещение Ее Императорским Величеством, наследником цесаревичем и великими княжнами Богоявленского монастыря.
  3. Завтрак на Императорском пароходе «Межень».
  4. Посещение Николаем II и великими княжнами церкви Воскресения на Дебре около 4 часов дня.
  5. Посещение больницы Красного Креста, устроенной в память 300-летия Царствования Дома Романовых.
  6. Посещение Костромской губернской выставки, устроенной в ознаменование 300-летия Царствования Дома Романовых. Из больницы через Нижнюю Дебрю на территорию Костромской губернской земской выставки. Земская выставка занимала довольно значительную часть квартала, расположенного на берегу Волги, и простиралась от Нижне-Дебринской до Набережной улицы. С выставки – на пароход «Межень», стоящий у Царской пристани.
  7. Отбытие Императорской флотилии к «Царской ставке» на «Стрелку».
  8. Обед в высочайшем присутствии.
  9. Отбытие Их Императорских Величеств из г. Костромы в Ярославль.

Памятник 300-летию царствования Дома Романовых

Одним из основных событий праздничных дней в Костроме в мае 1913 г. стала торжественная закладка памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Вопрос о строительстве памятника, о том, где он будет стоять, и как выглядеть, кто будет удостоен чести работать над памятником, решался в течение нескольких лет. К сожалению, ко времени свержения царствующей династии, был закончен лишь постамент и выполнена часть бронзовых скульптур. Бронзовые фигуры в послереволюционные годы были переплавлены, постамент занят в 1927 г. скульптурой В.И. Ленина.

Возведение в г. Костроме здания Романовского музея

image010Здание Романовского музея Костромской губернской ученой архивной комиссии в Костроме было заложено 21 июня 1909 г. Музей строился на участке земли, пожалованном костромским дворянством в непосредственной близости к дому дворянского собрания. Автор проекта, архитектор Н. Горлицын, предложил соорудить здание в виде терема XVII столетия. Торжественное открытие музея состоялось 19 мая 1913 г. Самый просторный зал музея был посвящен Дому Романовых. Обширный этнографический отдел знакомил с народными костюмами и крестьянской утварью Костромской губернии, здесь же были представлены бытовые предметы из дворянских усадеб. В церковно-историческом отделе – коллекция икон, церковных облачений, в доисторическом показывались материалы, извлеченные из костромских курганов. Целый зал был отдан нумизматической коллекции. В музее располагалась выставка уникальной коллекции гравюр К.Н. Козырева.

Вспомним церковь Николы Мокрого на Нижней Дебре (1734) разрушенную  в 1935 г. Благодаря милости Божией и молитвам св. Николая храм восстанавливается, свидетельствуя о восстановлении нашей памяти. 10 декабря 2014г состоялось освящение закладного камня и креста в основание строительства храма в честь святителя Николая Чудотворца на улице Лесной. Новый храм закладывается на месте разрушенной в 30-ые годы ХХ века церкви Николы Мокрого на берегу Волги. На Лесной улице в XVII—XIX вв. сосредотачивалось большинство кожевенных предприятий города. Храм в честь святителя Николая и преподобного Феодосия Черниговского на этой улице вместе с зимней Христорождественской церковью и колокольней во имя преподобного Сергия Радонежского составляли единый комплекс, построенный в 1734 году. Никола Мокрый – частое название для храмов, построенных вдоль набережных. Прозвище «Мокрый» могло происходить из-за постоянной сырости от наводнений и дождей. Другая версия - по иконе «Николы Мокрого», копия которой находился в киевском Софийском соборе.

image0117 июня в церковном календаре праздник, посвященный Троичному Богу - День Святой Троицы, Пятидесятница. Праздник был установлен  в память чудесного события сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице в Иерусалиме, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христа. Поэтому праздник назван еще Пятидесятницей. По сошествии на них Духа Святого апостолы получили необходимые для проповеди Евангелия дары, после чего направились в различные области тогдашней Римской империи Посвящен праздник Святой Троице потому, что с явлением Святого Духа открылось людям в необходимой полноте понимание соединения Святой Троицы: Бога Отца, пославшего в мир Святого Духа, Бога Сына, воплощенного Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и - Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков на апостолов. Праздник в честь пресвятой Троицы продолжается два дня: первый день посвящен сошествию Святого Духа на апостолов (День Святой Троицы), второй, именно третьему лицу Святой Троицы - Богу Духу Святому. Он называется еще в народе Духовым днем. Накануне праздника Троицы, в субботу, которая называется Троицкой родительской субботой, совершается поминовение усопших, служатся панихиды. Мы поминаем в этот день их потому, что во время своей земной жизни они были причастниками Святого Духа. В Троицкую родительскую субботу люди посещают кладбища, устраивают в память усопших трапезы, молятся за усопших, подают записки с их именами в храмах и просят служить панихиды и литии на кладбищах.

image012В богослужении праздника Троицы имеются свои особенности.  В день праздника, после Литургии, сразу совершается вечерня, на которой священник (епископ), коленопреклоненно (как и весь народ в церкви), читает вслух семь молитв, разделенных по своему содержанию на три группы. В первых двух молитвах (1-я группа), он исповедует грехи верующих перед Отцом Небесным, и в силу Распятого на Кресте Спасителя, испрашивает помилование всем верующим; в следующих двух (2-я группа), он просит ниспослать  Святого Духа, чтобы Он наставлял и укреплял всех верующих в Сына Божьего; наконец, в последних трех (3-я группа) – молится об упокоении душ усопших сродников наших. Существует  заблуждение, что в праздник Святой Троицы можно совершать церковное поминовение самоубийц. Это мнение не имеет под собой никакого основания.

Обычай украшать в праздник Святой Троицы храмы и дома ветками берез и цветами служит символом всеоживляющей силы Пресвятого и Животворящего Духа.

image013В этот День Святой Троицы является престольным праздником Троицкого храма Ипатьевского мужского монастыря в г. Костроме. Престольный праздник также празднуют в Троицкой церкви с. Костеньево, Костромского р-на. Впервые село Костенево, бывшее тогда вотчиной костромского Ипатиевского монастыря (во владении которого оно оставалось до 1764 г.), упоминается в 1562 г. В 1638 г. в селе построили церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм (имелась ли церковь здесь в предшествующий период неизвестно). В 1700 г. в Костеневе была построена новая церковь, посвященная Святой Живоначальной Троице с Ильинским приделом “деревянная… клетцки на подклетах с папертьми об одной главе”. В начале XIX в. взамен деревянных возвели каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1805 г. Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г. и четыре года она бездействовала. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отклонил просьбу костеневской общины об открытии церкви, что фактически означало ее закрытие. Однако, благодаря помощи каких-то высоких покровителей, уже 13 июля того же года Совет, отменив свое предыдущее решение, разрешил открыть церковь в Костеневе. С тех пор богослужения в ней не прерывались.

image014Престольный праздник в этот день в с. Есма, Нерехтского р-на, с. Ликурга, Буйского р-на, в одноименной церкви г. Галича, с. Горелец, Парфеньевского р-на.

 В этот день мы с болью вспоминаем о разрушенной в 1935г. архитектурной жемчужине не только Костромы, но всего Северного Поволжья – Свято-Троицкой церкви, которая находилась на месте сквера на ул. Комсомольской. Она была построена в 1650г. на средства купца Илариона Постникова. Маковки ее глав, выложенные из кирпича и шатер колокольни покрывала зеленая поливная черепица, переход от стен к главам осуществлялся  тремя рядами кококшников, храмовые стены украшались поливными изразцами. После ее разрушения, в 1958г. в сквере был установлен памятник маршалу авиации А. А. Новикову.

image016Вспомним мы и о репрессированных священниках, носящих фамилию Троицкий. Священник с. Домнино, ныне Сусанинского р-на С. В. Троицкий был выслан в 1931 году в Северный край. Священник с. Палома Межевского района С. Г. Троицкий – ВМН с конфискацией лично принадлежащего ему image019имущества. По приговору суда священник Ильинского погоста Мамельфино Галичского района И. В. Троицкий в 1937 году был лишен свободы на 5 лет и др. Вечная им память!

Много легенд и преданий существует на межевской земле. Людская память бережно хранит их и передает из поколения в поколение. Есть место, окутанное легендами и тайнами. Это святыня называется — Княжая Пустынь. Пустынь расположена на высоком холме в 5 километрах от пос. Советский. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон холма. в Пустыни поселился старец-отшельник. Постепенно здесь на вершине холма возникла деревня. В народе сохранилась легенда. Охотился Игнатий Фомич в этих местах, над одной из осин привиделся ему лик Успенской Божьей Матери. И дал он зарок поставить монастырь. Слово он свое сдержал и на его средства был в 1719 году построен женский монастырь.

Деревянная и каменная церкви находятся рядом. Кладбище при них существует до сих пор. У стены деревянной церкви сохранились две чугунные image017плиты. Надпись на одной их них гласит: “Здесь покоится тело крестьянина Луки Васильева, которым принесено распятие животворящего креста Господня из обители Свято-Афонской горы в 1867 году, скончавшегося 24 июля 1887 года, 50 лет от роду. Н-Новгород, з-д Дурбажева”.

image018На другой плите: “Здесь погребено тело священника Николая Андреевича Троицкого, скончавшегося после продолжительной болезни 4 февраля 1912 года на 74 году от рождения, прослужившего при сем храме 16 лет и 10 месяцев. Господи, прими дух мой с миром”. Жива и тропинка, проложенная верующими к “Святому источнику”.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

Духовно-нравственная составляющая мировоззрения Е.В. Честнякова как неотъемлемая часть православной духовной традиции русских

О духовно-нравственном сознании Е.В. Честнякова можно говорить лишь сквозь призму его творчества, которое отличает особая целостность и гармоничность. Внутреннее единство творчества (творений) может обеспечить только ясное миросозерцание творца (мастера), имеющее крепкий духовно-нравственный стержень, увенчанный «антенной», улавливающей волны истины и добра. Попытаемся разобраться, каким могли быть нравственный фундамент и духовный вектор развития русского художника-мыслителя из простой костромской деревни.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: